КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 11. Проблемы свободы и ответственности 1 страница
Об исходной сложности понятия «свобода». — Несвобода централизации. — Свобода и ответственность как социально-психологические категории. — Общественный и индивидуальный уровни ответственности. Об исходной сложности понятия «свобода». Категория «свобода» многогранна. О свободе говорят в ее соотношении с произволом, с необходимостью, выбором, волей, отчуждением и ответственностью. В общем смысле свобода обеспечивает примат частного (личной инициативы, индивидуального интереса) над общим. Это предполагает индивидуальную свободу и всеобщее равенство (свободу всех), свободу воли и свободу принятия решений, свободу мысли и свободу слова. С содержанием понятия «свобода» в противоречивом взаимодействии находятся представления о правах и социальных обязанностях индивида, идеи ответственности и справедливости. В нем содержится негативное («свобода от») и позитивное («свобода для») понимание свободы. Ключевым понятием теории общественного прогресса является категория «свобода». Открытым для цивилизационных преобразований считается то общество, в котором осуществляется либерально-демократическое правление, предпологающее наличие в обществе определенных свобод. Демократия (от греч. demos — народ, kra-tos — власть) предполагает возможность выбора высших государственных органов путем всенародного голосования и должна способствовать сохранению свободы. Но она не может создать условий для осуществления свобод там, где граждане в ней не нуждаются. Хорошо известны гегелевские рассуждения на тему свободы, в которых отмечалось, что в былые времена свободами назывались допустимые законом нормы, т.е. положения, определяемые законом. Тем самым Гегель показывал, что свобода — это то же самое, что закон, определенные законом права. Перефразируя кантов-ский категорический императив, согласно которому свобода каждого человека ограничена, но не далее тех пределов, которые необходимы для обеспечения равной степени свободы для всех, Гегель приходит к удивительному выводу, что именно под конституцией — основным сводом законов следует понимать определение прав или свобод вообще. Понимание свободы как осознанной необходимости, с одной стороны, и как ничем не ограниченного произвола, «вольного хотения», с другой, еще более обостряет данную проблему. Бертран Рассел, например, напрямую истолковывает свободу как отсутствие препятствий для исполнения наших желаний. В связи с этим любопытным оказывается парадокс свободы, состоящий в том, что свобода отрицает самое себя, если она ничем не ограничена. Неограниченная свобода лишается своего всеобщего содержания, превращаясь в несвободу другого индивида. Неограниченная экономическая или физическая свобода может быть разрушительной. Широко обсуждается марксистское понимание свободы, согласно которому «царство свободы начинается в действительности лишь там, где прекращается работа, диктуемая нуждой и внешней целесообразностью, следовательно, по природе вещей оно лежит по ту сторону сферы собственно материального производства». Оно как бы освобождает людей, стремящихся к подлинной свободе, от пут материального производства. Однако такая постановка проблемы ведет не к экономической, а сугубо идеалистической («по ту сторону материального производства») интерпретации этой категории. Современный западный философ и экономист Ф.Хайек привлекает внимание современников размышлениями на темы «дорога в рабство», «пагубная самодеятельность» и весьма прозорливо отмечает, что понятие «свобода» включает в себя свободу отличаться от других — иметь свои собственные цели в пределах своего собственного домена (domain). Интересна интерпретация свободы как функции человеческой способности менять свое положение, предложенная известным меценатом и финансистом Дж.Соросом. По его мнению, в ситуации равновеликих альтернатив или равноценных вариантов выбора свобода максимальна. В этом случае свобода становится фактической. Принцип индивидуальной свободы, истолкованный онтологически, т.е. когда свободой могут обладать не только индивиды — граждане, но и социальные институты, позволяет говорить о самостоятельности развития всех сфер институциональности: науки, религии, права, морали и, в частности, об их независимости от необходимости стоять на страже интересов государства, его официальной идеологии. Либерализм по сути своей гарантирует гражданам возможность критики, участие в процессе принятия решений. Он заключает в себе также и требование минимизации страданий, что коррелируется с задачей обеспечения большего счастья и благосостояния для наибольшего количества людей. Несвобода централизации. Свободу и индивидуальную собственность, по мнению Ф.Хайека, следует относить к основным ценностям западного прогрессивного общества расширенного порядка. К ценностям такого общества причисляют также право, справедливость, корпоративную (совместную) деятельность. Примечательно, что для автора эпохального труда «Открытое общество и его враги» К.Поппера к основным ценностям открытого общества причисляется обеспеченный равенством в правах и свободах индивидуализм и разум. В условиях тоталитарных режимов полноценное проявление индивидуальных и общественных свобод невозможно. Абсолютизация жестконормативных, рассудочно регулируемых способов организации жизнедеятельности индивида и общества, идея «централизованного контроля» принципиально противоположны идеалам свободы. По этому поводу Ф.Хайек замечает: «Парадокс нашего расширенного порядка и рынка (он же камень преткновения для социалистов и конструктивистов) состоит в том, что в ходе этого процесса нам удается полнее использовать открытые нами ресурсы (и фактически именно благодаря ему быстрее открывать новые), чем было бы возможно при единолично управляемом процессе». В приложении к своей работе «Пагубная самонадеянность» Хайек поясняет, что правомерно было бы обозначить словом «естественное» все, что вырастает спонтанно, а не создается в соответствии с чьим-либо сознательным замыслом. В этом смысле все свободно, спонтанно сложившееся — естественно. Экономистам вполне ясно, что координировать усилия в области экономики эффективнее не из центра и не при условии централизации. Претензия централизованного планирования на обладание рациональным знанием о необъятном множестве фактов, обстоятельств и событий, не имеет под собой рациональных оснований. Вскрывая суть централизации, можно вспомнить выводы М.Крозье, подчеркивающего, что подлинный смысл централизации заключается в воздвижении непроницаемого экрана между теми, кто имеет право принимать решения, и теми, интересы которых они затрагивают* Самый элементарный анализ централизации показывает, что она, помимо прочего, имеет и тот недостаток, что удлиняет цепь управленческого процесса. Ибо для того, чтобы один субъект хозяйственного процесса договорился с другим, ему требуется получить разрешение центра, который, в свою очередь, оброс лесами бюрократических инстанций. Связь двух смежных производителей превращается в долгую последовательность, как правило, нерациональных шагов, растягивая временные рамки процесса принятия решений, нивелируя инициативу, поражая ее коррозией бюрократии. Видимо, поэтому стремление к централизованному планированию и тотальному регулированию всех сторон жизнедеятельности может быть названо «дорогой в рабство». Вызов либеральным ценностям бросают установки типа «все должно находиться под контролем». Духовная жизнь, деятельность в сфере искусства, творчество, область личных отношений, общение не могут быть подконтрольны. Рациональный контроль, возведенный в принцип организации жизнедеятельности, связан с многочисленными ограничениями. Первое — это жесткая необходимость достижения именно поставленной цели. Второе — требование возникновения только желательных последствий, притом наблюдаемых непосредственно. Третье — благотворность последствий как таковых. Четвертое — возможность знать или предвидеть заранее. Однако реальная жизнь с такой жесткой нормативностью не согласуется. На самом деле к числу обстоятельств, от которых зависят действия людей для достижения своих целей, относятся неизвестные им решения множества других неизвестных людей по поводу средств, используемых ими для достижения их собственных целей. Анонимный механизм рыночного регулирования и обеспечиваемый конкуренцией самоуправляющийся процесс, по мнению Ф. Хайека, могут состязаться с самым рационально настроенным разумом. Рыночная координация индивидуальной деятельности, подобно другим моральным традициям и институтам, сложилась в результате естественных, спонтанных и самоупорядочивающихся процессов приспособления к большому количеству конкретных фактов, чем могло бы воспринять и тем более постичь любое отдельное сознание (mind). Ассоциация, корпорация, сотрудничество, свободная инициатива не обладают никакой принудительной властью. Субъекты производственного процесса действуют не под прессом предписаний, приказов и постановлений, а благодаря внутренней мотивации, имманентной логике такого типа порядка, который конкурентен и принципиально открыт для поиска и осуществления новых возможностей. Свобода и ответственность как социально-психологические категории. Представления об ответственности связаны с тем, что, подчиняясь определенным правилам поведения, мы «вписываемся в гигантскую систему традиций», существующих априорно, т.е. до опыта каждого, нового поколения и индивидуума. Социальные институты права и морали мыслятся как результат культурной эволюции. В данном случае механизмом, посредством которого может быть введена система ценностей, оказывается механизм табу, запрета. Преимущества запретного механизма просматриваются не в его указании на то, что и как надо делать, а в том, что он вводит некоторый ряд ограничений. Запреты означают нижние пределы, границы общепринятого. Действуя же в рамках обозначенных границ, каждый индивид вправе по своему разумению находить более рациональные формы поведения, определять более эффективные технологии, осуществлять свою свободу. Устав от тотальной нормативности и запретов, любой мыслящий индивид стремится в прямо противоположную сторону — к спонтанному волеизъявлению, к свободе. Но его ожидают новые препятствия. Теперь уже свободе угрожают императивы природного инстинкта. Вступление в царство инстинкта, а следовательно, вседозволенности влечет за собой пренебрежение всякими ограничениями и в итоге приведет к опровержению человеческой культуры как таковой. Поэтому свобода и ответственность выступают регулятивами не только личной, но и социальной жизнедеятельности индивидов. Персонально-инструментальные ценности включают в себя: Жизнь, Здоровье, Силу, Красоту, Ум, а также субъективно-целевые ориентации, связанные с эффективной, энергичной деятельностью; общечеловеческие идеалы. Разнообразная система ценностей задает возможные горизонты самореализации личности, обуславливает ее легальные инициативы. Развитое цивилизованное общество расширяет возможности личности, отсталое — их ограничивает. Развитое общество заботится об условиях и гарантиях достойного существования человека, отсталое их игнорирует. «Цветущая сложность» культурного мира помимо либерализма украсила себя ценностями, включающими конституционализм, парламентаризм, выборное начало, вольный труд, социальную мобильность, собственность. Они выступают в качестве неких неизменных параметров и констант при различных цивилизационных изменениях. Можно сказать, что в этом своем качестве они универсальны, так как представляют свободы развитого общества, независимо от того, на какой территории и в какой части света оно расположено. Представления об ответственности внешним образом связывают с такими феноменами, как репрессивность и наказуемость, как бы завуалировано они порой ни проявлялись и какой бы интеллигентский вид ни приобретали. На самом деле ответственность отождествлена с необходимостью каждого мыслящего и действующего индивида «держать ответ» за содеянное. Критика прошлых ошибочных шагов и решений, личный опыт, историческая память являются неотъемлемым компонентом развитого чувства ответственности. Исторически основой формирования чувства ответственности стало выделение себя из окружающей среды, из круговорота событий, определенный образ жизни, связанный с необходимостью выживания, требовал от человека самоконтроля над поступками и действиями. Если мы говорим о свободе, то, выражаясь гегелевским языком, мы представляем «материалу» свободно существовать вне Я. Ответственность же предполагает знание, которое не имеет свободного существования вне Я. Оно предельно концентрировано внутри и вокруг нашего Я. Человек оказывается существом, которое постоянно ищет себя, в каждый момент вопрошает, испытывает и перепроверяет условия своего существования. И лишь благодаря этой возможности давать ответ самому себе и другим человек становится «ответственным» существом. Мерой и исходным пунктом ответственного отношения к себе выступают другие люди. «Лишь отнесясь к человеку Павлу, как к себе подобному, человек Петр начинает относиться и к самому себе, как к человеку», — гласит известное изречение. Самоотражение приобретает развитую форму ответственности сквозь призму другого сознания. Подобный подход к пониманию возникновения механизма ответственности имплицитно содержится в высказывании Спинозы: «Слова Павла о Петре говорят нам больше о Павле, чем о Петре». Это означает, что слова, обращенные к описанию какого-либо явления, называют это явление, но одновременно раскрывают и внутренний мир говорящего субъекта — носителя своего отношения. И если внешними атрибутами ответственности могут быть высказывания вслух тех или иных оценочных формул, постулирование тех или иных необходимых установок, то критериями ответственности являются дела и поступки. Именно они позволяют судить о бытии сознания, о степени ответственности, а следовательно, зрелости и развитости субъекта. Нередко можно встретить точку зрения, согласно которой об ответственности за поступки следует говорить только при наличии чувства вины. Здесь ответственность истолковывается с оттенком юридического требования наказания, нести ответственность за содеянное означает искупать свой проступок. Однако ответственность следует понимать более широко, как тот фильтр предпочтений и установок, который находится у истоков сознательного действия. И независимо от того, совершил данный человек проступок или нет, чувство ответственности всегда ориентирует сознание на соотношение мира реального и мира должного. Общественный и индивидуальный уровни ответственности. Общественное сознание, будучи отражением общественного бытия, развивается по законам, независимым от сознания отдельных людей, но тем не менее обнаруживает себя в деятельности каждого субъекта. Общественное сознание воплощается в форме языка, науки, философии, искусства, религии, политики, идеологии и пр., предписывает каждому индивиду необходимые нормы и правила поведения, снабжает его шкалой общезначимых ценностей, идеалов и смыслов. Однако, подобно тому как общество не есть сумма составляющих его индивидов, общественное сознание не есть сумма сознаний отдельных личностей. Поэтому каждый индивид трансформирует общественно данную систему ценностей в специфическую и индивидуальную, только одному ему органично присущую систему ориентиров и регламентации. Личное и общественное сознание находятся в тесном и противоречивом взаимодействии. Исторически выработанные и институциализированные нормы мировосприятия, выступая базисом ответственного отношения ко всему происходящему, переплавляются в личностные убеждения. С другой стороны, именно личностные убеждения и представления благодаря колоссальной творческой активности их создателей и носителей приобретают значение социальной силы и нормы, входят в состав общественного сознания. И если, говоря о глобальных проблемах современности, ученые призывают к общественной ответственности, ответственности всего мирового сообщества за судьбу цивилизации и сохранение самого биологического вида homo sapiens, то межличностные отношения и повседневный срез бытия заставляют индивида постоянно решать задачи собственного ответственного выбора. ЛИТЕРАТУРА 1. Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. 1—2. М., 1992. 2. ХайекФА. Пагубная самонадеянность. М., 1992. 3. Сорос Дж. Советская система: к открытому обществу. М., 1991. 4. Панарин А.С. Философия политики. М., 1996. 5. Федотов Г.П. Россия и свобода /Судьба и грехи России. В 2-х т. СПб., 1990. Т. 2. 5. Хесле В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности// Вопросы философии. 1994, № 10.
Тема 12. ЧЕЛОВЕК В ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОМ МИРЕ Компьютерная революция и ее последствия. — Техно-генные и традиционные цивилизации. — Сциентизм и антисциентизм. — О специфике технических наук. — Информатика и энергоинформационные процессы. — Отражение и информация. — Торсионные поля. — Разновидности информационных взаимодействий. Компьютерная революция и ее последствия. Последняя четверть XX в. была ознаменована тем, что человечество вступило в новую стадию информационного развития. Становление общества информационных услуг и новых технологий, наступление информационной экономики, массовая персональная компьютеризация — явления, не имевшие места в истории человечества. Примечательно, что в конце 60-х годов. Д.Белл — один из создателей концепции постиндустриального общества — уже предсказывал превращение индустриального общества в информационное. Информационное общество характеризуется тем отличительным признаком, что его развитие и сам научно-технический прогресс могут осуществляться только на основе информационных технологий. Комплекс информационных технологий, который позволяет создавать, хранить и использовать информацию для принятия решений, имеющих далеко идущие социальные последствия, называют своеобразной «революцией контроля». Эпоха информационного общества открывается появлением в 1947 г. принципиально новых средств информационных носителей — компьютеров. Экспертные технологические системы, появившиеся в 1976 г., закрепили роль информации как главного звена в цепи социальных преобразований. Они стали оказывать огромное влияние на весь комплекс проблем социально-экономического развития, на цивилизационные и когнитивные (познавательные) процессы в целом. Раскрывая понятие «технология» (от греч. techne — мастерство, искусство), следует отметить, что оно не связано напрямую с применением техники: технологии могут быть избирательные, воспитательные, педагогические, политические. Технология понимается как система мер, некая операционально взаимосвязанная система, направленная на различные общественные модификации. Технологии применяются для осознанного и целенаправленного влияния на те или иные социальные структуры и подсистемы, используются для достижения положительного эффекта в решении поставленных задач. Одновременно с фиксацией факта воздействия технологий на общество можно фиксировать и обратный процесс избирательного отношения общества к многообразным технологиям. Общество может порождать те или иные технологии, использовать, запрещать, стимулировать или разрушать их. Раскрывая понятие компьютерной революции, следует отметить, что в ее основе лежит привязанность и зависимость от наукоемких технологий. Компьютерная революция, которая позволила перейти к информационному контролю за производством и значительно изменить коммуникационные процессы, предстала как следствие могущества человеческого разума. С другой стороны, компьютерная революция обеспечила основание для дальнейшего раскрытия его возможностей. Если к наиболее фундаментальным ценностям человеческого существования отнести реализацию собственных возможностей (т.е. самореализацию), то информационные технологии в многократной степени усиливают мощь и могущество человека, так как ведут к созданию интеллектуальных компьютерных систем с элементами искусственного интеллекта на базе информационных технологий. Большой интенсивности достигла научная деятельность, которая обнаружила тенденции к интеграции, метдисциплинарно-сти, к коллективным формам своего проявления и резкому взрыву совместных научных разработок в области гуманитарных и технических наук. Следствием их применения стало прогрессивное развитие техносферы, интеллектуальной и экономической области жизнедеятельности общества. Однако следует видеть и ряд негативных последствий компьютерной революции. К ним можно отнести изменения в традиционном образе жизни, когда книга, письмо и сама письменность оттесняются иными способами получения информации (при помощи Интернета и компьютерного набора). Новые формы общения, модификации традиций, изменение системы социальных ценностей происходят с такой интенсивностью, что массовое общественное сознание, а также многие теоретики оценивают компьютерную революцию как кризис культуры. В прежних условиях процесс культурной адаптации к инновациям был во многом растянут во времени, так как возможность трансляции, усвоения и распространения огромных объемов информации была технологически необеспечена. Сейчас темпы и возможности освоения всех сокровищ мировой культуры невероятно возросли, и теперь уже необходимо говорить о Допускающих возможностях человеческой психики. Это весьма острая валеологическая проблема. Однако очевидно, что культурогенез XXI в. не мыслим без использования персональных компьютеров, современных информационных технологий, телевидения- и Интернета, при помощи которых реализуется возможность выбора информации. Все эти факторы оказывают разнонаправленное и далеко не всегда положительное воздействие на мировосприятие человека. В социотехнических основаниях информационно-технической эпохи обнаруживаются тенденции двоякого рода. С одной стороны, это тенденция, направленная к массификации культуры, с другой — к демассификации, когда часть населения, не охваченная компьютерными технологиями, будет лишена возможности приобщения к культурным ценностям нового типа. Первая обеспечивает процессы интеграции всех видов знания и интеграцию осваивающих его субъектов по принципу принадлежности к компьютерной культуре. Вторая говорит об индивидуально-поисковом процессе, фильтрах предпочтений в отборе, производстве и распространении информации. Возникает возможность образования социальных общностей и коллективов нового типа, состоящих из независимых интеллектуальных единиц, взаимодействующих друг с другом на основе личных приоритетов в единой сети Интернета. Вместе с тем, так же как и сущность техники, сущность всеобщей информатизации двусмысленна. В ней очень много «за», но много и «против». Информационные технологии постоянно втягивают- в гонку поставляющего производства. Они значительно ускоряют время социального бытия, загоняя психику человека в тупик все новых и новых проблем. Однако в целом техногенные цивилизации одерживают бесспорную победу над традиционными. Техногенные и традиционные цивилизации. Возникновение тех-ногенных цивилизаций датируется приблизительно XV—XVII вв., что связано с появлением в европейском регионе техногенных обществ. Некоторые традиционные общества были поглощены тех-ногенными, другие приобрели гибридные черты, балансируя между техногенными и традиционными ориентациями. При характеристике традиционных типов общества очевиден тот факт, что они, обладая замедленным темпом развития, придерживаются устойчивых стереотипов своего функционирования. Приоритет отдается канонизированным и регламентирующим формам мышления и взаимодействия, нормам, традициям, устоявшимся образцам поведения. Консерватизм способов деятельности, медленные темпы их эволюции отличают традиционную цивилизацию от техногенной, которую иногда отождествляют с западной. Темп развития последней достигает значительных скоростей. Перестройка и переосмысление принятых основоположений, использование новых возможностей создают внутренние резервы роста и развития техногенных цивилизаций. В техногенных обществах основной ценностью является не канон и норма, а инновация и новизна. Авторы монографии «Философия науки и техники» В.Сте-пин, В.Горохов и М.Розов приводят любопытное сравнение. В известном смысле символом техногенного общества может считаться книга рекордов Гиннеса, в отличие от семи чудес света. Последние подчеркивают завершенность мира, то, что все грандиозное и действительно необычное уже состоялось. Культурная матрица техногенного развития проходит три стадии: прединдустриальную, индустриальную, постиндустриальную. Важнейшей ее характеристикой, вытекающей уже из самого названия, является развитие техники и технологии. Техногенный тип развития — это ускоренное изменение природной среды, соединенное с активной трансформацией социальных связей людей. Считается, что техногенная цивилизация живет чуть более 300 лет. Она весьма агрессивна и приводит к гибели многих традиционных культурных ценностей. Внешний мир становится ареной деятельности человека. Диалог с природой по принципу «у вей» — невмешательства, свойственный восточным традиционным цивилизациям, нарушается. Человек выступает центром, излучающим токи активного, преобразующе-покоряющего импульса. Отсюда и характеристика общекультурных отношений с использованием понятия «сила»: «производительные силы», «силы знания», «интеллектуальные силы». В традиционном и техногенном обществах различны отношения и к проблеме автономии личности. Традиционному обществу автономия личности вообще не свойственна, реализовать личность можно лишь принадлежа к какой-либо корпорации, в качестве элемента корпоративных связей. В техногенном обществе отстаивается автономия личности, позволяющая погружаться в самые разные социальные общности и культурные традиции. Человек понимается как активно деятельностное существо. Его деятельность экстенсивна, направлена вовне на преобразование и переделку внешнего мира и природы, которую необходимо подчинить. Однако природа не может быть бездонным резервуаром для различного рода техногенных упражнений. Ведь человеческая деятельность изначально представала в качестве одного из компонентов биосферы, а не ее доминанты. Ничем не ограниченная активность, техника и агрессивный интеллект могут стать смертоносной угрозой, выживанию человечества. Вторжение техники во все сферы человеческого бытия: от личных и бытовых до общественных и глобальных порождает своеобразную идеологию и психологию техницизма. Ее отличительной особенностью является то, что сам человек трактуется как определенного рода машина, которая может решать любые проблемы по образцу и подобию алгоритмов технического знания. Однако не следует забывать изначальное соотношение: не человечество должно быть техничным, а техника в мире человеческих отношений человечной. Сциентизм и антисциентизм. Сциентизм (от лат. scientia — наука) и антисциентизм как противоположность сциентизму представляют собой две остро конфликтующие ориентации в современном мире. Сциентизм предстает как идеология «чистой и большой науки». К его сторонникам относятся все те, кто приветствует достижения научно-технической революции, модернизацию быта и досуга, верит в безграничные возможности науки, в частности в то, что ей по силам решить все острые проблемы человеческого существования. Наука оказывается высшей ценностью, и сциентисты с воодушевлением и оптимизмом приветствуют все новые и новые свидетельства технического подъема. Антисциентисты видят сугубо отрицательные последствия научно-технической революции, их пессимистические настроения усиливаются по мере краха всех возлагаемых на науку надежд в деле решения экономических и социально-политических проблем. Сциентизм и его антитеза — антисциентизм возникли практически одновременно и провозглашают прямо противоположные установки. Определить, кто является сциентистом, а кто антисциен-тист, нетрудно. Антисциентист испытывает предубежденность против научных инноваций. Сциентист провозглашает научное, рациональное знание как наивысшую культурную ценность. Антисциентист не устает подчеркивать критическое отношение к науке. И если сциентист пытается распространить критерии научности на все виды деятельности, все типы знания, и человеческое общение в том числе, то антисциентист, исходя из негативных последствий научно-технической революции, требует ограничения экспансии науки и возврата традиционных ценностей и способов деятельности. Иногда антисциентисты прибегают к предельной драматизации ситуации, сгущают краски, привлекая тем самым большее число сторонников. Сциентисты же намеренно закрывают глаза на многие острые проблемы, связанные с негативными последствиями всеобщей техно-кратизации. Однако и в том, и в другом случае сциентизм и антисциентизм выступают как две крайности и представляют сложные процессы современности с явной односторонностью. Ориентации сциентизма и антисциентизма пронизывают сферу обыденного сознания независимо от того, используется ли соответствующая им терминология и называют ли подобные умонастроения латинским термином или нет. С ними можно встретиться в сфере морального и эстетического сознания, в области права и политики, воспитания и образования. Иногда эти ориентации носят откровенный и открытый характер, иногда выражаются скрыто и подспудно. Действительно, опасность употребления в пищу непригодных продуктов химического синтеза, острые проблемы в области здравоохранения и экологии заставляют говорить о социальном контроле за применением научных достижений, признавать правоту антисци-ентистов. Вместе с тем возрастание стандартов жизни и причастность к этому процессу непривилегированных слоев «играет на руку» сциентистам.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 417; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |