КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 10. ЛИЧНОСТЬ
Кому принадлежит открытие личности?— Запрет на индивидуальность. — Значение человека в рамках герметической традиции. — Индивидность и индивидуальность. — Многообразие определений понятия «личность». — Психоанализ, экзистенциализм и персонализм о личности. — Личность ученого. Кому принадлежит открытие личности? Придерживаясь убеждения в том, что уже в античности была осознана антропологическая проблематика, человек провозглашался мерой всех вещей, мы сталкиваемся с парадоксальной ситуацией. Дело в том, что у древних греков не существовало понятия «личность». Они не могли отделить автономную жизнедеятельность гражданина от законов и установок полиса (античного города-государства). Сильна была и космологическая зависимость индивида от закономерностей и упорядоченности высшего уровня. В социокультурной модели античного мировосприятия неумолимая судьба (рок) накладывала запрет на свободу человеческой воли. Свобода была возможна для отдельных индивидов в парадоксальной ситуации несвободы, т.е. они осознавали предписанное судьбой, осуществляли это предписание, действуя в соответствии с ним как бы тяжело, нелепо или трагично оно ни было, и погибали, согласно фатуму. Несмотря на то, что Сократа называют родоначальником философии человека на том основании, что он настаивал на исследовании «дел человеческих», мыслителя по большей мере интересовал не столько человек, сколько его мышление, т.е. те рефлексивные установки, которые необходимо осознать и распредметить на пути поиска истины. Столкновение мнений и противоположных суждений при анализе индивидуальных качеств и добродетелей, таких, как благо, справедливость, умеренность и т.д., — вот на что было.направлено острие сократической иронии. Существует вывод, что на границе между космологической и антропологической мыслью стоит Гераклит; хотя он и рассуждает как натурфилософ и принадлежит к числу древних «фисиологов», он понимает, что проникнуть в тайну природы, не раскрыв тайну человека, невозможно. Изучение сущности человека связывают и с философией Аристотеля. В первой книге «Политики» Аристотель утверждает, что «человек по природе своей есть существо политическое», «существо общественное». Это, продолжает Стагирит, ясно из следующего: природа одарила eгo речью, речь способна выражать то, что полезно и что вредно, то, что справедливо и что несправедливо. «Это свойство людей отличает их от остальных живых существ: только человек способен к восприятию таких понятий, как добро и зло, справедливость и несправедливость. А совокупность всего этого и создает основу семьи и государства». Весьма верная и плодотворная по своему методологическому потенциалу идея Аристотеля об общественной сущности человека заставляет мыслить о человеке вообще, о его всеобщей родовой природе, но ни о понятии личности, ни о понятии индивидуальности в античности говорить не приходится. Когда ведется речь о концепции человека в рамках философии стоиков, то основным её достоинством считается возможность достижения полного равновесия человека и мироздания. Стоическая «невозмутимость и непоколебимость» столь устойчива, что никакие внешние силы и катаклизмы не могут ее разрушить. В рамках такой установки вопрос о личных, глубинных переживаниях, окрашенных красками своеобразного и индивидуального мировосприятия, теряет какие бы то ни было основания. Полная гармония всего со всем, противоречивая в своей сути, абсолютная внутренняя независимость человека, соблюдение главного и обязательного условия — атараксии (невозмутимости) — вот единственный идеал, который, согласно стоикам, требовал воплощения. Amor fati — «любовь к року», судьбе, управляемой космосом, а не к себе освобождает от тщетных треволнений и страданий. Сила духа как раз и проявляется в понимании того, что выше судьбы нет ничего, и человек должен невозмутимо, бесстрастно выполнять свою обязанность — жить. В этом состоит практическая мудрость, которая помогает освободиться от аффектов и призывает следовать природе, приобщаясь к бесстрастной и идеальной разумности мирового целого. Идеал стоической, непоколебимой, бесстрастной личности уравнивает всех людей перед лицом рока. Запрет на индивидуальность. В архаических культурах древности имел место запрет на индивидуальную самобытность. Социо-культурные основания этого табу весьма любопытны. Исследователь культуры тропической Африки В.Иорданский, ссылаясь на этнографа Ж.Лафонтена, приводит следующие свидетельства. В Би-гусу (Африка) лиц, отмеченных печатью индивидуальности и необычности поведения, обвиняли в колдовстве. Дети росли с мыслью, что печать своеобразия опасна. Слишком большое отклонение от норм обычного поведения навлекало подозрение, способствовало отчуждению человека и, в конечном счете, могло привести к его устранению. Запрет на индивидуальность действовал и в средневековье. Считалось, что теологические доктрины средневековья освободили человечество от космологической зависимости, от предзнаменований, власти духов и демонов. Вместе с тем новая, еще более сильная зависимость от Бога растворяла человеческую индивидуальность, позволяя ощутить себя лишь Божьей тварью или всего лишь искоркой Божьего духа. В средневековье не могло иметь места ни понятие личности, ни понятие индивидуальности. Само творчество осуществлялось как анонимный процесс, полностью оторванный от имен средневековых изобретателей, авторов, конструкторов. Ибо только Бог мог выступить великим искусником и творцом всего земного, и никто из людей не в праве был состязаться с ним в мастерстве. Индивид был полностью поставлен в зависимость от Бога, его «утверждение» могло происходить в форме отказа от себя, смирения и послушания. Христианство возвело бесплотность и немощность в ранг недостижимого идеала. Все плотское — греховно, дух же должен быть устремлен к божественной благодати, где перед лицом Господа все равны. Христианство породило не только концепцию бестелесной сущности человека, оно предложило и представление о без-именном или безымянном его существовании. Но если уникальность, индивидуальность и своеобразие человеческой личности в средневековье игнорировались, то дебаты, посвященные принципу индивидуации занимали значительное место. Труд Фомы Аквинского под названием «Принцип индивидуации» поднимал следующие вопросы: все ли объективно сущее индивидуально? что понимать под принципом индивидуации? При каких условиях индивидуация осуществима? что нужно для завершения индивидуации? Б.Рассел совершенно справедливо замечал, что принцип индивидуации явился одной из важнейших проблем схоластической философии. Однако статус человека как индивидуальности и полноценной личности, соизмеримой в своих возможностях с божеством, был осознан лишь в эпоху Возрождения. Ренессансное мышление осознало значимость личности, индивидуальности, но это был уже XVI в. Значение человека в рамках герметической традиции. Если рассмотреть значение человека в рамках древнейшей герметической традиции (отнесенной к Древнеегипетской цивилизации 4—6 тысячелетия до н. э.) — первой тайной мудрости, то уже в первом высшем Аркане Таро можно получить довольно стройную доктрину, изобилующую интерпретациями. Первый Аркан позволяет охарактеризовать сущность индивидуальности с учетом ее активности, через призму пары категорий: дух—материя. Человек духовно живет в мире идей, но он также является существом физическим, а следовательно, материальным и реализует себя в мире материальных форм. При нейтрализации бинера дух—материя получается трентал дух—энергия—материя. Двигаясь от идеи к предметам, возникает цепочка: идея—форма—предмет. Все эти образования также будут нести в себе печать индивидуальности. В человеке различаются эти три основные компоненты: mens — дух; anima — душа; corpus — тело. Когда человек занят умственным трудом, mens (дух) в нем действеннее. Когда в человеке преобладает жизнь страстей или работа чистого воображения, самое деятельное начало — anima (душа). Дух человека считается определяющим душу. Душа, взяв в физическом плане элементы, переданные генетически от родителей, сумела создать себе физическое тело. Она поддерживает функции этого тела, исправляя повреждения своей физической оболочки. Отражение трентала рок—проведение—воля человечества в отдельном человеке, где рок олицетворяет собой прошлое, проведение—настоящее, а воля устремлена в будущее, приобретает вид карма—совесть—воля человека. Совесть освещает путь, указывая, как нейтрализовать для настоящего момента дихотомию добро-зло. Воля человека определяет будущие события, но ограничена в выборе так называемой кармой. Карма понимается как общее отражение всех предыдущих инкарнаций души человека. Возможны следующие комбинации: 1. Воля (читай будущее) вместе с совестью (настоящее) против кармы (прошлого). Результат — очищение кармы. 2. Воля вместе с кармой против совести. Результат — видимые удачи в жизни при наличии отягощения кармы. 3. Борьба воли (будущего) с кармой (прошлого) без участия совести (настоящего). Результат зависит от соотношения сил воли и кармы. 4. Воля против объединенных кармы и совести. Результат — неудачи в жизни и отягощение кармы. К подобным советам, рожденным в рамках эзотерической традиции, можно либо прислушиваться, либо нет, бесспорным фактом остается то, что проблема подлинно гуманных и этических деяний человеческой личности была архиважной для философии древних. Индивидность и индивидуальность. Различие понятий «индивид-ность» и «индивидуальность», на первый взгляд кажущееся несущественным, принципиально. Если постановку проблемы индивидуальности традиционно относят к эпохе Возрождения, где и возникло полноценное представление о личности, то представление об индивидности (т.е. единичности и в этом смысле уникальности одушевленных или неодушевленных предметов) пронизывает все культурные пласты. Сопоставляя понятия «индивидуальность» и «индивидность», необходимо отметить присущие им отличия: если индивидность —это представление об одном, то индивидуальным является то, что не подчиняется канону, унифицирующей норме, требует отдельного, особого анализа. Идея индивидуальности «оплодотворяется» пафосом оригинальности и собственноименности. Реализация индивидуальности — это всегда рождение нового и неповторимого. Для индивидуальности характерен стиль существования, сопряженный с полноценным проявлением собственных деятельных способностей. В нем нет никакого обязывающего подчинения шаблону, должному; Я деятельно и значимо в качестве самого себя. Сам факт отделения индивидности (единичного) от индивидуальности (особенного) предполагает, что предикат индивидуальности не имеет всеобщего характера, иными словами, не всякий индивид — индивидуальность. Что же является критерием становления и обнаружения индивидуальности? Важна ли сила, красота, волевой накал или какие-либо иные жизнеутверждающие ориентиры? А может быть, приоритетным окажется утонченность, одухотворенность, возвышенность, отвлеченность от мирского бремени? Ответ может быть найден только на шкале историко-цивилизационных измерений. Христианство возвело в ранг недостижимого идеала мучающегося и искупающего свои грехи верующего. Ренессанс воспевал гармонию духа и тела. В западноевропейской истории долгое цивилизационное становление идеи личности и индивидуальности, когда сами великие личности были, а рефлексивно-методологических способов осознава-ния меры их уникальности не было, привело к тому, что эпоха Возрождения, а затем и Просвещения «открыла шлюзы», породив подлинный культ человека. Это было неслыханное возвеличивание личности, кардинальный пересмотр воззрений на сущность и предназначение человека, объявивший о его неисчерпаемых возможностях. Воспевался разум, который должен был обеспечивать цельность личности, гармоничность ее существования, оберегать ее от пороков. Личность же утверждала великие принципы свободомыслия. Стали возможны такие социокультурные модели личности, в которых существенными оказывались и этнические, и региональные особенности. Исторически востребованными стали различения «Запада» и «Востока». Понятие «индивидуальность» как неповторимое своеобразие какого-либо человека прочно вошло в обиход, знаменуя собой начало эпохи индивидуализма. Бесспорным является то, что для индивидуальности невозможна потеря «самости», собственного Я, стержня, чувства идентичности и сращенности с собственными проявлениями. Индивидуальность не может быть отделена от самоосуществления задатков и творческих потенций личности. Индивидуальность — это не только автономное и независимое отдельное Я, это и самоценное, неповторимое творение природы, которое может удивить мир своими необычными и уникальными проявлениями. В этом смысле инди Современное понимание личности в постнеклассической картине мира неоднозначно. Оно сочетает в себе унифицирующие (усредняющие) и индивидуализирующие тенденции. Массовая культура и мас-совидное производство приводит человеческую личность к необходимости существования как некоего среднестатистического элемента. Вместе с тем трактовка человека как «кванта» эволюции весьма своеобразным образом сохраняет за ним неистребимое стремление к свободе и самовыражению, что составляет привилегию именно личности и индивидуальности. О современном человеке говорят как о существе, жаждущем нового, питающемся смыслами и информацией. Многообразие определений понятия «личность». Когда разговор о человеке ведется среди обывателей, то, как правило, утверждается, что человеческая сущность — врожденное качество, личность — благоприобретенное. Человеческую сущность нельзя потерять, переменить или повредить столь же легко, как личность. Личность можно изменить почти полностью, изменяя обстоятельства. Она может быть даже утрачена. В свою очередь, человеческая сущность является базисом физического и умственного состояния человека. Хрестоматийное определение понятия «личность» выделяет два его основных значения: • Первое подчеркивает социальную значимость личности. Личность есть человеческий индивид, активный, целеориентиро-ванный субъект отношений и сознательной деятельности. Этому соответствует латинский термин persona. • Второе значение указывает на достаточно устойчивое проявление социально-психологического облика человека. Здесь личность выступает как совокупность постоянных и определенных социально-значимых черт, характеризующих индивида. Личность всегда отличается от эмпирического индивида, обывателя, ибо она в своих поступках и решениях сопряжена с принятием определенной системы ценностей. Личность есть своеобразный носитель системы ценностей, которые опредмечиваются и в вербальной (словесной), и в предметных формах бытия. Поэтому считается, что личность может «сделать» саму себя, т.е. строить свою жизнь, сообразуясь с идеальным планом-замыслом, и в определенной мере подчинить себе обстоятельства. Личность всегда нуждается в самовыражении. Утверждение, что личность есть органическая целостность, а не конгломерат случайным образом проявляющихся черт и особенностей, правомерно. Правомерно и ожидание аутентичности (самотождественности) личности. Вся гуманистически окрашенная философия видит в личности главное достижение земной цивилизации, ее основной смысл и наипервейшую заботу. Личность — это неповторимая уникальная субъективность, осваивающая мир и окрашивающая его глубинными смысловыми оттенками. Она направлена на совершенствование себя и общества, стремится к существованию в сообществе достойных, гармоничных личностей. Переживания личности неизбежно соотнесены с ценностями. Многообразие определений понятия личности имеет то общее основание, что, будучи личностью, человек может выступить ответственным субъектом своего действия и переживания, он осознает свои восприятия и знает цену собственным инициативам. Сознательность выделяется в качестве важного элемента жизнедеятельности личности. Очищенное, свободное от низших психиз-мов сознание открыто для восприятия новых возможностей, для творчества и совершенствования. Обычное сознание сравнивается с картинной галерее, освещенной тусклым электрическим светом. Моменты интенсивности восприятия, подобные яркой вспышке солнечного света в очищенном сознании, дают возможность по-новому увидеть мир. Сознательность интерпретируется как сопряженные со знанием цели бдительность и мудрость. Сознание в отличие от запрограммированности предполагает способность к выбору, перемене и самоопределению. Всякий раз, когда человек получает сильное чувство значимости, он активизирует свои способности. И напротив, когда он находится в состоянии безразличия (а часто именно такое состояние воспринимается как желанное), потенции сознания не используются. Поэтому настоятельной потребностью современного этапа является потребность реанимировать спящие психические способности, научиться «включать прожектор внутри себя». В этом контексте основной проблемой человека оказывается его неспособность достичь определенной концентрации, необходимой для максимального использования своих способностей. В качестве препятствий называют: связанное состояние сознания, рассеянность, внутреннее напряжение, вибрации. Последние подразделяются на заурядные, психосоматические (эффектные) и нетривиальные (сильные впечатления, аналогичные потрясениям от восприятия произведений искусства). Метод — концентрации, а скорее медитации (от лат. meditatio — размышление), служит средством очищения сознания. Современные авторы предлагают различные определения медитации: это и средство, расширяющее наш внутренний опыт; и прием, усиливающий открытость личности; и освобождение сознания от семантической скованности; и раскрепощение спонтанности. Можно добавить, что это и возможность сосредоточения в своем внутреннем пространстве—времени, которое тут же может предстать трансцендентным, унести мысли в неведомое. Великолепно об этом сказал О.Мандельштам: «И я выхожу из пространства В запущенный сад величин, И мнимое рву постоянство и Самосогласье причин...» Проблема эволюции человеческой личности решается сквозь призму расширения ее способностей и совершенствования нравственных регулятивов. Первый шаг к возможной эволюции — в изучении себя самого. Человек должен обрести сознание внутреннего единства, постоянного эго. Значимой оказывается борьба с отрицательными эмоциями, при которой «человек должен пожертвовать своими страданиями». Ибо пока мы культивируем отрицательные эмоции (депрессивные или насилия; жалость к самому себе, гнев, страх, досаду, подозрительность, скуку, недоверие, ревность, ненужную речь), не следует ожидать развития единства сознания и воли. Для собственного саморазвития человек должен научиться наблюдать за собой, отличая полезные и вредные черты. Возникающие в личности интересы как магнетический центр направляют и контролируют развитие человека. Человек должен изжить из себя пороки, которые, как и любые знания, исходят в виде вибрационных энергий от человека, несущего в себе: эгоизм, обиду, зависть, презрение, злобу, корыстолюбие, жестокость, месть, ревность, унижение, обман, одержимость. Человек должен стремиться приобрести духовные качества внутреннего самосознания души: доброжелательность, терпимость, сострадание, прощение, радость, любовь ко всему и др. В этом своеобразное решение проблемы сохранения личностного начала на длительный срок, которая притягивает к себе многих ученых, философов и валеологов. Тесно связанная с ней задача воссоздания личности исходит из следующих начал: • воспитание в человеке сознательно-волевого начала; • перевоспитание импульсивного человека, который действует рефлекторно, отвечая шаблонно определенными манифестациями, который кричит от боли, отвечает ударом на удар, улыбкой на лесть; • появление человека, способного к творчеству. Возбуждающим средством для сознательного человека служит любовь во всех формах ее проявления: от любви семейной, родовой, национальной, патриотической до всеобщей любви ко всему живому и мирозданию в целом. Психоанализ, экзистенциализм и персонализм о личности. Современная мировая философия фиксирует существенные трансформации в статусе и приоритетах личности. Если понятие «индивид» выступает предпосылкой для понятия «личность», а индивидуальное бытие основанием для бытия личности, то использование понятия «индивид» в отличие от понятия «личность» подчеркивает, что на передний план выдвигаются витально-инстинк-тивные факторы жизнедеятельности. К числу последних относят: голод, половое влечение, инстинкт власти. Индивид предстает как репрезентант массы. Его похожесть на всех остальных есть его атрибутивное качество. Причем деперсонификация может быть столь сильной, что имя собственное без ущерба заменяется порядковым номером или указательным местоимением: тот, этот, другой. В индустриальном мире социально-ролевые функции весьма жестко диктуют условия допустимого в индивидуальном поведении, загоняя в бездну бессознательного глубоко личные и интимные предпочтения. Система весьма явно демонстрирует степень неприятия каких бы то ни было отклонений от допустимого образца. В ситуациях рыночной конкуренции человек, без остатка ушедший в систему «производство—обмен—потребление», сам превращается в товар — совокупность внешних качеств, который можно выгодно реализовать. А чтобы цена была выше, необходимо следовать стандарту, что означает, по мнению известного западного исследователя Э.Фромма, «иметь красивую упаковку»: быть жизнерадостным, здоровым, честолюбивым и агрессивным. Этому стандарту должен соответствовать любой, вращающийся в системе индивид. В социологической классификации Э.Фромма такие типы характера, как воспринимающий, эксплуатирующий, накопительный, рыночный и продуктивный, скрепляются цементирующим раствором социального характера. Последний составляет ядро структуры характера, свойственное большинству представителей данной культуры, в противовес индивидуальному характеру, благодаря которому люди, принадлежащие к одной и той же культуре, отличаются друг от друга. Функция социального характера, по Фромму, заключается в том, чтобы использовать человеческую энергию во имя продолжения функционирования данного общества, чтобы при выборе способа поведения индивидам не приходилось принимать решения, чтобы они действовали так, как должны действовать согласно стандарту, и находили в этом удовлетворение. Социальный характер XX в., по мнению Э.Фромма, имеет весьма типическую черту — он стремится «использовать» все и вся. Однако это не единственная «болезнь» нашего современника. Последователь З.Фрейда врач-психоаналитик К.Юнг отмечал, что современный человек претерпевает чуть ли не фатальный шок, результатом которого является глубочайшая депрессия, потеря веры в себя и собственную значимость. В психоаналитической практике Юнг намеренно прибегал к развязыванию «активного воображения», использованию творческого потенциала личности как средства гармонизации противоречий внутреннего мира. Погружая пациента в ирреальные ситуации, обостряющие" «теневые» стороны мироздания, Юнг получал в качестве результата этого изощренного метода прямо противоположный эффект — восстановление жизненного тонуса. Современный человек должен быть здравым и умелым, — считает К.Юнг. Тот, кто объявляет себя современным человеком, не будучи умелым, является просто обманщиком. Таким образом, именно психоанализ в лице своего знаменитого представителя К.Юнга приходит к древнейшему представлению о человеке как homo habilis — человеке умелом. Экзистенциализм достаточно категорично заявляет о неприменимости научных методов к познанию человеческой личности. Она ускользает от научной объективности. Человек, всегда помещенный в ситуацию выбора, многократно меняется на пути к «самому себе». Отрекаясь от традиционной науки, предтеча экзистенциализма С.Кьёркегор предлагает весьма интересное учение о трех стадиях восходящего движения к подлинной экзистенции (подлинному существованию). • На первой стадии — эстетической, связанной с детерминацией внешним бытием, главной является ориентация на наслаждения. • На второй, этической, господствует долг и предписания морального закона. • На третьей, религиозной, принципом существования оказывается сознательно принятое страдание, здесь человек приобщается к Богу. Это самоуглубление позволяет постигнуть новое «трансцендентное» измерение бытия. С.Кьёркегор, не порывая с христианским учением о человеке, рассматривает духовное содержание личности как творимое самим человеком. Атеистический экзистенциализм переживает значительную эволюцию, он отказывается от признания абсурдности человеческого существования и переходит на платформу гуманистических ценностей. Переживание «пустоты и бессмысленности» (Ф.Кафка) должно смениться поиском способов собственной самореализации, проявления активности личности. Основателем христианского экзистенциализма считается католик Г.Марсель, к числу сторонников этой ориентации относят также Н.Бердяева, К.Ясперса, П.Тиллиха. Становление личности предполагает лишь единственный путь — путь приобщения к Богу, корреляцию вечных экзистенциальных «вопросов» человека и «ответов», содержащихся в христианском откровении. Поэтому все социальные обстоятельства существования человека являются внешними и второстепенными. Подлинным считается только мир чувств и переживаний. Критерием приобщения к Богу является чувство любви. Оно сопровождается состоянием уравновешенности и сосредоточенности. Для Г.Марселя Бог есть «абсолютное Ты» — интимный и надежный друг. Чувство любви свидетельствует о наличии абсолюта и ощущается как прорыв, акт трансцендирования к другому. Примечательно, что библейская антропология имеет не рациональный («головной»), а экзистенциальный («сердечный») характер (слово «сердце» упоминается в Ветхом Завете 851 раз). Власть Бога над человеком осуществляется, как словесно выраженный в заповеди «приказ от одной воли к другой», и поэтому человек может ослушаться Бога. Человек удостоен образа и подобия бо-жия, но в отличие от природных существ, которые не могут утратить своего богоподобного образа и греха не ведают, человеку дано самому разрушить свое богоподобие. Его путь, начатый грехопадением, развертывается как череда драматических переходов от избранничества к отверженности и обратно. Именно в христианской традиции выкристаллизовался термин «сверхчеловек». Источником богопознания мыслится самопознание. Однако в посланиях Павла фиксируется мучительное раздвоение человеческого Я. Человек испытывает влияния как в направлении развития своих сверхчеловеческих возможностей, так и со стороны бесовских внушений, расщепляющих волю. Персонализм, объявляющий личность основным смыслом об-щецивилизационного развития, предлагает весьма нетривиальные подходы к ее изучению. Личность с необходимостью обнаруживает себя во вне — это ее экстериоризация. Вместе с тем она, питаясь глубинными внутренними регулятивами и установками, обращена во внутрь — это ее интериоризация. Заметим, что впервые экстровертированный (с преобладающей направленностью на внешний мир) и интровертированный (с преобладающей направленностью на внутренний мир) типы были введены швейцарским психиатром К.Юнгом в работе «Психологические типы» (1921), посвященной разработке типологии характеров. Поэтому, когда говорят: «Он — экстраверт», подразумевают открытость человека миру, а «Он — интроверт» — имеют в виду глубоко погруженного в себя человека. При характеристике личности иногда используется понятие «трансценденция», показывающее, что личность стремится к высшим ценностям: истине, добру и красоте, проходя ограниченные пределы своего реального эмпирического существования. Философы-персоналисты подкупают свежим и нетрадиционным анализом ипостасей и измерений личности. Так, концепция личностной коммуникации рассматривается как состояние, когда каждый индивид «имеет цель в себе» и в то же время «во всех», а «встреча Ты и Я в Мы» создает особый персональный опыт — коммуникацию душ. Обществу как совокупности исторически сложившихся форм совместной деятельности людей противопоставляется личностное сообщество, где происходит объединение людей «по ту сторону слов и систем». Острым и проблемным для современной обществоведческой мысли оказывается аспект, когда ориентации глубинного психологического ядра личности имеют знак «минус», т.е. когда речь идет не о подлинно гуманных человеческих ценностях, а об их антиподах, где господствующей оказывается ориентация на зло, вопреки непреклонному стремлению к свету и добру. Личность ученого. Разбирая философские аспекты теории личности, не бесполезно затронуть актуальные проблемы ее бытия. Как же выглядит сегодня выдающаяся личность нашего современника или ученого? — вопрос, один из вариантов ответа на который можно найти в заметках американского философа П.Фейерабенда. Последний создает портрет ученого, обращаясь к образу друга и коллеги ИЛакатоса. Портрет выписан жестко, но основная задача методолога — быть реалистом. Фейерабенд настолько антагонистичен академической школе, что громко провозглашает тезис: настоящая личность добивается успеха именно потому, что порывает с боязливым конформизмом. Ученый может проявлять необыкновенно точное понимание психики оппонентов, однако может питать сильнейшее отвращение к эмоциональным, духовным и социальным путам. Как и всякая яркая, критически настроенная личность, он принимается в штыки и вызывает неизбежную враждебность. Личность современного ученого амбивалентна. Он, по мнению П.Фейерабенда, способен без угрызения совести защитить наиболее вызывающие утверждения, при этом используя разум, эмоции, насмешку, «позицию серьезной заинтересованности» и любые средства, изобретенные людьми. Он не питает ни вечной любви, ни вечной ненависти ни к одному из учреждений и ни к одной из идеологий. 'Его цели могут быть устойчивы или изменяться под влиянием рассуждений, скуки, опыта или желания произвести впечатление. Он может пытаться достичь цели либо в одиночку, либо с помощью организованной группы. Он открыто и постоянно выступает против универсальных стандартов, универсальных идей, способен превзойти любого Нобелевского лауреата в энергичной защите научной честности. И у него нет возражений против того, чтобы картину мира, нарисованную наукой и открываемую органами чувств, считать просто химерой, которая либо скрывает более глубокую и, быть может, духовную реальность, либо представляет собой призрачную ткань грез, за которой ничего нет. Он питает большой интерес к процедурам, феноменам и переживаниям, о которых рассказал К.Кастанеда, указавший на то, что чувственные восприятия можно упорядочить в высшей степени необычным образом. Для личности очень важно «качество осознавания», происходящего в действительности. Каждый человек одарен возможностью осознавания своей жизни при рождении и лишается ее после смерти. Но качество осознавания зависит от пройденного пути, и свобода каждого человека состоит в достижении осознанности своего бытия. В известном смысле человек как личность — это всегда «воин» на поле неопределенности, безрассудства и лжи. Ученый сражается и с варварским невежеством, и с собственным самомнением. По самому существу своему ученый — это человек, наделенный огромной силой воли, понимаемой как непрерывный поток энергии, управляемый с помощью намерения. В своей научной деятельности ученый испытывает огромные интеллектуальные нагрузки, а его мысль способна к невероятному напряжению. Настоящий ученый горит стремлением сделать знания полезными для процветания человечества и весьма далек от попыток манипулировать и управлять людьми, приобретать над ними власть. Эмпирически с личностью связывают образ такого человека, который превосходит по своему интеллекту средний тип, кто в принципе отвращен от лжи, не впадая в отчаяние, терпеливо идет по пути поиска и обнаружения истины. Для личности равно реальна и «проблема разума, рационального выбора», и «проблема сердца». Личность способна испытывать увлечение своим делом, должна иметь призвание к деятельности, заниматься ею со страстью, ее долг в беспрестанном преодолении себя и инерции собственного мышления. «Страсть является предварительным условием самого главного — вдохновения». Можно смело согласиться с М.Вебером, специально подчеркивающим, что «одним холодным расчетом ничего не достигнешь». Очень часто обращается внимание на то, что хоть подлинные ученые и представляют собой личности энергичные, большинство из них испытывают большие сложности в повседневном бытии, они, как говорится, «не от мира сего». В быту они не всегда рациональны, нуждаются в уходе и опеке, ибо мысль их устремлена в научные дали — горизонтали. Вследствие весьма свойственных нашему обществу уравнительных тенденций отношение к личности, к представителям интеллектуальной элиты со стороны широких слоев населения во многом негативное или, мягче сказать, осторожное. Вместе с тем личность и личности — это поистине цвет общества, включающий в себя создателей духовных ценностей, выдающихся теоретиков, инженеров, медиков, признанных профессиональным сообществом. К суперинтеллектуальной элите относят лауреатов Нобелевской премии. Это небольшая кагорта ученых, внесших наибольший личностный вклад в объем научно-исследовательского развития всех сфер» человеческой деятельности, некоторое «избранное» меньшинство, превосходство которого очевидно. Поэтому подлинной элитой может быть только интеллектуальная элита, а не та часть населения, которая присвоила себе максимальное количество материальных благ. К последней, согласно правилам русского языка, следует относить не эпитет «элитная», а прилагательное «элитарная», означающее возвышение на основании высокого ценза материального благосостояния и присвоения элитных продуктов — результатов труда, произведенных высшими интеллектуальными силами. Строго говоря, интеллектуальная элита может и не быть элитарной. Это противоречие является следствием рыночной экономики, особенно первоначальных ступеней ее развития, когда высокопрофессиональный труд интеллектуальной элиты едва может обеспечить ее существование. Интеллектуальную элиту характеризует критическое, независимое мышление. Эмпирическим индикатором служит раннее развитие и выдающиеся способности. Необходим также благоприятный общекультурный фон и благоприятные условия общественной жизни индивидов. Характеризуя типологию интеллектуальной элиты, нау-коведы обращаются к терминам «прометеи» и «синтетики». Суть этих наименований интуитивно ясна. Прометеи — это творцы новых понятий, теорий, новых путей мышления. Синтетики тяготеют к открытиям обобщающего характера. Самым показательным индикатором принадлежности к интеллектуальной элите, помимо индекса цитирования, научных званий и премий, является стихийное присуждение имени автора сделанному им открытию или созданному им учению. Для всех представителей интеллектуальной элиты характерна высокая продуктивность во все периоды их деятельности. Часто наблюдается «два всплеска» активности: первый приходится на возраст 32—36 лет, второй на 42—46 лет. Существует представление, что разница между гениальным и обычным человеком состоит в том, что гениальный человек обладает большой способностью устойчиво фокусироваться на своем действительном предназначении, в то время как обычный постоянно упускает из виду цель, меняя ее всякий раз. Глубокое осознание цели — очень сильный рычаг, способный изменить жизнь, опровергнуть укоренившиеся привычки и черты характера. Можно вести речь о полной трансформации сознания, сконцентрированного на достижении определенной цели. Таким образом, интеллектуальная элита — это не наследственный, а функциональный тип. Он связан с возложенной на него функцией обеспечения духовного и интеллектуального развития общества. Именно одаренные выходцы достигают верхнего яруса, вливаясь в состав избранных — интеллектуальной элиты. Впрочем, на деле члены элитной группы далеко не всегда озабочены тем, чтобы в нее были приняты лучшие претенденты. В действие вступают иные мотивы: подбор претендентов не по профессиональным достоинствам, а в соответствии с личной симпатией; желание видеть в группе своих (а не «чужих») сотрудников, учеников, преемников; стремление не допустить в нее конкурентов и вообще тех, кто может захватить лидерство и оттеснить ее старых членов на вторые роли; включение в свой состав «сильных мира сего» не за их научные заслуги, а из соображений совсем иного порядка. Следует учесть и то, что элитарные качества с возрастом слабеют, и многие стареющие представители элиты, не желая выглядеть тускло на ярком фоне талантливой молодежи, руководствуются при их приеме правилом: «Пусть чуть хуже меня, но лишь бы не намного лучше». Вследствие таких обстоятельств может возникнуть противоречие между элитной группой и действительной интеллектуальной элитой — т.е. невключенными в элитную группу интеллектуалами. Элитная группа деградирует, а подлинная интеллектуальная элита оказывается не выявленной и не институциализированной. Существуют методики, которые указывают на ряд необходимых атрибутов и признаков при решении вопроса об отнесении того или иного представителя интеллигенции к интеллектуальной элите. В качестве таковых предлагаются следующие показатели: • факт избрания конкретного- ученого действительным членом, членом-корреспондентом, почетным членом академий, научных учреждений и обществ; • факт присуждения премий и медалей за научную деятельность; • факт включения биографических справок о них в специальные биографические справочники и энциклопедии; • участие ученых в работе редакционных коллегий, изданий с высоким научным цензом; • высокий индекс цитирования публикаций ученого членами мирового научного сообщества. В науке действует так называемый «эффект Матфея», при котором уже признанные ученые получают новые поощрения (премии, награды, цитирование) значительно легче своих, пока еще не признанных, коллег. Психология интеллектуальной элиты указывает на два уровня мотивации творческого роста. Первый представлен личностным!, интересами и амбициозными стимулами, среди которых может быть потребность самоутверждения, личная неудовлетворенность, стремление к лидерству. Второй уровень обусловлен общественно-значимой мотивацией, здесь свою роль играют приоритеты отдельных сфер деятельности, интересы общества в целом или отдельных его структур. В нем используются различные возможности, позволяющие подчеркнуть значение творческой личности, популяризация творчества, материальные стимулы: гранты, индивидуальные стипендии, премии и пр. В принципе любое общество заинтересовано в наращивании своего интеллектуального потенциала. Вместе с тем наблюдающаяся сегодня структурная эмиграция интеллектуальной элиты, отъезд ученых за рубеж, переход вследствие необеспеченности научной сферы в другие сферы деятельности говорит об ослаблении потенциала и потребностей общества. Бесспорным выводом, имеющим огромную традицию, является признание того, что человечество получает пользу лишь от личностей, занимающихся своим делом. ЛИТЕРАТУРА 1. Проблема человека в западной философии. М., 1988. 2. Аристотель. Соч. В 4-х т. М., 1984. 3. Иорданский В.Б. Хаос и гармония. М., 1982. 4. О.Г.М. Курс энциклопедии оккультизма. Киев, 1994 (репринтное). 5. Фромм Э. Душа человека. М., 1992. 6. ЮнгК.Г. Архетип и символ. М., 1991. 7. Современная западная философия. Словарь. М., 1991. 8. Фейерабенд П. Избранные произведения по методологии науки. М., 1986. 9. Гудков Л. Интеллигенты и интеллектуалы: Социологическое иссле-дование//3намя. 1992, № 10. 10. Гудков Л. Интеллектуальная элита Санкт-Петербурга. С-Пб., 1993.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 576; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |