КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 14. Проблемы и перспективы современной цивилизации
Перспективные изменения социальной сферы. — Проблема социального расслоения. — Проблемы демократии и «вхождения во власть». — Регионы и центр. — Средний класс против процесса собственной люмпенизации.— Итоги и перспективы современной цивилизации. Конец XX в. ознаменовался многими событиями: исчезло характерное для середины века противостояние лагеря социализма и капитализма, прокатились волны «бархатных» и не совсем «бархатных» революций, межэтнических конфликтов, обострилось социальное расслоение, человечество вступило в условия существования информационной цивилизации. Негативные стороны современного общества как в западном мире, так и в России весьма похожи. Это рост преступности, неподотчетность власти воле народа, невозможность контролировать военно-техническое развитие, упадок принципов демократии, распространение поп-культуры, утрата индивидуальности, «социальные» болезни. Парадоксальная логика конца XX в. уготовила девальвацию ценностей и существование большинства человечества в условиях непредсказуемых социально-исторических последствий. «Наш век — век рационального расчета, обезличенных технологий, промывки мозгов, манипулирования, силовых влияний», — так оценивают современность В.Ильин и А.Панарин, отрицая этим определением разумность и гуманистичность эпохи. XX в. — это не только век социалистических революций, установления и последующего падения тоталитаризма, век сексуальной и культурной революции. В конце XX в. особую обеспокоенность вызывает такое явление общественной жизни, как терроризм, который буквально захлестнул собой разные страны и континенты. Статус беженца и вынужденного переселенца, заключая в себе всю глубину человеческой трагедии, прочно вошел в арсенал социологической теории, заставляя переписывать ее основы. Нерв общественного самосознания предельно натянут. Восприятие своего Я колеблется от ощущения бесперспективности личного существования до страстной надежды на достойную жизнь. Все традиционные экзистенциальные категории — любовь, вина, самопожертвование, выбор, спасение — к концу XX в. сменяются чувством либо глубокой апатии и социальной усталости, либо состоянием немотивированной агрессии. Новые многочисленные проблемы развития современной цивилизации и одновременно ее возможные перспективы в экономическом, социальном, политическом, научном и мировоззренческом планах сплелись в тугой узел противоречий. Ибо основная и магистральная перспектива развития современной цивилизации связана именно со скорейшим конструктивным разрешением или минимизацией многообразия глобальных проблем современности, а также с радикальными гуманистическими изменениями во всех сферах человеческой жизнедеятельности: в системе образования, здравоохранения, индустрии досуга, в сфере нравственности и духовности. Перспективные изменения социальной сферы. По мнению исследователей, изменения социальной сферы являются решающими для будущего человечества. Во-первых, опираясь на известное положение о том, что семья — это клеточка общества, можно увидеть в тенденциях планирования нового типа семьи, новых видов социального партнерства трансформацию общественных взаимоотношений. Соглашаясь с выводом патриарха социологии Питирима Сорокина об использовании семьи в качестве «социального теста», именно с семьей необходимо связывать обеспечение продолжения рода человеческого. Семья, если она интеллигентная, озабочена возможностью предоставления достойного воспитания и образования своим детям, достойного образа жизни, что, в свою очередь, отражает собой всю полноту гуманистических перспектив развития общества. Современное состояние нашего общества требует учета существующих тенденций. Во-первых, это непрочные, распадающиеся, неполные или смешанные семьи. Они во многом деформируют исходный «селективный фундамент», ту присущую семье работу по воспитанию и культивированию внутренних семейных ценностей, внутреннего интеллигентного духа этой ячейки. Во-вторых, это четко проявившаяся тенденция передачи процесса воспитания подрастающего поколения и его первоначального, исходного образования внесемейным структурам. Подрастающий индивид впитывает в себя признаки первичной социализации всех социальных слоев, попадающих в орбиту общения, и может реализовать в своих поведенческих реакциях какой-то новый эклектичный и неузнаваемый тип. В этих условиях не семья, а «социальный лифт» обслуживает систему вне-семейного воспитания и образования. Статусная функция семьи становится размытой и неопределенной. Исследователи утверждают, что характерным для новой цивилизации будет не создание и потребление материальных благ, а создание и потребление информации и знаний. В связи с этим существенные трансформации произойдут и в системе образования. Достаточно часто уровень развития страны определяется ее интеллектуальным потенциалом. В развитых странах вложения в систему образования рассматриваются как самый быстро окупаемый «человеческий капитал». Послевоенное развитие мирового сообщества позволило сделать вывод, что приоритетное положение образования — это не следствие экономического процветания государства, а его причина. Поэтому можно говорить о принципиальной интенсификации образовательного процесса как в нашей стране, так и повсеместно. С этим может быть связана трансформация системы высшего образования в сторону большего разнообразия по типам, учебным программам и срокам обучения, введение многоуровневой системы высшего образования. С одной стороны, можно зафиксировать прочно утвердившуюся тенденцию развития системы высшего образования в направлении универсальной компьютеризации, внедрения информационных технологий и разнообразных видов дистантного обучения. С другой стороны, волны коммерциализации образования значительно снижают планку профессионализма и отражаются на качестве предоставляемых образовательных услуг. Проблема социального расслоения остается важной проблемой, требующей неотложного перспективного решения. В свое время П.Сорокин, задаваясь вопросом, как определить положение социальной группы в социальном пространстве, клал в основу социального расслоения три основные формы: экономическую, политическую и профессиональную, которые, как правило, тесно переплетены. Вместе с тем, даже относясь к одинаковым социальным группам, можно находиться в разном социальном положении. И следует иметь в виду, что любая социальная группа или прослойка также социально стратифицирована, т.е. расслоена, как и общество в целом. Совершенно очевидно, что можно подниматься по социальной лестнице, а можно и спускаться на дно. Черты расслоения ощутимы уже в делении по полу и возрасту, в наличии привилегий мужского пола и многочисленных женских обязанностей. Черты расслоения хорошо различимы в существовании отщепенцев, живущих не по правилам данного сообщества, в самом процессе разделения труда. И конечно же, эмпирически расслоение наиболее явственно проявляется в различии уровня жизни, т.е. в экономическом неравенстве. Жесткость корпоративных взаимосвязей в рамках современного общества немногим менее ощутима, чем в институте монашества и священнослужителей или, скажем, в армии. Корпоративность имеет тенденции к возрастанию. Негативным следствием этого процесса является прерывание естественной селекции на лучшее. Когда не кровно-родственные отношения, не «нужные люди», а лучшие представители своей профессиональной страты (так называв-мый «золотой фонд») культивируются путем предоставления широких возможностей профессионального роста. Возникает дополнительная проблема фактического межпрофессионального расслоения, конкуренции по основаниям престижности профессий, дисгармонии отношений в рамках единой социальной прослойки. И вряд ли ее следует объявлять псевдопроблемой, исходя из того, что «все профессии нужны, все профессии важны». Особо социально значимые профессии осуществляют базовые функции в социальной организации. Это объективно влиятельные группы, что, в свою очередь, предполагает их высокий уровень интеллекта. Поэтому общим правилом нормально (а не абсурдно) функционирующего общества или социальной группы является ситуация, когда высший ранг занимает субъект, отличающийся наиболее высоким уровнем развития интеллекта. Именно высокий уровень интеллекта и проявляется в личных профессиональных достижениях и в достижениях иерархично подвластной данному руководителю группе. В общечеловеческом восприятии сохранилось убеждение, что принадлежность к служащим, работникам умственного труда обеспечивает более привилегированное положение, нежели принадлежность к группе работников физического труда. Однако такое отношение к умственному и физическому труду в истории цивилизаций не было постоянным. Были периоды прославления достижений физического труда, были и периоды его недооценки. XX в. — век развития технологий и всеобщей компьютеризации связан с бесспорной ориентацией на увеличение доли умственного, интеллектуального труда. В перспективе информационно-технологическое общество должно свести к минимуму использование грубой физической силы, однако конкретные экономические условия многих стран, и России в частности, позволяют говорить о подобных процессах как об очень отдаленной, абстрактной перспективе. В настоящее время в мировом масштабе фиксируется серьезное ухудшение положения работников умственного труда, которые низведены до ранга наемных трудящихся «на поточной линии духовного производства и управления». Проблемы демократии и «вхождения во власть». Современная интеллигенция и интеллектуалы в целом оказались в парадоксальной ситуации. Обладая высоким уровнем интеллекта (исходным и критериальным свойством своей социальной прослойки) они отказались от притязаний на профессии контролирующей силы, на «вхождение во власть», сопряженное с исполнением властных функций. Эксперты делают вывод, что в иерархии: элита (политическая и экономическая); средний класс (верхний, средний и базовый уровень); и «социальное дно» — интеллигенция занимает нишу среднего и базового уровней среднего класса. Элитам всегда принадлежал самый высокий социальный статус и различного рода привилегии. Поэтому продвижение в страту элит связано с многочисленными социальными барьерами и очень лимитировано. Элиты рассматриваются как «во многом самостоятельное, относительно автономное, организационное образование, ее обычными проявлениями (социальными правилами коммуникации с внешней «средой») являются: 1) замкнутость; 2) неподконтрольность; 3) таинственность; 4) мифичность; 5) символичность. В самом общем смысле под элитами понимались социальные группы, обладающие наиболее высоким индексом власти или доступам к ее ресурсам и центрам. Неправящая элита, в отличие от правящей, если и обладает властью, то моральной или нормативной и только в рамках своей профессиональной сферы. Согласно фундаментальным социологическим исследованиям, реформирование общества связано с неуклонным ускорением научно-технического прогресса и возрастанием роли инженерно-технической интеллигенции, а затем и перехода власти к представителям научно-технической интеллигенции. В этом одна из серьезных перспектив развития современной цивилизации. Экономическая организация общества, своеобразный «человеческий метаболизм, обмен вещества между человеком и природой» — ведущее отношение человеческой жизнедеятельности и фундаментальное условие для образования всех социальных институтов. Исходя из этого, в качестве перспектив современной цивилизации следует предполагать экономически свободное сосуществование многообразных форм собственности, отсутствие дискриминационных и юридических барьеров между формами хозяйствования и собственности. Выполнение договорных обязательств и уважение к частной собственности относится к цивилизованным правилам межхозяйственных взаимодействий. Экономическая свобода — один из важнейших приоритетов цивилизации будущего. Она сопряжена с разумным правоохранительным контролем и опирается на свободу получения и распространения информации. Говоря о развитии общества, большинство ученых выделяют аграрные или традиционные общества, индустриальные и постиндустриальные общества (или общества «третьей волны»). Если индустриальные общества перешли на рельсы массового производства и потребления, то общества «третьей волны» планируют перспективное возвращение к индивидуализированному производству на новой технологической основе, к производственным технологиям, стремящимся к максимальному социальному регулированию. В цивилизации нового типа предполагается максимальное использование творческого потенциала производителей и субъектов производственного процесса. Предполагается совмещение принципов рыночной экономики с принципами приоритетного планирования. Информационные приоритеты состоят в том, чтобы накопление, обобщение, комментирование и опровержение сведений о политических, экономических, социальных, этнических, демографических и прочих параметрах происходило не в режиме жесткого контроля, а в режиме информационной причастности к важнейшим социальным акциям и решениям. Информационная открытость переносит процедуру оценки деятельности правящей элиты как оптимальной или неоптимальной за пределы самой правящей элиты, властных структур, благодаря чему и становится реальным рычагом самокоррекции общественного целого. Информационные приоритеты предполагают прежде всего интеллектуальную честность и те разумные ограничения, которые устанавливаются законом и играют положительную роль, защищая интересы производителей и разработчиков принципиально новых технологий. Сама четвертая власть как основное условие цивилизованного развития общества наполнена духом рационально-критического стиля обсуждения проблем, во имя которого осуществляет свои многообразные инициативные акции. Механизм четвертой власти предполагает, что сбор и распространение информации позволяет формировать надындивидуальные схемы действия и общезначимые цели. К гуманитарным перспективам развития современной цивилизации относится идея прав и свобод личности, уважение к индивидуальности, суверенитет и свободное общение. Под гуманизмом в большинстве случаев понимается тип мировоззрения и взаимодействия, утверждающий самоценность каждого индивидуального человеческого бытия и обеспечивающий возможность самореализации человека. Естественным фоном развития гуманности оказывается демократия. Однако исходный смысл слова «демократия» — власть народа, правление всех — заставляет обратить внимание на то, что во времена Афин и Рима термином «все» не описывалось фактическое множество индивидов. В него не входили, как известно, рабы, которые составляли большинство населения. И только главы семейств — патеры фамилий имели полное юридическое право участвовать в правлении. Перспективы и приоритеты ментального, вбирающего в себя «умственный, духовный строй народа», связаны с актуальной демонстрацией и откровенным обнаружением дружественного отношение Я к другому Ты, другому народу, этносу, миру в целом. Они предписывают избегать агрессивности при построении систем сотрудничества. В наиболее переломные для России периоды, когда остро встал вопрос о необходимости и целесообразности реформ на постсоветском пространстве, исследование российской ментальности приобрело вид «анамнезиса» — припоминания собственных корней. Это очень увлекло и захватило общественность. Однако одним припоминанием не обошлись. В самом общем виде ментальный фон, заключенный в широкие пространственно-временные рамки, можно определить как сконцентрированный опыт человеческого бытия в мире. В этом качестве как опыт существования определенной общности ментальность неявно присутствует в сознании каждого индивида — члена общности и необходимо регулирует его поведение, систему ценностей и образ мыслей. Исследования ментальности позволяют реконструировать современного человека во всей полноте его самочувствований и проявлений. Благодаря этому становится возможным разрешение насущных для гуманизма проблем, связанных с изучением механизмов бесконфликтного взаимодействия, всеобщей терпимости и любви, проблемы групповой идентичности и самобытного самовыражения. Регионы и центр. Поскольку диспропорции между регионами и центром являются сегодня экономической и социально-политической реальностью, то имеют место и совокупность региональных проблем, и поиски перспектив их решения. Процесс региона-лизации всегда представляет регионы в роли догоняющих, а приоритеты центра — в роли задающих. Державный общероссийский накал и местечковый, региональный сепаратизм, выступление от имени страждущего народа и культивирование включений на тему «мы и они», обостряют противоречие центра и периферии. Усиление роли региональных центров особенно заметно в периоды кризисов, когда потребность осознавания и выражения данного уровня самосознания достигает своего апогея. Можно говорить и об определенном соперничестве региональных и центральных властей. Последняя не всегда приветствовала стремление региональной интеллигенции, обслуживающей свои регионы, к автономности и политической самостоятельности своего края. Напряжение возрастает за счет того, что местная интеллигенция начинает заботиться более о собственных региональных соотношениях, не видя за собственными трудностями трудности общероссийской жизни, развитие общероссийской политики. Региональная интеллигенция выступает, а вернее, помогает оформлять и формулировать претензии к центру. Среди самих регионов также, идет ранжирование по степени важности, один регион представляется наиболее значимым, другой наименее. Такое дробление наносит явный ущерб целостности и единству политических и экономических решений. Особую остроту приобрела проблема самоопределения. В республиках Северного Кавказа борьба за национальную независимость — отмечают В.Ильин и А.Панарин — довольно часто носит не пропагандистский, декларативный, но подлинный характер (Чечня, Северная Осетия, Ингушетия). Особую роль в этом играет фактор внешней опасности. Власть имеет дело с народом как кровнородственной общностью, ведущей борьбу за существование с другими подобными общинами. Средний класс против процесса собственной люмпенизации. Отдельную и весьма напряженную проблему современной цивилизации составляет протест средних слоев против перспектив своей люмпенизации. Движение «новых левых», манифестации «новых средних слоев», а также многочисленные террористические акты опрокинули представления о западном обществе как «инертном», обреченном на пассивность. Движение «новых левых», достигшее своего пика в период студенческого бунта 1968 г. в Париже и представленное «новыми средними слоями» (интеллигенцией и служащими), выступало за реформу образования и против процесса собственной пролетаризации. Основой волнений было противоречие между «вынесенными из прошлого оценками своего собственного статуса, нормативными установками на творческую свободу, самовыражение личности в процессе умственного труда, с одной стороны, и суровой перспективой превращения в один из отрядов пролетариата, в элемент совокупного рабочего — с другой». Этот бунт был назвал «революцией растущих ожиданий». Однако она завершилась люмпенизацией некоторых групп интеллигенции, появлением своеобразного маргинального (пограничного) ее слоя и превращением в «революцию утерянных надежд». Крайней формой выражения протеста стал террор против всех тех, кого считали виновными в бедственном положении и люмпенизации интеллигенции. Цель борьбы отождествлялась с объектом террора. К отряду «новых левых», а точнее «отцам новых левых», относили основоположника «Франкфуртской школы» М. Хоркхаймера, его ближайших сотрудников Т.Адорно, Ю.Хабермаса, а также Г.Маркузе, Э.Фромма и Ж-П.Сартра. Долгое время казалось, как отмечает исследователь этих процессов Ю. Давыдов, что «гиперкритические» обертоны в эстетических и культурно-философских рассуждениях Адорно и Маркузе, с одной стороны, и левоэкстремист-ские политические акции (грохот бомб, взорванных ультралевыми террористами), с другой, — это совсем разные вещи. И понадобился более чем десятилетний опыт «нового левого» движения, и в особенности его ультралевого крыла, чтобы убедиться в противном. Нигилизм в неприятии сложившегося социального положения оборачивался отрицанием всей системы общекультурных ценностей. Интенсификация и обострение проблем современной цивилизации, происходящие в направлении отрицания культуры, особенно заметны. Ситуация тотального плюрализма в своей крайности грозит наступлением эпохи всеобщего непонимания, когда «все в разладе со всем», и чревата гибелью единой общечеловеческой системы подлинных ценностей. С превращением культуры в антикультуру под сомнением оказывается уклад, традиции и само существование человеческой духовности и интеллигентности. Причем данный процесс имеет двойственную направленность как со стороны гиперотказа от всех ценностей культуры, так и со стороны люмпенизации носителей культуры, лишенных престижа, статуса и элементарных средств к существованию, стремительно опускающихся на социальное дно. Противостояние процессам отчуждения культуры от человека связано с системой экономических мероприятий и с гуманистической ориентацией самого постиндустриального общества. Явно обнаружившие себя рыночно-потребительские тенденции развития современной массовой культуры встречают противостояние в призыве к защите духовного наследия, художественных и культурных памятников, нравственных устоев. Категорический императив кантовской философии: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству как к цели и никогда не относился к нему только как к средству» — не только опровергает возможности каких бы то ни было манипуляций с человеком, но и доказывает недопустимость пренебрежительного отношения к человеку. Миф, оправдывающий колониальную политику якобы тем, что слаборазвитый, инертный и неспособный к прогрессу восточный человек нуждается в управляющем влиянии Запада, эхом отразился в представлениях о прагматическом, рассудочном, «дегенерирующем» человеке Запада, погрязшем в аморальности и жажде потребительства. Ненависть к чужому, национальные предрассудки (ксенофобия) являются острыми проблемами современности, преодоление которых связано с воспитанием в современнике подлинного гуманистического мировоззрения. Итоги и перспективы современной цивилизации. Видение перспектив современной цивилизации обусловлено тем, что начало третьего тысячелетия сопряжено с созданием интегративной системы мирохозяйственных и геополитических связей и зависимостей. Наука приобретает интернациональный характер, и само научное сообщество рассматривает себя с космополитических позиций. Планета становится объединенной общей планетарной судьбой. И конечно, в современном мире основой технологического могущества становится именно современная наука. Наука мыслится и как надежный инструмент распространения информации для обеспечения государственно-корпоративного уровня управления, и как сфера, с которой связывают надежды предотвращения экологической катастрофы. Несмотря на ожесточенные баталии сциентистов и антисциен-тистов, одним из бесспорных мировоззренческих итогов развития науки конца XX в. является факт существования научного мировоззрения, которое стало доминирующим в ареале технократической цивилизации. В основе научного мировоззрения лежит представление о возможности научного постижения сущности многообразных явлений современного мира, о том, что прогресс развития человечества связан с достижениями науки. К концу XX в. можно говорить о сложившейся предметно-дисциплинарной организации науки, фиксировать наличие ее логико-методологической и теоретико-концептуальной базы. Налицо двуединый процесс, включающий в себя, с одной стороны, гуманизацию позитивного знания, а с другой — гносеологизацию содержания искусства, математизацию отдельных областей культуры. Вместе с тем фиксируется возросший интерес к проблемам эзоте-рики, оккультизма и мистицизма. Интеллектуальный плюрализм допускает широкое распространение «тайных, сакральных знаний о человеке» разного уровня. Своеобразное бытие получает и новый опыт религиозности, который не всегда связан с официальной церковью, соблюдением всех таинств и обрядов. Он распространяется по светским каналам, посредством широкой пропаганды на страницах печати, по радио и телевидению призывов к возрождению духовности. В общественном сознании противоречивым образом уживаются основы научного и религиозного мировоззрений. Современная экологическая ситуация настоятельно требует био-сферизировать все виды человеческой деятельности, все области науки. Это находит отражение в этическом императиве, обязывающем ученых с большей ответственностью подходить к результатам своих исследований. Сфера действия этики расширяется. Выдающиеся физики требуют ограничения применений их открытий в военной области. Врачи и биологи выступают за мораторий на использование достижений генетики в антигуманных целях. Первоочередной проблемой становится поиск оптимального соотношения целей научно-технического прогресса и сохранения органичной для человека биосферы его существования. Новое направление — синергетика также выступает мировоззренческим итогом развития цивилизации XX в., ибо в ней говорится о возможностях нового диалога человека с природой, где самоорганизующееся развитие должно диктовать приоритеты искусственным, спекулятивным и конструкционистским схемам, претендуя на новый синтез знания и разума. Синергетика перестраивает наше мировосприятие и, в частности, нацеливает на отказ от логики покорительства, на принципиальную открытость к принятию закономерностей развития «мира естественного». Идеи ноосферности, обозначающие пространственно-временной континуум человеческой мысли, обретают свое обоснование в современной релятивистской космологии. В них потенциально содержатся два смысловых подхода: первый опирается на признание уникальности Вселенной, а следовательно, и человеческой мысли. Второй — на понимание ее как одной из многих аналогичных систем, что в мировоззренческом плане сопряжено с необходимостью логического полагания уникальных, диковинных и отличных от имеющихся земных аналогов форм жизни и разума. Глубинные процессы информатизации и медиатизации, компьютерная революция в глобальных масштабах, стимулируя скачкообразность экономического и научно-технологического развития, чреваты обострением всего комплекса коммуникативно-психологических проблем. Обилие обрушивающейся на человека избыточной информации ведет к синдрому информационной усталости и, как следствие, к раздражительности, напряженности, агрессии, массовому расстройству зрения. Человек живет в постоянной погоне за временем, личное время экспроприировано временем социальных взаимодействий, включено в макровремя социальных обязанностей и институтов. Это обостряет негативизм психологии мировосприятия. Ускорение темпов жизни, изменений в быту чревато обилием стрессовых ситуаций. Любопытно, что этот бешеный ритм жизни американцы окрестили термином «крысиные гонки». Но фактом является и то, что Новый Свет, в отличие от континентальной старушки Европы, смог «увезти к себе» большинство Нобелевских премий, открытий, достичь высшей планки уровня жизни. Все названные и многие другие итоги развития современной цивилизации еще в смутном и неотчетливом виде воспроизводят представления о грядущем образе мира, который И.Пригожий назвал «третьей культурой», О.Тоффлер — «третьей волной», Ф.Са-гаси — «третьей цивилизацией». ЛИТЕРАТУРА 1. Ильин В.В., Панарин А.С., Бадовский Д.В. Политическая антропология. М., 1995. 2. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М;, 1992. 3. Давыдов Ю.Н. Эстетика нигилизма. М., 1975. 4. Моисеев Н. Современный рационализм. М., 1997.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 367; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |