КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 15. Человечество перед лицом глобальных проблем
Определение глобальных Проблем и их взаимосвязь. — Многоуровневость экологических проблем. — Глобальность кризиса культуры. — Глобалистика военно-политических проблем. Определение глобальных проблем и их взаимосвязь. Глобальные проблемы — это проблемы, касающиеся системы «мир—человек» в целом и имеющие не локальный, а всеохватывающий, планетарный характер. От их решения напрямую зависит жизнь социума, судьба человечества, условия его жизнеобитания, состояние природной среды, социальный прогресс и сохранение цивилизации. К ним можно отнести проблемы экологии, охрану здоровья человечества, демографические проблемы, проблемы кризиса культуры, вопросы войны и мира. Соответственно, их подразделяют на экологические, демографические и военно-политические. Современные исследования позволяют отнести к глобальным проблемам более двух десятков проблем, среди которых: • угроза экологической катастрофы; • минерально-сырьевой кризис; • медико-биологические проблемы здоровья; • сохранение вида homo sapiens; • проблемы предотвращения войны с использованием средств массового поражения; • прекращение гонки вооружения; • сокращение ареалов нищеты и бедности; • проблемы энергетического кризиса и др. Причины возникновения глобальных проблем состоят в усиленном росте потребностей человека, в возросших технических средствах воздействия общества на природу, масштабах этих воздействий. К характерным особенностям глобальных проблем современности относится наличие тесной взаимосвязи между ними, при которой обострение одной ведет к обострению всей цепочки проблем. Можно сказать, что глобальные проблемы — это сложный клубок проблем. Поэтому попытки их обособленного рассмотрения и решения малоэффективны. Глобальные проблемы должны решаться комплексно, координированно, усилиями многочисленных субъектов мирового сообщества. Многоуровневость экологических проблем. На современном этапе развития человечества большая часть глобальных проблем сосредоточена на полюсе активного взаимодействия человека и природы. Бесконтрольное использование природных ресурсов, варварское потребление природных богатств ставит вопрос о специальной социальной политике, регулирующей взаимоотношения между человеком и природой, поднимает проблему необходимости защиты как природы, так и человечества, которое заинтересовано в своем будущем. Экологическая проблема обостряется тем, что в мире ежегодно исчезает 150 видов растений и животных, происходит истощение почвы, загрязнение воды, атмосферных слоев воздуха и окружающей среды в целом. Человек загрязняет химическими и радиационными веществами все вокруг себя: от Мирового океана до космического пространства. Изменение биосферы, ионосферы, характеристик воздуха, почвы и воды, при которых зародилась и стала возможной человеческая жизнь, свидетельствует о разрушении той экологической ниши, деструкция которой ведет к исчезновению всего живого. К.Лоренц в статье «Восемь смертных грехов цивилизованного человечества», обращая внимание на ускоряющийся в геометрической прогрессии темп развития техники, говорит об угрозе полного разрушения биоценозов, в которых и за счет которых живет человек. Экологическая проблема многоуровнева. Ее следует решать как на национальном, так и на межнациональном, мировом уровне. Основой обострения экологической проблемы является стремительный научно-технический прогресс, ориентированный на безудержный рост потребления. Он чреват дефицитом природных ресурсов многих стран. Почва, гидроэнергия, пресная вода, рыбные запасы во многих странах достигли своих критических показателей. «Римский клуб» является одним из ведущих исследовательских центров, включающих в свой состав политиков и ученых, которые разрабатывают модели устранения кризисных тенденций при взаимоотношении человечества со средой своего обитания. Его деятельность направлена на то, чтобы выработать новое экологическое мышление, систему мер, обеспечивающую безопасное проживание на земле. Загрязнение Мирового океана химическими и промышленными отходами привело к созданию таких организаций, как Конфедерация стран Северных морей и Международная морская организация. К мероприятиям, способным обеспечить поворот в сторону гармонизации отношений «человек—природа», относят: • утилизацию отходов; • предотвращение выброса в атмосферу газов при сжигании топлива; • освоение энерго- и ресурсосберегающих технологий; • стимулирование восстановления природной среды. Экологическая проблема вплотную поднимает и вопросы экологии человека, здоровья его тела и духа. Слышны предупреждения биологов, генетиков, медиков о том, что человек находится перед лицом опасности исчезновения как биологический вид. Генная инженерия в своих открытиях и достижениях представляет реальную угрозу существованию человека. Распространение патогенных микроорганизмов и ослабление иммунной системы под воздействием многообразных стрессов ведут к катастрофическим последствиям в экологии человека и не могут быть оставлены без пристального внимания. СПИД — чума XX в. на сегодняшний день является также общечеловеческой проблемой. Ее истоки лежат в массовой наркомании, сексуальных извращениях и проституции, разрушающих человека и побуждающих его к асоциальным действиям. Говоря об экологии человека, следует иметь в виду изучение реального образа жизни человеческих популяций. Здесь важна не только телесность человека и физическая среда обитания, но и духовная компонента. Безусловно, чтобы дать жизнь духу, нужно обеспечить жизнь телу. Это взаимополагание и взаимоотрицание духа и тела как действительное, развертывающееся каждый раз с новой силой противоречие требует своего разрешения в чем-то ином, что не было бы только духовным и не являлось бы только телесным. В этом смысле ключевой проблемой экологии человека всегда была проблема его самореализации, понимаемая как развитие всего потенциально в нем заложенного. В свое время Монтень писал: «Важнее всего в мире умение быть самим собой». Новый термин — «экософия» обозначает персональный кодекс ценностей и взгляд на мир, определяющий и инициирующий личностное поведение, дающий радость быть самим собой. Глобальность кризиса культуры. Часть глобальных проблем отталкивается от фиксации состояния общества как жертвы глобальных потрясений. Мировые войны и локальные военные конфликты привели к утрате веры человечества в гуманистические идеалы. Кризис человеческой духовности, идеология потребительства есть, по выражению отечественного философа М.Мамардашвили, «антропологическая катастрофа». Все это весьма типично для конца XX в. Современный западный философ Х.Ортега-и-Гассет видит основания кризиса культуры в том, что европейская история отдана на откуп заурядности. В ней созрел и действует новый тип массового человека, который вмешивается во все и не знает морали. Это тип паразитирующий, его действия имеют характер насилия. К.Ясперс обращал внимание на то, что в сравнении современности со временем упадка и гибели античной культуры есть одно существенное отличие: техника в период краха античности была в состоянии стагнации, в современном же мире она в неслыханном темпе продолжает свое «разрушительное продвижение». Отсталость в развитии огромной части населения и необходимость ее преодоления также осознается сегодня как одна из глобальных проблем человечества. Экономический разрыв между населением наиболее развитых стран и огромной массой беднейшего населения развивающихся стран не может создавать благоприятный фон развития современной цивилизации и также включается в ряд глобальных проблем современности. Объем производства на душу населения в слаборазвитых странах в среднем в 12 раз меньше, а потребление энергии в 14 раз ниже, чем в развитых. 3/4 населения развивающихся стран живут в антисанитарных условиях, а 31% населения — в условиях абсолютной нищеты. Ареалы нищеты и голода свидетельствуют о том, что общество не решило проблему своего обеспечения продовольственными и энергетическими ресурсами, что ведет к разрушению и патологиям человеческой популяции. Глобалистика военно-политических проблем. Наряду с глобальной экологической проблемой вопросы обеспечения мира и предотвращения войны также являются серьезнейшей проблемой человеческого существования. К числу военно-политических относится проблема обострения гонки вооружений, атомной или ядерной угрозы. Большое количество испытаний и накопление ядерных зарядов, вспышки военных конфликтов, массовый террор приводят к ситуации, когда человечество балансирует на грани мирного сосуществования. Еще А.Эйнштейн призывал к тому, чтобы освобожденная энергия атома работала на благо человечества, а не на его уничтожение. Подписание договоров о сокращении стратегических ядерных арсеналов несколько уменьшает опасность прямого ядерного столкновения, однако не исчезает угроза технологического атомного взрыва, нет гарантий от повторения чернобыльской катастрофы мирового масштаба. Новые виды вооружения, среди которых не только химическое и бактериологическое, но и «генетическое», «плазменное», «солнечное» оружие предлагают все новые и более изощренные способы поражения. К сожалению, именно с проблемой войны человечество переходит рубеж нового тысячелетия. Прогрессивные ученые и философы, представители литературы и искусства призывают к сохранению мира на земле во имя всего человечества. ООН играет особую роль в решении глобальных проблем современности. Мировое сообщество пытается координировать усилия человечества по минимизации глобальных проблем современности, обеспечить консенсус и совершенствование мирохозяйственных связей. Философы с тревогой фиксируют, что перспективы решения глобальных проблем в значительной мере определяются уровнем развития самого человечества и его культуры. На пороге XXI в. человечество, оказавшись перед необходимостью решения проблем мирового порядка: загрязнения окружающей среды отходами промышленного производства, невосполнимым исчезновением природных ресурсов; нарушением баланса в демографических процессах; опасностью радиоактивной катастрофы и т.д. — не может не осознавать всю катастрофичность дальнейшего техногенного развития. Знание угроз, выявление рисков и оценка новых опасностей может вооружить ученых в деятельности по минимизации глобальных проблем. Исследователи отмечают, что отрицательные последствия научно-технической деятельности могут быть преодолены не ее приостановкой, но созданием новейших технологий по утилизации вредных отходов. Отмечается возможность создания роботов-врачей, живущих внутри организма человека и устраняющих любые возникающие отклонения от нормы, а также насыщение экосферы роботами-санитарами, перерабатывающими отходы. Философия не может быть в стороне от решения глобальных проблем современности, поскольку с ними связаны возможности и перспективы выживания всего человечества. Вместе с тем только своими средствами философия не в состоянии их решить. Полное и комплексное решение глобальных проблем современности или поэтапное уменьшение их остроты возможно только совокупными усилиями ученых-практиков и теоретиков всего мирового сообщества, осознающего всю грядущую опасность их обострения. ЛИТЕРАТУРА 1. Лоренц К. Восемь смертных грехов человечества// Вопросы философии. 1992,№3. 2. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М., 1991. 3. Мир философии. 4.2. М., 1992.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 397; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |