Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Библиографический список. А) основная литература:




а) основная литература:

1. Багиев Г.Л. Маркетинг: Учебник для вузов / Г.Л. Багиев, В.М. Тарасевич, Х. Анн.; Под общ. ред. Г.Л. Багиева. 3-е изд. СПб.: Питер, 2007. 736 с.

2. Васильев Ю.Н. Маркетинг. Программа, методические указания и контрольная работа / Санкт-Петербургский государственный горный институт (технический университет). СПб, 2007.

3 .Глухов В.В. Менеджмент: Учебник для вузов. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2006.

4. Котлер Ф., Келлер К.Л. Маркетинг менеджмент: Экспресс-курс. 3-е изд. / Пер. с англ. Под науч. ред. С.Г. Жильцова. СПб.: Питер, 2010. 480 с.

5. Ламакин Г.Н. Основы менеджмента в электроэнергетике: Учебное пособие. Ч.1. 1-е изд. Тверь: ТГТУ, 2006. 208 с.

6.Маркетинг: большой толковый словарь / [А.П. Панкрухин и др.]; под ред. А.П. Панкрухина. – 2-е изд., стер. - М.: Издательство «Омега-Л», 2010. 264 с.

7. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: Учебник / Под ред. проф. В.А. Алексунина. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2006. 716 с.

8. Маркетинг: Учебник для вузов / Н.Д. Эриашвили, К. Ховард, Ю.А. Цыпкин и др.; Под ред. Н.Д. Эриашвили. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 631 с.

9. Маркетинг: учебно-методический комплекс / сост.: В.А. Кныш, А.А. Белостоцкая, А.А. Башта В.Ю. Гомельская. – СПб.: Изд-во СЗТУ, 2010. 192 с.

10.Менеджмент организации: Учебное пособие для подготовки к итоговому междисциплинарному экзамену профессиональной подготовки менеджера./ Под общей ред. В.Е. Ланкина. Таганрог: ТРТУ, 2006.

11. Сергеев В. А., Кипчарская Е. В., Подымало Д. К. Основы нновационного проектирования: учебное пособие. Ульяновск: УлГТУ, 2010. – 246 с.

12. Соловьев В.А., Дрыночкин А.В. Управление маркетинговым процессом. Учебное пособие / В.А. Соловьев, А.В. Дрыночкин. – М.: Восток - Запад, 2010. – 192с.

б) дополнительная литература:

13. Асаул А. Н. Культура организации: проблемы формирования и управления / А. Н. Асаул, М. А. Асаул, П. Ю. Ерофеев, М. П. Ерофеев — СПб.: Гуманистика, 2006.

14. Бурков В.Н., Коргин Н.А., Новиков Д.А. Введение в теорию управления организационными системами: Учебник Под ред. чл.-корр. РАН Д.А. Новикова. – М.: Либроком, 2009. – 264 с.

15. Гольдштейн Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент: Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. - 267 с.

16. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Учебное пособие, изд 2-е, дополненное и переработанное. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003.

17. Камышев Э.Н. Менеджмент организации (практический менеджмент в условиях России). - Томск: ТПУ, 2002. - 174 с.

18. Методы прикладных исследований в менеджменте: учеб. пособие / О. Е. Лысов. – ГУАП. СПб., 2006. – 164 с.

19. Мотивация персонала в современной организации: Учебное пособие / Под общ. ред. С. Ю. Трапицына. – СПб.: ООО «Книжный Дом», 2007. – 240 с.

20. Мхитарян С.В. Отраслевой маркетинг. М.: Эксмо, 2006. 368 с.

21. Невская М.А., Беляев В.В. Методические указания к выполнению лабораторной работы по дисциплине «Прогнозирование и планирование использования городских территорий» для студентов специальности «городской кадастр», СПГГУ, 2011, 65 с

22. Новиков Д.А. Математические модели формирования и функциониров-ания команд М.: Издательство физико-математической литературы, 2008. – 184 с.

23."О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 28.07.2012)

24.«О защите конкуренции. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135–ФЗ.

25.О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 28.07.2012).

26. "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 06.12.2011).

27. «О правилах оптового рынка электроэнергии (мощности) переходного периода». Постановление Правительства РФ от 24 октября 2003 г. № 643.

28. «Об электроэнергетике». Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 35–ФЗ.

29. «Организация и планирование машиностроительного производства (производственный менеджмент)». Учебник / К.А. Грачева, М.К. Захарова, Л.А.Одинцова и др.: Под ред. Ю.В. Скворцова, Л.А.Некрасова. – М.: Высшая школа, 2003, - 470 с.

30. Орлов А.И. Менеджмент. Учебник. М.: Издательство "Изумруд", 2003. - 298 с.

31. Сметанин С.И. История предпринимательства в России: Курс лекций. М.: КНОРУС, 2006.

32. Соколова Е.В., Черноус М.А. «Концентрация на оптовом рынке электроэнергии в РФ: подходы к определению и анализ»/ Исследования современных рынков, Вестник СПГУ, сер.8, вып. 2, СПГУ, 2009,http://www.vestnikmanagement.spbu.ru/archive/pdf/400.pdf

33. Федцов В.Г. Маркетинг: теория и сферы применения: Учебн. пособие для высших учебных заведений / В.Г. Федцов, А.В. Федцова. М.: Приор-издат, 2006. 224 с.

в) программное обеспечение и интернет – ресурсы:

http://www.libertarium.ru/library — библиотека материалов по экономической тематике.

http://www.finansy.ru — материалы по социально-экономическому положению и развитию в России.

http://www.nobel.se/economics/laureates — Лауреаты Нобелевской премии по экономике.

http://www.cbr.ru — Официальный сайт Центрального банка России (аналитические материалы).

http://www.rbc.ru - РосБизнесКонсалтинг (материалы аналитического и обзорного характера).

http://www.gks.ru – Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации.

www.government.ru – Официальный сайт Правительства Российской Федерации.

 

Приложение 1

Англо-американская модель применяется в корпорациях Великобритании, США, Австралии, Новой Зеландии, Канады и некоторых других странах. Она характеризуется наличием индивидуальных акционеров и постоянно растущим числом независимых т.е. не связанных с корпорацией акционеров (они называются "внешние" акционеры или "аутсайдеры"), а также четко разработанной законодательной основой, определяющей права и обязанности трех ключевых участников: управляющих, директоров и акционеров и сравнительно простым механизмом взаимодействия между корпорацией и акционерами, и между акционерами как на ежегодных общих собраниях, так и в промежутках между ними.

Акционирование – это обычный способ накопления капитала корпорациями Великобритании и США. Поэтому неудивительно, что в США образовался крупнейший в мире рынок капитала, а Лондонская биржа – третья в мире по капитализации рынка после Нью-Йорка и Токио. Более того, существует причинно-следственная связь между преобладанием акционерного финансирования, размерами рынка капитала и развитостью системы корпоративного управления. США являются крупнейшим рынком капитала и одновременно местом наиболее развитой системы голосования по доверенности и небывалой активности независимых (институциональных) инвесторов. Последние также играют важную роль на рынке капитала и в корпоративном управлении Великобритании.

Англо-американская модель, развивавшаяся в условиях свободного рынка, предполагает разделение владения и контроля в наиболее крупных корпорациях. Это юридическое разделение очень важно с деловой и социальной точек зрения, т. к. инвесторы, вкладывая свои средства и владея предприятием, не несут юридической ответственности за действия корпорации. Они передают функции по управлению менеджерам и платят им за выполнение этих функций как своим агентам по ведению дел. Плата за разделение владения и контроля и называется "агентскими услугами".

Интересы акционеров и менеджеров не всегда совпадают. Корпоративное законодательство, действующее в странах, которые применяют англо-американскую модель управления, решает это противоречие разными способами. Самый важный из них – это избрание акционерами Совета директоров, который становится их доверенным лицом и начинает выполнять фидуциарные обязательства, т.е. действовать в пользу акционеров при осуществлении функций контроля над управлением.

Увеличение числа институциональных инвесторов привело к усилению их влияния. В свою очередь, это повлекло за собой законодательные изменения, способствующие их активизации как участников корпоративных отношений.

Традиционно, председателем Совета директоров и главным (генеральным) исполнительным директором являлось одно и то же лицо. Часто это приводило к различным злоупотреблениям, в частности к концентрации власти в руках одного человека (например, совет директоров контролируется одним человеком, являющимся одновременно председателем и главным исполнительным директором); или концентрации власти в руках небольшой группы лиц; Правление и/или Совет директоров пытаются удерживать власть в течение длительного периода времени, игнорируя интересы других акционеров ("ускорение"); а также к грубому нарушению интересов акционеров. В настоящее время и американские, и английские корпорации тяготеют к включению в Совет директоров все большего числа независимых директоров.

Существует ряд факторов, которые способствовали увеличению числа независимых директоров в совете директоров корпораций Великобритании и США. Среди них: изменение структуры владельцев, т. е. рост числа и влияния институциональных инвесторов и их участие в голосовании на ежегодных общих собраниях акционеров, а также рекомендации таких независимых самостоятельно регулируемых организаций, как Комитет по финансовым вопросам корпоративного управления в Великобритании и различных акционерных организаций в США.

Состав Совета директоров и представительство в совете остаются важными вопросами, которые беспокоят акционеров в Великобритании и США. Возможно, это происходит потому, что другие вопросы корпоративного управления такие, как раскрытие информации и механизмы взаимодействия между корпорациями и акционерами, в основном решены.

Советы директоров в Великобритании и США меньше по численности, чем в Японии. Обследование 100 крупнейших американских корпораций, проведенное в 1993 г. корпорацией "Спенсер Стюарт", показало, что размер Советов директоров уменьшается, и в среднем в него входит 13 членов по сравнению с 15 в 1988г.

Законы, регулирующие деятельность пенсионных фондов, также оказывают влияние на корпоративное управление. В 1988 г. Министерство труда США, ответственное за деятельность частных пенсионных фондов, постановило, что эти фонды имеют фидуциарные обязательства, т. е. выступают "поверенными" своих акционеров в делах корпорации. Это постановление оказало сильное влияние на деятельность частных пенсионных фондов и других институциональных инвесторов: они стали интересоваться всеми вопросами корпоративного управления, правами акционеров и голосованием на ежегодных общих собраниях акционеров.

Следует заметить, что в США корпорации регистрируются и учреждаются в определенном штате, и законы этого штата составляют основу законодательной базы по правам и обязанностям корпорации.

По сравнению с рынками капитала других стран, в частности Японии, в США существуют самые жесткие правила по раскрытию информации, и действует четкая система взаимоотношений между акционерами. Как уже говорилось выше, это имеет прямое отношение к размеру и значению рынка ценных бумаг в экономике США и на международной арене.

В англо-американской модели институциональные инвесторы и различные финансовые специалисты следят за деятельностью корпорации и корпоративным управлением. Среди них инвестиционные фонды (например, индексные фонды и фонды, ориентирующиеся на конкретную отрасль промышленности); фонды рискового капитала, или фонды, инвестирующие в новые корпорации; агентства, оценивающие кредитоспособность заемщиков или качество ценных бумаг; аудиторы и фонды, ориентирующиеся на предприятия-банкроты или убыточные корпорации. В японской же модели многие из этих функций, как правило, выполняет один банк. То есть, в Японии существует сильная взаимосвязь между корпорацией и ее основным банком.

Для более глубокого понимания, сущности японского стиля управления, представляется целесообразным рассмотреть главные различия в самом подходе к формированию системы управления в американской и японской школах менеджмента. Наиболее существенны различия в следующих аспектах:

Кадровая политика в фирмах США обычно строятся на более или менее одинаковых принципах по следующим направлениям.

Американские фирмы, использующие традиционные принципы отбора кадров при приеме на работу, основное внимание уделяют специализированным знаниям и профессиональным навыкам. Общими критериями по подбору кадров являются: образование, практический опыт работы, психологическая совместимость, умение работать в коллективе.

В американских фирмах делается ориентация на узкую специализацию менеджеров, так же как и инженеров и ученых. Американские специалисты, как правило, профессиональны в узкой области знаний и поэтому продвижение их по иерархии управления происходит только по вертикали, что означает, что финансист будет делать карьеру только в этой области. Это ограничивает возможности продвижения по уровням управления, что обусловливает текучесть управленческих кадров, их переход из одной фирмы в другую. В Японии же, работник, пришедший на работу является так называемым «чистым листом» совершенствуя себя в ходе работы, пройдя с низшей ступени, по верхнею[1].

В американских фирмах при приеме на работу потенциальные кандидаты проходят тестирование для выявления профессиональной подготовки. Обычно каждая фирма разрабатывает свои критерии отбора и порядок найма работников. После приема на работу проводится процедура введения в должность, когда работника знакомят с его обязанностями в соответствии с инструкциями, ограниченными его узкой специализацией, и не знакомят с деятельностью фирмы в целом и ее организационной культурой.

В японских фирмах придерживаются мнения, что руководитель должен быть специалистом, способным работать на любом участке фирмы, а не по отдельным ее функциям. Поэтому при повышении квалификации руководитель отдела или подразделения выбирает для освоения новую сферу деятельности, в которой он раньше не работал.

Японские фирмы в качестве критериев применяют: совмещение профессий, способность работать в коллективе, понимание значения своего труда для общего дела, умение решать производственные проблемы, увязывать решение различных задач, писать грамотные записки и умение чертить графики.

Обычно потенциальные кандидаты проходят предварительную проверку способности работать в полуавтономных коллективах.

В Японии существует своя специфика в управлении персоналом, о которой подробно говорилось в первой главе. С учетом всего вышесказанного об особенностях управления персонала в Японии можно выделить следующие основные принципы японского типа управления:

1) переплетение интересов и сфер жизнедеятельности фирм и работников: высокая зависимость работника от своей фирмы, предоставление ему значительных специальных гарантий и благ в обмен на преданность фирме и готовность защищать ее интересы;

2) приоритет коллективного начала перед индивидуализмом, поощрение кооперации людей внутри фирмы, в рамках разного рода небольших групп, атмосфера равенства между работниками независимо от занимаемых постов.

В современных условиях подготовке и переподготовке кадров менеджеров придается важное значение как на официальном уровне, так и на уровне отдельных фирм.

Каждая компания практически имеет свою собственную систему переподготовки. Новые сотрудники обязаны проходить переподготовку ежегодно, вследствие чего процесс обучения идет непрерывно.

В 1985 г. в США было затрачено 60 млрд. долл. на все формы обучения менеджменту, в том числе 13 млрд. долл. на повышение квалификации менеджеров.

Японские фирмы тратят на обучение в расчете на одного занятого в три - четыре раза больше, чем американские. В Японии непрерывное образование является частью процесса труда, на который каждый занятый тратит примерно 8 часов в неделю, в том числе 4 часа за счет рабочего времени и 4 часа - за счет личного.

Основой японской системы профессионального обучения в фирмах является концепция «гибкого работника». Ее целью являются отбор и подготовка работника не по одной, а, по крайней мере, по двум-трем специальностям, а затем повышение квалификации на протяжении всей жизни.

Американские компании в качестве основной тактической задачи выделяют ускорение оборота инвестируемых средств и увеличение стоимости акций. Именно по этим показателям и определяется эффективность работы управленческого аппарата.

Японские компании в качестве основных целей оперативного характера выделяют обычно расширение доли рынка и увеличение доли новых товаров в общем объеме выпускаемой продукции, что, по мнению руководителей этих компаний, должно обеспечить повышение конкурентоспособности и прибыли, но не только в краткосрочной, но и, что более важно, в долгосрочной перспективе. Подобная целевая ориентация значительным образом влияет на производственно-сбытовую стратегию корпораций, а также на особенности построения и работы всей системы управления.

Для американской компании в соответствии с выбранными тактическими целями (ориентация на текущую прибыльность) характерна преимущественная ориентация на максимальную гибкость системы управления в плане распределения и перераспределения всех видов ресурсов для повышения прибыли в краткосрочном разрезе. Для осуществления таких установок в наибольшей степени подходят формализованные организационные схемы с четким формулированием наборов целей для каждого руководителя.

В отличие от этого ориентация японских компаний на максимизацию прибыли в долгосрочной перспективе приводит к тому, что аппарат управления компании формируется на принципах, предусматривающих долгосрочное аккумулирование управленческих ресурсов, универсальную подготовку и переподготовку управленческих кадров с их привязкой к данной компании в течение длительного периода времени.

Различия в тактических установках, определяющих производственно-сбытовую деятельность, обусловливают некоторые отличия в подходах американских и японских компаний к выбору наиболее приоритетных сфер деятельности и направлений развития. Так, в настоящее время американские компании направляют большую часть ресурсов в такие области, как совершенствование выпускаемых товаров и технологических процессов. В результате такой ориентации большинство средств, выделяемых на научные исследования и разработки, сконцентрированы именно в этих областях, так как такая структура инвестиций обеспечивает кратчайшее время их оборота[2].

Японские компании наибольшую долю средств выделят на проведение фундаментальных исследований и разработок, а также работы по созданию принципиально новых образцов продукции. В результате, хотя в абсолютном выражении период оборота этой части финансовых средств затягивается, изготовление принципиально новых товаров дает возможность японским компаниям выпускать более конкурентоспособную продукцию и тем самым резко увеличивать объем прибыли, например, в конце пятилетнего периода. Анализ ситуации на капиталистических рынках весьма отчетливо показывает преимущества тактики, используемой японскими компаниями в конкурентной борьбе.

Принципиально важным моментом, определяющим подход к практике управления, является то, что традиционно американские управляющие были ориентированы на некие индивидуальные ценности и результаты, в то время как японский подход заключается в обеспечении эффективной деятельности группы, а не отдельного работника. При этом вся управленческая деятельность в американских компаниях базируется на механизмах индивидуальной ответственности, оценке индивидуальных результатов, выработке четких, количественно выражен­ных и, как правило, краткосрочных целей. Идеальный американский управляющий обычно предстает в виде лидера – сильной личности, замыкающей на себя весь процесс управления и способной заставить своих подчиненных интенсивно работать выполнять поставленные перед ними конкретные цели.

Стиль управления, который преобладает в японских компаниях, ориентирован, прежде всего, на групповую деятельность. Упор при осуществлении управленческих воздействий делается на включение каждого, в том числе и руководителя, в деятельность группы. При этом создаются условия и принимаются специальные меры по налаживанию горизонтальных связей и механизмов координации как внутри групп, так и между всеми группами в масштабах компании, что значительно уменьшает возможность возникновения конфликтов. Поэтому идеальный управляющий по-японски предстает человеком, способным обеспечить эффективное функционирование возглавляемого им коллектива единомышленников, в котором индивидуальные успехи каждого непосредственно зависят и связаны с успешной совместной деятельностью.

Японский управляющий должен не только понимать характер своих подчиненных, но и использовать их психологические особенности для интенсификации труда, не показывая при этом своего превосходства, а наоборот старательно демонстрируя полное (однако, показное) равенство и личную заинтересованность в успехах каждого члена руководимой им группы. Исходя из этого, основной задачей японского менеджера является способность не заставлять подчиненных эффективно работать, используя методы бюрократического принуждения (приказы, распоряжения и т.п.), а ориентировать их деятельность в нужном направлении с помощью неявных методов воздействия, обеспечивающих добровольную ориентацию на максимальную отдачу их производственного и творческого потенциала.

Приложение 2.

Необходимо разработать производственную ситуацию по постановке задачи руководителем с использованием социально-психологического метода управления (четвертый уровень «Пирамиды Маслоу»).

Иерархическая теория потребности по Маслоу (40-е годы) исходит из того, что все множество человеческих потребностей возможно объединить в пять групп:

-естественные потребности, обусловленные физиологией человека;

-потребности в безопасности и уверенности в будущем благополучии;

-социальные потребности;

-потребность в уважении, включающая самоуважение на основе личных достижений и уважение со стороны окружающих;

-потребность в самовыражении, воплощенная в реализации своих потенциальных возможностей.

Четвертый уровень «пирамиды Маслоу» - потребность в уважении и самоуважении на основе личных достижений и уважения со стороны окружающих.

Потребность в уважении – основа метода управления -«влияния через убеждение».

Руководитель, влияющий на подчиненного методом убеждения, не приказывает. Не настаивает и даже не просит, а как бы «передает» свою идею работнику, убеждает его в разумности и целесообразности. Такой метод возможен, когда руководитель обладает заслуженным доверием, его аргументация в ходе убеждения учитывает профессиональный и интеллектуальный уровень убеждаемого.

Ситуация:

Предприятие ЗАО «Резистор», специализирующееся на комплектации электронного оборудования, собирается заключить контракт на поставку своей продукции в короткие сроки. Несмотря на небольшой объем поставок, заказчик - солидная организация и установление с ним контактов позволит предприятию повысить свой статус на рынке и расширить объем сбыта продукции.

Работа требует ряда срочных командировок представителей предприятия к возможным поставщикам комплектующих деталей. Определена кандидатура – зам. начальника отдела сбыта Воронов Н.Г., проблема лишь том, что Воронов только что вернулся из очередной командировки и собирается в отпуск с семьей; новая поездка изменила бы все его планы.

Директор решает провести внеочередное расширенное производственное совещание, на которое приглашены все заместители служб и отделов.

На совещании директор обрисовывает ситуацию на предприятии и перспективы его развития. Акцент делается на новом контракте, показывается его важность для престижа предприятия и развития коллектива. Директор обращает внимание присутствующих на то, что новый контракт- общее дело всего коллектива, просит руководителей всех структурных подразделений обратить должное внимание на задания по контракту, отмечает, в частности, срочную необходимость в ряде командировок; просит внести предложения по некоторым организационным и производственным вопросам, связанных с предстоящим контрактом. В ходе выступления директор отмечает высокий профессиональный уровень работников среднего звена управления, приводя в пример Воронова как специалиста с прекрасными организационными способностями и перспективами для профессионального роста. Он обращается к Воронову с просьбой взять на себя организацию работы с поставщиками.

Комментарий: Руководитель не приказывает подчиненному немедленно взяться за работу, которая потребовала бы от последнего отказа от своих личных планов. Показывая значимость работника в организации, и определяя будущий контракт как общее дело коллектива, он психологически готовит Воронова к необходимости «пожертвовать» своими личными планами для общих целей.

Приложение 3

Пояснение выполнения работы 4. (решение платежной матрицы)

Деятельность участников рынка во многом определяется внешними факторами: спросом и ценами на ресурсы, производимые услуги, товары; поведением конкурентов, потребителей и властей; изменением информационной среды, и другими, на которые мы не можем активно воздействовать.

Для выбора оптимальной стратегии в таких условиях уместно воспользоваться методами «теории игр». Поскольку «внешняя среда» не является «активным противником», то применима методика «игр с природой».

Внешние условия определяют варианты развития субъекта рынка, которые, в сочетании с целью, позволяют построить и выбрать оптимальную стратегию субъекта.

Последовательность выполнения работы:

1.Формирование платежной матрицы.

Платежная матрица представляет собой таблицу, в которой столбцы соответствуют «состояниям природы», а строки - альтернативам – возможным стратегиям (рис.).

 

  состояния природы " П"
альтернативы "А"   П1 П2 П3 П4 Пj
А1          
А2          
А3          
А4          
А5          
А6          
А7          
Аi          

 

Метод решения задачи зависит от того, какая функция берется в качестве критерия, что, в свою очередь, зависит от того, насколько эксперт информирован о поведении природы.

Будем полагать, что в данной ситуации мы ищем единичное ответственное решение (мысль об ответственности решения и денежных потерях), поэтому будем использовать пессимистические критерии: Вальда и Сэвиджа. В пессимистических критериях природа рассматривается как активно противоборствующий противник.

Критерий Вальда - критерий крайнего пессимизма - имеет вид:

W(Ai) = (6)

где: , платежная матрица (7)

А i - возможные варианты решения эксперта;

Пj - возможные варианты состояния природы;

- доход (выигрыш) игрока А, если принимается решение Аi, а пессимистический) отличается критерия Вальда тем, что вместо матрицы природа окажется в состоянии Пj. Критерий Сэвиджа (также платежей берется матрица рисков:

S (Ai) = , (8)

где: R= - матрица рисков (9)

элементы которой вычисляются по формуле r i j= , (10)

где j = max a ij.

Пусть платежная матрица имеет вид (рис. 3.23). Построить матрицу риска. Оценить оптимальность стратегий с помощью критериев Вальда и Сэвиджа.

Стратегия игрока Состояние природы
П1 П2 П3 П4
А1        
А2        
А3        
А4        
А5        

Рис.3.23




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 433; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.062 сек.