Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Профессионально-личностное воспитание будущих специалистов есть системная составляющая профессиональной подготовки студентов вуза




Профессионально-личностное воспитание будущих специалистов есть системная составляющая профессиональной подготовки студентов вуза. Реализовать цель и задачи профессионально-личностного воспитания будущих специалистов можно только в целостном педагогическом процессе, где интегрируется деятельность всех его субъектов.

Профессионально-личностное воспитание студентов направлено на создание условий для самоактуализации личности в ходе вузовского обучения, для саморазвития, самореализации заложенных в ней сущностных сил.

Важнейшая задача профессионально-личностного воспитания студентов формирование у них гуманистического стиля жизни.

Решая эту сложнейшую воспитательную задачу, преподаватели и сотрудники вуза должны учитывать возрастные, индивидуальные особенности и возможности студентов, ориентируясь на современные психологические характеристики студенческого возраста.

В студенческом возрасте достигают максимума в своем развитии не только физические, но и психологические свойства, и высшие психические функции личности: восприятие, внимание, память, мышление, речь, эмоции, чувства. Современные психологи утверждают, что студенческий возраст максимально благоприятен для профессионального образования и профессионально-личностного развития. В студенческом возрасте также происходит формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности.

Главная особенность студенческого возраста состоит в осознании студентами своей индивидуальности, неповторимости, в становлении самосознания и формировании профессиональной «Я-концепции». Образ «Я» по И. Кону это социальная установка, отношение личности к себе, включающее познавательный, эмоциональный, поведенческий и профессионально-деятельностный компоненты.

Цель, задачи, содержание профессионально-личностного воспитания будущих специалистов предполагают реализацию в процессе профессиональной подготовки студентов следующей совокупности принципов и правил гуманистической педагогики.

Принципы гуманистической педагогики:

— личность, человек в системе образования никогда не должны выступать в качестве средства решения других проблем (т.е. быть объектом манипуляции), но всегда — как высшая ценность;

— личность никогда не должна выступать в качестве жестких образцов, моделей, навязываемых ей извне. Ставить личность в центре системы образования – значит заботиться о создании условий для ее саморазвития и самореализации;

— не подавлять право личности на свободное саморазвитие;

— задача преподавателя — раскрыть поле выбора путей самоактуализации, самореализации личности через приобщение её не только к профессиональному знанию, но и к культуре в целом, в том числе к гуманитарному знанию;

— педагогическое воздействие на личность студента должно быть не только директивным, прямым, а только опосредованным, т. е. тот выбор, к которому преподаватель призывает студента, должен быть представлен в форме идеала для подражания, способного побудить студента к принятию тех или иных ценностей. Но окончательный выбор идеала всегда остается за самим студентом;

— должно быть обеспечено равноправное партнерство, взаимоуважительное отношение педагога и студентов, соблюдение принципов педагогики сотрудничества; максимальное стимулирование самостоятельности студентов в обучении и его индивидуализации;

— необходимо не только деловое, но и межличностное общение преподавателя со студентом. В вузовском обучении следует практиковать совместное решение преподавателем и студентом реальных творческих задач, с которыми и тот и другой сталкиваются впервые.

Студентам необходимо оказывать психологическую помощь, в том числе и в решении личных проблем (прежде всего, через налаживание работы психологической службы в каждом учебном заведении).

Правила гуманистической педагогики:

— студенты решают в процессе обучения проблемы, представляющие интерес и значимые для них;

— педагог чувствует себя по отношению к студентам конгруэнтно, проявляя себя таким, какой он есть, свободно выражая себя;

— педагог проявляет безусловное положительное отношение к студенту, принимая его таким, какой он есть;

— педагог проявляет эмпатию по отношению к студенту;

— главная задача педагога – быть фасилитатором обучения, создавать психологический комфорт для студента, побуждать его к нравственному выбору (центрация на студенте, а не на учебном предмете).

Виды воспитания: умственное, нравственное, физическое, профессиональное, эстетическое, экологическое, патриотическое, гражданское, экономическое и др.

В предлагаемом научно-методическом пособии изложены концептуальные, программные, технологические и методические подходы к воспитанию, его стратегические цели и задачи, закономерности и принципы, структура, организация и управление процессом профессионально-личностного воспитания студентов РОСИ.

Раздел I Концептуализация и программирование воспитательной работы в вузе




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 347; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.