Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Концепция профессионально-личностного развития и воспитания будущего специалиста в Региональном открытом социальном институте




Концепция профессионально-личностного развития и воспитания будущего специалиста в Региональном открытом социальном институте

Углубление и необратимость социально-экономических преобразований в России определяют новую цель системы образования. Главной целью профессионального образования становится формирование личности профессионально и социально компетентной, способной к творчеству и профессиональному самоопределению в условиях модернизации современной отечественной экономики. Цель профессионального образования позволяет конкретизировать задачу — детерминанту профессионального воспитания будущих специалистов.

Это, прежде всего, задача воспитания студентов в духе активного созидательного труда, соблюдения и гармонизации интересов общества и личности, развития духовности человека, сохранения его физического и нравственного здоровья.

Социально-педагогическая ситуация, в которой осуществляется профессиональное и личностное становление сегодняшних студентов, требует рассматривать подготовку будущих специалистов в широком образовательном контексте и с учетом того, что образование включает в себя воспитание, обучение и развитие. Поэтому проблемы формирования профессиональной компетентности, социального и духовно-нравственного развития будуших специалистов, раскрытия их творческого потенциала должны стать основополагающими в совершенствовании профессиональной подготовки студентов РОСИ. Важная роль в этом принадлежит профессионально-личностному воспитанию. При этом профессионально-личностное воспитание понимается как целостный процесс формирования личности будущего специалиста, его мотивационно-нравственной сферы, фундаментальных знаний, его духовной и профессиональной культуры.

Профессионально-личностное воспитание, как целенаправленный процесс, предполагает управление развитием личности будущего специалиста через включение его в базовую культуру (профессиональную, духовно-нравственную, художественно-эстетическую, физическую), социальные отношения и процесс профессиональной самореализации. Такая трактовка профессионально-личностного воспитания представляет собой последовательное, диалектичное движение к цели, результат которого – обретение будущим специалистом системы профессиональных компетенций ценностей и идеалов, расширение его духовных потребностей и интересов, социально ценных мотивов, обогащение эмоциональной сферы, нравственно-эстетических чувств, освоение прикладных умений, привычек, опыта саморефлексии.

Основной целью Концепции является определение роли и места профессионально-личностного воспитания в процессе профессиональной подготовки будущего специалиста на основе компетентностного подхода. Концепция профессионально-личностного развития и воспитания будущего специалиста в Региональном открытом социальном институте (далее — концепция РОСИ) представляет собой научное обоснование стратегических целей воспитания студентов, построение модели личности профессионального, компетентностного специалиста, которая рассматривается в качестве конечного результата образовательно-воспитательной и развивающей деятельности вуза в соответствии с системой педагогических принципов, определяющей содержание процесса профессионально-личностного воспитания, основные методы воспитательной работы, а также условия ее эффективности.

Воспитательная работа в РОСИ основывается на системной интеграции, учебной, внеучебной, научно-исследовательской и социокультурной деятельности вуза, также реализующих воспитательную функцию.

Целевые ориентиры воспитательной деятельности института выработаны на основе Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального закона «О высшем послевузовском профессиональном образовании», «Национальной доктрины образования в Российской Федерации», Концепции модернизации российского образования до 2010 года, Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006 2010 гг., Федеральной концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2010 г.), а также программы «Развитие воспитания в системе образования России» на 2004 2006 гг., 2006-2008 гг., «Патриотическое воспитание гражданина Российской Федерации» на 2001 2005 гг., 2006 2010 гг., «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» на 2001 2005 гг., «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту» на 2005 2009 гг., а также ФГОС ВПО третьего поколения.

Методологическую основу профессионально-личностного воспитания студентов РОСИ составляет личностно ориентированный подход, признающий человека абсолютной ценностью. Личностно ориентированное воспитание ставит во главу угла самобытность человека, его самоценность. Данный подход опирается на идеи философской антропологии, экзистенциальной философии, гуманистические взгляды отечественных философов о человеке:

— становлении творческой личности, творческого специалиста в социально и личностно ценной деятельности и общении, ориентированных на полноту личностного самовыражения;

— саморазвитии и профессиональном становлении как духовно-практическом преобразовании с целью полноты индивидуального самовыражения и социального служения;

— самообразовании, как главном слагаемом личностно-профессионального становления, способствующем увеличению числа «степеней свободы» и углублению профессиональной компетентности, социальности будущего специалиста.

Для успешной реализации РОСИ воспитательной функции необходимо создавать воспитательно-развивающую среду и воспитательную систему вуза, способствующих личностному развитию студента, воспитанию профессионально компетентного специалиста, гражданина, человека с высоким уровнем культуры и нравственности.

Воспитательно-развивающая среда института рассматривается как совокупность условий, обеспечивающих продуктивное взаимодействие субъектов профессионального воспитания в процессе образовательной, исследовательской, инновационной, социокультурной деятельности. Такой подход позволяет реализовывать вариативно-программный подход в выборе форм, средств и методов профессионально-личностного воспитания в соответствии с профилем профессиональной подготовки, кругом научных и профессиональных интересов ее субъектов. Особое внимание должно уделяться компетентностным, нравственным, психолого-педагогическим, правовым аспектам профессиональной деятельности, включению студентов в творческую работу и самостоятельный профессиональный поиск.

Стратегия воспитания должна основываться на стимулировании сознательной активности личности, направленной на ее самоактуализацию, компетентностную самореализацию в условиях социально-профессиональной деятельности.

РОСИ осуществляет воспитательную функцию, которая, наряду с обучающей, исследовательской, культурологической, профессиональной, относится к числу основных.

Воспитательная функция института имеет свои особенности: она не исчерпывается какой-либо одной специфической (воспитательной) деятельностью, а пронизывает все виды деятельности, в которые включается личность в период обучения в институте, что позволяет создать эффективную модель воспитательной системы.

Функционирование воспитательной системы института базируется на интегрированной совокупности подходов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 436; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.