Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ценностно ориентированный подход к построению воспитательной системы РОСИ





Помощь в написании учебных работ
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь

Принципиальным отличием современного периода развития отечественного профессионального образования является переход от целеориентированных воспитательных систем к ценностно ориентированным воспитательным системам. В отличие от целеориентированных, ценностно ориентированные воспитательные системы носят поливариативный характер.

В этом смысле современная ситуация предполагает реализацию в воспитательной системе многообразия ценностей, которые можно представить по признаку биполярности: ценности глобализации (объединения, единства стран и народов) и регионально-национальные ценности (признание ценности своей малой родины); ценности коллективизма, социальной общности и ценности индивидуальной свободы и независимости; ценности экономической независимости (обеспеченная жизнь, самореализация в системе рыночных отношений) и ценности духовного развития («не в деньгах счастье»); ценности активной жизненной позиции (активность и инициатива направлена на преобразование окружающей среды) и адаптации (бережного и осторожного отношения к среде, приспособления к условиям, которые диктуются средой); ценности толерантности и ценности моральных норм, традиций, устоев; ценности гармонии личностного развития (равновесного, разностороннего развития) и ценности профессионализма и компетентности.

Открытость воспитательной системы, её диверсификация как вариативно-программный подход к построению воспитательной системы

Воспитательная система должна быть открытой. Под открытостью следует понимать восприимчивость воспитательной системы к тем процессам, которые происходят в социуме и профессиональном сообществе для эволюционного развития воспитательной системы вуза в свете решения задачи формирования компетентноного специалиста. Реализация указанной задачи обеспечивается воспитательной системой и ее субъектами. Соуправление, самоуправление, лидерство, социальная и познавательная активность, профессиональная самореализация субъектов выступают формой и средствами формирования профессиональных компетенций. Возможности воспитательной системы позволяют формировать необходимую профессиональную совокупность компетентностей будущего специалиста.



Реализация воспитательной системы вуза ориентируется на модель личности будущего специалиста. Такая модель включает в себя основные проявления и характеристики студента, составляющие ценностно-смысловое и компетентностное ядро его личности. Эти черты студента органично связаны с когнитивной, эмоциональной, деятельно-практической и компетентностной сферами его сознания и обнаруживают себя как ценности-цели (авторитет, активность, благородство, воля, высокая нравственность, демократизм, достоинство, здоровье, инициативность, интеллигентность), ценности-чувства (гармоничность, гражданственность, гуманизм, долг, эмпатия) и ценности-действия (компетентность, взаимопомощь, целенаправленность). Критериями и показателями профессиональной воспитанности специалиста для работы в социально-профессиональной сфере являются:

— в когнитивной сфере – широта и устойчивость интересов; ориентация личности на подлинные гуманистические ценности; степень сформированности социальной и профессиональной позиции будущего специалиста;

— в эмоциональной сфере – способность студента к глубокой эмоциональной реакции, переживанию воспринимаемых нравственно-эстетических предметов и явлений действительности;

— в деятельно – практической и компетентностной сферах - активное, осознанное участие в профессиональной и творческой деятельности, эстетизации сферы общения, отношений, быта, собственного облика.

В качестве основного критерия профессионально-личностного развития студентов выступают социально-профессиональная направленность позиций личности, ее компетентность, активность, ориентированность будущего специалиста на социально-профессиональное окружение, на созидание общественной пользы, утверждение нравственно-эстетических норм бытия.

Такая стратегическая ориентированность воспитательной системы института соответствует целям и задачам ФГОС ВПО третьего поколения, согласно которым выпускник вуза должен овладеть фиксированной совокупностью компетенций. Формулирование цели, задач подготовки специалиста в терминах компетенций актуализирует значимость воспитательной работы в вузе, так как, в частности, общекультурные, профессиональные и личностные компетенции, могут быть сформированы в воспитательной системе РОСИ благодаря целенаправленным усилиям коллектива вуза в учебной, внеучебной, профессиональной и социально ориентированной деятельности.

Задачи, принципы и условия эффективности профессионально-личностного воспитания студентов РОСИ

Основными задачами профессионально-личностного воспитания студентов в Региональном открытом социальном институте являются:

— приобщение к общечеловеческим и отечественным ценностям, национальным традициям, развитие эмоциональной и эмпативной отзывчивости студентов;

— развитие духовной культуры студентов, их опыта социального партнерства, вовлечение в различные виды творческой деятельности, обогащение содержания деятельности студенческих коллективов;

— формирование у студентов гражданской позиции и патриотического сознания, профессиональной, правовой и политической культуры;

— создание в институте условий для активной жизнедеятельности студентов, для гражданского самоопределения и профессиональной самореализации, для максимального удовлетворения потребностей студентов в физическом, интеллектуальном, культурном и нравственном развитии;

— развитие гуманитарного потенциала вуза за счет моделирования воспитывающей среды института, обеспечение целостности и систематичности процесса профессионально-личностного воспитания студентов, включение их в различные виды социально и профессионально значимой деятельности;

— формирование у студентов компетенций, необходимых для эффективной профессиональной деятельности

 

Принципы пофессионально-личностного воспитания студентов РОСИ:

 

принцип гуманистической направленности профессионально-личностного воспитания предполагает отношение преподавателя к студентам как к ответственным субъектам собственного развития, а также стратегию взаимодействия, основанную на субъект-субъектных отношениях, уважении личности студента, признании безусловной ценности его индивидуальности;

принцип демократизации процесса профессионально-личностного воспитания направлен на обеспечение демократических норм в освоении студентами профессиональной культуры, предполагает развитие самоуправления во всех сферах жизнедеятельности студенческой молодежи, стимулирование общественно полезной активности каждого студента, всех студенческих коллективов и организаций;

принцип целостностиобразовательного процесса, единства профессионального обучения и воспитания, что предполагает усиление мотивационных, эмоционально-ценностных и практических составляющих учебной работы и одновременно, направленность внеучебной деятельности студентов на формирование у них профессиональных компетенций;

принцип систематичности, непрерывности, последовательности, преемственности представляет собой постоянную научно-методическую, организаторскую деятельность коллектива вуза, учитывающую динамику, своеобразие, последовательность этапов формирования личности студента и студенческого коллектива, расширение горизонтов их познавательной и общественной деятельности, труда и обучения;

принцип вариативности воспитательных практик с целью оптимизации процессов социализации, профессионализации и индивидуализации развития субъектов профессионально-личностного воспитания, включающего различные модели содержания, разнообразия технологий и методов воспитания;

принцип социального партнерства субъектов профессионально-личностного воспитания в реализации совместных социально-профессиональных проектов с государственными, общественными, молодежными организациями и объединениями с целью формирования профессиональных компетенций студентов.

 

Условия эффективности профессионально-личностного воспитания студентов РОСИ:

 

— включение студентов в социально ценную и профессионально значимую деятельность;

— стимулирование и поддержка различных студенческих проектов и социальных инициатив по обогащению содержания и форм организации жизнедеятельности коллектива вуза, соотнесенной с образом профессионального бытия будущего специалиста;

— обеспечение включенности будущих специалистов в профессиональные общности, создающие атмосферу «цеха», культивирующие представления о профессиональных традициях, образе жизни, способах организации досуга и быта, формирующие соответствующий жизненный и профессиональный опыт будущих специалистов;

— обеспечение комплексности воспитывающих воздействий на когнитивную эмоциональную и деятельно-практическую сферы личности будущего специалиста;

— создание в вузе широкой и разнообразной сети клубных коллективов, обеспечивающих развитие творческих способностей каждого студента;

— культивирование гуманного стиля взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса, обеспечение разумной дисциплины и порядка как условий защищенности студентов в образовательном пространстве РОСИ;

— материальное, нормативно-организационное, кадровое, научное и информационно-методическое обеспечение воспитательной работы со студентами;

— внедрение систематического мониторинга, позволяющего вести диагностику профессионально-личностного развития каждого студента на протяжении всего времени его обучения в вузе.

Содержание профессионально-личностного воспитания студентов РОСИ

1. Формирование воспитывающей среды института (предметно-профессиональной, духовно-эстетической)

Вуз, создавая предпосылки для профессионального воспитания каждого студента, закладывает главное – представление о профессиональном эталоне, на основе которого формируется и профессиональное отношение к реалиям действительности, возникает потребность в самовоспитании. Названные новообразования не появляются сами собой – они результат воздействия на личность будущего специалиста, прежде всего самой атмосферы вуза, его воспитательной среды. Такое воздействие не имеет прямого характера, будучи по своей сути косвенным (а потому – и более сильным) педагогическим фактором, оно не вызывает реакции отторжения, неприятия у студента.

Среда – важнейшая и самая трудоемкая с точки зрения ее моделирования составляющая профессионального воспитания. Она должна иметь целый комплекс важнейших социокультурных характеристик: высокий уровень общественного признания социальной общности; содержательная совместная деятельность, ориентированная на истинные общечеловеческие ценности; значительная автономия личности и первичных коллективов, стимулирование их инициативы (субъектности); взаимозависимый характер совместной деятельности, осуществляемой в едином физическом и психологическом пространстве; стимулирование кооперативных форм межгруппового взаимодействия; паритетность взаимоотношений педагогического и студенческого коллективов. Это среда внутривузовская.

Не менее важна и внешняя среда, так как внешнее окружение – национальное, социальное, предметно-эстетическое, природное – является средой жизнедеятельности любого факультета института. При активном преобразующем отношении к своему внешнему окружению институт может стать центром духовной и профессиональной жизнедеятельности.

Личность специалиста формируется не только под влиянием целенаправленных воздействий, но и всей совокупностью обстоятельств, в которых она существует. Среда, обстоятельства бытия личности оказывают огромное влияние на ее развитие, освоение всех функций взрослого человека. Это положение имеет особое значение по отношению к вузу, как целостной педагогической системе. Вместе с тем именно среда обеспечивает комплекс условий для профессионального становления специалиста, его социального, гражданского и нравственного роста.

Важной характеристикой среды образовательного учреждения выступает духовно-нравственный климат. Он включает в себя систему доминирующих идеалов, ценностей, норм, традиций; задает критерии оценки окружающей действительности и поступков людей; определяет содержание и формы организации коллективного досуга; оказывает значительное влияние на морально-психологическую атмосферу учебного заведения.

Ценность такого социально-педагогического явления для учебного заведения определяется и тем, что духовно-нравственный климатобеспечивает естественность передачи студентам норм взаимоотношений, общения, организации досуга, быта, отношения к будущей профессии, формирует мотивацию учебной деятельности и тесно связанную с ней профессиональную направленность личности будущих специалистов. Однако данный фактор становится воспитывающим лишь тогда, когда он является предметом общей заботы и сохранения, когда он включен в учебно-воспитательный процесс вуза, когда создаются специальные условия для его трансляции поступающим в вуз поколениям студентов. В конечном счете среда вуза должна стать более личностно значимой для студента, привлекательной для него за счет большей комфортности, гуманистической насыщенности, сориентированности на обеспечение социальной защищенности личности, удовлетворение всего спектра ее духовных потребностей и интересов – только в этом случае атмосфера учебного заведения станет важнейшим фактором интенсивного профессионального и социального роста студента, освоения им всех функций современного специалиста.

Одним из важных компонентов среды выступает внешнее и внутреннее оформление учебного заведения, задающее студенту определенное отношение к «храму науки», формирующее в нем представления о профессиональных ценностях.

 

2. Развитие гражданственности и нравственности студентов

В процессе воспитательной работы актуализируется задача создания условий для реализации и развития потенциала личности каждого студента не только как личности, но и как индивидуальности.

Воспитание ориентируется на выработку у будущих специалистов-профессионалов умения решать социально-профессиональные проблемы и осознавать свой нравственный выбор путем обращения «внутрь себя», к своим истокам, где присутствует поиск личностью способов построения нравственной, подлинно человеческой жизни на сознательной основе, что сопряжено с ответами на вопросы: «кто я?», «для чего я живу?», «почему я так поступаю?», «чего я хочу от жизни?», «от себя», «от других?», «что мне необходимо как профессионалу?», а также с пониманием значимости общечеловеческих ценностей, в частности таких, как гражданский долг, уважение к национальным традициям, патриотизм, ответственность, профессионализм.

Решению задач этого направления воспитательной работы может способствовать знакомство студента с ценностями отечественной истории и региона, встречи с профессионально и социально успешными людьми, посвятившими свою жизнь служению России, деятельность различных студенческих организаций и объединений, целью которых является реализация социально ориентированных проектов, сохранение памятников культуры, поисковая работа, сотрудничество с общественными организациями, советами ветеранов и участниками боевых действий др.

 

3. Обогащение у студентов опыта социального и профессионального партнерства

В воспитательном процессе все большее значение приобретает субъект-субъектное взаимодействие, в котором за каждым участником учебно-воспитательного процесса признается право и способность на собственное мнение, собственную точку зрения. При организации и реализации различных форм и методов совместной деятельности главным фактором воспитания может стать характер субъект-субъектных отношений: степень их гуманистичности, доброжелательности, комфортности для студентов и преподавателей.

Дистанция движения будущего специалиста от первого к последнему курсу наглядно иллюстрирует колоссальную эволюцию, происходящую со студентами в области построения социального взаимодействия, когда в профессиональную жизнь, профессиональную деятельность входит духовно богатый, интеллигентный специалист, не только обогащенный знанием своего предмета, но и освоивший значительный пласт общечеловеческой и профессиональной культуры, сформировавший устойчивую позицию по отношению к окружающей его действительности, имеющий собственную систему взглядов на мир, сознательно реализующий их, утверждающий себя как творец собственной судьбы.

Накоплению опыта социального взаимодействия способствуют различные учебно-производственные, учебно-научные, учебно-воспитательные центры, в которых происходит объединение усилий преподавателей и студентов на основе профессиональных интересов. Примерами таких центров могут стать «Юридическая клиника», «Центр туризма», «Центр планирования карьеры», центр «Путь к успеху» и пр.

 

4. Развитие социальной активности, инициативы молодежи и студенческого самоуправления

В условиях высшей школы особенно выделяется тенденция активизации личности самого студента к целенаправленному изменению его позиции от пассивного объекта воздействия до активного участника развития и преобразования собственной личности, становления гражданской позиции, отношения с окружающим миром. В этой связи возрастает роль поддержки и разработки инициатив студенческой молодежи, состоящие в организации и проведении конкурсов проектов студенческих общественных формирований, научно-практических конференций, создании общественных фондов и привлечении спонсоров для реализации студенческих проектов, организации презентаций и фестивалей программ студенческой молодежи.

При организации воспитательной работы в институте акцент в формировании личности студентов делается на развитии их самостоятельности при конструировании и организации собственной личностной стратегии. Решению данной задачи способствует развитие студенческого самоуправления.

Студенческое самоуправление можно рассматривать как особую форму инициативной, самостоятельной, ответственной общественной деятельности студентов, направленной на решение важных вопросов жизнедеятельности студенческой молодежи, развитие её социальной активности, поддержку социальных инициатив. Таким образом, в качестве стратегической цели студенческого самоуправления может выступать подготовка гражданина, профессионала, способного участвовать в управлении государством, принимать и выполнять общественно значимые решения. Такими органами общественной самодеятельности студентов может стать студенческий совет института, центр поддержки творческой инициативы студентов, студенческое агентство информации и рекламы, научное студенческое общество, студенческий центр «Здоровье».

Немаловажную роль в развитии студенческой инициативы играет выпуск общеинститутской студенческой газеты, с помощью которой преподаватели, сотрудники и студенты будут иметь возможность реально представить, чем живет вуз, что происходит в различных его подразделениях и структурах.

 

Реализация ФГОСов третьего поколения и концепции профессионально-личностного воспитания будущего специалиста в Региональном открытом социальном институте обеспечивает формирование следующей совокупности компетенций:

· способности анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (1);

· способности понимать значения культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности базовыми культурными ценностями, современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (2);

· готовности использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптивных резервов организма и укрепления здоровья (3);

· готовности к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (4);

· готовности к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (5);

· способности использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (6).





Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1223; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:

  1. D:\111allrefs\temp-studopedia.net47\SrIzCiv\Kons1.htm - %D1%82026КОМПЛЕКСНЫЙ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ЦИВИЛИЗАЦИИ
  2. Gкс - группа показателей прочности защиты информации в каналах связи системы передачи информации (кроме абонентского шифрования).
  3. I ДВА ПОДХОДА К ЧЕЛОВЕКУ В СОЦИАЛЬНОЙ ТЕОРИИ 1 страница
  4. I ДВА ПОДХОДА К ЧЕЛОВЕКУ В СОЦИАЛЬНОЙ ТЕОРИИ 2 страница
  5. I ДВА ПОДХОДА К ЧЕЛОВЕКУ В СОЦИАЛЬНОЙ ТЕОРИИ 3 страница
  6. I. Введение в проблему: лингвистический и семиотический подход в семантике
  7. I. Кризис феодально-крепостнической системы в сельском хозяйстве
  8. I. Первые подходы в изучении деятельности
  9. II. Переход помещиков от барщинной системы к капиталистической
  10. II. Принципы возможного научно-теоретического подхода к рефлексии
  11. III. Схемы изучения игры как системы взаимосвязей и взаимоотношении
  12. IV Предприятие – основной элемент хозяйственной системы

studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.