Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация профессионально-личностного воспитания в РОСИ




Программа профессионально-личностного развития и воспитания будущего специалиста в Региональном открытом социальном институте

Цель программы: реализация концепции профессионально-личностного воспитания будущего специалиста РОСИ.

Результат выполнения программы: реализация компетентностной модели личности выпускника РОСИ.

Основные направления профессионально-личностного воспитания студентов РОСИ

 

Профессионально-личностное воспитание студентов РОСИ направлено:

— на формирование представлений о человеке как субъекте жизнедеятельности и высшей ценности;

— на формирование ценностного отношения к социальному устройству России;

— на формирование ценностных отношений к нормам профессионального бытия деятельности;

— на формирование образа компетентностной модели личности выпускника РОСИ;

— на формирование активной жизненной позиции студентов;

— на развитие у студентов способности к индивидуальному выбору программы профессиональной самореализации.

Детерминантами профессионально-личностного воспитания студентов выступают

· гражданско-патриотическое,

· духовно-нравственное,

· профессионально-трудовое,

· физическое воспитание.

І. Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание студентов

Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина, патриота Родины, способной выполнить гражданские обязанности.

В современных условиях важно обеспечить воспитание нравственно развитой и духовно богатой личности, воздействуя на системообразующую сферу сознания студентов, формируя этические принципы личности, ее моральные качества и установки, согласующиеся с нормами и традициями России.

В этом виде воспитания интегрированы гражданское, правовое, патриотическое, семейно-бытовое направления воспитания.

Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание в вузе является важнейшим направлением воспитания и развития у студентов гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, патриотического и национального самосознания и обеспечивает тесную взаимосвязь высшего профессионального образования с социально-экономическими и духовными преобразованиями в стране.

К числу эффективных направлений формирования гражданственности, патриотического и национального самосознания следует отнести целенаправленное развитие у студентов в ходе обучения лучших черт и качеств, таких как доброта, любовь к родной земле, коллективизм, высокая нравственность, упорство в достижении цели, дух дерзания, готовность к сочувствию и сопереживанию, доброжелательность к людям независимо от расы, национальности, вероисповедания, чувство собственного достоинства, справедливость, высокие нравственные нормы поведения в семье и в обществе.

Критериями эффективности воспитательной работы по формированию гражданственности у студенческой молодежи являются факты проявления ими гражданского мужества, порядочности, убежденности, терпимости к другому мнению, соблюдение законов и норм поведения.

Показателями уровня патриотического воспитания студентов являются их желание участвовать в патриотических мероприятиях, знание и выполнение социокультурных традиций, уважение к историческому прошлому своей страны и деятельности предшествующих поколений, желание защищать свою страну, желание работать не только для удовлетворения своих потребностей, но и для процветания Отечества.

Активная жизненная позиция студента, говорящая о его социальной зрелости, отражает, прежде всего, чувство ответственности и тревоги за дела общества. Гражданский долг проявляется в отношении человека к своим правам и обязанностям.

Воспитание и развитие у студентов высокой нравственной культуры российского интеллигента является самой важной задачей в процессе становления личности. Культурно-нравственное воспитание включает в себя духовно-нравственное, эстетическое и физическое воспитание.

Интеллигентность как показатель нравственной и социальной зрелости человека проявляется в его образовании и культуре, честности и порядочности, неравнодушии к боли и страданиям окружающих. Подлинную российскую интеллигенцию всегда отличало высокое осознание гражданского долга и гражданского достоинства, ответственности перед народом и высокая личная культура.

Интеллигентность является мерой культуры и воспитанности человека. Подлинно культурный человек – это свободная, гуманная, духовная, творческая и практичная личность, которой присущ эстетический вкус, хорошие манеры, умение творить повседневную жизнь по законам красоты, создавать и приумножать материальное благополучие семьи и богатство страны.

В качестве критериев нравственного воспитания в системе образования выступают уровень знаний, убежденности в необходимости выполнения норм морали, сформированность моральных качеств личности, умения и навыки соответствующего поведения в различных жизненных ситуациях. В целом это можно определить как уровень нравственной культуры личности, которая должна проявляться во всех сферах жизнедеятельности каждого человека.

 

Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание предполагает решение следующих задач:

— формирование у студентов гражданской позиции и патриотического сознания;

— формирование у студентов нравственных, патриотических норм и установок;

— развитие нравственно-эстетических качеств личности студентов;

— воспитание культуры межнационального общения;

— обеспечение гуманистической направленности личности студента.

 

Основные формы и методы реализации задач:

— сохранение и развитие исторических, патриотических, профессиональных традиций России, региона, вуза;

— развитие досуговой, клубной деятельности, поддержка молодежной субкультуры в рамках создания реального культуротворческого процесса;

— организация выставок творчества студентов и сотрудников РОСИ, встреч с интересными людьми.

ІІ. Профессионально-трудовое воспитание студентов

Профессионально-трудовое воспитание предполагает подготовку компетентного специалиста, формирование у него личностных качеств для эффективной профессиональной деятельности.

В этом направлении интегрированы профессионально-творческое и трудовое воспитание, формирование научного мировоззрения и системы базовых ценностей.

В процессе формирования личности конкурентоспособного специалиста-профессионала в вузе важнейшую роль играет профессионально-трудовое воспитание студентов, сущность которого заключается в приобщении к профессионально-трудовой деятельности и связанным с нею социальным функциям в соответствии со специальностью и уровнем квалификации. Профессионально-трудовое воспитание студентов РОСИ является специально организованным и контролируемым процессом приобщения студентов к профессиональному труду в ходе становления их в качестве субъектов этой деятельности, увязанным с экономическим, экологическим воспитанием и воспитанием профессиональной этики.

Важнейшее значение имеет специально-профессиональный аспект профессионально-трудового воспитания. Основным содержанием его является следующее:

· ознакомление студентов с профессиограммой, включающей характеристику содержания, условий, режима и организации труда, профессионально-квалификационные и психофизиологические требования в целях осознания каждым студентом своего соответствия им и осмысления социальных аспектов профессионального труда;

· раскрытие социокультурного потенциала данной профессии и приобщение к нему студента в целях постижения восприятия профессии как особого вида культуры;

· сообщение историко-технических сведений о данной профессии;

· ознакомление с имеющимся профессиональным опытом и традициями в данной области труда;

· раскрытие экономического, экологического, нравственного и эстетического аспектов профессионального труда;

· ознакомление студентов с профессиональной этикой и воспитание у них культуры труда и профессиональной культуры;

· приобщение студентов к профессиональным ролям.

Одной из важнейших характеристик конкурентоспособности выпускников вуза является их профессиональная компетентность, т.е. сформированность знаний, навыков межличностного делового общения, социального имиджа, обусловленного не только особенностями личности, но и содержанием, и характером приобретаемой профессии. Выпускники вуза призваны выполнять роли руководителей трудовых коллективов. Важным элементом подготовки специалистов к управленческой деятельности может явиться обязательная управленческая практика студентов как в условиях производственного коллектива, так и в стенах института.

Обязательной органической составной частью подготовки специалистов должно стать овладение ими в ходе естественно-научного и гуманитарного образования, фундаментальными научными, правовыми и экономическими основами экологически безопасной и природоохранной деятельности, а в ходе профессиональной и специальной подготовки основами соответствующей технической и технологической квалификации. Содержание специальных курсов необходимо разрабатывать на основе тех новейших научно-технических отечественных и зарубежных достижений, приоритетами которых являются не только экономические показатели, но и показатели экологической безопасности.

В процессе воспитания конкурентоспособного выпускника вуз должен сформировать у каждого студента:

· систему глубоких знаний в соответствии со стандартом образования;

· высокую нравственность и этику трудовой деятельности;

· высокий уровень интеллектуального профессионального развития личности;

· осознанное отношение к своим профессиональным достижениям;

· индивидуальную и коллективную ответственность за выполнение учебно-производственных заданий;

· экологическую ответственность;

· активный интерес к избранной профессии;

· организаторские и управленческие умения и навыки работы в учебном и трудовом коллективах.

 

Профессионально-трудовое воспитание предполагает решение следующих задач:

· формирование конкурентоспособного специалиста на рынке труда;

· приобщение студентов к традициям и ценностям профессионального сообщества, нормам корпоративной этики;

· формирование творческого подхода к труду, к самосовершенствованию в избранной специальности.

 

Основные формы и методы реализации задач:

· анализ регионального рынка труда, взаимодействие с предприятиями и организациями региона, региональными и местными администрациями;

· взаимодействие с другими вузами, центрами содействия занятости;

· содействие студентам в обеспечении их временной занятости, трудоустройство по окончании института, организация переподготовки и дополнительной подготовки незанятых выпускников;

· создание информационной системы, обеспечивающей выпускников и студентов данными о рынке труда и рынке образовательных услуг;

· организация студенческих трудовых отрядов.

ІІІ. Физическое воспитание студентов

Культивирование здорового образа жизни студентов требует систематической пропаганды и организации занятий спортом, пропаганда здорового образа жизни. Спортивная деятельность в институте требует обеспечения подлинной массовости, привлечения к организуемым спортивным акциям и соревнованиям всех преподавателей, сотрудников и студентов; следует ввести в традицию проведение соревнований по различным видам спорта между сборными студентов и преподавателей; есть смысл учредить переходящие кубки в различных видах спорта и организовать широкую рекламную кампанию проводимым состязаниям; требует информационного обеспечения деятельность спортивных объединений института.

Пропаганда здорового образа жизни должна начаться с отказа от курения в институте для всех без исключения: преподавателей, сотрудников и студентов. Одним из рычагов решения данной проблемы может стать разработка и принятие программы деятельности студенческого центра «Здоровье».

Физическое воспитание студентов РОСИ нацелено на формирование у них здорового образа жизни, формирование и развитие личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности.

Физическое воспитание предполагает решение задач:

· усвоения студентами принципов здорового образа жизни, воспитания у них убежденности в необходимости регулярно заниматься физической культурой и спортом;

· сохранения и укрепления духовного и физического здоровья студентов;

· популяризации спорта;

· повышения спортивного мастерства студентов-спортсменов.

Основные формы и методы реализации задач:

· проведение межфакультетских соревнований по основным видам спорта;

· проведение соревнований первокурсников;

· комплексное развитие физических и психических качеств студентов с учетом их интересов: по видам спорта и системам физической подготовки;

· выполнение нормативов по физической подготовке;

· проведение просветительской работы о возможностях человеческого организма, особенностях его функционирования, взаимосвязи физического, психологического и духовного здоровья человека.

Успешность реализации Программы профессионально-личностного воспитания студентов РОСИ во многом зависит от обогащения содержания и организации проектной и клубно-кружковой деятельности студентов.

Проектная и клубно-кружковая деятельность студентов РОСИ

Важной формой организации деятельности будущего специалиста, направленной на развитие мотивации личности к познанию и творчеству, на оказание социальной, профессиональной поддержки студенческой молодежи, на развитие ее инициативы, должны стать кружки, клубы (клубы интересных встреч, клубы по интересам, клубы-сообщества, профессиональные студенческие общества). Выступая посредником между молодежью и культурой, учитывая особенности молодежной субкультуры, кружки и клубы помогут будущему специалисту, с одной стороны, смоделировать культурно обогащенный образ жизни, образ профессионального бытия, а с другой, – преодолеть социальную и профессиональную индифферентность, сформируют готовность и умение превратить убеждения в практические дела.

Реализация ФГОСов третьего поколения и Программы профессионально-личностного воспитания будущего специалиста в Региональном открытом социальном институте обеспечивает формирование следующей совокупности компетенций:

· способности анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (1);

· способности понимать значения культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности базовыми культурными ценностями, современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (2);

· готовности использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптивных резервов организма и укрепления здоровья (3);

· готовности к взаимодействию с коллегами и работе в коллективе (4);

· готовности к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (5);

· способность использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (6).

Профессиональное воспитание будущего специалиста в условиях современного вуза представляет взаимосвязанную систему компонентов: целевого, содержательного, организационно-методического. Речь идет, прежде всего, об отказе от экстенсивного подхода в отборе форм и методов воспитания, замене его интенсивным, предполагающим использование «ключевых» комплексных дел, обеспечивающих не только реализацию максимального числа воспитательных задач при минимальных организационных, временных, материальных и прочих затратах, а также комплексное воздействие на когнитивную, эмоциональную и деятельностно-практическую сферы сознания личности будущего специалиста. Через такую комплексность путь лежит к оптимизации – повышению реальной эффективности процесса воспитания студентов, обеспечению его цикличности, педагогической самодостаточности. Реализоваться она может через разработку годового плана традиционных институтских дел и мероприятий, который позволит всему коллективу учебного заведения четко видеть временную перспективу в проведении больших совместных акций, верно распределить силы, обеспечить качественную и своевременную их подготовку, и проведение, избежать организованных перегрузок. Коллективу института сегодня нужны шесть – семь «ключевых дел» на учебный год, которые обеспечат формирование устойчивого чувства социально-психологического единства, а в конечном счете – социальной самоидентификации каждого члена коллектива.

Профессионально-личностное воспитание студентов носит полисубъектный характер. Особенность его состоит в том, что личность будущего специалиста формируется не под влиянием группы факторов, а их множеством. Они создают в совокупности целостную воспитывающую среду, потенциал которой обращен к становлению особого типа его социальности интеллигентности, понимаемой как высокий уровень развития самосознания, духовной культуры, неравнодушного отношения к людям, как выраженное стремление гражданина к утверждению идеалов красоты, добра, истины, справедливости во всех сферах человеческой жизни. Одним из решающих факторов этого является взаимодействие студента с преподавателем- профессионалом и представителем профессионального сообщества, которые оказывают воспитательное влияние целенаправленно и систематически, что выражается в совместной деятельности, предполагающей способность ее участников делать что-то важное для каждого из них вместе. В результате учебный процесс в вузе выступает как

— жизнедеятельность студента, вмещающая в себя труд, творчество, общение, личностные смыслы, профессиональные ориентации и пр.;

— способ овладения современной культурной традицией, при котором преподаватель выступает не как источник информации, а как посредник между будущим специалистом и культурой.

Реализация указанных в концепции задач профессионально-личностного воспитания должна осуществляться системно через учебный процесс, производственную практику, научно-исследовательскую работу студентов, студенческое самоуправление и систему внеучебной воспитательной работы.

 

Воспитательная функция института обеспечивается по следующим основным направлениям:

 

Педагогическая поддержка. Заключается в участии профессорско-преподавательского состава в воспитании студентов и активизации работы института кураторства, методическом руководстве, подготовке проектов и целевых программ студенческих объединений и сообществ.

Информационная поддержка. Заключается в обеспечении широкого доступа в Интернет, организации сайта, поддерживающих общественно значимую деятельность студентов, взаимодействии с молодежными СМИ, организации внутриинститутских СМИ; издательской деятельности по вопросам воспитания и т. д.

Научно-методическая поддержка. Она выражается в создании научно-методических разработок, обучающих программ для студентов и преподавателей, проведении конференций, круглых столов, способствующих эффективной реализации воспитательной функции института.

Организационно-управленческая поддержка. Ориентация на конкретный конечный результат при общем стремлении к повышению эффективности воспитательных воздействий. Регулярное изучение, обобщение, распространение положительного опыта работы. Оптимальное планирование воспитательной работы на кафедрах, факультетах, в подразделениях. Поддержка также может выражаться в создании условий для воспитательной деятельности: введении системы грантовой поддержки, стимулировании общественной активности студентов, содействии в рабочих контактах с разными социальными партнерами и т.д.

Финансовая поддержка. Финансирование системы воспитательной работы осуществляется из бюджета института, с учетом эффективного использования гибкой системы стимулирования, поощрений и порицаний всех участников воспитательного процесса.

Управление воспитательной деятельностью в РОСИ Общеинститутский уровень

В системе управления воспитательной деятельностью РОСИ выделяются структуры, обеспечивающие ее целенаправленность, содержание, организацию.

Ученый совет РОСИ разрабатывает и утверждает концепцию и программу профессионально-личностного воспитания, направленность ценностных основ их реализации, формирование ценностного воспитательного пространства коллектива, методы и формы взаимодействия преподавателей и студентов, поддержку и развитие учебно-творческих и научно-исследовательских инициатив, новаторских идей в области воспитания студентов.

Ректорат РОСИ актуализирует процессы обновления целей, задач, содержания, методов и форм воспитательной работы в вузе, задает стратегию и организует долговременную планомерную работу по осуществлению намеченных целей. Задача ректората разработка стратегии подготовки специалиста, обеспечение педагогического процесса в вузе современной материально-технической базой. Кроме этого, совместно с управлением по воспитательной работе ректорат координирует деятельность всех подразделений, участвующих в воспитании будущего специалиста.

Управление по воспитательной работе РОСИ разрабатывает основные направления воспитательной работы, координирует деятельность институтских, факультетских кафедральных структур по проблемам воспитания, содействует созданию новых организационных форм и методов работы, созданию общественных объединений и организаций воспитательного характера. Разрабатывает рекомендации по внедрению в воспитательный процесс новых направлений и технологий воспитания, совершенствует систему воспитания в РОСИ.

Управление воспитательной деятельностью на уровне структурных подразделений РОСИ

Развитие системы воспитательной работы на факультетах РОСИ обеспечивают деканы факультетов, методисты, заведующие кафедрами, кураторы курсов.

Декан факультета:

— разрабатывает стратегии воспитательной работы на факультете;

— формирует основные направления профессионального воспитания на факультете, разрабатывает программы и планы воспитания с учетом сформированных ученым советом института, советом факультета, кафедрами и направлений воспитания, а также мнения органов студенческого самоуправления;

— определяет цели и задачи профессионального воспитания студентов факультета;

— изучает и анализирует информационные материалы о студентах-первокурсниках (результаты вступительных экзаменов, анализ результатов первичного анкетирования и индивидуальных бесед с первокурсниками), формирует на этой основе студенческие группы, организует ознакомление студентов с Уставом РОСИ, структурой, историей и традициями института;

— изучает государственные стандарты, учебные планы, предметные программы с целью выявления их воспитательного потенциала и возможностей

— их использования в воспитательной деятельности учебных курсов по гуманитарному и социально-экономическому блоку, естественно-научных и технико-технологических дисциплин;

— развивает координационные связи между преподавателями факультетов и представителями общеинститутских кафедр с целью повышения эффективности воспитания среди студентов (совместная разработка воспитательных программ, привлечение профессорско-преподавательского состава кафедр к участию в организации и проведении воспитательных мероприятий на факультете);

— участвует в разработке и проведении общеинститутских мероприятий, согласовании программ и планов воспитательной работы в структурных подразделениях.

Методист факультета. В сферу его деятельности попадает подготовка и организация внутрифакультетских и межфакультетских мероприятий, традиционных «ключевых» дел, вовлечение студентов в творческие коллективы, обеспечение участия факультета в смотрах, конкурсах, фестивалях, мониторинг за ростом профессиональной культуры каждого студента.

Заведующий кафедрой. Кафедра, как основное учебно-научное подразделение института, анализирует возможности обновления содержания образования с позиций обогащения его личностно-развивающим потенциалом, интеграции знаний, способствующей насыщению его субъектно значимыми ориентирами и способами познавательной и учебно-научной деятельности, и внедряет их в практику образования. Кафедра рассматривает возможности специально организованного, целенаправленного включения студентов в научно-исследовательскую работу не как дополнительную к основной, а как стержневую, придающую личностные смыслы и цели изучению теоретических курсов и перерастающую в продуктивное самообразование. В системе своей работы кафедра решает проблемы организации внеучебной деятельности студентов как логического продолжения процесса воспитания, начатого в ходе обучения.

Основными звеньями кафедрального уровня организации и управления воспитательной деятельностью со студентами являются заместители заведующих кафедрами по воспитательной работе и кураторы студенческих групп. В функции заместителя заведующего кафедрой по воспитательной работе должны быть включены организации и контроль за содержанием общих курсов и спецкурсов по профилю кафедры в соответствии с целями и задачами институтской концепции и программы профессионально-личностного воспитания студентов РОСИ.

Куратор курса способствует адаптации студентов младших курсов (I II) к условиям обучения в институте, включению в учебный процесс, духовно-нравственному и профессиональному становлению личности.

В процессе воспитательной работы куратор должен опираться на следующие положения:

· профессиональную направленность обучения и воспитания;

· духовно-нравственную и культурно-творческую направленность деятельности, индивидуальный подход, демократический и гуманистический стиль общения.

Содержание деятельности и обязанности куратора:

· изучение и анализ социально-психологического климата в студенческой группе;

· создание условий для развития межличностного сотрудничества на курсе;

· анализ диагностических данных о студентах, определение уровня их воспитанности, способностей и индивидуальных особенностей (коммуникативных, характера, здоровья и т. д.);

· планирование воспитательной работы на курсе;

· участие в проведении выборов старосты учебной группы, а также представителей студенческого коллектива в курсовые, факультетские и институтские органы студенческого самоуправления, «соуправления», студенческие, спортивные, научно-исследовательские, творческие и другие общественные организации, объединения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1184; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.