Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И безопасности государства




Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства предусмотрены гл.29 УК РФ (ст.ст.275-284 УК).

Родовым объектом этих преступлений является государственная власть.

Видовым объектом преступлений против государственной власти являются основы конституционного строя и безопасности государства.

Непосредственными объектами этих преступлений в зависимости от характера действий выступают внешняя или экономическая безопасность государства, обороноспособность, суверенитет, территориальная неприкосновенность и пр.

Объективная сторона преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства заключается в совершении активных действий. Исключение составляет такое преступление, как утрата документов, содержащих государственную тайну, которая возможна путем как действия, так и бездействия (ст. 284 УК).

С субъективной стороны преступления данной группы предполагают наличие только умышленной вины (исключение составляет упоминавшаяся выше ст. 284). В некоторых случаях обязательным признаком субъективной стороны является цель. Так, диверсия осуществляется в целях подрыва экономической безопасности и обороноспособности Российской Федерации (ст. 281 УК), посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст.277 УК) предусматривает совершение этого деяния в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность,

Субъектом этих преступлений являются достигшие 16 лет граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. В виде исключения субъектом государственной измены (ст. 275 УК) может быть лишь гражданин России, а шпионажа (ст. 276 УК) - только иностранные граждане и лица без гражданства. Отдельные преступления совершаются только специальным субъектом. Так, субъектом разглашения государственной тайны (ст. 283 УК) выступает только то лицо, которому сведения, составляющие государственную тайну, были доверены или стали известны по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Изучая данные преступления, студенту необходимо уяснить понятия: государственной измены, шпионажа, сведений, составляющих государственную тайну и т.п. Необходимо также изучить Закон РФ от 21.07.1993 № 5485-1 (в ред. от 08.11.2011 г.) «О государственной тайне», Указ Президента РФ от 30.11.1995 № 1203 (в ред. от 21.09.2011г.) «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне».

Cтуденту следует запомнить, что согласно Примечанию к ст.275 УК РФ. лицо, совершившее преступления, предусмотренные этой статьей, а также статьями 276 и 278 настоящего Кодекса, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Особое внимание студенту следует уделить изучению таких составов преступлений, как организация экстремистского сообщества (ст. 282.1 УК), организация деятельности экстремистской организации (ст.282.2).

Согласно Примечанию 2 к ст. 281.1 УК РФ «под преступлениями экстремистской направленности понимаются преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, предусмотренные соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса и пунктом "е" части первой статьи 63 настоящего Кодекса».

Для более успешного усвоения материала по данным видам преступлений студенту следует изучить Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2011 г. № 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности».

Кроме того, необходимо иметь в виду, что ст.282.1 и ст.282.2 УК РФ предусматривают возможность освобождения от уголовной ответственности при наличии двух условий: добровольного прекращения участие в деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации и отсутствии в его действиях иного состава преступления.

 

Тема 36. Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

Ответственность за преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления предусмотрена в главе 30 УК РФ, включающей 15 статей (285-293).

Объектом рассматриваемых преступлений выступают общественные отношения, регулирующие нормальное функционирование государственной власти.

Основным объектом выступают конкретные общественные отношения публично-правового управленческого характера, на которые посягают соответствующие преступления рассматриваемой главы.

В отдельных преступлениях в качестве дополнительного объекта могут выступать права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества или государства (ст. 285, 286, 288, 293), собственность (ст. 289-292), жизнь и здоровье (ч. 3 ст. 285, п. "а" и "в" ч. 3 ст. 286, п. "в" ч. 3 ст. 287, ч. 2 ст. 293).

Для некоторых преступлений обязательным признаком, характеризующим объект как элемент состава, является определенный предмет посягательства (отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ (ст. 287) - документы, материалы как носители информации; получение взятки (ст. 290) и дача взятки (ст. 291) - деньги, ценные бумаги, иное имущество или услуги имущественного характера; служебный подлог (ст. 292) - официальные документы).

Специфической особенностью этих преступлений является то, что посягательства на указанные выше общественные отношения осуществляются самими работниками этих органов, государственных или муниципальных учреждений, военнослужащими, наделенными соответствующими полномочиями и использующими данные полномочия при совершении служебных преступлений.

Объективная сторона этих преступлений выражается, как правило, в действиях. Путем бездействия могут быть совершены только некоторые виды злоупотребления должностными полномочиями, отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ (ст. 287) и халатность (ст. 293).

Составы 8 преступлений по своей конструкции являются материальными (ст.285, 285.1, 285.2, 286, 286.1, 288, 292.1, 293 УК РФ), и 7 - формальными (ст.287, 289, 290, 291, 291.1, 292, 292.1 УК РФ).

В качестве обязательного признака объективной стороны преступлений с материальным составом уголовный закон называет общественно опасные последствия в виде:

-существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства (ст.ст. 285 ч.1, 286 ч.1, 286.1 ч.1, 288, 292 ч.2, 293 ч.1 УК);

-тяжких последствий (ст. 286 ч.3 п. «в», 286 ч.2, 286.1 ч.2, 287 ч.3 п. «в»);

- крупного ущерба (ст. 293 ч.1,

- причинения тяжкого вреда здоровью или смерти человека (ст.293 ч.2 УК).

Способ совершения должностного преступления является обязательным признаком объективной стороны деяний, предусмотренных ст. 287, 292.

Субъективная сторона большинства преступлений характеризуется виной в виде прямого умысла (ст. 287, 289-292) либо как прямого, так и косвенного умысла (ст. 285, 286, 288), и лишь только один состав - ст. 293 (халатность) - характеризуется неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности.

В ряде составов преступлений (например, ст. 285, 292) законодатель указал в качестве обязательного признака субъективной стороны мотивы противоправного поведения должностного лица, которые состоят в корыстной или иной личной заинтересованности виновного.

Субъект преступлений в большинстве норм специальный. Им может быть только должностное лицо, иностранное должностное лицо, должностное лицо публичной международной организации.

Вместе с тем субъектами рассматриваемых преступлений могут быть также и государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц. Лишь в одном преступлении, предусматривающем ответственность за дачу взятки, субъект общий - любое лицо, достигшее 16 лет.

Под государственными служащими следует понимать лиц, проходящих:

а) государственную гражданскую службу (федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта РФ);

б) военную службу;

в) правоохранительную службу.

Муниципальным служащим является гражданин РФ, исполняющий обязанности по муниципальной должности муниципальной службы.

Злоупотребление должностными полномочиями

Особое внимание студенту следует обратить на изучение понятия должностного лица, признаки которого определены в примечании 1 к ст. 285 УК РФ. Признаки иностранного должностного лица и должностного лица международной публичной организации раскрываются в примечании 2 к данной статье.

К должностным лицам относятся две категории специальных субъектов:

а) постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителей власти;

б) постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Для более полного уяснения понятий «выполнение функций по специальному полномочию», «организационно-распорядительные функции», «административно-хозяйственные функции», «представитель власти, наделенный распорядительными полномочиями» студенту следует обратиться к изучению Постановления № 6 Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 г. «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе», Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» и Примечания к ст.318 УК РФ.

При изучении ст.285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями) студенту необходимо усвоить разницу между понятиями «использование должностным лицом своих служебных полномочий» и «злоупотребление служебным положением».

Данный состав материальный, поэтому обязательным элементом объективной стороны злоупотребления является последствие, которое выражается в существенном нарушении прав и законных интересов.

С субъективной стороны злоупотребление должностными полномочиями - умышленное преступление. Умысел может быть как прямым, так и косвенным.

Обязательным признаком субъективной стороны преступления является мотив - корыстная или иная личная заинтересованность

Субъект преступления – специальный.

Часть 2 данного преступления содержит квалифицирующий признак, относящийся к личности субъекта, - совершение деяния, предусмотренного основным составом, лицом, занимающим государственную должность России или государственную должность субъекта Федерации, или главой органа местного самоуправления. Здесь студенту следует уяснить понятие «лица, занимающего государственную должность России или государственную должность субъекта Федерации, или являющегося главой органа местного самоуправления», для чего необходимо ознакомиться с Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 21.11.2011, с изм. от 06.12.2011) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Указом Президента РФ от 11.01.1995 № 32 (ред. от 14.01.2011) «О государственных должностях Российской Федерации», содержащим Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации.

Изучая ст.286 УК РФ (превышение должностных полномочий), основное внимание следует уделить объективной стороне преступления, которая выражается в совершении должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, общества или государства.

Действия, явно выходящие за пределы полномочий должностного лица, могут выражаться в совершении действий:

а) которые входят в компетенцию другого должностного лица;

б) которые могут быть осуществлены только коллегиально;

в) при отсутствии специальных полномочий или условий, необходимых в конкретной ситуации;

г) которые ни одно должностное лицо не вправе совершать.

Для состава рассматриваемого преступления необходимо, чтобы каждое из перечисленных действий должностного лица было явным, при этом следует установить, какой именно правовой акт и какие конкретные его положения, определяющие компетенцию должностного лица, были нарушены.

При изучении ст.290 УК РФ (получение взятки) особое внимание следует уделить уяснению предмета рассматриваемого преступления, определяемого понятием «взятка», разновидностями которой являются деньги, ценные бумаги, иное имущество, выгоды (услуги) имущественного характера.

Под выгодами имущественного характера следует понимать, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами.

Далее студент должен запомнить, что ответственность за получение взятки дифференцирована в зависимости от ее размера. Понятия значительного размера взятки, крупного и особо крупного разъясняются в примечании 2 к ст.290 УК РФ.

Стоимость предмета взятки определяется на основании цен на товары, расценок или тарифов на услуги, валютного курса (если взятка давалась в иностранной валюте), существовавших на момент совершения преступления, а при их отсутствии - на основании заключения экспертов.

Для государственных и муниципальных служащих установлен общий запрет на получение от физических и юридических лиц какого-либо вознаграждения (подарков, ссуд, услуг, оплату отдыха, транспортных расходов и пр.), связанного с исполнением должностных обязанностей. Исключением являются случаи получения обычных подарков, стоимость которых не превышает 3000 руб. (ст. 575 ГК РФ).

Вознаграждение должностного лица за выполнение им действия (бездействия) с использованием служебного положения должно расцениваться как уголовно наказуемая взятка независимо от размера в следующих случаях:

а) если имело место вымогательство этого вознаграждения;

б) если вознаграждение (или соглашение о нем) имело характер подкупа;

в) если вознаграждение передавалось должностному лицу за незаконные действия (бездействие),

за исключением случаев, подпадающих под действие ч. 2 ст. 14 УК.

Получение взятки предполагает получение ее не только должностным лицом, но и иными близкими виновному лицами с его согласия. Получение взятки должностным лицом обусловлено выполнением в пользу взяткодателя или представляемых им лиц следующих видов альтернативных действий (бездействия):

а) входящих в круг служебных полномочий должностного лица;

б) не входящих в круг служебных полномочий должностного лица, но осуществлению которых виновный может способствовать в силу своего должностного положения;

в) выражающихся в общем покровительстве;

г) выражающихся в попустительстве по службе.

Разъяснение этих действий дается в Постановлении № 6 Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе».

Под действиями (бездействием) должностного лица, входящими в его служебные полномочия, следует понимать действия (бездействие), которые он правомочен совершать в соответствии со своими служебными полномочиями и которые формально соответствуют требованиям закона, иным нормативным и другим правовым актам.

Под незаконными действиями (бездействием) должностного лица, применительно к диспозиции части 3 статьи 290 УК РФ, следует понимать совершенные с использованием служебных полномочий неправомерные действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, а также действия (бездействие), содержащие признаки преступления либо иного правонарушения (фальсификация доказательств по уголовному делу, несоставление протокола об административном правонарушении, когда это обязательно по закону, принятие решения на основании заведомо подложных документов, внесение в документы сведений, не соответствующих действительности, и т. п.).

Различают две формы получения незаконного вознаграждения: взятка - подкуп, когда она получена виновным до совершения в интересах дающего желательного действия (бездействия) и взятка-благодарность, когда она вручается после совершения должностным лицом соответствующего действия (бездействия). Получение взятки является оконченным преступлением в момент получения хотя бы части обусловленной взятки.

Изучение ст.ст.291 и 291.1 УК РФ во многом совпадает с понятиями, рассмотренными в ст.290 УК РФ. Особое внимание студент должен обратить на примечания, содержащиеся в этих статьях, в соответствии с которыми законом предусмотрены основания освобождения от уголовной ответственности.

Так, в примечании к ст. 291 УК РФ предусмотрены три самостоятельных основания освобождения взяткодателя от уголовной ответственности:

1) активное способствование раскрытию и (или) расследованию преступления;

2) имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица;

3) лицо после совершения преступления добровольно сообщило о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело.

Освобождение посредника от уголовной ответственности (ст.291.1 УК РФ) обусловлено двумя обстоятельствами:

1) активным способствованием раскрытию и (или) пресечению преступления;

2) добровольным сообщением органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о посредничестве во взяточничестве.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 464; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.