Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические рекомендации по решению задач и выполнению письменной контрольной работы




Тема 40. Преступления против мира и безопасности человечества.

Ответственность за преступления против мира и безопасности человечества предусмотрена гл.34 УК РФ (ст.ст.353-360).

В зависимости от содержания непосредственного объекта посягательства все преступления данной главы можно разделить на две группы:

1) преступления, посягающие на общественные отношения, обеспечивающие международный мир (ст.353,354,355,356,360 УК РФ);

2) преступления, посягающие на общественные отношения, обеспечивающие безопасность человечества (ст.357,358,359 УК РФ).

Родовым объектом этих преступлений выступают общественные отношения, обеспечивающие международный мир и мирное сосуществование государств, а также безопасность человечества.

Объективная сторона большинства преступлений характеризуется наличием обязательного признака – деяния. Составы всех преступлений, за исключением геноцида (ст.357 УК) и экоцида (ст.358 УК), являются формальными.

Субъектом большинства этих преступлений является лицо, достигшее 16-ти лет. Лишь субъектом наемничества, совершенного в отношении несовершеннолетнего (ч.2 ст.359 УК РФ), может быть лицо, достигшее 18-ти лет. Для ряда составов преступлений характерен специальный субъект преступления (ч.2 ст.354, ч.2 и 3 ст.359 УК РФ).

Субъективная сторона рассматриваемых преступлений предусматривает вину в форме прямого умысла. Специальная цель предусмотрена ст.357, ч.3 ст.359 и 360 УК РФ.

Изучение курса уголовного права предполагает не только усвоение принципов, общих положений и отдельных норм уголовного закона, но и выработку у студентов умений использовать эти нормы при оценке деяний конкретных лиц.

Формирование практических навыков по применению уголовного законодательства невозможно без освоения студентами методики анализа общественно опасных поступков отдельных лиц, их оценки. Наиболее эффективно такое освоение осуществляется в процессе решения задач.

Учебным планом дисциплины «Уголовное право» предусматривается выполнение двух контрольных работ: по Общей части и Особенной части.

Решение задачи по уголовному праву предполагает полную и правильную квалификацию тех событий, которые описаны в фабуле задачи. Выполнение этого задания преследует цель – проверить системность знаний студента по курсу уголовного права, навыки юридического мышления, умение пользоваться правилами формальной логики, а также способности студента применить теоретические знания на практике, аргументируя своё решение ссылками на нормы уголовного закона.

В решениях должны быть даны четкие ответы на поставленные вопросы. Ответы необходимо излагать развернуто, подкрепляя анализом фактических обстоятельств дела, приведенных в условиях задач, ссылками на конкретные статьи УК РФ и другие нормативные акты, разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, положения теории уголовного права.

Приступая к решению задач Общей части УК РФ, прежде всего, необходимо ознакомиться с содержанием задачи и поставленными вопросами. Затем изучить рекомендуемую учебную литературу, статьи уголовного закона и другие нормативные правовые акты и лишь потом переходить к решению задачи.

В отличие от задач по Общей части курса уголовного права по Особенной части уголовного права, студентам для анализа, как правило, предлагаются краткие описания событий, поступков конкретных лиц без постановки каких-либо вопросов. Методически это обусловлено тем, что в реальной жизни совершаются действия, происходят события, но практическим сотрудникам необходимо самостоятельно оценить происшедшее и решить имело ли место преступление или нет.

При решении задач по Особенной части курса уголовного права следует исходить из того, что описанные в ней фактические обстоятельства являются установленными и не требуют дополнительных доказательств. Однако студент при решении казуса, обосновывая свое мнение, может предположить иные обстоятельства дела, чтобы уяснить себе правильное решение при возможных вариантах рассматриваемого случая.
Все изложенные в задачах обстоятельства имеют значение и их нужно учитывать. Обстоятельства, о которых ничего не говорится в задаче, берутся по умолчанию. Большинство задач содержат в себе определённую проблемную ситуацию, которую следует обнаружить и правильно оценить. Кроме того, ответ по задаче требует полной квалификации деяний каждого из участников описанных событий. Обращаем внимание, что недостаточно назвать, например, форму и вид вины, важно раскрыть ее предметное содержание, ориентированное на конкретный случай.

Для успешного решения любой задачи следует придерживаться правил квалификации преступлений. В соответствии с логикой мыслительной деятельности, процесс квалификации необходимо начинать с анализа совершенного деяния, а затем проделывать все остальные этапы: поиск уголовно-правовой нормы, сравнивание признаков анализируемого деяния с признаками конкретного состава преступления и формулирование вывода.

При решении задач по Особенной части УК РФ студенту следует придерживаться следующих рекомендаций:

1. Отыскать статью УК, в соответствии с которой квалифицируется определенное деяние - с полной конкретизацией по статье, её части, пункту или пунктам.

2. Установить вид выраженного в статье состава или составов преступлений по структуре, конструкции, степени тяжести (простой - сложный, материальный - формальный, основной, квалифицированный, особо квалифицированный). При характеристике альтернативного состава проанализировать только те элементы, которые усматриваются в данном случае. Если состав преступления в происшествии усматривается, то необходимо определить, в чьих именно действиях (бездействии) имеется состав преступления, и какого именно преступления – с полной конкретизацией по статье, её части, пункту или пунктам.

3. Определить соответствующую категорию преступления, описанных в статье деяний.

4. Дать юридический анализ состава преступления, а именно:

- объектов: родового, видового, непосредственного – обязательного и дополнительного (если он есть), предмета преступления и потерпевшего (если они выступают обязательным или квалифицирующим признаком состава преступления);

- объективной стороны состава или составов преступления: формы и вида совершенного деяния (действия/бездействия), законодательной конструкции состава преступления, момента окончания преступления, характера общественно опасного последствия и причинной связи между наступившим последствием и совершенным деянием, а также времени, места, обстановки, способа, орудия, средства совершения преступления (если они имеют значение для квалификации деяния как преступления);

- субъективной стороны состава или составов преступления: формы и вида вины лица, совершившего преступное деяние, раскрыть содержание интеллектуального и волевого моментов вины в данном преступлении; а также цели, мотива совершения преступления, особого эмоционального состояния (состояния аффекта) при его совершении (если они имеют значение для квалификации деяния как преступления);

- субъекта преступления: определить вид субъекта – общий или специальный; указать общие признаки – возраст, вменяемость. Если субъект специальный, раскрыть его содержание.

4. Установить и описать смягчающие, отягчающие, особо отягчающие признаки при наличии таковых (в привилегированных, квалифицированных, особо квалифицированных составах преступления).

5. Определить стадию совершенного преступления: приготовление к преступлению; покушение на преступление, оконченное преступление.

6. Определить, совершено ли преступление одним лицом или в соучастии с другими лицами, для чего определить виды соучастников (назвать роли и пояснить, по каким признакам они вменяются в вину), а также форму соучастия (имеется ли какая-то из четырёх форм, если да – то какая именно и по каким признакам).

7. Исключить наличие обстоятельств, исключающих преступность деяния: малозначительность деяния; недостижение субъектом возраста уголовной ответственности; невменяемость лица, совершившего общественно опасное деяние; добровольный отказ от преступления; необходимую оборону; причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление; крайнюю необходимость; физическое или психическое принуждение; обоснованный риск; исполнение приказа или распоряжения.

8. Отграничить данный состав преступления от состава административного или иного (не уголовного) правонарушения.

9. Исключить наличие оснований освобождения от уголовной ответственности в связи с: деятельным раскаянием; примирением с потерпевшим; истечением сроков давности; амнистией; погашением или снятием судимости.

10. Определить: квалифицируется ли данное преступление по совокупности с другими статьями УК, предусматривающими ответственность за иные преступления.

Студенты, фамилии которых начинаются с букв

от «А» до «Д» включительно, выполняют вариант № 1;

от «Е» до «И» - вариант № 2;

от «К» до «Н» - вариант № 3;

от «О» до «Т» - вариант № 4;

от «У» до «Ч» - вариант № 5;

от «Ш» до «Я» - вариант № 6.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 331; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.