Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Программа социологического исследования




Проведение любого социологического исследования начинается с разработки программы исследования. Программа социологического исследования представляет собой достаточно подробное изложение теоретико-методологических подходов, а также методических процедур и приемов изучения определенных социальных явлений и процессов. Программа социологического исследования обычно состоит из методологической и процедурной частей. В методологической части программы обосновывается и формулируется проблема исследования, определяется его объект и предмет, указываются основные цели, проводится логический анализ понятий и формулируются гипотезы. В процедурной части программы содержится обоснование и описание методов исследования, техники сбора информации, способов их обработки и анализа и т.п.

В данной главе мы остановимся на рассмотрении вопросов связанных, прежде всего с разработкой методологической части программы. Поскольку содержание процедур и техника проведения социологического исследования зависят от использования тех или иных методов исследования, эти вопросы будут рассмотрены нами в последующих главах посвященных отдельным конкретным методам проведения социологических исследований.

Как и в любой науке, в социологии под проблемой понимается какой-либо вопрос, ответ на который не содержится в ранее накопленном знании. Как отмечают авторы «Рабочей книги социолога», социальная проблема выступает как своего рода состояние «знания о незнании» определенных сторон, тенденций и других качественных и количественных характеристик какого-либо социального явления или процесса. Исходным моментом социологического исследования является вычленение проблемы - противоречия, заложенного в данном социальном явлении. Проблема формулируется социологом на основе анализа исследователем проблемной ситуации. Существует один главный источник проблемных ситуаций – практическая деятельность людей. Взаимодействие различных социальных групп, слоев, отдельных личностей в процессе их жизнедеятельности создает множество проблемных ситуаций, которые могут и должны становиться объектом внимательного изучения социологов, а результаты этих исследований использоваться в практике управления обществом.

В то же время социологическая наука, как и всякая другая, обладает определенной самостоятельностью, обособленностью по отношению к практике, вырабатывая и развивая теории и гипотезы механизмов социальных явлений и процессов. Поэтому, исследовательская проблема может быть сформулирована и как задача, проверки определенных теоретических положений на основе эмпирических данных.

 
 

В плане прикладного социологического исследования проиллюстрируем типичный случай определения сущности социальной проблемы, которую можно охарактеризовать как социальное противоречие, требующее анализа и выявления вызвавших его причин с целью их устранения и решения, таким образом, социальной задачи (Рис. 15.1).

 

Рис. 15.1 Определение сущности социальной проблемы

Как показано на рис. 15.1 всякий социальный объект можно представить как систему управления, представляющую собой, единство двух подсистем: объекта управления (в применении к обществу – общество в целом или отдельные его сферы) и субъекта управления, осуществляющего сознательное воздействие на объект с целью достижения поставленной цели. Между объектом и субъектом существует тесное диалектическое взаимодействие, осуществляемое прямыми (от субъекта к объекту) и обратными (от объекта к субъекту) связями.

На рис. 15.1 кроме блоков «субъект» и «объект», имеется еще блок «теоретическая модель». Это эталон, который отражает оптимальное состояние объекта по различным характеристикам и с которым сравнивается реальней объект. Расхождение реальных показателей с нормами, определенными в эталоне, воспринимается как социальная проблема.

Социальная проблема становится предметом анализа и целенаправленных действий лишь при наличии заинтересованности и готовности к преобразованию реальной действительности, образующих основу «социального заказа» для социологических исследований.

Назначение прикладного социологического исследования состоит в приведении показателей объекта по различным характеристикам к нормам в случае расхождения с ними.

С другой стороны, причина расхождения с нормами может быть скрыта в самих нормах, и тогда снятие противоречия, и, следовательно, решение проблемы состоит в создании более совершенной теоретической модели. Разработка новой теоретической модели объекта становится возможной благодаря более глубокому проникновению в его сущность. В атом проявляется значение социологического исследования как метода научного познания, в результате которого могут быть созданы новые теоретические концепции.

Степень сложности проблем в социологическом исследовании зависит от сложности социальных объектов, содержащих противоречия, от уровня зрелости общественной потребности в разрешении этих противоречий, а также от уровня научного и практического знания в данной области.

При формулировке проблемы исследования социолог должен детально изучить литературу по соответствующему вопросу. Было бы бессмысленно проводить исследования по уже выясненным вопросам, ломиться в открытую дверь. Всякое исследование должно внести нечто новое в науку: либо эмпирическим материалом как таковым, либо теоретическими возможностями, которые содержат в себе этот материал, либо возможностями решения отдельных практических вопросов Социология, как и любая наука, не может полнокровно развиваться без преемственности, без аккумулирования достижений прошлого.

Всестороннее, соотнесение проблемы исследования с опытом других исследований с их достижениями и недостатками позволяет видеть значительно дальше и находить более короткий путь решения научной проблемы.

Формулирование проблемы социологического исследования предполагает:

Ø точность, краткость и ясность (двусмысленность и неопределенность в формулировке проблемы недопустимы);

Ø четкое разделение существенного и несущественного в отношении общей проблемы;

Ø расчленение общей проблемы на подпроблемы, части и элементы.

Уточнение, конкретизация исследовательской проблемы осуществляется посредством выделения объекта и предмета исследования.

Объект исследования - это часть объективной социальной реальности, на которую непосредственно направлен процесс познания.

Предмет исследования - та сторона объекта, которая рассматривается в данном исследовании. В одном и том же объекте может быть выделено множество предметов исследования, что связано с научно-познавательными и практическими целями. Например, объектом исследования являются социальные отношения в трудовом коллективе, а предметом исследования может бить «текучесть кадров», «трудовая дисциплина», «проблемы адаптации рабочих», «социально-профессиональная мобильность» и т.д. Объект исследования представляет собой определенный фрагмент социальной реальности. Выделение в нем предмета исследования связано с реальной проблемной ситуацией (наличием социального противоречия). Именно проблемная ситуация определяет предмет исследования. При проведении социологических исследований, имеющих теоретическую направленность сначала уточняется проблемная ситуация, т.е. определяется предмет исследования, а затем очерчиваются границы объекта исследования, т.е. те конкретные социальные группы, отношения, процессы, в которых лучше всего проявляется социальное противоречие, составляющее предмет исследования.

Иная ситуация складывается при проведении прикладного социологического исследования. Здесь, наоборот, реальный объект, которым следует управлять, задан целью исследования, а предмет социологического исследования подлежит применительно именно к данному конкретному объекту. Например, городская социологическая служба имеет заданный свой объект (город) и она выделяет в качестве предмета социологического исследования те или иные стороны социальной жизни города в зависимости от целей и задач социального управления городом.

Социологическое исследование может преследовать различные цели. Выделим лишь некоторые из них, которые оказывают наиболее существенное влияние на выбор исследовательской стратегии.

Прикладное исследование. Его целью является решение практических социальных проблем, регулирование, прогнозирование и управление определенными социальными процессами В данном случае социолог должен в первую очередь попытаться найти путем анализа литературных источников типовое решение для данного класса задач и применить его в конкретных условиях. Это тип исследования, который носит преимущественно социоинженерный характер, т.к. его результатом должна быть конкретная программа действий, эффективно решающая изучаемую проблему и реализуемая в конкретных условиях данной системы управления (например, предприятие, город).

Теоретическое исследование. Для теоретического исследования характерна более детальная проработка и обоснование самой формулировки проблемы, построение концептуальной модели изучаемого явления, большее внимание к корректности определения всех понятий, тщательная проработка гипотез и т.д.

Результатом теоретического социологического исследования является приращение социологического знания, установление новых закономерностей функционирования и развития социальных процессов, разработка специальных теорий.

Однако, следует подчеркнуть, что очень сложно выделить социологическое исследование которое бы было в чистом виде прикладным или теоретическим. Одна из специфических особенностей социологии как раз и состоит в том, что в ней теснейшим образом переплетается ориентация на две цели и на теоретический анализ проблемы, и на решение прикладных задач.

Таким образом, когда говорят о теоретических и прикладных исследованиях, имеется в виду, прежде всего их основная направленность, эта направленность в конкретной ситуации обычно выражается через формулировку главных и дополнительных задач исследования. Так в теоретическом исследовании в качестве дополнительных задач могут быть сформулированы прикладные, а в прикладных – теоретические задачи.

Поисковое исследование связанно с изучением явлений и процессов социальной жизни, которые относительно новы или не изучены. Таким образом, поисковое исследование направлено на решение следующих основных задач: уточнение понимания проблемы или предмета исследования, выработки гипотез для более углубленного изучения проблемы, поиск и апробация новых методов изучения проблемы.

Одним из типичных поисковых исследований является опрос 40-50 респондентов с применением метода неструктурированного интервью. Задаваемые вопросы позволяют выявить множество оттенков различных ориентаций, понимание темы исследования на разных уровнях включенности в проблемную ситуацию, что дает возможность уточнить гипотезы исследования, проверить восприятие вопросника, его пригодность для массового опроса Поисковые исследования обладают особой ценностью на этапе исследовательской программы и решения методических вопросов.

Недостатком этого вида исследования является тот факт, что в этом случае редко удается получить удовлетворительное решение имеющейся проблемы Поисковые исследования дают возможность лишь выработать веер вариантов для возможных направлений исследования и дают некоторые представления о методах, которые позволят изучить проблему.

Описательное исследование. Часто целью социологического исследования является описание некоторых событий или ситуаций. Конечно эта цель не может решаться без опоры на некоторые теоретические и методологические предпосылки, однако они призваны прежде всего лишь аккуратно и точно представить характеристики и свойства социального объекта или процесса. Переписи, осуществленные статистическими органами представляют один из примеров такого типа исследования. Опросы общественного мнения в предвыборных компаниях представляют собой попытку описать отношение предпочтения избирателей к тому или иному кандидату в разных социальных и социально-демографических группах населения.

Объяснительное исследование имеет целью ответить к примеру на вопрос, почему разные слои населения изменили свое отношение к определенному кандидату, почему возникла доминирующая ориентация у школьников старших классов на поступление в гуманитарные вузы и т.д.

Объяснение явления обычно требует комплексного подхода к изучаемому явлению, учету многих факторов и причин, его детерминирующих.

Сравнительные исследования. Сравнение и сопоставление социальных явлений и процессов представляет одну из важнейших целей практически любого социологического исследования. Сравнение может осуществляться самыми различными способами. Однако, выделим лишь два основных.

Первый из них - это сравнение во времени Легко понять, что дает для изучения социального явления эта стратегия Исследование явления через определенные интервалы времени представляется единственным надежным приемом, который позволяет раскрыть причинные детерминанты этого явления, создает предпосылки для прогнозирования тенденций его развития. Социологи выработали ряд приемов косвенного изучения изменений во времени Примером могут служить ретроспективные вопросы в анкетах («Когда Вы окончили школу?», «Кем работали Ваши родители?»). Однако большей ценностью обладают данные, полученные непосредственно в различных временных точках. Остановимся на них несколько подробнее.

Выделяют обычно три типа различных стратегий исследования социальных процессов и явлений во времени.

Трендовые исследования - это те, которые изучают изменения внутри некоторой генеральной совокупности с течением времени. Примером такого исследования может служить уже упоминавшаяся нами перепись населения, которая проводится раз в 10-15 лет.

Когортные исследования позволяют изучить более специфические совокупности (когорты) в течение времени. Типичной когортой является группа людей, родившихся в один и тот же год. Тогда задачей изучения может быть периодический опрос этой когорты при достижении ее членами 18, 20, 30 и т.д. лет. В таком исследовании в выборку каждый раз могут попадать различные индивиды, однако, все они принадлежат одной и той же когорте.

Панельные исследования. В отличие от трендового и когортного исследований в панельном исследовании изучают одних и тех же индивидов в каждый новый период времени.

Одним из примеров этого типа исследования является изучение жизненных планов молодежи и их реализации, проведенного под руководством М.Х. Титмы. В этом исследовании трижды был повторен опрос тех же школьников, которые попали в исходную выборку.

Второй способ сравнительных исследований - это сопоставление одних и тех же социальных процессов и явлений, протекающих в различных странах (международные исследования) и в различных социокультурных средах (межкультурные исследования). Их организация и проведение обладают рядом специфических особенностей, рассмотрение которых не входит в задачи настоящего пособия.

Выделение проблемы, объекта и предмета исследования, формулировка целей представляют собой первый этап процесса исследования. Инструментом, средством анализа предмета изучения является понятийный аппарат социологической науки. Процесс описания предмета исследования в понятиях и установление связей между ними называется концептуализацией проблемы.

Образно говоря, это означает «погружение» предмета исследования в имеющиеся теоретические представления. Эта задача включает в себя два особенно важных момента - теоретическое уточнение понятий и эмпирическую интерпретацию понятий. Первая представляет собой анализ существенных свойств и отношений, зафиксированных в понятиях, посредством раскрытия связей исследуемых понятий с другими понятиями и с другими элементами теории. Смысл эмпирической интерпретации понятий состоит в соотнесении исходной теоретической концепции исследования с эмпирически наблюдаемыми фрагментами социальной реальности, доступными наблюдению, измерению, учету и регистрации.

Что касается теоретического уточнения понятий, то можно сказать, что эта решающая процедура методологической части программы. От того, насколько обоснованно и тщательно будет проведена эта операция, зависит ход и успех исследования: отсюда вытекают главные рабочие гипотезы, методы исследования, процедура исследования, этим же определяется возможность конечных обобщений результатов исследования.

В процессе уточнения и интерпретации понятий выясняется мера, точность выражения понятиями сущности социальных процессов. Дело в том, что многие понятия, отражающие те или иные стороны социальных процессов определены в социологической теории недостаточно четко, при этом они часто отягощены смысловой нагрузкой, имеющейся в обыденном языке и в массовом сознании.

Известно, что такие понятия как «социальная активность», «образ жизни», «политическая культура», «ценность», «личность» и др. допускают много различных трактовок. Поэтому в процессе теоретического анализа понятий следует как можно четче определить смысл основных понятий исследования, т.к. трудно сравнивать результаты разных исследований, если в них неоднозначно будут употребляться такие, например, понятия, как «социальная активность», «образ жизни».

Изучение литературы, консультации со специалистами, анализ собственного исследовательского опыта - вот тот традиционный набор методов, который позволяет провести теоретическое уточнение понятий. Если в результате выполнения вышеперечисленных процедур не удалось обнаружить однозначности в определении того или иного понятия, следует принять одну из возможных точек зрения или обосновать собственную и это обязательно оговорить в программе исследования.

Вся выше указанная работа позволяет исследователю построить теоретическую модель предмета изучения. Теоретическая модель представляет собой взаимосвязанную совокупность утверждений, которые описывают основные стороны и компоненты изучаемого явления. Теоретическая модель включает два типа утверждений. Утверждения первого типа не требуют доказательств и вытекают из соответствующих положений теории. Вторые формулируются как описательные. и объяснительные гипотезы. Эти гипотезы требуют дальнейшего эмпирического обоснования, т.е. их необходимо соотнести в конечном счете с реально наблюдаемыми событиями. Для того, чтобы осуществить эту процедуру, необходимо, прежде всего, нащупать точки соприкосновения понятийного аппарата исследования с реальными событиями, содержание которых отражено в понятиях, т.е. абстракциях.

Поиск эмпирических значений понятий носит название эмпирической интерпретации или операционализации понятий. Эмпирическая интерпретация понятий опосредует в социологическом исследовании связь между теоретическим и эмпирическим уровнями познания, с которыми исследователь неизбежно имеет дело даже в том случае, если он планирует прикладное исследование и не претендует на свой вклад в теорию изучаемого предмета. Другая задача, решаемая с помощью операционализации понятий - соотнесение гипотетических представлений о механизмах возникновения изучаемой проблемной ситуации и путях ее решения с реальным состоянием социальной практики с целью проверки, уточнения и обогащения этих представлений.

Формулируя цели и задачи исследования, определяя предмет и объект исследования социолог работает на уровне теоретического анализа. При этом формируется система теоретических суждений, определяются ключевые, наиболее важные понятия, отражающие сущностные характеристики изучаемого предмета, устанавливается связь между ключевыми понятиями. В данном случае учитывается и описывается горизонтальная связь между понятиями на уровне теоретического анализа. Вместе с тем, эмпирическая ориентация исследования предполагает раскрытие иерархической (вертикальной) связи исходных теоретических понятий с системой понятий эмпирического уровня познания. Эти уровни познания не замкнуты, не изолированы друг от друга, они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Сущностные характеристики изучаемых социальных явлений не доступны прямому непосредственному наблюдению, они скрыты за множеством разнообразных проявлений: фактов, событий, поступках людей, в их представлениях и т.д. Перевод исходной теоретической модели предмета исследования на уровень эмпирически наблюдаемой реальности производится путем построения иерархической цепочки понятий, отражающих последовательное движение от понятий более высокого уровня абстракции к понятиям менее высокого уровня абстракции и к понятиям конкретным, соответствующим эмпирическому уровню познания.

Таким образом, процедура операционализации понятий включает два последовательных этапа. На первом этапе главным критерием является полнота описания определенного понятия, его целью является создание максимально полного описания исходного понятия совокупностью индикаторов. В данном случае решается задача обеспечения содержательной, предметной репрезентативности сформированного набора индикаторов, их содержательного соответствия исследовательской концепции.

На втором этапе операционализации используется другой критерий - это доступность непосредственному наблюдению, фиксации, измерению тех фрагментов социальной реальности, которые обозначаются понятиями - индикаторами.

Приведем для примера схему эмпирической интерпретации исходных теоретических понятий, осуществленную московскими социологами при исследовании образа жизни. Схема дается в виде иерархического списка понятий с обозначением уровня интерпретации, причем у каждого уровня интерпретации показана для примера операционализация одного понятия.

1-й уровень интерпретации исходного ключевого понятия «условия жизнедеятельности людей».

1. Социально-экономические условия.

2. Общественно-политические условия.

3. Социально-культурные условия.

4. Демографические, профессиональные, социально-клас­совые и образовательные условия.

5. Экономические условия.

6. Социально-психологические условия.

П уровень интерпретации: на примере п.1. Социально-экономические условия.

1.1. Условия труда.

1.2. Условия потребления.

1.3…………………………

Ш уровень интерпретации: на примере, п.1.1. Условия труда.

1.1.1. Позиция респондента в сфере труда

1.1.2. Отношение респондента к труду

1У уровень интерпретации: на примере п.1.1.2. Отношение к труду.

1.1.2.1. Удовлетворенность отдельными элементами рабочей ситуации (самооценка).

1.1.2.2. Оценка значимости изменений в сфере труда за пять лет.

1.1.2.3 Желание сменить место работы.

1.1.2.4. Фактическое изменение места работы за пять лет.

V уровень интерпретации: на примере п.1.1.2.4. фактическое изменение места работы за 5 лет.

1.1.2.4.1. Причина перехода в связи с мотивацией труда. Конечной ступенью этого движения является такое понятие (индикатор), которое обозначает отдельный фрагмент социальной реальности (явление, ситуация, событие, поступок) доступный непосредственному наблюдению, фиксации, измерению.

Связь эмпирических понятий - индикаторов с исходными теоретическими понятиями может опосредоваться различным числом промежуточных понятий, образующих своеобразные иерархические ступени, уровни интерпретации. Понятно, что эти переходы тем сложнее, чем сложнее сама социальная проблема, которая исследуется и чем полнее реализуется принцип комплексного подхода к ее изучению. Схематично процесс операционализации понятия можно представить следующим образом (рис. 15.2).

При эмпирической интерпретации понятий важно учитывать, что связь теоретической модели предмета с ее эмпирическими аналогами не является однозначной, она имеет сложный опосредованный характер и ограничена множеством условий и допущений. Теоретическое описание предмета исследования не сводимо к совокупности понятий индикаторов. При эмпирической интерпретации исследователь соотносит с эмпирическим уровнем лишь ключевые понятия исходного концептуального описания предмета, т.е. отдельные точки этого описания, которые являются как бы представителями целостного теоретического образа предмета.

 

 
 
 
 

 

 

           
     

 


n
… … …

 
 

 

 


n

       
 
а
 
б

 


Рис. 15.2. Схема процесса операционализации основного понятия

 

Совокупности индикаторов для одних и тех же понятий могут не совпадать, что связано с возможностью различных трактовок содержания понятий, с выделением различных аспектов в их содержании. Поэтому важно четко обозначить все последовательные ступени эмпирической интерпретации понятий, чтобы прояснить те содержательные ограничения, которые приняты исследователем для данной конкретной ситуации в отличие от множества других.

Предварительный теоретический анализ проблемы, ее концептуализация позволяют не только систематизировать имеющееся социологическое знание в данной области, но и прирастить его. Приращение социологического знания на уровне теоретического анализа осуществляется в форме формулировки гипотез. В исследовании формулировка гипотез – это последний этап в теоретической части программы социологического исследования.

Гипотеза – это научно обоснованное предположение, выдвигаемое для объяснения структуры социальных объектов, характера и сущности связей между изучаемыми социальными явлениями, их обуславливающими, которое нужно подтвердить или опровергнуть. Гипотезы играют очень важную роль в развитии социологического знания: их выдвижение и верификация (проверка) позволяют углублять социологическое знание, освобождать его от устаревших, ложных или необоснованных положений, а также обогащать новыми.

Как мы отмечали ранее, формулировка гипотез осуществляется на основе предварительного теоретического анализа проблемы, но не только на нем. Как отмечает Г.М. Андреева: «Помимо умения логически размышлять процесс создания гипотезы, очевидно, предполагает и умение догадываться, ибо скачок от известного к неизвестному совершается не без помощи интуиции» [4].

При выдвижении гипотез следует учитывать, что они должны удовлетворять следующим основным требованиям.

1. Гипотезы не должны противоречить устоявшимся и подтвержденным практикой научным законам и фактам, должны соответствовать исходным принципам общесоциологической теории.

2. Гипотезы не должны содержать понятий, которые не уточнены и эмпирически не интерпретированы.

3. Они не должны допускать ценностных суждений.

4. Они не должны противоречить друг другу

5. Гипотезы не должны включать слишком много ограничений и допущений.

6. Гипотезы должны быть доступными проверке в процессе данного социологического исследования.

По своему содержанию гипотезы можно разделить на описательные и объяснительные.

Описательные делятся на структурные, т.е. предположения о наборе элементов изучаемого социального объекта и характере связи между ними, и функциональные, т.е. предположения о специфике поведения элементов объекта и его самого, выполнении ими тех или иных функций.

Объяснительные гипотезы представляют собой предположения о причинно-следственных связях в изучаемом объекте и его связях с внешней средой, требующих экспериментальной проверки.

Относительно задач социологического исследования гипотезы делятся на основные и неосновные.

Основные - это гипотезы, выдвигаемые по центральному вопросу исследования, относящиеся к основной его задаче.

Неосновные - это гипотезы, которые относятся к побочным проблемам исследования.

По степени обоснованности и разработанности различают первичные гипотезы и вторичные.

Первичные гипотезы разрабатываются на первом этапе анализа проблемы.

Вторичные гипотезы выдвигаются взамен тех, которые опровергаются эмпирическими данными. Следует отметить, что при выдвижении гипотез исследователь должен избегать ситуаций, когда в них содержатся положения давно всем известные. Доказательство проверки таких гипотез ничего не дает социологической науке. С другой стороны, не следует выдвигать предположения слишком общего характера, которые практически нельзя проверить. В то же время надо признать, что формулировка хорошей гипотезы - задача довольно сложная. Как отмечают американские социологи, если социологу за всю его жизнь удалось сформулировать хотя бы одну хорошую гипотезу, он должен быть доволен этим.

Формулировкой гипотез завершается методологическая часть программы. Процедурная часть программы тесно связана с выбором метода исследования. Выбор того или иного метода сбора социологической информации в данном конкретном исследовании осуществляется в зависимости от содержания изучаемой проблемы, от степени разработанности ее в литературе, от тех ресурсов, которыми располагают исследователи. К числу основных методов сбора социологической информации относятся метод опроса (анкетирование, интервью, экспертный опрос и др.) метод наблюдений, метод анализа документов, эксперимент. Подробнее данные методы будут рассмотрены в последующих главах пособия.

Глава 16

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 876; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.072 сек.