Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метод опроса 3 страница




На занятиях с интервьюерами полезно провести обучающее интервью, во время которого каждый интервьюер получает полный комплект документов (удостоверение интервьюера, список-задание с фамилиями и координатами респондентов, инструкцию и бланк интервью), подробно знакомится с ними и выясняет все возникающие вопросы. Затем слушатели могут разделиться на пары и провести учебные интервью, меняясь ролями респондента и интервьюера, для того, чтобы освоить технику заполнения анкеты и правила поведения во время беседы. Другие формы обучения: проведение «показательного интервью» инструктором с одним из слушателей, или прослушивание магнитофонной записи интервью с последующим разбором ситуации. Полезны также разборы практики в первые два-три дня опроса, когда интервьюеры делятся впечатлениями о проведенных интервью и вместе анализируют встретившиеся в практике ситуации.

Контроль качества работы интервьюеров обычно состоит в выборочном повторном опросе респондентов, с которыми было проведено интервью. Контролеры-интервьюеры выясняют: был ли интервьюер по данному адресу, состоялась ли беседа с человеком, включенным в выборку, спрашивают о содержании интервью и о впечатлении, которое произвел интервьюер. Иногда посещения контролеров заменяются рассылкой почтовых контрольных анкет, содержащих примерно тот же круг вопросов. По данным контрольных проверок поощряются или порицаются интервьюеры, выбраковываются ненадежные группы анкет.

Традиционным способом получения информации о качестве разработанной методики опроса является пробное (пилотажное) исследование. Это - специальная познавательная операция, отличающаяся от основного исследования некоторыми особенностями.

Во-первых, предметом исследования является качество методических решений; их соответствие, с одной стороны, исследовательским задачам, а с другой - возможностям респондентов как источников информации.

Во-вторых, эмпирическим объектом пробного исследования выступают основные социально-демографические группы, которые предстоит опрашивать в основном исследовании. Однако в данном случае не ставится задача репрезентировать генеральную совокупность. В пробном исследовании обычно опрашивают равные по численности группы, отобранные по таким признакам, которые, по предположению исследователя, могут быть причиной систематических ошибок при заполнении анкеты респондентами. Например, такими характеристиками могут быть уровень образования, пол, возраст, стаж работы, содержание труда и другие, в зависимости от темы опроса. Численность этих групп зависит от величины генеральной совокупности и от исследовательских задач.

В условиях промышленного предприятия, где генеральной совокупностью является коллектив работающих или его часть (например, молодые специалисты; женщины, имеющие детей дошкольного возраста; выпускники ПТУ и т.п.), пилотаж проводится на небольших группах, включающих от 10 до 50 человек.

В-третьих, получение эмпирических данных о качестве отдельных вопросов или вопросника в целом требует от социолога разработки специальных методических и организационных процедур, связанных с определением задач пилотажа, изучаемых показателей качества, способов их выявления и регистрации. Рассмотрим эти процедуры.

Определение задач пилотажа производится с помощью логического анализа разработанного вопросника. Такой анализ необходим в связи с тем, что при разработке отдельного вопроса и анкеты в целом социолог интуитивно учитывает сложный комплекс методических требований. Часть этих требований имеет противоречивый характер, поэтому нахождение их наилучшего компромиссного сочетания требует специального рассмотрения и детального логического анализа.

Процедура логического анализа вопросника состоит в соотнесении каждого вопроса анкеты с перечнем логических и методических критериев. Социолог заполняет на каждый вопрос анкеты своего рода методическую анкету или «карту экспертной оценки качества вопроса». Критерии, входящие в эту карту, можно разделить на две группы: а) логические критерии, по которым проверяется соответствие вопроса социально-психологическим возможностям опрашиваемого.

Соответствие логическим критериям проверяется следующими вопросами:

1. Какова познавательная задача вопроса (программный вопрос)? Какую переменную он обеспечивает эмпирической информацией?

2. Какая информация ожидается от респондента в качестве ответа на данный вопрос?

3. Является ли ожидаемая от респондента информация обоснованным индикатором для изучаемой переменной?

4. Однозначно ли сформулирован смысл вопроса для респондента? Нет ли в его формулировке понятий, допускающих различное истолкование?

5. Не является ли формулировка вопроса внушающей ?

6. Соответствует ли техника регистрации ответов содержанию вопроса (указание на число возможных ответов; возможность уклониться от ответов; соответствие делений шкалы смыслу формулировки и т.п.).

7. Сбалансированы ли шкалы, нет ли смещений к положительному или отрицательному полюсу шкалы?

8. Нет ли совмещения оснований в вопросах, требующих выбора варианта из предложенного списка по заданному критерию?

9. Обозначен ли адресат вопроса в тех случаях, когда вопрос предназначен не для всей совокупности опрашиваемых, а для какой-либо ее части? Не требуется ли вопрос-фильтр?

Соответствие социально-психологическим критериям проверяется следующими вопросами:

1. Выдержаны ли требования к языку опрашиваемых? Нет ли в формулировке вопроса сложных, непонятных терминов?

2. Понятны ли респонденту единицы измерения, употребляемое в вопросе?

3. Компетентны ли опрашиваемые для ответа на данный вопрос? Не следует ли включить фильтры на компетентность?

4. Не предъявляет ли вопрос непосильных требований к памяти опрашиваемого?

5. Нет ли опасности получить стереотипный ответ?

6. Не слишком ли многочисленны варианты ответов на вопрос, нет ли необходимости расчленить их на тематические блоки?

7. Не вызовет ли вопрос отрицательные эмоции у опрашиваемого?

8. Не задевает ли вопрос самолюбие респондента или интимные стороны его жизни, самосознания?

Методический опыт показывает, что предварительный логический анализ качества вопросов анкеты по перечисленным критериям является эффективным способом методического самоконтроля не только для начинающих социологов, но и для опытных исследователей. Во время такого анализа автор анкеты (или эксперт-методист) помечает рядом с каждым вопросом анкеты номер того критерия, по которому этот вопрос содержит ошибку в конструкции. По окончании анализа все вопросы анкеты распадаются на четыре группы:

1. Вопросы, не имеющие методических замечаний;

2. Вопросы, имеющие замечания, которые могут быть устранены без эмпирической проверки;

3. Вопросы, имеющие замечания, которые нуждаются дополнительной проверке;

4. Вопросы, содержащие очевидные ошибки и подлежащее исключению из анкеты.

Для тех вопросов, которые нуждаются в эмпирической проверке, в программе пилотажа разрабатываются специальные процедуры проверки. Например, разрабатывается два варианта конструкции вопроса, затем сравниваются восприятие и формулирование ответов и их содержание, полученное на одинаковых выборках или на одной выборке в двух опросах с допустимым интервалом времени. Такая проверка должна отвечать требованиям эксперимента и, в частности, методического.

Восприятие и понимание вопроса может проверяться с помощью дополнительных (зондажных) вопросов. Получив ответ, сформулированный респондентом, интервьюер просит его пояснить ответ, прокомментировать его, сообщить дополнительные сведения, которые помогают выяснить степень понимания вопроса респондентом, его искренность, информированность и т.д. Конечно, такие дополнительные вопросы разрабатываются социологом заранее, в зависимости от тех методических замечаний, которые вызвал данный вопрос во время предварительного анализа. Например, если в формулировке вопроса имеются предположительно непонятные слова, то в пилотаже предлагаются дополнительные вопросы респонденту с просьбой объяснить значение этих слов. Или другой пример, если есть опасение, что респонденты могут по-разному понимать такой пункт как «среднее специальное образование» в вопросе об уровне образования, то опрашиваемым предлагается вслед за вопросом об образовании назвать последовательно те учебные заведения, которые они закончили. Дополнительные вопросы в пилотажном варианте анкеты образуют своеобразное «Интервью об интервью», которое помогает получить статистическую информацию о состоянии методических характеристик пилотируемых вопросов.

Соответствие формулировок закрытых вопросов структуре представлений и языку опрашиваемых проверяется с помощью следующей методической процедуры. Пробный опрос проводится методом интервью, в котором все закрытые вопросы задаются респонденту в открытой форме. Выслушав ответ респондента, интервьюер отмечает в анкете только те варианты ответов, которые текстуально совпадают с формулировками респондента. Если же полученный от респондента ответ не имеет аналога в формулировке, разработанной социологом, то такой ответ дословно записывается на полях анкеты. После проведения пилотажа эти записи позволяют адаптировать язык анкеты к словарному запасу и структуре представлений опрашиваемых.

Итак, выше были названы два метода получения данных о качестве вопросов анкеты: методический эксперимент и методический опрос (интервью об интервью и интервью с открытыми вопросами). Однако наиболее распространенным, и по существу, универсальным методом получения методической информации в пилотаже является метод наблюдения.

Самой простой организационной разновидностью пилотажа, основанного на наблюдении, является не стандартизированное наблюдение интервьюера за ситуацией опроса, за поведением респондента, за его реакцией на различные вопросы. В этом случае перед началом пробного исследования интервьюеры получают общий инструктаж, в котором даются основные направления для наблюдения. Обычно выделяются в качестве наблюдаемых переменных:

а) ситуация опроса (присутствие третьих лиц, разговоры и консультации во время опроса, наличие мешающих факторов, например, шум, телефонные звонки, теле- или радиопередачи и т.п.);

б) психологическое состояние респондента во время опроса (отношение к опросу, отношение к интервьюеру, внимание, утомляемость, настороженность, затруднения при ответе, дополнительные обращения за разъяснениями по отдельным вопросам и т.д.);

в) психологическое состояние интервьюера (мнение о вопросах анкеты, установление контакта с респондентом, ощущение «остроты» отдельных вопросов, логика опроса и др.).

Формой регистрации получаемой методической информации в данном варианте пилотажа являются либо записи на полях анкеты, либо специальный документ «Дневник интервьюера». Организационная простота метода наблюдения обеспечивает его популярность в пробных исследованиях. Однако результаты будут более надежными, если наблюдение будет стандартизированным, т.е. основанным на детально разработанной программе наблюдения. Это означает, что наблюдению должен предшествовать логический анализ вопросника и выделение конкретных методических характеристик, которые требуют особенно внимательного изучения. Если же наблюдение ведется в не стандартизированном варианте, то оно позволяет фиксировать лишь наиболее грубые нарушения в конструкции анкеты, т.е. такие методические просчеты, которые вызывают очевидные, визуально наблюдаемые смещения при формировании ответов респондентов или при организации ситуации опроса.

Методы получения данных о качестве методики опроса применяются в различных сочетаниях в зависимости от конкретных условий, исследовательских задач, и возможностей исследовательского коллектива.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 390; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.