Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метод опроса 2 страница




По технике заполнения выделяются две основные группы вопросов: открытые и закрытые.

Открытые вопросы дают респонденту возможность самостоятельно сформулировать ответ, отражающий всю неповторимость индивидуального сознания, языка, стиля, запаса информации, круга ассоциаций. Респондент самостоятельно записывает сформулированный ответ в ситуации анкетирования, либо формулирует его устно в условиях интервью.

Закрытый вопрос всегда предполагает наличие готовых вариантов ответов, которые социолог разрабатывает до начала опроса, основываясь на своих исходных теоретических представлениях о предметном содержании вопроса и на данных пробного исследования, позволяющих адаптировать первоначальный вариант вопроса к социально-психологическим особенностям опрашиваемых.

Закрытые вопросы в зависимости от конструкции возможных вариантов ответов и типа логических операций, ожидаемых от респондента при заполнении, подразделяются на несколько групп. Дихотомические вопросы предлагают учет наиболее общих, полярных реакций респондента: «да, нет, не знаю (или затрудняюсь ответить)». Возможные варианты ответов могут представлять собой оценочную шкалу, предназначенную для измерения степени проявления какой-либо характеристики респондента (интенсивности мнения, уровня информативности, активности участия в каком-либо виде деятельности и т.д.).

В этом случае респондент выбирает один ответ, поэтому предлагаемые варианты не должны иметь пересекающихся оснований, т.е. смысловые различия между ними должны достаточно четко восприниматься отвечающим.

Закрытый вопрос может содержать набор суждений, предметов, фактов, из которых респондент выбирает заданное (или неограниченное) число наименований по какому-либо основанию, предложенному автором анкеты. Иногда такие вопросы содержат задачу ранжирования выбранных вариантов, т.е. упорядочения их по степени привлекательности, значимости для отвечающего. Например, из предложенного списка отбираются только просмотренные фильмы, выбираются три самих привлекательных профессии, или устанавливается последовательность решения названых в вопросе социальных проблем в зависимости от их актуальности для общества. При построении данного типа вопросов важно обеспечить достаточную полноту списка и четкость критериев отбора, соответствующих познавательной задаче вопроса.

Выбор вида вопроса зависит от характера искомой информации. Если исследователя интересует, насколько структурировано сознание опрашиваемых по предмету опроса, насколько актуализированы представления о предмете опроса в сознании респондентов, как формулируются эти представления в языке отвечающих на вопросы, какие ассоциации вызывает вопрос, в какой последовательности респонденты называют различные представления, то для получения подобных сведений открытый вопрос является адекватным инструментом. Именно открытые вопросы применяются, например, в пробных исследованиях, когда изучается информированность и компетентность совокупности опрашиваемых о предмете опроса, особенности их сознания и языка. Ответы на открытые вопросы требуют сложной техники обработки, и поэтому редко применяются для опроса больших совокупностей людей.

Закрытые вопросы - наиболее популярный вид техники для сбора данных. Он привлекает исследователей экономичностью обработки, поскольку позволяет использовать предварительную кодировку всех возможных вариантов ответов.

Респондент, выбрав варианты ответов, совпадающие с его мнениями, отмечает коды этих ответов, и анкета готова к машинной обработке. Однако сложность использования закрытых вопросов состоит в том, что разработка вариантов ответов («закрытий») требует скрупулезного теоретического, логического обоснования и экспериментальной проверки качества каждого вопроса. Вопросы, которые в основном исследовании будут закрытыми, в пробном опросе даются в открытой форме. Список «закрытий» составляется с учетом полученных ответов и еще раз проверяется на совокупности респондентов, отражающей основные социально-демографические группы будущего основного «поля».

Прямые (личные) и косвенные формулировки вопросов используются в зависимости от отношения искомой информации к личности респондента. Если нужные социологу данные являются психологически и социально нейтральными или положительными по отношению к чувству собственного достоинства, престижу респондента или к его отношениям с другими людьми, то прямые вопросы дают достаточно достоверную информацию. Если вопрос требует от респондента критического отношения к себе, к окружающим его людям, к его референтным группам, если от респондента ожидается оценка негативных явлений действительности - в этих случаях возможны недостоверные ответы, либо уклонения от ответов. Косвенные вопросы помогают частично преодолевать эти психологические барьеры. Например, по поводу социально неодобряемых видов поведения (алкоголизм, бюрократизм, грубость, взяточничество и т.п.) людям проще рассуждать применительно к более общим, безличным ситуациям: не «я», «мой друг», «мой непосредственный начальник», «наш директор», «окружающие, которых я наблюдаю», «учреждения, где мне приходится бывать», «мой жизненный опыт». Функции косвенных вопросов могут выполнять разработанные психологами «проективные» вопросы. Например, респонденту предлагается закончить незавершенное предложение, придумать развязку к незавершенному описанию какого-либо события и т.п.

Какую бы разновидность вопроса ни использовал социолог, он должен обеспечить респонденту возможность отмежеваться от содержания вопроса, если он к нему не относится, отказаться от ответа в случае затруднений или отсутствия информации.

Поэтому формулировки вопросов и правила их заполнения должны предусматривать варианты ответов типа: «не знаю», «затрудняюсь определить», «не имею», «не занимаюсь» и т.п.

Построение вопросника представляет собой своеобразный «сценарий» ситуации опроса, логику общения исследователя с респондентом как источником необходимой информации. Поэтому вопросник (анкета, план интервью) не просто совокупность, конгломерат вопросов, а определенным образом организованная исследовательская ситуация.

Наиболее популярная в отечественной практике социологических опросов композиция вопросника связана с выделением трех фаз в ситуации опроса: вступительная, основная и заключительная. Начало опроса обеспечивается кратким и четким вступлением к вопроснику, включающему объяснение целей и задач исследования, данных об организации, проводящей опрос, просьбу к респонденту принять участие и помочь целям исследования, указание на важность и ценность ожидаемой от респондента информации, объяснение техники заполнения и другие необходимые сведения, вводящие опрашиваемого в ситуацию опроса и стимулирующие его интерес к общению с вопросником.

Эти же задачи решают и первые вопросы анкеты: наиболее простые и доступные по смыслу и технике заполнения.

От начала к середине опроса вместе с активизацией внимания и интереса респондента может увеличиться сложность и острота вопросов, которые запланированы в исследовании. Однако при этом следует учитывать, что после 45 минут напряженного внимания в непривычной для респондента ситуации опроса может наступить утомление. Поэтому вторую половину опроса рекомендуется посвящать более простым вопросам, использовать психологические приемы, активизирующие внимание респондента.

Последовательность вопросов чаще всего диктуется логикой раскрытия содержания исследуемой проблемы. Блоки вопросов, посвященные отдельному аспекту проблемы, выделяются с помощью специальных обращений к респонденту, играющих роль «переключателей» внимания респондентов. Например, «Мы выяснили, каковы условия труда в Вашем цехе, а теперь несколько вопросов о том, как у Вас организован прием по личным вопросам».

Логическая структура тематического блока вопросов определяется его познавательными задачами и психологическими требованиями, связанными с адаптацией восприятия и понимания респондента к предмету обсуждения. В любом случае рекомендуется открывать блок вопросов фильтром, выясняющим информированность опрашиваемого, его включенность в обсуждаемую ситуацию или проблему. Далее возможны различные варианты построения блока. Если автору необходимо получить обобщающее суждение, основанное на единообразных, общих для всех отвечающих критериях, то сначала задаются частные, более конкретные вопросы, структурирующие сознание опрашиваемых по необходимым направлениям, а затем задается обобщающий итоговый вопрос. Возможен противоположный вариант, когда общая оценка (мнение, суждение) предшествует частным суждениям. В этом случае частные вопросы могут рассматриваться как контрольные по отношению к общим.

Определяя последовательность вопросов в блоке и в вопроснике в целом, следует иметь в виду возможное влияние предшествующих ответов на предыдущие (эффект эха). Это явление имеет место в ситуации, когда респондент, дав ответ на общий вопрос, рассматривает ответы на последующие частные вопросы как доказательство убедительности и правильности первого ответа. Иначе говоря, отвечающий сам контролирует непротиворечивость собственных ответов, независимо от реального состояния своих мнений.

Если существует опасение, что подобное влияние может стать источником систематических ошибок, то применяется «хаотическое» расположение вопросов, при котором логическое раскрытие темы опроса не очевидно. Вопросы, связанные задачами взаимного контроля, перемежаются вопросами на другие темы.

Виды опроса определяются целями исследования, его организационно-экономическими возможностями, а также требованиями к достоверности и надежности планируемой информации. В зависимости от того, какие условия и формы общения опосредуют связь исследователя с совокупностью опрашиваемых, различаются две основные формы опроса: анкетирование и интервьюирование. При анкетировании опрашиваемый самостоятельно воспринимает текст вопросника и сам его заполняет при консультативной помощи анкетера. В случае интервьюирования в роли посредника между текстом вопросника и респондентом выступает интервьюер, который представляет авторов исследования и реализует цели исследования в ситуации опроса. Интервьюер задает вопросы, выслушивает ответы респондента и фиксирует их содержание в соответствии с процедурой, предусмотренной специальными инструкциями.

Анкетирование. По числу опрашиваемых различают групповое и индивидуальное анкетирование. По месту проведения выделяют анкетирование дома, на работе и в целевых аудиториях (посетители кинотеатров, пациенты в больницах, клиентура банков и т.п.). По способу распространения анкет среди опрашиваемых сложились следующие разновидности: раздаточная (курьерская) анкета; почтовая (рассылаемая по почте), прессовая (публикуемая в газете или журнале). Различные сочетания названных признаков образуют множество разновидностей анкетного опроса, из числа которых выделим далее наиболее популярные.

Наибольшее распространение получило в отечественных социологических исследованиях групповое анкетирование по месту работы. Это вызвано отсутствием традиции использования платных профессиональных интервьюеров. Большая часть опросов в нашей стране проводится социологами-профессионалами с привлечением анкетеров на общественных началах. В этих условиях достоинства группового анкетирования по месту работы связаны в первую очередь с организационной доступностью и оперативностью этой формы опроса. Анкетер, работающий с группой опрашиваемых из 10-12 человек, объясняет цели исследования, правила заполнения анкеты и в случае возникновения неясностей в процессе анкеты индивидуально консультирует респондентов. Анкеты заполняются в присутствии анкетера и возвращаются ему сразу после заполнения. Эта форма опроса обеспечивает стопроцентный возврат и краткие сроки сбора данных.

Организационные требования в этом случае состоят в следующем. Помещение, где проходит опрос, должно обеспечивать спокойную обстановку для чтения вопросов, обдумывания и регистрации ответов. Опрашиваемые должны сидеть достаточно свободно, чтобы не было ощущения «заглядывания через плечо», или совместного заполнения анкет. Не должно быть отвлекающих факторов (телефонные звонки и вызовы опрашиваемых по «срочным» делам, вмешательство посторонних людей). В случаях, если опрос посвящен «острым» проблемам и используется анонимная анкета, заполненные документы собираются в опечатанную урну, в анкете используются закрытые вопросы.

При использовании индивидуального анкетирования с помощью раздаточной курьерской анкеты, анкетер либо вручает анкету респонденту, договариваясь о сроке возврата при повторной встрече, либо, объяснив правила заполнения и цели опроса, ожидает заполнения анкеты. Ясно, что при первом варианте респондент получает больше времени на заполнение анкеты, обдумывание ответов, но при этом осложняются проблема возврата и появляются возможности для обсуждения темы опроса с посторонними людьми, для замены респондента. Раздаточное индивидуальное анкетирование применяется как по месту жительства, так и по месту работы.

В последнее время активизировался интерес к почтовому опросу. Слабыми сторонами этой разновидности анкетирования традиционно считались низкий процент возврата, не поддающаяся контролю ситуация заполнения анкет и связанные с этими особенностями трудности репрезентации исследуемой совокупности респондентов. Однако проведенные упомянутыми авторами специальные методические эксперименты показывают, что существуют весьма эффективные методы, снимающие эти ограничения и позволяющие использовать такие бесспорные достоинства этого метода как экономичность и организационная простота. Система напоминаний, персональные обращения к респондентам и другие способы стимулирования позволяют увеличить возврат почтовых анкет, при значительном удешевлении стоимости исследования по сравнению с другими видами опроса.

Публикация анкеты в газетах или журналах активно используется в журналистской практике, однако, познавательные возможности этого вида опроса ограничены в связи с проблемой возврата заполненных анкет. Инициатива формирования массива ответов полностью зависит от читательской аудитории источника, публикующего анкету. Опыт показывает, что на такую анкету откликается в первую очередь «читательский актив» газеты (или журнала), имеющий высокую самооценку компетентности в предмете опроса, большой читательский стаж общения с данным изданием, высокую социальную активность и навык общения в такой форме как анкетный опрос. Данные, полученные с помощью прессового анкетирования, не репрезентируют читательскую аудиторию издания, опубликовавшего анкету, и имеют те же границы использования полученных данных, что и читательская почта, читательские конференции.

Интервьюирование как метод сбора социологической информации требует по сравнению с анкетированием больших затрат на организационном этапе, но обладает рядом бесспорных преимуществ по повышению достоверности и надежности данных. Привлечение интервьюеров увеличивает затраты времени и средств на их обучение, отбор, контроль качества их работы. Однако хорошо обученный интервьюер-профессионал обеспечивает точность исполнения выборочной процедуры на последних ступенях выборки, связанных с поиском и идентификацией респондента. Опытный интервьюер обеспечивает благоприятную ситуацию опроса, контролирует влияние третьих лиц на формирование ответов респондента. Он способен адаптировать текст анкеты к индивидуальным психологическим особенностям опрашиваемого: уточнить формулировку вопроса, объяснить смысл непонятных слов, снять психологические барьеры или предубежденность, вызывающие нежелание участвовать в опросе или уклонении от ответов на отдельные вопросы. Роль и влияние интервьюера на качество полученных данных значительно выше, чем анкетера. Поэтому при использовании интервью особое внимание уделяется изучению влияния (эффекта) интервьюера, которое может быть как положительным, так и отрицательным в зависимости от подготовки, строгости отбора интервьюеров и проверки качества их работы.

Виды интервью. Различаются несколько видов интервью в зависимости от того, насколько стандартизирована ситуация беседы, т.е. насколько жестко и подробно разработаны для интервьюера правила установления контакта с респондентом, последовательность вопросов и их формулировка, возможности в ходе беседы принимать собственные методические решения. Степень стандартизации интервью определяется целями исследования, характером ожидаемой информации и объемом совокупности опрашиваемых.

Когда социолог планирует опрос значительной совокупности людей (несколько сотен или тысяч), когда содержательная структура исследуемой проблемы четко определена и адаптирована к уровню обыденного сознания опрашиваемых - в этих случаях первоочередными задачами становятся максимальная сопоставимость индивидуальных ответов и минимальное влияние интервьюера и респондента на ситуацию опроса. В подобных условиях наиболее подходящим методом сбора данных является стандартизированное (формализованное) интервью с закрытыми вопросами. Эта разновидность интервью наиболее популярна в отечественной практике опросов. Она сводит к минимуму возможные индивидуальные отклонения от разработанного стандартного плана беседы, как со стороны респондента, так и со стороны интервьюера.

Вводная беседа с респондентом, переходы от одного раздела беседы к другому, формулировки вопросов и возможных ответов подробно разрабатываются исследователем и дословно воспроизводятся интервьюером. Если во время беседы возникает необходимость объяснить респонденту неясное слово или смысл вопроса, интервьюер не должен при этом допускать произвольного толкования или отклонения от смысла вопроса. Иногда в закрытых вопросах предусмотрен длинный перечень возможных вариантов ответов, который плохо воспринимается респондентом на слух. В этих случаях применяются специальные карточки, которые даются респонденту после того, как интервьюер задает вопрос. На каждой карточке ставится номер вопроса, к которому она относится, а рядом с вопросом в плане интервью делается пометка «Дать карточку №...».

Формулировки вопросов в плане интервью должны быть рассчитаны не на чтение, а на ситуацию разговоров, беседы, т.е. план интервью разрабатывается с учетом особенностей свободной устной речи. Например: «На этой карточке перечислены разные виды занятий в свободное время. Скажите, пожалуйста, какими из них Вы обычно занимаетесь, когда у Вас бывает свободное время? (Дать карточку №...)».

Стандартизированное интервью с открытыми вопросами представляет респонденту больше свободы и самостоятельности в формулировке и требует от интервьюера их максимально подробной точной регистрации. При фиксации ответов возможно использование стенографии или магнитофонной записи. Все остальные элементы ситуации опроса остаются стандартными: вводная беседа, последовательность вопросов и их формулировки. Подробная запись ответов на открытые вопросы подразумевают на стадии обработки использование метода контент-анализа для классификации и систематизации полученных данных. Чаще всего данный вид интервью применяется в пробных исследованиях для разработки вариантов ответов, которые будут в основном исследовании даны в закрытой форме.

Применяется также сочетание техники открытых и закрытых вопросов в интервью при опросе больших совокупностей людей. Традиционный открытый вопрос, присутствующий почти в каждом опросе - о дополнительных пожеланиях и дополнениях по теме опроса.

Интервью с открытыми вопросами успешно используется при опросах экспертов, когда совокупность опрашиваемых невелика, а учет индивидуальных особенностей мнений и хода рассуждений каждого эксперта является одной из главных задач исследования.

Направленное и фокусированное интервью следующая ступень к уменьшению стандартизации поведения интервьюера и опрашиваемого. План такого интервью предусматривает только перечень вопросов, которые следует обязательно рассмотреть во время беседы. Однако последовательность и формулировка вопросов могут меняться в зависимости от конкретной ситуации беседы, индивидуальных особенностей опрашиваемого. Цель интервью «сфокусировать» внимание респондента на обсуждаемой проблеме, явлении, его следствиях и причинах. Часто основой такой беседы становится книга, фильм, ситуация, с которой предварительно знакомят будущих респондентов.

Свободное интервью предполагает предварительную разработку примерных направлений беседы с респондентом. Формулировка вопросов, их последовательность складываются в процессе интервью и определяются индивидуальными особенностями опрашиваемого. Ответы респондента фиксируются с максимальной полнотой, включая особенности лексики, смысловые ассоциации и отклонения от темы опроса. При обработке также предполагается использование техники контент-анализа.

Фокусированное и свободное интервью не рассчитано на опрос больших совокупностей людей. Эти виды интервью используются при опросе экспертов, где особенно важно полнее учесть содержание индивидуальных высказываний экспертов. Эти же разновидности опроса применяются в поисковых, разведывательных исследованиях, когда социолог только «нащупывает» проблему, определяет содержание и границы социального противоречия, проблемной ситуации, которую предстоит изучать. Материалы свободных и фокусированных интервью будут полезны для определения предмета исследования, его содержательной структуры, для формирования гипотез.

Также как и анкетный опрос, интервьюирование проводится по месту работы и по месту жительства. Как показывает опыт, в домашней обстановке человек располагает большим временем для общения, охотнее отвечает на «острые» вопросы, и вся беседа приобретает менее официальный характер, чем в служебном помещении. Однако в этом случае иногда усложняется поиск респондента: перемена адреса, отсутствие дома в момент посещения интервьюера, что требует неоднократных посещений; а подчас и невозможно устранить влияние третьих лиц на ситуацию опроса (члены семьи, дети, гости и т.п.).

Применение технических средств при проведении социологических опросов связано с использованием телефонного интервью, а также различных «машин для голосования»", интервьюеров-автоматов. Существенным ограничением, связанным с применением телефонного интервью является уровень развития телефонизации, ограничивающей возможности репрезентации изучаемой совокупности рамками телефонной сети. Однако оперативность этого средства контакта с респондентом является его бесспорным достоинством. Общение по телефону предъявляет свои специфические требования к построению вопросника и ситуации беседы. Интервью по телефону должно быть коротким (15-20 минут). Вопросы должны быть более краткими и конкретными по сравнению с личным интервью или анкетированием. Не рекомендуется включать в формулировки вопросов длинные перечни ответов и тем более сложные таблицы, которые плохо воспринимаются на слух.

Эффект интервьюера. Если каждый отдельный вопрос и вопросник в целом рассматривать как измерительный инструмент, который должен обнаружить, зафиксировать и измерить искомую характеристику, то интервьюера можно считать оператором, работающим с этим инструментом и обеспечивающим его правильную и надежную эксплуатацию и достоверность данных. Методические исследования показывают, что интервьюер - не просто пассивный исполнитель инструкций исследователя, но активный участник этапа сбора данных.

Интервьюер остро реагирует на действительные (а иногда и мнимые) недостатки вопросника, на методические и организационные просчеты исследователя и пытается их исправлять по ходу дела в меру своего умения и понимания. Следствием этой неизменно активной позиции интервьюера и является «эффект интервьюера», который может быть как положительным, так и отрицательным. Направление и характер «эффекта интервьюера» зависит от двух групп факторов: от качества методических процедур, разработанных исследователем, и от подготовки и индивидуальных особенностей самого интервьюера.

Обеспечение качества вопросника было рассмотрено выше. В связи с участием интервьюера следует добавить, что вопросник должен включать четкие и однозначные инструкции и указания для интервьюера по его заполнению: отсылки-указатели от вопросов-фильтров о том, к каким вопросам переходить различным группам респондентов: карточки к вопросам с длинными перечнями ответов; технику работы с вопросами-таблицами. Формулировки вопросов в плане интервью должны быть удобными для произнесения, следовательно, не должны включать громоздких синтаксических конструкций. В противном случае интервьюер все равно перескажет их «своими словами», возможно, сместив смысловые акценты или даже исказив смысл.

Кроме минимального инструктивного материала в тексте вопросника необходим специальный документ «Инструкция интервьюеру». Обычная структура такой инструкции: объяснение целей и задач исследования, создание мотивации на добросовестную работу, объяснение роли, задач, обязанностей, прав и ответственности интервьюера; правила поиска респондента, установление контакта с ним и получение согласия на интервью, т.е. примерный текст вступительной беседы, описание возможных ситуаций при поиске респондента и установление контакта с ним, способов их решения (отказ от интервью, вопросы по поводу выборки, правила замены и т.п.), организация ситуации интервью (указание времени, повторные посещения, устранение влияния третьих лиц и т.п.); правила заполнения отдельных видов вопросов; правила стимулирования внимания респондента; правила завершения беседы.

При разработке вопросника и «Инструкции интервьюера» следует учитывать, что чем больше стандартизирована ситуация интервью и чем выше качество разработанной методики, тем меньше отрицательное влияние интервьюера.

Интервью как вид социально-психологического взаимодействуя, может оказывать смещающее воздействие на получаемую информацию в зависимости от психологических особенностей собеседников. Например, возможно взаимовлияние взглядов и убеждений интервьюера и респондента на содержание получаемых данных. В ряде случаев респонденты стремятся «угадать желаемый ответ», т.е. ответить таким образом, чтобы произвести благоприятное впечатление на интервьюера. Это явление наблюдается в том случае, когда интервьюер воспринимается как выразитель официальных норм и требований, как человек более опытный, авторитетный, образованный, компетентный и т.п. Подобное психологическое «давление» опытный интервьюер заметит и сумеет снять, подчеркнув значимость и ценность для исследования учета именно индивидуальных мнений и позиций каждого человека, попавшего в выборку. Ситуация опроса должна быть скорректирована в сторону равноправного сотрудничества в пользу достоверности искомой информации.

В ряде методических исследований замечен и эффект избирательного восприятия и интерпретации ответов интервьюерами («эффект узнавания»). В этих ситуациях интервьюер либо неосознанно истолковывает ответы с нечетко выраженной позицией как близкие к его собственным убеждениям, либо приобретает уверенность в том, что он уже с первых ответов респондента понимает, к какому типу его отнести, и как люди этого типа обычно отвечают на вопросы. При этом опять-таки интервьюер может слышать не столько то, что реально отвечает респондент, сколько то, что интервьюер заранее предполагал услышать.

Преодолеть «стереотип узнавания» помогает постоянный самоконтроль интервьюера и умеренная нагрузка: пять интервью в день по 45 минут каждое – предельная нагрузка на интервьюера.

Отбор и подготовка интервьюеров. Прежде всего, интервьюер – это человек социально активный, для которого небезразличны социальные проблемы, а необходимость изучения мнений людей не нуждается в доказательствах. Это должен быть человек общительный, для которого вступление в контакт и беседа с незнакомым человеком не связаны с психологическими перегрузками. Интервьюер должен обладать определенным жизненным опытом, уровнем образования, уровнем культурного развития, необходимыми для того, чтобы найти верный тон и стиль общения с людьми различного возраста, образовательного уровня, культурных традиций и воспитания. Он должен уметь запомнить в разговорной манере, воспроизвести довольно обширные тексты вопросника, учесть и исполнить многочисленные условия инструкции.

Для интервьюера важна некоторая психологическая подготовка: умение заинтересовать собеседника темой опроса, слушать ответы респондента заинтересованно, доброжелательно, но вовремя исправлять отклонения от предмета интервью в область воспоминаний и ассоциаций; сдержанность в проявлении эмоций, а также несогласия или солидарности с ответами респондентов.

Опыт показывает, что наибольшие затруднения в работе интервьюерами испытывают студенты первых трех курсов ВУЗов, выпускники средних школ, учащиеся техникумов, т.е. группы с недостаточным жизненным опытом и навыками самоконтроля. Пенсионерам часто трудно справиться с работой интервьюера по состоянию здоровья, кроме того, авторитет их возраста и жизненного опыта оказывается фактором, препятствующим искренности более молодых респондентов. По социально-демографическим признакам наиболее благоприятными для работы интервьюера являются при необходимых психологических характеристиках средний возраст и образование высшее или среднее специальное. Замечено, что женщины-интервьюеры пользуются большим доверием, чем мужчины, у всех групп респондентов, особенно при опросе по месту жительства.

При обучении интервьюеров следует рассказать им о социологических исследованиях в целом; о целях и задачах, особенностях того исследования, в котором им предстоит участвовать. Необходимо объяснить требование к работе интервьюера, правила организации ситуации интервью, начиная от поиска респондента и установления контакта до заключительного этапа интервью, правила заполнения вопросника. Объясняются также правила получения задания и сдачи заполненных вопросников, условия контроля их работы, формы поощрения и меры ответственности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1032; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.