КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Занятие 1. Коррекционно-образовательные цели.Уточнение и расширение представлений детей о грибах и лесных ягодах
Октябрь, 3-я неделя Тема «Лес. Грибы. Ягоды» Коррекционно-образовательные цели. Уточнение и расширение представлений детей о грибах и лесных ягодах, месте их произрастания, отличительных особенностях. Расширение и уточнение словаря по теме (искать, грибы, ягоды, белый гриб, мухомор, лисич- ка, ножка, шляпка, малина, корзина, искать, ядовитый, около, рядом). Совершенствование грамматического строя речи (образование множественного числа имен существительных). Коррекционно-развивающие цели. Активизация речевой деятельности детей. Развитие диалогической речи, общих речевых навыков (ясной шепотной речи), зрительного внимания, общей, гонкой и артикуляционной моторики, силы голоса. Коррекционно-воспитательные цели. Формирование положительной установки на участие в занятии, доброжелательных отношений, навыков сотрудничества. Воспитание бережного отношения к природе. Оборудование. Муляжи грибов, предметные и разрезные картинки с изображениями грибов[11], карточки с изображениями одного, двух, трех и четырех мухоморов, куклы по числу детей, сюжетная картинка с изображением девочки, укачивающей куклу, сюжетная картина «Ранняя осень», мяч среднего размера, игрушки — собачка и птичка — для сопровождения выполнения артикуляционной гимнастики. Предварительная работа. Разучивание пальчиковой гимнастики «Раз, два, три, четыре, пять» и упражнения «За малиной», предварительное рассматривание картины «Ранняя осень» в уголке природы. Ход занятия 1. Организационный момент. [Развитие зрительного внимания, элементарных математических представлений. Совершенствование навыков счета в пределах четырех.] Логопед приглашает детей в кабинет. Дети проходят к столу, на котором разложены предметные карточки. Логопед. Посмотрите на свои карточки, сосчитайте грибы на них. Сначала сядет тот, у кого на карточке два гриба. Ребенок садится. Логопед. Теперь сядет тот, у кого на карточке три гриба. Ребенок садится. Логопед. Можно сесть тому, у кого четыре гриба. Ребенок садится. Логопед. А сколько грибов у тебя, Ваня? Ваня. У меня один гриб. Логопед. Правильно. Садись. А как называются грибы, нарисованные у вас на карточках? Дети. Мухоморы. Логопед. Что вы помните об этих грибах? Какие они? Дети. Они несъедобные. Логопед. Верно. Это ядовитые грибы. Их нельзя трогать руками. Но сбивать и давить ногами их тоже не надо. Для диких зверей мухоморы — лекарство. 2. Рассматривание картины «Ранняя осень» и предметных картинок по теме. Беседа. [Развитие диалогической речи. Расширение и уточнение словаря по теме «Грибы».] Логопед помещает на мольберт картину «Ранняя осень», позволяет детям рассмотреть ее и организует беседу. Логопед. Кого вы видите на картинке? Дети. Детей. Логопед. Что они делают в лесу? 1-й ребенок. Гуляют. 2-й ребенок. Собирают листья. 3-й ребенок. Собирают грибы. Логопед. Правильно. Дети гуляют в лесу и собирают листья, рябину, грибы. Какие грибы вы видите около пенька, рядом с пеньком? Дети. Подосиновики. Логопед. Верно. Какие шляпки у подосиновиков? Дети. Красные. Логопед помещает на мольберт предметную картинку с изображением подосиновика. Логопед. У подосиновиков красные шляпки и прямые серые ножки. А какой гриб вы видите под березой? Дети. Подберезовик. Логопед помещает на мольберт предметную картинку с изображением подберезовика и демонстрирует детям муляж этого гриба. Логопед. Какая шляпка у подберезовика? Дети. Темная. Логопед. Правильно. Она почти черная. А ножка у него серая, но потоньше, чем у подосиновика. А какие грибы лежат в корзинке? Дети. Подосиновики. Логопед. Верно. В корзинке лежат подосиновики. А какие грибы вы знаете еще? Логопед помещает на мольберт несколько предметных картинок и демонстрирует детям муляжи этих же грибов. 1-й ребенок. Лисички. 2-й ребенок. Сыроежки. 3-й ребенок. Белый гриб. Логопед. Молодцы! Вот как много названий грибов вы вспомнили. Давайте расскажем о них. Какие ножка и шляпка у лисички? Дети. Желтые. Логопед. А ножка толстая или тонкая? Дети. Тонкая. Далее аналогично можно провести работу по описанию сыроежки и белого гриба. Затем логопед убирает все наглядные пособия. 3. Подвижная игра «За малиной». [Развитие общей моторики, координация речи с движением. Уточнение словаря по теме «Лесные ягоды». Закрепление навыка ходьбы по кругу в общем для всех темпе.] Логопед приглашает детей на ковер, делает вместе с ними упражнение, давая образец интонирования речи.
4. Игра с мячом «Один — много». [Совершенствование грамматического строя речи (образование множественного числа имен существительных). Развитие ловкости, умения бросать мяч от груди и ловить его обеими руками.] Логопед предлагает детям остаться на ковре и поиграть в мяч, объяснив, что он будет бросать мяч и называть один гриб, а дети кидать мяч обратно и называть несколько таких же грибов. Логопед. Подосиновик. 1-й ребенок. Подосиновики. Логопед. Подберезовик. 2-й ребенок. Подберезовики. Логопед. Лисичка. 3-й ребенок. Лисички. Логопед. Сыроежка. 4-й ребенок. Сыроежки. 5. Разрезные картинки. [Развитие зрительного внимания, восприятия, тонкой моторики, конструктивного праксиса.] Дети проходят к столу, на котором лежат конверты с предметными и разрезными картинками по теме «Грибы». Картинки разрезаны на 3—4 части (горизонтальный и вертикальный разрезы). Логопед. Достаньте из конвертов картинки, рассмотрите их н назовите грибы. 1-й ребенок. Подосиновик. 2-й ребенок. Подберезовик. 3-й ребенок. Мухомор. 4-й ребенок. Белый гриб. Логопед. Верно. А теперь достаньте разрезные картинки и сложите их. Дети выполняют задание, логопед оказывает им необходимую помощь. 6. Общая артикуляционная гимнастика. [Развитие артикуляционной моторики.] Логопед предлагает детям пройти к зеркалу, правильно сесть и приготовиться к выполнению упражнения «Лопата». Педагог показывает детям уже знакомого им игрушечного щенка и обращает их внимание на его широкий язычок. Упражнение выполняется 2—3 раза. Затем логопед показывает детям птичку с острым клювом и предлагает широко открыть рот и показать такой же острый язычок, как клювик птички. Упражнение выполняется 2—3 раза. После каждого выполнения педагог предлагает детям отдохнуть, расслабиться и проглотить слюну. Затем логопед объясняет детям, что будет показывать им то собачку, то птичку, а они в зависимости от показанной игрушки будут делать язычок то «лопаткой», то «клювиком». Упражнение выполняется 2 — 3раза. 7. Пальчиковая гимнастика «За ягодами». [Развитие тонкой моторики, координация речи с движением, уточнение словаря по теме «Лесные ягоды».] Дети встают со стульчиков и вместе с логопедом выполняют пальчиковую гимнастику. Если дети испытывают затруднения при шгибании пальчиков на обеих руках, логопед предлагает им выполнять упражнение одной рукой.
8. Формирование понятия о речевых и неречевых звуках. [Пение звука [а]. Развитие слухового восприятия. Преодоление твердой атаки гласных.] Логопед предлагает детям пройти к столу, сесть на стульчики, внимательно послушать и рассказать обо всем, что они слышат сейчас вокруг себя. 1-й ребенок. Дети поют. 2-йребенок. Гудят машины. 3~йребенок. Капает вода. 4-й ребенок. Шумит самолет. Логопед. Вот сколько разных звуков вы слышали. И машины, и звери, и ветер, и дождь производят разные звуки. А люди умеют произносить звуки. Когда люди говорят, они произносят звуки (помещает на мольберт картинку с изображением девочки, укачивающей куклу). Как девочка укачивает куклу? Что она ей поет? Какой звук? Дети. А-а-а-а-а! Логопед. Правильно. Встаньте рядом со стульчиками, возьмите кукол на руки. Давайте тоже споем им колыбельную песенку. Будем петь звук [а]. Дети укачивают кукол и поют звук «а-а-а». Логопед следит за тем, чтобы дети пели на мягкой атаке голоса. Логопед. Вы замечательно спели колыбельную, и куклы уснули. Положите их на стол. 9. Окончание занятия. [Оценка работы детей. Развитие общих речевых навыков (формирование навыка ясной шепотной речи).] Логопед предлагает детям тихо сесть на стульчики. Логопед (шепотом). Куклы уснули, чтобы их не разбудить, будем говорить очень тихо, шепотом. Расскажите, о чем мы говорили на занятии, в какие игры играли. Говорите тихо, как говорю я. Дети называют игры и задания. Логопед оценивает деятельность каждого ребенка.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1821; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |