КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Современная рыночная экономика и ее структура
Тема 6. Рынок товаров и услуг. Международные критерии оценки конкурентоспособности товара
Цена и качество главные, но не единственные, факторы конкурентоспособности. В современных условиях все большее значение приобретает: - выпуск наукоемкой продукции; - снижение времени и цены доставки; - уровень послепродажного обслуживания; - степень обновляемости. Совокупность услуг, оказываемых при сбыте, эксплуатации продукции, становится решающим фактором в конкурентоспособности, и как неценовые факторы начинают играть все большую роль. Например, такими факторами считаются: - степень новизны; - качества; - быстрота реагирования на рыночные изменения. Понятие «конкурентоспособности» используется не только касательно продукции, но и касательно фирм и даже стран. Английские специалисты связывают конкурентоспособность со стоимостью и доходностью. В первом случае вычисляется стоимость единицы труда (в обрабатываемой промышленности) сравниваемых стран в сопоставимых денежных единицах. Конкурентоспособность по доходности предполагает, что она выше у стран с более развитым экспортом. Швейцарские исследователи вывели понятие «конкурентоспособности стран» как экономической категории, что определяет конкурентоспособность стран по 10 факторам: 1. Динамизм экономики: темпы экономического развития, состояние национальной валюты, уровень промышленного развития, объемы производства товаров на душу населения. 2. Эффективность промышленного производства определяется подсчетом затрат на оплату труда по отношению к объемам производства. 3. Динамизм рынка: активность компании в продвижении, сбыте; объем потребительских затрат на душу населения. 4. Развитие финансовой системы определяется состоянием финансов, активностью коммерческих банков и РЦБ. 5. Состояние людских ресурсов: количество населения; темпы роста; уровень квалификации; степень занятости. 6. Роль государства: уровень налогообложения; часть государственного сектора в НД; содержание экономической политики. 7. Состояние ресурсного обеспечения. 8. Инфраструктура и готовность к стимулированию торговой деятельности. 9. Политика государства касательно нововведений. 10. Социально - политическое положение страны.
Главным объектом маркетинга является рынок – группа людей, которым необходим товар и которые в состоянии его купить. Рынки можно разделить на две крупные категории. Потребительский (розничный) рынок состоит из отдельных лиц или домохозяйств, которые покупают товары и услуги для личного пользования. Институциональный (оптовый), или промышленный, рынок состоит из трех основных подгрупп: промышленно-производственный рынок (компании, которые покупают товары и услуги для производства собственных товаров и услуг); рынок перепродаж (оптовые и розничные торговцы) и рынок государственных учреждений. Привлечение этих двух категорий покупателей требует от компаний разных маркетинговых подходов. Анализируя ситуацию, обнаруживается, что некоторые рынки состоят из множества рыночных сегментов, то есть подгрупп потребителей с определенными нуждами и интересами. Чтобы не распылять ресурсы, необходимо сконцентрировать свою деятельность на особого вида целевых рынках. Для начала дадим определение следующим категориям. Рыночный сегмент – группа людей или организаций, имеющих общие рыночные характеристики. Целевой рынок – конкретная группа потребителей, на которых ориентируется компания при продаже тех или иных товаров. Рынок – это категория современной экономической науки. С ним связывают сферу обмена товарами между продавцами и потенциальными покупателями. Иначе – это система экономических отношений, связей хозяйственных субъектов, принимающих решение самостоятельно. Рыночная экономика может успешно развиваеться лишь в условиях свободного потребительского выбора. Для функционирования такой экономики необходима реализация различных форм собственности (частный, кооперативный, акционерный, государственный) и наличие соответствующей инфраструктуры. Последняя складывается из рынка товаров и услуг, рынка средств производства, финансового рынка. Инфраструктура рынков товаров и услуг - это организационные и материально-технические средства, с помощью которых товары продвигаются от мест производства до реализации, накапливаются, сохраняются и продаются: · организационные средства – это схемы продвижения, количество посредников, учет товарооборота, система торговых и послепродажных услуг и др. · к материально–техническим средствам относятся материально-техническая база оптовой торговли, сеть торговых предприятий, торгово-технологическое оборудование, транспорт и т.п. Рынок товаров и услуг – предполагает куплю-продажу товаров и услуг на потребительском рынке. Рынок средств производства – предполагает куплю-продажу земли, рабочей силы, капитала. С понятием «земля» отождествляют все, что к ней относится (нефть, руда); «работа» в широком понятии – это услуги работающих (инструментом этого рынка являются биржи труда, на которых формируется спрос и предложение трудовых ресурсов); к «капиталу» относятся средства производства (здания, сооружения, оборудование, денежные средства, необходимые для производства). Финансовый, или денежный, рынок - отражает спрос и предложение финансовых ресурсов, т.е. денег, акций, ЦБ. Обязательным условием успешного функционирования финансового рынка является наличие фондовых и валютных бирж. Все рынки находятся в тесной взаимосвязи. Их равновесие свидетельствует о стабильности экономики. Равновесие достигается за счет соответствия объема продукции к действующим ценам, а на рынке средств производства равновесие достигается между использованными средствами производства и затратами на них. На финансовом рынке - уравновешенным уровнем процента. Все основные виды рынков подразделяются на субрынки и рыночные сегменты. 1. В зависимости от экономического назначения объектов рыночных отношений: - рынок товаров и услуг; - рынок промышленных товаров; - рынок сырья; - рынок ЦБ; - рынок ноу-хау. 2. По географическому принципу: - местный; - национальный; - мировой. 3. По степени ограничения конкуренции: - монополистический; - олигополистический; - свободный; - смешанный. 4. По отраслям производства: - автомобильный; - нефтяной; - компьютерный. 5. По характеру продаж: - оптовый; - розничный.
Если спрос значительно превышает предложение – это рынок продавца (дефицит, диктат продуциента). Если предложение превышает спрос – это рынок покупателя. Покупатель может сравнивать и выбирать продукт или продавца. В целом структура рынка многообразна, однако она может быть расширена и модифицирована в зависимости от ситуации.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 506; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |