КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Исследование преваривающего действия слюны на крахмал
Для работы необходимы: 6 мл слюны человека, 1% раствор крахмала сырого и вареного, реактивы Фелинга II, водяная баня, 6 пробирок, спиртовка, стакан с водой. Объект исследования – человек. Проведение работы. Испытуемый прополаскивает рот. У него собирают 6 мл слюны. Разливают ее в 3 пробирки и нумеруют. Слюну в пробирке № 2 кипятят на спиртовке. Затем в пробирку №1 и №2 добавляют по 2 мл вареного крахмала. В пробирку №3 добавляют сырой крахмал. Все пробирки ставят на водяную баню при температуре 380С на 1 час. Через 1 час содержимое пробирок делят на 2 части. К первой части каждой из пробирок добавляют раствор Люголя (реакция на крахмал). Вторую часть каждой из пробирок доводят до кипения с реактивами Фелинга (реакция Фелинга на мальтозу). В случае наличия в растворе простых сахаров образуется буро-красный оксид меди. Опыт желательно проводить на нескольких испытуемых. Результаты работы и их оформление. Внесите полученные данные в таблицу.
Наличие в растворе простых сахаров отмечают знаком "+", отсутствие – знаком " - ". качественная проба слюны на содержание муцина Для работы необходимы: 2 мл слюны человека, 10% растор уксусной кислоты, пробирка, стакан с водой. Объект исследования – человек. Проведение работы. Испытуемый прополаскивает рот. У него собирают 2 мл слюны и помещают в пробирку. Затем в пробирку добавляют несколько капель 10% раствора уксусной кислоты и наблюдают за реакцией. Если в слюне есть муцин, он выпадает в осадок. Результаты работы и их оформление. Полученный результат записывают в протокол и делают вывод.
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ УРОВНЯ знаний: 1. В каком отделе центральной нервной системы находится центр слюноотделения? A. промежуточном мозге B. коре больших полушарий C. среднем мозге D. спинном мозге E. *продолговатом мозге
2. Рецепторы, раздражение которых вызывает рефлекс глотания, располагаются на … A. боковой поверхности языка B. передней трети языка C. c. *поверхности корня языка D. средней трети языка E. гортани
3. Может ли осуществляться всасывание в ротовой полости? A. *только некоторых веществ B. всасывание начинается только в желудке C. всасывание начинается только в тонком кишечнике D. всасывание начинается только в толстом кишечнике E. никакие вещества не всасываются
4. В каком диапазоне находится рН слюны в норме? A. 3,7-5,7 B. *5,8-7,8 C. 7,9-9,0 D. 1,8-3,3 E. 9,2-11,4
5. Ферменты слюны в основном гидролизируют… A. белки B. жиры C. витамины D. *углеводы E. все ответы правильны
6. Выделение большого объема малоконцентрированной слюны вызывает раздражение… A. добавочного нерва B. симпатического нерва C. *парасимпатического нерва D. лицевого нерва E. слухового нерва
7. Выделение более концентрированной, но меньшего объема слюны вызывает раздражение… A. добавочного нерва B. *симпатического нерва C. парасимпатического нерва D. тройничного нерва E. все ответы неправильные
8. Какие регуляторные механизмы играют ведущую роль в выделении слюны? A. местные B. гуморальные C. нервные, местные, гуморальные D. *нервные E. местные и гуморальные
9. Скорость образования слюны в покое и при ее максимальном стимулировании равна… A. 2,0-2,5 и 8-10 мл/мин B. 8-10 и 15-20 мл/мин C. *0,2-0,3 и 6-7 мл/мин D. 4-5 и 7-10 мл/мин E. скорость слюно образования одинаковая
10. Наиболее важным стимулом для перистальтики в пищеводе является пища… A. попавшая в пищевод B. *глотание C. регургитация пиши из желудка D. закрытие верхнего пищеводного сфінктера E. открытие нижнего пищевого сфинктера
Ответы: 1-Е. 2-C. 3-А. 4-В. 5-D. 6-C. 7-B. 8-D. 9-C. 10-B. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ УРОВНЯ знаний по программе «Крок»: 1. Конечная слюна в сравнении с первичной – гипотоническая, так как в эпителии протоков слюнных желез уменьшается: A. реабсорбция натрия B. секреция калия C. *реабсорбция воды D. секреция хлора E. секреция бикарбонатов
2. У собаки с фистулой слюнной железы получили слюну, которая имела большую концентрацию ионов калия, чем плазма. Какая причина этого увеличения? A. секреция калия в ацинусах B. *секреция калия в протоках C. проницаемость клеток ацинусов D. проницаемость клеток протоков E. реабсорбция воды в протоках
3. У собаки с фистулой околоушной слюнной железы при раздражении эфферентных волокон IX пары черепных нервов обнаружили, что слюна была почти изотонической к плазме крови. Это произошло в следствии увеличения: A. количества слюны в ацинусах B. секреции белков C. секреции солей D. *скорости движения слюны в протоках E. секреции калликреина
4. У собаки с фистулой слюнной железы после введения альдостерона в слюне увеличилась концентрация: A. натрия B. хлора C. *калия D. бикарбонатов E. водорода
5. У лектора во время лекции «пересохло в горле», т.к. уменьшилось выделение слюны благодаря влиянию на слюнные железы: A. дегидратации B. гиперосмии C. кортизола D. парасимпатических нервов E. *симпатических нервов
6. У ребенка обнаружили язву на слизистой оболочке ротовой полости. При анализе плазмы крови и слюны обнаружили уменьшение концентрации веществ. Это, скорее всего, недостаток: A. кальция B. а-амилазы C. *лизоцима D. бикарбонатов E. фосфатов
7. Увеличение секреции слюны у собаки с фистулой слюнной железы выявлено при раздражении эфферентных парасимпатических волокон после того, как был введен атропин. Увеличение слюноотделения стало следствием образования и влияния: A. *брадикинина B. вазоинтестинального пептида C. кортизола D. серотонина E. простагландинов
8. После орошения ротовой полости анестетиком (лидокаином) человеку тяжело глотать. Причина - отсутствия информации от рецепторов, благодаря чему угнетена в первую очередь … A. глоточная фаза глотания B. *ротовая фаза глотания C. пищеводная фаза глотания D. координация глотания E. все ответы неправильные
9. После орошения ротовой полости анестетиком (лидокаином) и употребление еды уменьшается: A. секреция кишечного сока B. моторика тонкой кишки C. моторика желудка D. *секреция поджелудочного сока E. всасывание в кишках
10. Центр жевания находится в: A. в вентромедиальных ядрах гипоталамуса B. *на дне ромбовидной ямки продолговатого мозга C. в нижних буграх четверохолмия D. в латеральных ядрах гипоталамуса E. в передних рогах спинного мозга крови
Ответ: 1-С. 2-В. 3-D. 4-C. 5-E. 6-C. 7-A. 8-B. 9-D. 10-B.
Ситуационные задачи: 1. Животному в ротовую полость попал песок. Объясните, будет ли отделяться при этом слюна? Ответ: Будет отделяться жидкая, бедная ферментами слюна. Любые раздражители, пищевые или отвергаемые, если они возбуждают термо-, хемо-, механорецепторы полости рта, вызывают отделение слюны, состав и количество которой зависит от качества раздражителя. 2. Одну собаку кормят мясом, другую хлебом. Объясните, будут ли состав и количество слюны у них одинаковым, если вес продуктов один и тот же? Ответ: Нет, состав и количество слюны будет разным. На хлеб, как более сухой и грубый продукт, выделяется больше слюны, чем на мясо. 3. Двум собакам в кормушки положили мясо, но одной в виде куска, другой - мясной порошок. Объясните, будет ли наблюдаться различие в составе и количестве слюны, если вес продуктов одинаков? Ответ: На мясной порошок, как более сухой продукт, слюны выделяется больше. 4. Чтобы проверить, заряжена ли батарейка, электроды ее полюсов иногда прикладывают к языку. На чем основан этот способ? Ответ: Электрический ток вызывает деполяризацию мембран рецепторных клеток. Кроме того, он может вызвать электрофоретическое движение ионов. В результате возникает возбуждение во вкусовых сосочках языка и ощущение кислого вкуса. 5. Объясните, можно ли у собаки с неповрежденным пищеводом наблюдать в чистом виде первую фазу желудочной секреции? Ответ: У такой собаки можно наблюдать только условно-рефлекторный компонент I фазы слюноотделения (при виде и запахе пищи). После попадания в полость рта пища проглатывается и начинается II фаза. 6. Объясните, какова судьба ферментов слюны, желудочного и поджелудочного сока в кишечнике? Ответ: Они подвергаются расщеплению протеолитическими ферментами кишечного сока. 7. Переваривающая сила ферментов слюны, желудочного и поджелудочного соков приближается к таковой взрослого человека. Объясните, каков приблизительно возраст этого ребенка? Ответ: Ребенку около года. 8. Щенку 3- 4-недельного возраста первый раз показали мясо. Объясните, как это отразится на секреции слюны, желудочного и поджелудочного соков? Ответ: Никак, так как условный рефлекс на вид и запах мяса у щенка еще не появился. 9. Родители обеспокоены наличием постоянного слюнотечение у ребенка в возрасте 5 месяцев. Как Вы можете объяснить данное явление родителям? Ответ: Обильное слюнотечение у 4-6-месячного ребенка не связано с заболеванием. Оно вызвано раздражением слизистой рта прорезывающимися зубами и добавлением более плотной, чем раньше, пищи. 10. В древности подозреваемого в преступлении подвергали «суду богов». Ему предлагали проглотить горсть сухого риса. Если это не удавалось, виновность считалась доказанной. Дайте физиологическое объяснение данному явлению. Ответ: Глотание невозможно при абсолютно сухой пище. При сильном волнении резко тормозится слюноотделение, и глотательный рефлекс не возникает. Спокойный невинный человек рис пpoглотит. Однако тут есть опасность того, что волнение связано не с тем, что человек виновен, а с тем, что он боится неудачного исхода пробы. Поэтому она вовсе не является доказательством виновности человека в совершении преступления. 11. Перенести в тему биологической регуляции!!!!!! Объясните, почему жевание даже несъедобных предметов или наполнение желудка большим количеством плохо усвояемой пищи может подавить чувство голода? Объясните механизм этого явления. Ответ: Жевание какого-то предмета или раздражение механорецепторов желудка стимулирует центр насыщения в вентромедиальном гипоталамусе, что, в свою очередь, тормозит центр голода в латеральном гипоталамусе. Это первичное или сенсорное насыщение, благодаря которому своевременно прекращается пищедобывательная деятельность (регуляция по возмущению). 12. Собаки и кошки - хищники. В естественных условиях они добывают пищу охотой. Объясните, у кого из них наиболее выражен натуральный условный рефлекс слюноотделения? Ответ: Собака (без хозяина) добывает пищу преследованием добычи или поиском съедобного кусочка. Кошка же — хищник засадный. Между сигналами от добычи (шорох, писк, запах мыши) и ее ловлей и поеданием проходит, в отличие от ситуаций у собак, значительное время. Поэтому у кошек натуральный слюноотделительный условный рефлекс выражен слабо, иначе кошка истекала бы слюной, сидя в засаде у мышиной норки. 13. Студент находится на экзамене. Он сильно волнует. Во рту у него пересохло. Объясните, почему это произошло и как в этих условиях происходит регуляция выделения слюны? Ответ: в результате сильного эмоционального переживания активируется симпатическая нервная система и симпатоадреналовая гормональная регуляция, тормозящие образование и выделение жидкой слюны. 14. Объясните, почему у высших животных и человека при ощущении чувства голода слюноотделение возникает еще до поступления пищи в организм (при ее запахе, обсуждении и т.д.)? Ответ: Образование и выделение слюны происходит на основе сложного рефлекторного механизма, включающего условный и безусловный компоненты. Такие характеристики пищи, как вид, запах, вкус являются натуральными ее компонентами. А обсуждение еды является условно-рефлекторным стимулом слюнообразования. Благодаря этим механизмам опережающее прием пищи слюнообразхование способствует инициации начала пищеварения при поступлении пищи в полость рата: смачивание пищи слюной, пережевываение, глотание. 15. Фермент слюны амилаза действует в слабощедлочной реакции рН. Однако в ротовой полости пища находится короткое время, а в желудке – уже кислая среда. Объясните, где и когда действует амилаза слюны? Ответ: в желудке из поступающей пищи формируется пищевой комок, снаружи которого кислая реакция, а внутри комка сохраняется нейтральная, которая позволяет амилазе слюны продолжать воздействовать на углеводы. 16. Если у новорожденных крысят или других детенышей млекопитающих денервировать слюнные железы, то выделение слюны прекратится. А детеныши погибнут. Объясните, почему? Ответ: Детеныши питаются молоком, которое они сосут. Чтобы сосание могло осуществляться, необходимо обеспечить герметичность ротовой полости. Именно это и делает слюна. Без нее сосание станет невозможным и детеныши погибнут от голода. 17. При выработке условного слюноотделительного рефлекса у собаки в качестве подкрепления используют мясо-сухарный порошок. Объясните, почему выбрали именно такое подкрепление? Ответ: Безусловный раздражитель должен быть достаточно сильным. Если исследуют слюноотделительный рефлекс, то желательно, чтобы выделялось достаточно большое количество слюны. Сухарный порошок сухой, а мясной порошок вкусный. Такое сочетание обеспечивает значительное слюноотделение. 18. Объясните, какой тип пищеварения играет ведущую роль у пресмыкающихся, поглощающих курупную добычу? Например, как удав переваривает проглоченного целого кролика? Ответ: Очевидно, что гидролиз пищевых веществ при переваривании может осуществляться только ферментами. Собственные ферменты удава будут расщеплять тело проглоченного кролика слишком долго. Возможно, что на помощь приходит более древняя форма - аутолитическое пищеварение. Во всех клетках содержатся лизосомы. Они обладают универсальным набором ферментов (около 70). В сильно кислой среде лизосомы разрушаются и освободившиеся ферменты осуществляют самопереваривание. 19. На голодной эзофаготомированной собаке производят опыт мнимого кормления. Объясните, чем будет определяться продолжительность еды в этих условиях? Ответ: В нормальных условиях еда прекращается в связи с первичным (сенсорным) и, главным образом, вторичным (поступление продуктов переваривания в кровь) насыщением. При мнимом кормлении вторичное насыщение отсутствует, так как пища не попадает в желудок и кишечник. Недостаточно выражено и сенсорное насыщение. Почему же собака не ест бесконечно? Построим простейшую систему «еда»: поиск пищи – жевание – глотание - переваривание – всасывание – насыщение. Элементы 4, 5, 6 в данном случае отсутствуют. Значит, еда прекращается в связи с утомлением жевательных мышц при многочасовом жевании. 20. Перенести в тему рецепторы!!!! Вкусовые сосочки содержат большое количество холинэстеразы. Объясните, к какому типу рецепторов они относятся - первичночувствующих или вторичночувствующих. АХЭ расщепляет АХ, который является медиатором, осуществляющим связь между рецепторными клетками. Таким образом наличие АХЭ характерно для вторичночувствующих рецепторов, каковыми и являются рецепторы вкуса. ответы к Ситуационным задачам: (см выше)
Тема 4. Пищеварение в желудке. Методы исследования пищеварения в желудке. Мотивационная характеристика темы. Знание механизмов пищеварения в полости желудка необходимо для понимания механизмов функционирования системы питания при различных функциональных состояниях, что обеспечивает нормальный уровень метаболических процессов в тканях. Цели занятия: знать – 1) состав, свойства и механизмы регуляции активности желудочного сока; 2) физиологические основы клинических способов исследования функционального состояния желудочного сока. ВОПРОСЫ ДЛЯ УСТНОГО И ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЯ: 1. Состав и свойства желудочного сока. 2. Механизм образования хлористоводородной кислоты. 3. Методы исследования секреторной функции желудка у человека. 4. Фазы и виды регуляции желудочной секреции, их адаптационные изменения. 5. Нервные и гуморальные механизмы торможения желудочной секреции. 6. Двигательная функция желудка, механизмы перехода желудочного содержимого в двенадцатиперстную кишку и их регуляція
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПИСЬМЕННОГО ОТВЕТА: 1. Опишите состав и свойства желудочного сока. 2. Нарисйте схему образования хлористоводородной килоты в желудке. 3. Перечислите методы исследования секреторной и двигательной функций желудка у животных и человека. 4. Опишите фазы и виды регуляции желудочной секреции. 5. Перечислите энтеральные стимуляторы и ингибиторы желудочной секреции. 6. Нарисуйте рефлекторную дугу рефлекса Сердюкова.
Дата добавления: 2014-11-28; Просмотров: 3303; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |