Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исследование эмульгирования жиров




ПРОГРАММА ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ НА ЗАНЯТИИ.

Тема 5. Пищеварение в двенадцатиперстной кишке (ДПК). Роль поджелудочного сока и желчи в процессах пищеварения.

Мотивационная характеристика темы. Знание механизмов пищеварения в двенадцатиперстной кишке необходимо для понимания механизмов функционирования системы питания при различных функциональных состояниях, что обеспечивает нормаьый уровень метаболических процессов в тканях.

Цели занятия: знать – 1) состав, свойства и механизмы регуляции активности сока тонкого кишечника; 2) физиологические основы клинических способов исследования функционального состояния двенадцатиперстной кишки, печени, желчного пузыря и поджелудочной железы.

ВОПРОСЫ ДЛЯ УСТНОГО И ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЯ:

1. Охарактеризуйте роль печени в пищеварении.

2. Опишите механизмы желчеобразования и желчевыделения.

3. Опишите роль желчи в пищеварении.

4. Состав и свойства печеночной и пузырной желчи.

5. Охарактеризуйте механизмы регуляции образования желчи и ее выделения в ДПК.

6. Методы исследования желчевыделения у человека

7. Охарактеризуйте внешне-секреторную функцию поджелудочной железы.

8. Опишите состав, свойства и количество панкреатического сока.

9. Охарактеризуйте роль панкреатического сока в пищеварении.

10. Нервная и гуморальная регуляция панкреатической секреции.

11. Фазы регуляции панкреатической секреции – цефалическая, желудочная, кишечная.

12. Методы исследования секреции панкреатического сока у человека.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПИСЬМЕННОГО ОТВЕТА:

1. Охарактеризуйте механизмы желчеобразования и желчевыделения.

2. Дайте сравнительную характеристику печеночной и пузырной желчи.

3. Перечислите методы исследования желчеобразования

4. Перечислите факторы регуляции желчеобразования и желчевыделения

5. Укажите количество, состав и свойства панкреатического сока.

6. Перечислите функции панкреатического сока в пищеварении.

7. Перечислите методы исследования внешнесекреторной функции поджелудочной железы.

8. Опишите фазы и виды панкреатической секреции и механизмы их регуляции.

8. Исследование эмульгирования жиров.

 

За сутки у человека отделяется 1000 - 1500 мл желчи, одной из функций которой является эмульгирование жиров, делая водорастворимыми жирные кислоты.

Для работы необходимы: лупа, предметные стекла, штатив, про­бирки, воронки, пипетки, свежая желчь, растительное масло, бумажные фильтры, вода. Объект исследования – человек.

Проведение работы. Влияние желчи на жиры можно на­блюдать двумя способами:

1. На предметное стекло пипеткой наносят каплю воды и каплю желчи. К каждой капле добавляют небольшое количе­ство растительного масла, перемешивают и рассматривают содержимое обеих капель под лупой.

2. Помещают в воронки бумажные фильтры и смачивают один водой, другой желчью. Устанавливают воронки в стоя­щие в штативе пробирки и в каждую воронку наливают по 10 мл растительного масла. Через 45 мин определяют количе­ство профильтровавшегося жира в обеих пробирках.

Результаты работы и их оформление. Зарисуйте в тет­радь, как распределяется жир в капле воды и в капле желчи. Оп­ределите и запишите результаты фильтрации растительного масла через фильтры, смоченные водой и желчью. На основании полученных результатов объясните действие желчи на жиры.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ УРОВНЯ знаний:


1. Где образуется секретин?

A. в почке

B. в поджелудочной железе

C. в печени

D. в желудке

E. в двенадцатиперстной кишке

 

2. Секретин стимулирует выделение секрета поджелудочной железой, в котором преобладают…

A. ферменты

B. слизь и органические компоненты

C. бикарбонаты

D. d.кислота (соляная и др.)

E. кальций

 

3. Образование секретина главным образом стимулирует…

A. соляная кислота

B. трипсиноген

C. продукты гидролиза

D. продукты липолиза

E. ни один из них

 

4. Какие факторы оказывают пусковое влияние на выделение поджелудочного сока?

A. гуморальные

B. нервные

C. трофические

D. эндокринные

E. ни один из них

 

5. Какое влияние оказывают гуморальные факторы на деятельность поджелудочной железы?

A. корригирующее

B. трофическое

C. рефлекторное

D. угнетающее

E. пусковое

 

6. Трипсиноген активируется под влиянием…

A. секретина

B. соляной кислоты

C. энтерокиназы

D. гастрина

E. всех перечисленных

 

7. Какие ферменты поджелудочной железы активирует трипсин?

A. только трипсиноген

B. все ферменты, кроме трипсиногена

C. амилазу, химотрипсиноген

D. трипсиноген, профосфолипазу а,про-эластазу, прокарбоксипептидазу а и b

E. липолитические

 

8. Какие влияния являются ведущими в регуляции секреции поджелудочной железы?

A. местные

B. нервные

C. гуморальные

D. нервные, гуморальные, местные

E. ни одно из них

 

9. Какие ферменты поджелудочной железы вырабатываются в активном состоянии?

A. трипсиноген, химотрипсиноген

B. прокарбоксипептидазы

C. протеазы

D. амилаза, нуклеазы

E. все перичисленные

 

10. Ведущее значение в регуляции секреции поджелудочной железы принадлежит…

A. рефлекторным механизмам

B. гастроинтестинальным гормонам

C. все ответы неправильны

D. местным механизмам

E. все ответы правильны

 

Ответы: 1-E. 2-C. 3-A. 4-B. 5-A. 6-C. 7-D. 8-C. 9-D. 10-B.

 


ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ УРОВНЯ знаний по программе «Крок»:


1. Самой концентрированной по своему составу является желчь:

A. печеночная и пузырная

B. смешанная

C. печеночная

D. пузырная

E. печеночная и смешанная

 

2. Желчеобразование (холерез) происходит:

A. постоянно

B. периодически

C. в такт с сокращениями желудка

D. в зависимости от содержания сахара в крови

E. в зависимости от содержания кислорода в воздухе

 

3. Желчевыделение (холекинез) происходит

A. постоянно

B. в зависимости от содержания кислорода в воздухе

C. в такт с сокращениями желудка

D. в зависимости от содержания сахара в крови

E. периодически

 

4. В состав желчи практически не входят:

A. жирные кислоты

B. желчные кислоты

C. билирубин

D. холестерин

E. бикарбонат

 

5. Желчные пигменты образуются из:

A. холестерина

B. муцина

C. желчных кислот

D. лецитина

E. гемоглобина

 

6. При заболевании печени в крови определяют содержание белков и их фракций, потому что в печени:

A. происходит утилизация белков крови

B. усиливается экстракция белков гепатоцитами

C. депонирование белков

D. происходит синтез белка

E. дезаминирование аминокислот

 

7. Под влиянием желчи всасываются:

A. моносахариды

B. продукты гидролиза белков

C. липиды и жирорастворимые витамины

D. минеральные соли

E. сахара

 

8. Хиломикроны и липопротеины из энтероцитов всасываются:

A. в кровь

B. в лимфу

C. в ликвор

D. в синовиальную жидкость

E. в плевральную жидкость

 

9. Для изучения желчевыделения и состава желчи используют метод:

A. pH-метрии

B. мастикоциографии

C. зондирования и холецистографии

D. гастроскопии

E. дуоденоскопии

 

10. При дуоденальном зондировании выявлено повышение содержания лейкоцитов в самой концентрированной порции желчи при этом наиболее вероятно поражение:

A. внутрипеченочных желчных путей

B. желчного пузыря

C. двенадцатиперстной кишки

D. поджелудочной железы

E. печени

 

Ответы: 1-D, 2-А, 3-E, 4-А, 5-E, 6-D, 7-C, 8-B, 9-C, 10-B.

 


Ситуационные задачи:

23. У больного нарушен процесс свертывания крови. Лечение не давало результатов, пока не удалось выяснить, что пациент страдает также заболеванием печени с нарушением желчеобразования. После проведения эффективной терапии этого заболевания восстановилось и нормальное свертывание крови. Почему? Ответ: В печени синтезируется большинство факторов свертывания крови. Желчь обеспечивает всасывание продуктов переваривания жиров и жирорастворимых веществ. К числу последних относится витамин К, синтезируемый микрофлорой кишечника и необходимый для синтеза протромбина. Если же нарушено образование желчи, то пострадает процесс свертывания крови из-за нарушения всасывания и, соответственно, отсутствия в крови витамина К.

24. В крови больного обнаружено повышенное количество билирубина. Объясните, о чем это может свидетельствовать? Ответ: Билирубин – конечный продукт распада эритроцитов. Он образуется в печени и затем экскретируется с желчью и выводится через кишечник. Если этот процесс нарушен, то избыток билирубина переходит в кровь, что говорит о патологии печени.

25. Известно, что в желчи нет пищеварительных ферментов. Объясните, какова ее роль в процессе пищеварения? Ответ: Желчь способствует сохранению необходимой слабощелочной реакции в ДПК, активизирует поджелудочную липазу, способствует эмульгированию жиров, активизирует перистальтику и влияет на процессы всасывания.

26. В тонком кишечнике происходят процессы полостного и пристеночного пищеварения, в которых участвуют одни и те же ферменты и пищевой субстрат. Объясните, в чем отличие этих процессов. Ответ: пристеночное пищеварение протекает значительно быстрее. Микроворсинки эпителия кишечника обеспечивают лучший контакт фермента и субстрата, что ускоряет процесс, а также обладают каталитической функцией.

27. Двенадцатиперстную кишку называют «гипофизом пищеварительной системы». Объясните смысл этого выражения. Ответ: Гипофиз – «дирижер» эндокринной системы. Выделяемые им гормоны управляют работой многих других желез внутренней секреции. Аналогично и в двенадцатиперстной кишке образуется множество гормонов (тканевые гормоны), которые оказывают разнообразные воздействия на работу пищеварительной и некоторых других систем.

28. Объясните, в каком состоянии находится пилорический сфинктер, если в пилорическом отделе желудка реакция кислая, а в 12-перстной кишке реакция щелочная. Ответ: Работа сфинктера не нарушена.

29. Удаление части кишечника не представляет опасности для жизни. Но, если у животного удалить сравнительно небольшую 12-перстную кишку, то это приведет к гибели. Объясните, в чем причина данного явления? Как доказать, что летальный исход не связан с тяжелыми нарушениями пищеварения? Ответ: 12-перстная кишка – это гипофиз пищеварительной системы. Чтобы доказать, что дело именно в этом, а не в тяжелых нарушениях пищеварения, необходимо сделать животному операцию, после которой пища пойдет в обход по искусственному каналу. В этом случае возникнет ряд нарушений, но без прямой опасности для жизни.

30. Объясние, существуют ли различия в наборе пищеварительных ферментов у плотоядных и растительноядных организмов? Ответ: У тех, кто питается в основном мясом (хищники), преобладают гидролазы, расщепляющие белки. У растительноядных – амилазы и гликозидазы, которые расщепляют углеводы.

31. В процессе исследования в пробирку налит кишечный сок. Затем в нее добавлен раствор пищевого вещества. Объясните, как ускорить его переваривание? Ответ: В пробирке переваривание идет относительно медленно по сравнению с перевариванием в самой кишке, т.к. в пробирке возможно только «полостное пищеварение» за счет ферментов кишечного сока. Для активизации ферментов пробирку нужно термостатировать при 38° С. Дополнительный эффект можно получить, погрузив в пробирку полоску тонкой кишки с функционирующей слизистой оболочкой, что обеспечит протекание и пристеночного пищеварения.

32. В процессе эксперимента у собаки с изолированным по Тири – Велла отрезком тонкого кишечника произвели орошение этого отрезка раствором анестезирующего вещества. Объясните, можно ли теперь, используя данный отрезок кишки, повлиять через него на желудочную секрецию? Ответ: Кишечная фаза желудочной секреции осуществляется за счет воздействия пищевых веществ и продуктов их переваривания на механо – и хеморецепторы кишечника, а также гуморальным путем после всасывания этих продуктов. В условиях эксперимента остается только одна возможность – вводить в полость изолированного отрезка кишки продукты гидролиза, например, белков. Всосавшись и поступив в кровь, они затем окажут действие на желудочные железы.

33. Для определения ОЦК в вену (например, локтевую) вводят определенное количество нейтральной краски. Затем измеряют концентрацию краски в крови и рассчитывают величину ОЦК. В одном случае краску ввели не в локтевую вену, а в воротную. Полученная величина ОЦК в этом случае оказалась ниже, чем при обычном определении. Объясните причину этого. Ответ: В первом случае краска с кровью попадает сразу в сердце. Во втором кровь предварительно проходит через печень, клетками которой задерживается часть краски. Это явление можно использовать в качестве диагностического теста для оценки состояния печени.

34. Если в стакан с раствором Рингера поместить отрезок тонкой кишки, то он будет сокращаться. Это говорит о наличии автоматии. При добавлении в раствор капли АХ сокращения резко усиливаются. Как изменится моторика кишечника человека, если он окажется в стрессовой ситуации? Не противоречит ли появление таких изменений утверждению, что кишечник обладает автоматией? Ответ: При действии стрессорных факторов возбуждается СНС, выделяется А, который усиливает работу сердца, повышает АД и т.д. АХ – медиатор ПСНС. В большинстве случаев обе эти системы действуют на свои эффекторы противоположным образом. Т.о. эмоциональное возбуждение тормозит моторику кишечника, что не противоречит явлению автоматии кишечника.

35. Объясните, как доказать, что трипсин выделяется в неактивном состоянии (в виде трипсиногена) и лишь затем активируется? Ответ: Если трипсин активируется только в 12-перстной кишке, значит, возьмем панкреатический сок непосредственно из протока поджелудочной железы и проверим его протеолитическую активность. Она будет отсутствовать.

36. Выделите из перечисленных ниже веществ гормоны, которые вырабатываются в 12-перстной кишке: секретин, вилликинин, холецистопанкреозимин, энтерокиназа, дуокринин, гастрин, гистамин, энтерогастрин, энтерогастрон, инсулин, глюкагон. Ответ: Секретин, энтерогастрин, вилликинин, холецистокинин-панкреозимин, энтерокиназа, дуокринин, энтерогастрон.

37. Объясните, схема какого процесса здесь представлена. Заполните недостающие звенья в цепи: энтерокиназа – трипсиноген -? -? – химотрипсин. Ответ: Представлена схема активации ферментов поджелудочного сока: энтерокиназа – трипсиноген - трипсин – химотрипсиноген – химотрипсин.

38. Объясните, о чем может свидетельствовать кал серовато-белого цвета, с большим количеством жирных кислот и нейтрального жира. Ответ: Такой кал свидетельствует о том, что в кишечник не по­ступает желчь и нарушено усвоение жиров.

39. Объясните, в какой пробе пищеварительных соков рН соответствует норме взрослого человека. Проба А: рН слюны 0,8, желудочного сока 7,4, поджелудочного сока 7,1. Проба В: рН слюны 7,4, желудочного сока 8,0, поджелудочного сока 0,8. Проба С: рН слюны 7,4, желудочного сока 0,8, поджелудочного сока 7,1. Проба D: рН слюны 7,1, желудочного сока 0,8, поджелудочного сока 1,5. Ответ: рН соответствует норме взрослого человека в пробе С.

40. Добавьте недостающие звенья в схему активации секреции поджелудочного сока. Желудочный сок, Н+- ионы -? -? - стимуляция секреции поджелудочного сока. Ответ: Желудочный сок, Н+- ионы - воздействие на стенку 12-перстной кишки - выделение секретина в кровь - стимуляция секреции поджелудочного сока.

ответы к Ситуационным задачам: (см выше)

23. 1

24. руппы




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-28; Просмотров: 2073; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.