Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Программа практической работы на занятии. Тема 6. Пищеварение в кишках




Тема 6. Пищеварение в кишках. Физиологические основы голода и насыщения.

Мотивационная характеристика темы. Знание механизмов пищеварения в кишках необходимо для понимания механизмов функционирования системы питания при различных функциональных состояниях, что обеспечивает нормальный уровень метаболических процессов в тканях.

Цели занятия: знать – 1) состав, свойства и механизмы регуляции активности кишечного сока; 2) механизмы голода и насыщения; 3) физиологические основы клинических способов исследоваия функционального состояния кишек.

ВОПРОСЫ ДЛЯ УСТНОГО И ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЯ:

1. Состав и свойства кишечного сока, его роль в пищеварении

2. Методы исследования кишечной секреции.

3. Механизмы регуляции секреции кишечного сока.

4. Роль метасимпатической системы в регуляции секреторной функции кишечника.

5. Полостное и мембранное пищеварение.

6. Роль микрофлоры толстой кишки в пищеварении.

7. Пищевая мотивация. Представление о пищеварительном центре

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПИСЬМЕННОГО ОТВЕТА:

1. Напишите количество, состав и свойства кишечного сока.

2. Перечислите методы исследования кишечной секреции.

3. Опишите механизмы регуляции кишечной секреции.

4. Перечислите виды пищеварения в кишечнике.

5. Зарисуйте гликокаликс и укажите основные структурные компоненты.

1. Построение контура регуляции процессов голода и насыщения.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ УРОВНЯ знаний:


1. У больного нарушен синтез энтерокиназы. Какие нарушение пищеварения будут наблюдаться в тонком кишечнике?

A. Расщепление белков

B. Всасывание белков

C. Всасывание жиров

D. Секреция сока в двенадцатиперстной кишке

E. Все ответы правильные

 

2. У пациентки с нарушением функции поджелудочной железы обнаружено низкое содержание ферментов этой железы. Какой из гормонов желудочно-кишечного тракта больше всего влияет на образование ферментов поджелудочной железы?

A. Секретин

B. Гастрин

C. Холецистокинин-панкреозимин

D. Желудочно-ингибирующий пептид

E. Вазо-интестинальный пептид

 

3. Пациент 57 лет, который на протяжении длительного времени принимал антибиотики, жалуется на нарушение деятельности кишечника. Что является причиной такого состояния?

A. Повышение моторики кишечника

B. Нарушение секреции желудка

C. Нарушение всасывания

D. Угнетение микрофлоры

E. Нарушение выделения желчи

 

4. Больному удалили часть поджелудочной железы. Какие продукты ему необходимо ограничить в своём рационе?

A. Фрукты

B. Нежирное отварное мясо

C. Кисломолочные продукты

D. Овощи, богатые белками (бобы, соя)

E. Сдобу, жирное мясо, крепкие отвары

 

5. Какие из ниже указанных факторов обусловливают закрытие пилорического сфинктера?

A. Кислая среда в пилорическом отделе и щелочная в двенадцатиперстной кишке

B. Щелочная среда в пилорическом отделе и кислая в двенадцатиперстной кишке

C. Щелочная среда в пилорическом отделе и в двенадцатиперстной кишке

D. Кислая среда в пилорическом отделе и кислая в двенадцатиперстной кишке

E. Нейтральная среда в пилорическом отделе и щелочная в двенадцатиперстной кишке

 

6. Какова роль энтерокиназы в процессе пищеварения?

A. Тормозит активность ферментов поджелудочного сока

B. Стимулирует выделение желчи

C. Активизирует трипсиноген поджелудочного сока

D. Стимулирует выделение ферментов желудочного сока

E. Усиливает моторику кишечника

 

7. У ребёнка обнаружены явления дисбактериоза без предварительного употребления антибактериальных препаратов. В каком из отделов ЖКТ можно предположить патологические изменения?

A. Антральном отделе желудка

B. Фундальном отделе желудка

C. Двенадцатиперстной кишке

D. Тощей кишке

E. Толстом кишечнике

 

8. У больного после операции на поджелудочной железе стали плохо перевариваться белки. Какой фермент поджелудочной железы стал вырабатываться в недостаточном количестве?

A. Пепсин В

B. Желатиназа

C. Амилаза

D. Нуклеаза

E. Трипсин

 

9. Жёлчные камни преимущественно состоят из:

A. Лецитина

B. Холестерина, билирубината кальция

C. Биливердина

D. Холестерина, таурина

E. Билирубина

 

10. При объективном обследовании у пациента была обнаружена желтушность склер слизистой оболочки рта. Увеличение содержания какого биохимического показателя крови можно ожидать?

A. а- амилазы

B. Диастазы

C. Билирубина

D. Биливердина

E. Холестерина

 

Ответы: 1-A. 2-C. 3-D. 4-E. 5-D. 6-C. 7-E. 8-E. 9-B. 10-C.

 


ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ УРОВНЯ знаний по программе «Крок»:


1. После введения крысам в кровь лептинов зарегистрировали уменьшение активности ядер гипоталамуса:

A. Латеральных

B. Вентромедиальных

C. Супраоптических

D. Паравентрикулярных

E. Задних

 

2. Вследствие поноса возникла гипокалиемия, что говорит о потере калия из:

A. Желудка

B. Панкреатическим соком

C. 12-перстной кишки

D. Тощей кишки

E. Толстой кишки

 

3. При гиперсекреции хлористо-водородной кислоты париетальными клетками желудочных желез применили ингибитор фермента АТФ-азы, что привело к угнетению работы водородного насоса и уменьшение секреции ионов водорода. Одновременно с этим уменьшился активный транспорт через апикальную мембрану клеток одного из ионов:

A. Натрия

B. Хлора

C. Калия

D. НСО-

E. НРО42-

4. После резекции 12-перстной кишки значительно уменьшилось всасывание в кровь:

A. Глюкозы

B. Липидов

C. Аминокислот

D. Натрия

E. Хлора

 

5. При гипосекреции хлористо-водородной кислоты желудочными железами стало невозможным всасывание в ободочной кишке:

A. Натрия

B. Хлора

C. Желчных кислот

D. Витамина В12

E. Витамина С

 

6. Нарушение мембранного пищеварения вследствие изменения морфологической структуры эпителия приведет к нарушению гидролиза и всасывания:

A. Липидов

B. Углеводов

C. Витамина А

D. Витамина Д

E. Железа

 

7. После употребления бульона протеолитическая активность поджелудочного сока увеличивается во время кишечной фазы благодаря стимуляции секреции ацинарных клеток:

A. Гастрином

B. Секретином

C. Холецистокинином

D. Вазоактивным интестинальным пептидом

E. Ацетилхолином

 

8. После введения в пищеварительный канал гипертонического р-ра соли послабляющее действие обусловлено стимуляцией моторики кишек:

A. Метасимпатическими рефлексами

B. Холецистокинином

C. Мотилином

D. Секретином

E. Желчными кислотами

 

9. После резекции желудка на процессах пищеварения отобразится в первую очередь отсутствие:

A. Гидролиза белков

B. Гидролиза жиров

C. Гидролиза углеводов

D. Депонирование пищи

E. Ритмической сегментации

 

10. Во время обеда привыкли употреблять борщ, так как в его состав входят вещества, которые стимулируют секрецию в желудочной фазе:

A. Гистамина

B. Гастрина

C. Секретина

D. Ацетилхолина

E. Мотилина

Ответы: 1.А., 2.Е., 3.С., 4.В., 5.D., 6.B., 7.C., 8.A., 9.D., 10.B.

 

 


Ситуационные задачи:

1. При проведении экспериментального хирургического вмешательства животному произвели пластику верхних дыхательных путей участками тонкой и толстой кишки. Пластика толстой кишкой имела ряд преимуществ. Однако при этом часто возникали серьезные осложнения с угрозой для жизни. Пришлось отказаться от использования толстой кишки. Объясните, в чем состояли осложнения и с чем это было связано? Ответ: Осложнения были связаны с наличием в толстой кишке огромного количества микроорганизмов. После пластики микробы могут инфицировать дыхательные пути, что представляет большую опасность.

2. При исследовании выявлено, что у человека кал черного цвета. Объясните, с чем это может быть связано. Ответ: С наличием желудочного или кишечного кровотечения или с тем, что с пищей приняты какие-то красящие вещества (вис­мут, карболен, железо и др.).

3. Объясните, с чем связано окрашивание кала в золотисто-желтый цвет, возникаю­щее при продолжительном приеме внутрь антибиотиков? Ответ: Присутствием неизмененного билирубина вследствие по­давления антибиотиками кишечной флоры, превращающей его в стеркобилин.

4. Мембранное (пристеночное) пищеварение происходит на поверхности микроворсинок, расстояние между которыми составляет 10-20 нм. Исходя из этого, обоснуйте необходимость сопряженной работы полостного и пристеночного пищеварения. Ответ: крупные молекулы (больше 20 нм) не смогут проникнуть в щеточную кайму и поэтому недоступны для мембранного пищеварения. Поэтому необходимо предварительное полостное пищеварение, благодаря которому крупные молекулы расщепляются полостными ферментами на более мелкие части. Эти последние уже могут подвергнуться мембранному пищеварению, после чего окончательные продукты (мономеры) поступают на гидролизно-транспортный конвейер.

5. У новорожденных крольчат ферменты в просвете пи­щеварительного канала практически отсутствуют. Объясните, как же они усваивают материнское молоко? Ответ: За счет пристеночного пищеварения.

6. Объясните, могут ли в нормальных условиях микробы из просвета кишечника попадать между микроворсинками эпителия в кровь и почему? Ответ: Нет, так как размер пор фузслоя не превышает 200 ангст­рем, а размеры микроорганизмов больше.

7. В процессе исследования выяснено, что у одного ребенка грудного возраста кал имеет кислую реакцию, у другого - щелочную. Объясните, с чем это может быть связано. Ответ: Первый ребенок питается грудным молоком, второй - коровьим. У первого в толстом кишечнике много молочнокислых бифидобактерий, у второго кишечная палочка. Это обуславливает разницу в реакции кала.

8. В процессе лечения больному вводятся большие дозы антибиотиков. Объясните, с какой целью врач одновременно с антибиотиками назначает и поливита­мины? Ответ: В кишечнике человека имеется много микрофлоры, которая принимает участие в синтезе витаминов. При введении большого количества антибиотиков деятельность этих бактерий подавляется, поэтому необходимо вводить экзогенные витамины в большем, чем обычно, количестве.

9. В среднем процесс пищеварения принятой пищи завершается за 5-7 часов, по истечению которых питательные вещества всасываются и поступают в кровь. Объясните, почему именно через данный промежуток времени человек вновь может захотеть есть, несмотря на то, что питательные вещества продолжают поступать в это время в кровь. Ответ: Чувство голода и прием пищи не зависят от величины питательных констант крови, которые в нормальных условиях сохраняют относительную стабильность, полностью удовлетворяющую требованиям метаболизма. Чувство голода может находиться в зависимости от регулярности приема пищи (временной режим), активности рецепторов пустого желудка, эмоционального состояния человека, а также от особенностей окружающей среды.

10. При приеме пищи человек через 10 минут ощутил чувство сытости. Объясните, с чем связано это чувство, если известно, что в среднем процесс пищеварения принятой пищи завершается через 5-7 часов, по истечению которых питательные вещества всасываются и поступают в кровь. Ответ: В данном случае чувство сытости связано с наступлением «сенсорного» насыщения. Поступившая в ротовую полость, пищевод и желудок пища вызвала активацию соответствующих рецепторов этих органов. По нервным волокнам афферентная импульсация от рецепторов поступила к гипоталамическому центру «насыщения», который под влиянием этой импульсации возбудился и затормозил центр «голода».

11. Часто люди при переживании сильного психологического потрясения, боли ощущают чувство голода. Объясните физиологические механизмы данного явления. Ответ: При стрессе, в частности болевом, выделяются эндорфины, которые оказывают успокаивающее действие. Но кроме этого, они возбуждают центр голода. Физиологический смысл этого явления состоит в том, что в критической ситуации организм стремится пополнить свои ресурсы.

12. При проведении экспериментального исследования собаке произвели хирургическое вмешательство. После этого у нее прекратилась пищедобывательная деятельность. Объясните, в чем заключалась операция? Можно ли искусственно вводить мясную пищу этой собаке? Ответ: Очевидно, что у собаки в результате операции пострадала система поиска пищи. Ее работу можно нарушить, разрушив центр голода. После этого собака перестанет искать пищу и может умереть от истощения, если ее не кормить искусственно. Такое кормление позволит поддерживать жизнь, но не изменит состояния животного, так как центр голода будет оставаться разрушенным. Данной собаке можно искусственно вводить мясную пищу, т.к. печень, обладающая дезинтоксикационными функциями и система воротной вены, доставляющая в печень кровь с всосавшимися веществами, при операции не были повреждены.

13. При наблюдении за двумя «сиамскими» близнецами, имеющими общую систему кровообращения, выявлено, что один из них чувствует себя удовлетворительно, есть не хочет, а другой плачет и просит его покормить. Объясните данное явление. Ответ: Наряду с основными факторами, формирующими чувство голода (наличие пищевого комка в желудке, биохимическим состоянием крови, сложившимся стереотипом приема пищи), индивидуально могут оказывать влияние эмоциональное состояние, окружающая температура, неудовлетворительное самочувствие и прочее.

14. Для обеспечения жизнедеятельности все люди должны постоянно удовлетворять свою потребность в универсальных питательных веществах (белки, жиры, углеводы, витамины, соли, вода), которые находятся во всех продуктах растительного и животного происхождения. Объясните, почему же у разных людей различен характер предпочитаемых пищевых продуктов (специфический аппетит)? Ответ: Характер предпочитаемых пищевых продуктов определяется: различным соотношением питательных веществ, в которых человек испытывает потребность; наличием продуктов в тех или иных странах и континентах; местными традициями и привычками, воспитанием; наличием пищеварительных ферментов к данному виду пищи; отсутствием ядовитости продукта.

15. В соответствии с правилами приема пищи сначала подается закуска, потом первое – жидкое блюдо, затем второе – мясо, рыба с гарниром, потом – десерт. В желудке все съеденное перемешивается и превращается в единый пищевой комок. Объясните физиологический смысл данной последовательности приема пищи. Ответ: в нормальных условиях существования человека пищевая потребность и ощущение голода проявляют избирательных характер в отношении определенных дефицитных для организма пищевых веществ. Избирательная пищевая потребность удовлетворяется выбором для еды определенных продуктов при помощи вкусовых рецепторов. Закуска, подаваемая перед едой, содержит большое количество балластных и раздражающих веществ, стимулирующих перистальтику и выделение пищеварительных соков. Первое блюдо содержит экстрактивные вещества, стимулирующие секрецию пищеварительных желез и большое количество жидкости, необходимое для растворения и всасывания питательных продуктов. Второе блюдо содержит основные питательные вещетсва (белки, жиры, углеводы), необходимые организму. Десерт состоит из легкоусвояемых углеводов, восполняющих энергию, выделяющуюся при специфико-динамическом действии пищи. Поэтому при еде человек не смешивает блюда в одной тарелке. Если голод сильный и пищевая потребность велика, то избирательности в приеме пищевых продкутов не будет. Во время голода человек способен съесть все съедобное вместе и сразу.

16. В эксперименте на собаке область вентромедиального ядра гипоталамуса нагрели до 50°С, затем животное содержали обычных условиях. Как изменился внешний вид собаки через которое время? Ответ: При нагревании до 50°С белковые молекулы денатуриру­ют, значит вентромедиальное ядро было разрушено. Но в нем на­ходился центр насыщения. После его разрушения собака будет ис­пытывать повышенное чувство голода. Разовьется гиперфагия (об­жорство). В результате возникает ожирение.

17. У больного обнаружены нарушения деятельности ЖКТ. Врач в поликлинике направил его для лечения не в терапевтическую, а в неврологическую клинику. Объясните, чем могло быть продиктовано но такое решение? Ответ: По-видимому, врач в поликлинике не обнаружил наруше­ний в органах ЖКТ и решил, что нарушены центральные регуля­рные механизмы.

ответы к Ситуационным задачам: (см выше)

Тема 7. моторная деятельность желудка и кишек. Процессы всасывания.

Мотивационная характеристика темы. Знание механизмов всасывания и моторной деятельности органов желудочно-кишечного тракта необходимо для понимания механизмов функционирования системы питания при различных функциональных состояниях, что обеспечивает нормальный уровень метаболических процессов в тканях.

Цели занятия: знать – 1) механизмы моторной деятельности всасыванмия органов желудочно-кишечного тракта; 2) физиологические основы клинических способов исследования функционального состояния органов желудочно-кишечного тракта.

ВОПРОСЫ ДЛЯ УСТНОГО И ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЯ:

1. Виды и типы моторики органов желудочно-кишечного тракта.

2. Нервная регуляция моторики желудка, тонкой и толстой кишки.

3. Гуморальная регуляция моторики желудка, тонкой и толстой кишки.

4. Особенности всасывания питательных веществ, его регуляция.

5. Охарактеризуйте основные влияния гормонов ЖКТ на пищеварение.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПИСЬМЕННОГО ОТВЕТА:

1. Перечислите возбуждающие и тормозные рефлексы желудка, тонкой и толстой кишки.

2. Нарисуйте рефлекторную дугу гастро-дуоденального рефлекса Сердюкова и рефлекса дефекации.

3. Перечислите виды транспорта молекул при всасывании и приведите примеры.

4. Особенности гормональной регуляции всасывания




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-28; Просмотров: 1875; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.094 сек.