Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Языковое оформление деловых бумаг




Практическое занятие №4

 

1. Выпишите слова и словосочетания, которые имеют окраску официально-делового стиля.

Принять к исполнению, извлекать квадратный корень, жилищный фонд, чудесный случай, ходатайство, соглашение, посоветовать, ответчик, предписывать, письменность, поставить на вид, единовременное пособие, большинство участников, страховой полис, исследовать биологические ресурсы, предписание, прогулка, курсовая работа, обвинительный приговор, должностные инструкции, производственные помещения.

 

2. Образуйте устойчивые словосочетания, имеющие окраску официально-делового стиля, добавив к I группе существительных соответствующие прилагательные, ко II группе существительных – необходимые глаголы. Составьте предложения с полученными словосочетаниями.

I. Приговор, срок, лицо, ответственность, даритель, действия, полномочия, иск, обстоятельства, завещатель, преступление, жалоба, пособие, наказание, органы, порядок, рассмотрение, суд, нотариус, истец, опровержение, кассация, апелляция, ходатайство, арбитраж.

II. Выговор, выполнение, дисциплина, должностной оклад, контроль, обязанности, обследование, инструктаж, трудовой договор, взыскание, привилегии, акция, дивиденды, инвестиции, монополия, инфляция.

 

3. В приведенных предложениях найдите отглагольные существительные, характерные для официально-делового стиля. Объясните, чем выражено сказуемое в безличных предложениях.

1. В выделении дополнительных фондов тресту отказано. 2. Оплата заказа гарантируется. 3. В результате расследования установлено, что пожар возник вследствие неисправностей в системе электропроводки. 4. Настоящим извещаем, что Ваше предложение о расформировании архива в настоящее время находится на рассмотрении в вышестоящих инстанциях. 5. В соответствии с договоренностью проведение нижеперечисленных мероприятий переносится на IV квартал текущего года. 6. Требуется направить правомочную комиссию для решения спорного вопроса о загрязнении окружающей среды. 7. Ввиду нерешенности вопроса о санитарном обследовании объекта поручается предложить Гостехсаннадзору создать специальную комиссию.

 

4. Составьте предложения, характерные для официально-делового стиля, используя следующие отыменные предлоги.

В целях, в связи, в отношении, в силу, во избежание, в порядке, в течение, в соответствии, в счет, на предмет, на основании, за счет, по причине, за исключением, по линии, в продолжение, ввиду.

 

5. Трансформируйте данные предложения в официально-деловой стиль, заменяя предлоги на более характерные для этого стиля, используя задание 4.

1. Для подготовки юношей к военной службе в школах организуются специальные секции. 2. Товарищеский суд прекращает дело, потому что участники скоро помирились. 3. Сезонными признаются работы, которые из-за погодных и климатических условий выполняются в течение определенного периода года. 4. Авторы изобретения могут получить почетные звания, потому что есть соответствующее законодательство. 5. По заявлению клиента свободные

остатки средств на счете могут быть переведены на депозитный вклад.

 

6. Найдите в данных предложениях последовательное «нанизывание» родительных падежей. Объясните, чем вызвано это языковое явление. Трансформируйте эти предложения для устного высказывания.

1. Направляем акт проверки причины протекания полов душевых помещений бытовок заготовительного цеха завода для принятия конкретных мер по ликвидации дефектов и сдачи корпусов в эксплуатацию. 2. Для выполнения требования устранения отставания производства деталей намечены конкретные мероприятия. 3. Мы должны поставить вопрос о воспитании населения в деле улучшения отношения к проведению мероприятий по озеленению города. 4. Факт уклонения арендатора от внесения арендной платы подтверждается решением арбитражного суда Н-ской области.

 

7. Прочитайте юмористический рассказ О.Новожилова «Не Чехов». Определите нарушения требований к официально-деловому стилю в первом и втором письмах. Используя факты, упомянутые в двух письмах, составьте текст делового письма в соответствии с требованиями стиля и структуры этого речевого жанра.

Директор механического завода делал третью попытку прочесть официальное письмо, подготовленное его заместителем.

«На Ваш №475/16 от 16.12.77 г. в настоящем сообщаем, что в силу того, что фактическое наличие запрашиваемых сведений в части частей к редуктору РМ-250 подтвердилось частично, обращаемся с просьбой разрешить пролонгировать с целью увеличения существующего сог…» - Директор

 

сломал карандаш, швырнул обломки и поднял телефонную трубку.

- Антон Палыч, зайдите, пожалуйста, ко мне…

Через минуту заместитель появился в кабинете.

- Ты, Антон Палыч, деловой человек, опытный работник, но послушай, когда я отучу тебя от этого бюрократического стиля? Пишет письмо, причем в министерство, и что ты думаешь, там твои спирали читать будут?

- Так ведь я … не Чехов, – привычно буркнул Антон Палыч.

- Возможно, ты не Чехов и не Анатоль Франс, но простое письмо ты написать можешь?

Заместитель сокрушенно молчал. Директор посмотрел на него и смягчился.

- Вот что… Бери это письмо и переделывай. Пиши просто, никаких «увеличения наличия». Небось в личных письмах изъясняешься нормальным языком? Посмотреть письмо я уже не смогу: вызывают в Москву на совещание.

Через пять дней, в разгар совещания, заместитель министра прочел «для разрядки» официальное письмо, адресованное ему механическим заводом.

«На Ваш № 475/16 от 16.12.77 г.

Здравствуйте!

В первых строках своего письма спешу сообщить, что письмо Ваше мы получили, за что большое Вам спасибо. Все живы-здоровы. Чего и Вам желаем. Погода у нас стоит хорошая, правда, вчера выпал снег, но он растаял.

Насчет дела, о котором Вы спрашивали, могу сообщить, что эти вахлаки с завода запчастей совсем перестали посылать шестереночки, а когда если и пришлют, то у них зубешки не сходятся. Так что из запасов, которые были, скоро останется шиш с маслом. Очень прошу, рявкните на них

 

между делом, а то никакой нет управы и возможностей в смысле обуздания с нашей стороны.

До свидания. Ждем ответа, как соловей лета.

Заместитель директора механического завода А.П. Чечкин.

 

8. Используя различные словари, выпишите значение следующих слов. Устно составьте словосочетания с ними.

1. Акция, альянс, апартеид, абсолютизм, автономия, аграрий, аннексия, аятолла, биметаллизм, бундестаг, ваххабиты, газават, геноцид, декларация, демилитаризация, джихад, доктрина, доминион, иммигрант, истеблишмент, импичмент, коммюнике, конверсия, консолидация, конфессия, легализация, ленд-лиз, мораторий, ратификация, толерантный, электорат.

2. Аккредитование, акциз, аудит, боны, гиперинфляция, девальвация, демпинг, депозит, дефолт, дивиденды, дистрибьютор, инвестиции, картель, квота, либерализация, лизинг, маркетинг, меркантилизм, ноу-хау, рекламация, секвестр, эмбарго, эмиссия.

3. Аннулировать, амнистия, арбитраж, билль, вердикт, денатурализация, инвектива, интерпретация, интернирование, кворум, кодекс, контрафакция, легитимный, нотариат, перлюстрация, прерогатива, прецедент, префектура, персона нон грата, статус, статус-кво, статут, юрисдикция.

 

9. Прочитайте языковые обороты, взятые из деловой корреспонденции. Предложите более короткую запись этих оборотов без потери информативности.

Абсолютно новый документ; собранные вместе материалы; сотрудничать вместе с Вами; каждый в отдельности считает; точно совпадающие данные; повторите снова Ваше предложение; все еще остается не решенным.

10. Замените архаичные слова и обороты, встречающиеся в деловых бумагах, на современные.

Каковой; вышепоименованный; на предмет; при сем; прошу не отказать; вверенный Вам отдел; в настоящем письме; сим отношением; настоящим подтверждаем, что; уведомляем Вас.

 

11. Укажите случай неправильного или стилистически не оправданного употребления наименования лиц. Исправьте предложения.

1. Докладчица остановилась на основных задачах строителей района. 2. Заявление о переводе подала рабочая фабрики Сергеева. 3. Письмо пришло на имя управляющей трестом Т.Н.Николаевой. 4. Главная бухгалтер отказалась подписать акт. 5. Директор дал указание перевести на другую работу лаборанток кафедры Иванову и Сидорову. 6. Кассирша секции обуви несвоевременно сдала дневную выручку. 7. Среди конькобежек особой популярностью пользовалась Титова. 8. Работа студенток-географинь была признана лучшей.

 

12. Объясните ошибки в употреблении имен собственных. Исправьте предложения.

1. Нас познакомили со студентом Сашей Кох. 2. В концертах часто выступали Давид и Игорь Ойстрах. 3. Роман Шарля де Костер переведен на многие языки. 4. Оперетта И.Кальман «Цыганский барон» будет показана в октябре. 5. Состоялась встреча Ирины Хакамада с избирателями. 6. Снимается новый фильм с Дмитрием Харатьян, Сергеем Никоненко и Сергеем Гармаш. 7. На приеме присутствовали лорд и леди Гамильтон, Джорж и Лаура Буши и супруги Клинтоны. 8. Он коллекционирует фильмы с Джульеттой Мазина. 9. Мы отправили письмо Юрию Шевчук. 10. Вышло новое издание сказок братьев Гриммов.

13. Раскройте скобки, заключенные в них слова поставьте в нужной форме.

Постановка (Немирович-Данченко), песни (Лебедев-Кумач), скульптура (Демут-Малиновский), собрание сочинений (Марк Твен), рассказы (Артур Конан Дойл), братья Генрих и Томас (Манн), работы профессора (Чикобава), философские труды (Григорий Сковорода), реферат студента (Перебитюк) и студентки (Черных), выступление (Ким Чен Ир).

 

14. Составьте словосочетания, отвечающие на вопросы в скобках:

нести бремя (чего? какое?)

вахту (чего? какую?)

дежурство (где? какое?)

жертвы (во имя чего? где? какие?)

нагрузку (где? какую?)

обязанности (кого? чьи? какие?)

ответ (перед кем? за что?)

ответственность (за что? перед кем? в

соответствии с чем? какую?)

поражение (от кого? где? какое?)

потери (в чем? отчего? какие?)

расходы (на что? какие? за что?)

службу (где? чего? какую? по чему?)

убыток (отчего? какой?)

урон (в чем? какой?)

утрату (в чем? в лице кого? какую?)

угрозу (кому? чему? какую?)

ущерб (в чем? какой?)

 

носить звание (кого? чего? какое?)

имя (кого? чье? какое?)

название (чего? какое?)

отпечаток (чего? какой?)

печать (чего?)

характер (чего? какой?)

предпринимать действия (против кого? для чего? где? какие?)

меры (для чего? какие?)

попытку (чего? какую? что (с)делать?)

усилия (по чему? для чего? к чему? какие?)

шаги (по чему? в интересах кого? в чем? для чего? какие?)

принимать во внимание (кого? что?)

за образец (что? чего? за какой?)

за правило (за какое? что делать?)

к использованию (что? к чьему?)

меры (к кому? к чему? для чего? на случай чего? по чему? чем? какие?)

на вооружение (что?)

оборот (какой?)

обязательства (какие? что (с)делать?)

обязательства на себя (в чем? какие?)

поправку (к чему? кого? чью? какую?)

размеры (где? какие?)

сторону (в чем? кого? чью?)

точку зрения (на что? кого? чью? какую?)

участие (в чем? в ком? какое?).

 

15. Объясните правописание названий следующих организаций и учреждений.

1. В Прокуратуре Российской Федерации; во Всемирном Совете Мира; из Совета Безопасности. 2. У Европейского банка по реконструкции и развитию; в Правительстве Российской Федерации; об Ассоциации крестьянских

хозяйств и кооперативов. 3. С Российским государственным педагогическим университетом им. А.И.Герцена; в Доме актера; на Львовском автобусном заводе. 4. К Государственному академическому Большому театру; о Дворце культуры Метростроя; в Театре драмы и комедии на Таганке; к Большому драматическому театру им. Г. Товстоногова.

 

16. Запишите сокращенно некоторые слова из данных сочетаний. Проверьте правильность Ваших сокращений.

1. Вологодская область; почтовый ящик №15; станция «Луговая»; отделение связи Дмитриевского района; город Минск; озеро Байкал.

2. Кандидат педагогических наук; заведующий лабораторией; член-корреспондент Академии наук; исполняющий обязанности руководителя центра; помощник.

3. Техническое задание; специальный заказ; государственный стандарт.

4. Смотри на странице 710; документ сего года; так далее; тому подобное; в 1996-1997 отчетном году.

5. Промышленный строительный банк; научно-исследовательский институт стали; Российская академия государственной службы, Всемирная торговая организация.

 

17. Прочитайте предложения, найдите в них нарушения административного речевого этикета. Объясните характер допущенных ошибок. Отредактируйте предложения.

1. Не откажите нам в любезности и пришлите, если это Вас не затруднит, проект Устава фирмы. 2. Институт просит Вас представить Ваши экспонаты для выставки в приемлемом для экспонирования виде. 3. Направляем Вам откорректированный вариант проекта нового положения. Просим рассмотреть и утвердить. 4. Обращаюсь к Вам с

убедительной просьбой прислать срочно необходимую документацию. 5. Мы просили бы Вас сообщить нам результаты эксперимента.

 

18. Исправьте грамматико-стилистические ошибки в употреблении деепричастных оборотов.

1. Объяснение этих явлений может быть найдено, взяв в качестве иллюстрации последние события. 2. Таким образом, рассмотрев функциональные характеристики структур муниципалитета, предлагается следующее. 3. Торговый зал был очищен от людей, опасаясь, что рухнет потолок. 4. Поднимая цены на машины, топливо, это прямо отражается на себестоимости сельскохозяйственной продукции. 5. Прочитав вторично рукопись, мне думается, она нуждается в серьезной доработке. 6. Выяснив, что объем производства уменьшился, возникает вопрос о причине этого. 7. Придавая большое значение методологии исследования, был выполнен ряд экспериментов. 8. Изучая процесс разгосударствления, обнаруживается определенная закономерность.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1263; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.