Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виртуальная реальность, или о фантоматике




Часть IV. Меняя человека, реальность и восприятие

 

Лем предсказывает фантоматику – технологию введения информации непосредственно в нервную систему. При этом он различает периферическую фантоматику, имитирующую сигналы от органов чувств (и могущую таким образом создать иллюзию, неотличимую от реальности), и центральную, воздействующую непосредственно на центры низших эмоций (то есть, по сути, являющуюся электронным наркотиком типа алкоголя или героина). К возможности прямым воздействием на мозг формировать воспоминания, ассоциации, высшие эмоции Лем относится скептически.

Особое внимание он уделяет периферической фантоматике – технологии создания иллюзий. Конечно, чтобы иллюзия была интерактивной, следует заложить в ЭВМ бездну информации о мире вообще и жизни подопытного в частности. Далее Лем рассматривает вопрос, каким путем подопытный может отличить фантоматическую иллюзию от реальности. В частности, он указывает, что фантоматическая машина должна уметь имитировать не только внешний мир, но и состояния организма: усталость мышц после нагрузки и т.п. Впрочем, состояния организма можно и напрямую создать. В сущности, Лем предлагает два способа отличить иллюзию от реальности. Во-первых, всегда найдутся мелкие детали нашей жизни (скажем, быта), о которых помним мы, но которые не были учтены создателями иллюзии (не могут же они собрать всю информацию). Как замечает С. Переслегин, это препятствие легко обходится: достаточно, чтобы иллюзия создавалась не фантоматической картинкой как таковой, а взаимодействием ее с воспоминаниями зрителя. Тогда психика сама сколь угодно точно восстановит любые знакомые зрителю реалии. Упущенным может оказаться лишь то, что не отложилось ни в сознании, ни в подсознании подопытного, а такого упущения он по построению не сможет распознать – Авт. Во-вторых, если у подопытного есть достаточно интеллектуальный знакомый, можно устроить тест Тьюринга. Имитировать беседу с интеллектуалом это совсем не то, что имитировать форумный треп. Впрочем, результативность этого теста, конечно, зависит от мощности машины.

Далее Лем рассматривает возможные последствия появления периферической фантоматики. Понятно, что цивилизация, полностью ушедшая в иллюзию, просто вымрет, ибо прекратит размножаться (хотя теоретически можно себе представить и искусственное размножение «спящих» с помощью роботов – чем оплодотворение сложнее питания? – и социализацию автоматически подключенных к «матрице» детей в фантоматической иллюзии – Авт.) Более реальной представляется цивилизация людей, которые «ходят в глубину»©, но возвращаются в реальный мир хотя бы время от времени. Лем указывает, что наличие двух неотличимых друг от друга реальностей и вопроса, какую из них выбрать и в какой ты сейчас находишься, не будет, мягко говоря, способствовать психическому здоровью. Далее он рассматривает вопрос, не станет ли фантоматика ареной безопасного «выпуска пара» с правом на любые асоциальные действия в фантоматическом сне – убийства, изнасилования и т.п. И отвечает – нет, не станет. Для человека самостоятельную ценность представляет ощущение подлинности. Лем приводит в пример любителя искусства, который готов отдать последние штаны за подлинного Ван Гога, хотя отличить его от качественной копии он без коллегии экспертов не сможет. Но ему важно знать, что эта картина – подлинная. Убийство, совершенное заведомо в фантоматическом сне, не принесет полного удовлетворения, зато запросто может стать средством тренировки, привыкания к убийству, снижения порога допустимости. Не говоря уже о том, что подлинные преступления можно будет оправдывать фразой «я думал, что я в иллюзии». Таким образом, в фантоматическом сне должно быть недопустимым все то, что недопустимо в реальности. Это, между прочим, означает, что подавляющее большинство произведений искусства нельзя будет фантоматизировать, так как даже самый благородный герой обычно все же убивает злодеев.

Приводя примеры вещей, недостижимых для фантоматики, Лем указывает невозможностьперевоплощения: ты можешь оказаться на Бородинском поле в треуголке, но твои реакции все равно будут твоими, а не Наполеона (хотя непривычная обстановка может высвободить черты личности, ранее подавленные – Авт.). Тем более нельзя побыть крокодилом или птицей: можно сымитировать обстановку, но, чтобы быть крокодилом, нужно иметь мозг крокодила, а не человека (в частности, умеющий интерпретировать информацию от крокодильих, а не человеческих, органов чувств).

В качестве полезных приложений периферической фантоматики Лем упоминает: имитацию тренировочных ситуаций для тренировки людей, деятельность которых связана с риском для себя или других (врачей, пилотов, пожарных и т.п.), невиданный прогресс в экспериментальной психологии, а также компенсацию недостатков для инвалидов (между прочим, не обязательно погружать слепого человека в иллюзию; достаточно создать искусственный глаз, подключенный к зрительному нерву – Авт.)

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 411; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.