Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возникновение технологической цивилизации




Разнообразие культур

Часть V. Что с нами будет

 

 

Лем ставит вопрос, почему разные культуры, находящиеся на одном уровне технологического развития, могут иметь существенные культурные различия (например, исповедовать самую разную этику – от спартанской жесткости до руссоистической мягкости). Исписывая несколько страниц и пугая читателя специальными терминами а-ля «марковские цепи», он в итоге декларирует тривиальную мысль – к одной и той же среде можно приспособиться разными способами, и какой из них выпадет в эволюционной лотерее – вопрос случайности. Лем приводит данные любопытного исследования. У макак нет генетически закрепленного уровня агрессии самца по отношению к самке. В одних группах устанавливается жесткое поведение, в других более мягкое, что проявляется в статистически достоверном различии числа шрамов от укусов. Так как те и другие группы были помещены в идентичные с точки зрения экспериментаторов условия, приходится констатировать, что принятый уровень агрессии определяется тем, «как ляжет карта». Выросшие детеныши, однако, копируют поведение родителей, и норма закрепляется.

 

 

Лем поднимает вопрос, почему цивилизация со стремительным развитием технологии (цивилизация Второй волны, в терминологии Тоффлера – Авт.) появилась именно в Западной Европе. Действительно, отдельными высокими технологическими достижениями обладали и другие цивилизации (вспомним паровую машину Герона, а о Китае и говорить нечего). Лем приводит точку зрения Леви-Стросса, согласно которой (в изложении Лема) для запуска скоростной технологической эволюции необходимо случайное совпадение нескольких одновременных факторов (например, изобретений); историческая «рулетка» рано или поздно выбросит расклад, который запустит лавинообразное развитие техники, далее уже необратимое. С этой точки зрения Западу просто повезло раньше, чем Востоку. Лем, однако, указывает на роль менталитета и проводит мысль, что взорвавший Запад раз выпавший расклад на Востоке с его консервативностью вполне мог остаться бесплодным. Леви-Стросс верно указывает, что шансы на «выигрыш» увеличиваются на перекрестке культур. Однако, по Лему, он игнорирует тот факт, что замкнутость, отсутствие контакта с другими культурами может быть не только следствием географического положения, но и следствием принятой в данном обществе системы ценностей (вспомним о японцах, которые физически уничтожали пристающих к их берегам – Авт.).

Интересно подумать о раскладе, который высвободил в XV в. исповодь накопившиеся изменения. О Гуттенберге. О Столетней войне со штурмами городов (чего, кажется, не было в Китае), повлекшей тяжелые пушки и расчеты полета ядер, доказавшие неправоту Аристотеля. Об Османской империи, перекрывшей торговый путь в Индию, в результате чего Колумб отправился в свой круиз. О вывозимом из Нового Света золоте, на которое строилась индустриальная цивилизация. И о многом другом. – Авт.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 363; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.