КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Профессиональные требования к экономисту-менеджеру и их учет в формировании его модели
Самосовершенствование менеджера Специфика хозяйственных процессов как объектов управления предопределяет особый характер труда экономистов - менеджеров и состав требований, предъявляемых к ним. Труд экономиста-менеджера носит высоко творческий характер, требует разносторонних знаний, предполагает склонность личности к аналитической деятельности и умения концентрироваться в определенные моменты на ограниченном круге проблем. Поскольку основным предметом его труда является управленческая информация, то обязательным условием его эффективной работы выступают знания и умение использовать современные информационные технологии в управлении предприятиями. Можно выделить следующие категории требований к профессиональной компетенции экономиста, составляющих его внутреннюю структуру (рис. 3): 1. Знания в области экономической теории и умения и навыки в управлении экономикой фирмы (экономические знания, умения, навыки, компетенции – ЭЗУНК). 2. Компетентность в области теории и практики управления (управленческая компетентность – УК). 3. Способность к коммуникации и умение работать с людьми (коммуникативная компетентность – КК). 4. Компетентность в области специализации предприятия (компетентность в специализации предприятия – КСП). 5. Социально-психологические качества личности, необходимые для общения (социально-психологическая компетентность – СПК). Рис. 3. Структура личности экономиста-менеджера 1. Первая область компетенций (ЗУНК) предполагает готовность специалиста к профессиональной деятельности на должностях, требующих базового высшего экономического или инженерно-экономического образования, предполагающей компетентность формировать путем образования и самообразования: знаний: - организационных структур, целей и задач управления предприятием; - методов обоснования, принятия и реализации управленческих решений; - средств и методов управления; - системы мотивации труда; - организации контроля за деятельностью подчиненных; - механизма управления конфликтами. умений и навыков: - построения системы менеджмента предприятия; - оценки ситуации в соответствии с условиями внешней и внутренней среды; - осуществления выбора целей, задач и стратегий развития предприятия; - организации процесса управления; - применения на практике принципов, методов и моделей управления; - создания системы коммуникаций в организации; - оценки ресурсов, качества и эффективности управления. 2. Вторая область компетенций (УпрК) предполагает наличие у экономиста: ♦ специальной подготовки в области теории управления; ♦ знания общей теории принятия управленческих решений и умения вырабатывать их; ♦ умения применять экономико-математические методы для оптимизации решений; ♦ наличия навыков работы на ПЭВМ как в локальном, так и в сетевых вариантах. 3. Область компетенции в коммуникации и умению работать с людьми (КК) вытекает из положения экономиста как связующего звена в системе хозяйственно-экономических коммуникаций на предприятии между такими субъектами системы, как вышестоящий руководитель, коллеги родственных подразделений или предприятий, подразделения фирмы и отдельные подчиненные сотрудники. 4. Область, связанная с компетентностью в области специализации предприятия (КСП), предусматривает наличие специальных знаний, умений, навыков в вопросах: ♦ рационального управления производством; ♦ учета отраслевой специфики, техники, технологии, организации производства; ♦ технического оснащения предприятия; ♦ технологии производственных процессов; ♦ теоретических и практических аспектов производств и их особенностей. ♦ эффективного природопользования. 5. Область социально-психологических компетенций (СПК), необходимых для общения, предполагает: «определенные характеристики интеллекта, проявляющихся в - объеме внимания и наблюдательности, - способности памяти (запоминание экономической информации, персонала и его особенностей, умения обрабатывать, хранить и транслировать информацию), - наличии творческого мышления, обладании интуицией; «воспитанность эмоциональной сферы, умение эмпатировать; «социально-психологические знания и способность применять их в конкретной ситуации. Компетентность экономиста-менеджера можно определить, как способность успешно решать все задачи, возникающие в процессе его профессиональной деятельности в штатной и нештатной ситуациях Структура компетентности менеджера можно представить как в статике, так и в динамике (рис. 4). В статике компетентность проявляется системе экономических знаний, умений, навыков, компетенций – ЭЗУНК; управленческой компетентности – УК; компетентности в специализации предприятия – КСП; коммуникативной компетентности – КК социально-психо-логической компетентности – СПК. Она появляется в аккумуляции, обработке, хранении и использование знаний на основе открытого образования и самообразования и проявляется способностях менеджера, во первых, уверенно действовать в штатных ситуациях, во-вторых, принимать решения в нештатных ситуациях, и, в-третьих, создавать оптимальные алгоритмы действий. В динамике, компетентность – это процесс ее формирования на основе индивидуальных и общественных потребностей, интересов и целей, аккумулированных в программу образовательной деятельности, предусматривающей результат и следствие задач индивидуального и общественного развития.
Рис. 4. Структура компетентности специалиста
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1382; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |