Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Профессиональные требования к экономисту-менеджеру и их учет в формировании его модели




Самосовершенствование менеджера

Специфика хозяйственных про­цессов как объектов управления предопределяет особый характер труда экономистов - менеджеров и состав требований, предъявляемых к ним. Труд экономиста-менеджера носит высоко творческий характер, требует разносторонних зна­ний, предполагает склонность личности к аналитической деятельно­сти и умения концентрироваться в определенные моменты на огра­ниченном круге проблем. Поскольку основным предметом его труда является управленческая информация, то обязательным ус­ловием его эффективной работы выступают знания и умение ис­пользовать современные информационные технологии в управлении предприятиями. Можно выделить следующие категории требований к про­фессиональной компетенции экономиста, составляющих его внутреннюю структуру (рис. 3):

1. Знания в области экономической теории и умения и навыки в управлении экономикой фирмы (экономические знания, умения, навыки, компетенции – ЭЗУНК).

2. Компетентность в области теории и практики управле­ния (управленческая компетентность – УК).

3. Способность к коммуникации и умение работать с людьми (коммуникативная компетентность – КК).

4. Компетентность в области специализации предприятия (компетентность в специализации предприятия – КСП).

5. Социально-психологические качества личности, необходимые для общения (социально-психологическая компетентность – СПК).

 
 


Рис. 3. Структура личности экономиста-менеджера

1. Первая область компетенций (ЗУНК) предполагает готовность специалиста к профессиональной деятельности на должностях, требующих базового высшего экономического или инженерно-экономического образования, предполагающей компетентность формировать путем образования и самообразования:

знаний:

- организационных структур, целей и задач управления предприятием;

- методов обоснования, принятия и реализации управленческих решений;

- средств и методов управления;

- системы мотивации труда;

- организации контроля за деятельностью подчиненных;

- механизма управления конфликтами.

умений и навыков:

- построения системы менеджмента предприятия;

- оценки ситуации в соответствии с условиями внешней и внутренней среды;

- осуществления выбора целей, задач и стратегий развития предприятия;

- организации процесса управления;

- применения на практике принципов, методов и моделей управления;

- создания системы коммуникаций в организации;

- оценки ресурсов, качества и эффективности управления.

2. Вторая область компетенций (УпрК) предполагает наличие у экономиста:

♦ специальной подготовки в области теории управления;

♦ знания общей теории принятия управленческих решений и умения вырабатывать их;

♦ умения применять экономико-математические методы для оптимизации решений;

♦ наличия навыков работы на ПЭВМ как в локальном, так и в сетевых вариантах.

3. Область компетенции в коммуникации и умению работать с людьми (КК) вытекает из положения экономиста как связующего звена в системе хозяйственно-экономических коммуникаций на предприятии между такими субъектами системы, как вышестоящий руководитель, коллеги родственных подразделений или предприятий, подразделения фирмы и отдельные подчиненные сотрудники.

4. Область, связанная с компетентностью в области специализации предприятия (КСП), предусматривает наличие специальных знаний, умений, навыков в вопросах:

♦ рационального управления производством;

♦ учета отраслевой специфики, техники, технологии, организации производства;

♦ технического оснащения предприятия;

♦ технологии производственных процессов;

♦ теоретических и практических аспектов производств и их особенностей.

♦ эффективного природопользования.

5. Область социально-психологических компетенций (СПК), необходимых для общения, предполагает:

«определенные характеристики интеллекта, проявляющихся в

- объеме внимания и наблюдательности,

- способности памяти (запоминание экономической информации, персонала и его особенностей, умения обрабатывать, хранить и транслировать информацию),

- наличии творческого мышления, обладании интуицией;

«воспитанность эмоциональной сферы, умение эмпатировать;

«социально-психологические знания и способность применять их в конкретной ситуации.

Компетентность экономиста-менеджера можно определить, как способность успешно решать все задачи, возникающие в процессе его профессиональной деятельности в штатной и нештатной ситуациях

Структура компетентности менеджера можно представить как в статике, так и в динамике (рис. 4).

В статике компетентность проявляется системе экономических знаний, умений, навыков, компетенций – ЭЗУНК; управленческой компетентности – УК; компетентности в специализации предприятия – КСП; коммуникативной компетентности – КК социально-психо-логической компетентности – СПК. Она появляется в аккумуляции, обработке, хранении и использование знаний на основе открытого образования и самообразования и проявляется способностях менеджера, во первых, уверенно действовать в штатных ситуациях, во-вторых, принимать решения в нештатных ситуациях, и, в-третьих, создавать оптимальные алгоритмы действий.

В динамике, компетентность – это процесс ее формирования на основе индивидуальных и общественных потребностей, интересов и целей, аккумулированных в программу образовательной деятельности, предусматривающей результат и следствие задач индивидуального и общественного развития.

 

 

Рис. 4. Структура компетентности специалиста

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1347; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.