Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психофизиологические факторы эффективности труда




Автоматизация производства вызвала значительные изменения функции человека в нем: труд в физическом отношении стал более легким, но более напряженным в нервно-эмоциональном отношении. Основными функциями человека становятся контроль и управление, предъявляющие высокие требования с точки зрения качества (быст­рота, точность) приема и переработки информации о состоянии объекта управления, а также качества реализации принятого решения.

Длительное напряжение за счет концентрации воли, внимания, интенсификации процесса мышления, координации физических усилий, передаваемых на органы управления, вызывает возникно­вение утомления, которое в свою очередь может быть причиной снижения эффективности труда.

Кроме того, на эффективность трудовой деятельности человека большое влияние оказывает среда (пыль, шум, вибрация, освещен­ность и т.д.), параметры которой также не должны выходить за рам­ки, обусловленные особенностями человеческого организма.

Учитывая это, эффективность трудовой деятельности человека вообще, а управленческой деятельности в частности в ряде случаев может быть значительно повышена за счет согласования его взаи­модействия с управляемой системой и средой. Такое согласование достигается на основе эргономического анализа системы «оператор – машина – среда».

Эргономические исследования в организации должны проводить­ся группой специалистов, в состав которой входят врач-физиолог труда или гигиенист труда, психолог и инженер. Эргономическая оценка систем производится с учетом критериев, изложенных в соответству­ющей справочной литературе.

Анализ систем, независимо от степени их сложности, проводит­ся в следующем порядке:

1) знакомство с системой, ее назначением, целью, задачами, ос­новными требованиями к ней и ограничениями;

2) построение блок-схемы с отражением информационных и управляющих связей в системе и в подсистемах;

3) анализ и оценка внешней среды и ее влияние на функцию сис­темы и подсистем;

4) описание функции системы и подсистем в различных режимах их работы;

5) описание и оценка рабочего места исполнителя;

6) функциональный анализ деятельности исполнителя;

7) выработка заключения о надежности и эффективности сис­темы;

8) разработка и выдача рекомендаций.

1. Знакомство с системой оргтехники осуществляется по ее техни­ческой документации: инструкции, паспорту, описанию назначения и технических характеристик и т.д. При этом прежде всего необходимо установить назначение системы и ее эффективность, которая склады­вается из требований точности, надежности, помехоустойчивости, длительности эксплуатации, материальных затрат и т.д.

2. Блок-схема отражает связи отдельных звеньев системы, каналы передачи информации и ход регулирования. При этом особо выделя­ются «человеческие» звенья системы с указанием прямых и обратных связей между оператором и машиной, а также между группами ис­полнителей. Используя приемы кодирования, обозначают важность связей, их частоту и интенсивность в единицу времени.

3. Оценка среды сводится к анализу внешних факторов (микрокли­мат, освещение, шум, вибрация, тепловое излучение и т.д.) путем их непосредственных замеров и сравнения полученных результатов с гигиеническими нормативами и с эргономическими стандартами. Особое внимание уде­ляется вероятности «возмущающего» воздействия внешних факторов на персонал, что может быть одной из причин утомления, профес­сиональных заболеваний, а также возникновения экстремальных ситуаций (ситуаций, предъявляющих необычные, повышенные тре­бования к исполнителю).

4. Функциональный анализ систем и подсистем проводится для всех режимов работы, включая и неожиданные ситуации. На основе ретроспективного анализа делаются выводы об устойчивости систе­мы (отказы, ошибки, сбои в работе и т.д.). При этом следует устано­вить, в каком звене чаще всего возникают ошибки и отказы, какие внешние и внутренние факторы способствуют или противодействуют этому. После этого приступают к эргономической оценке рабочего места оператора.

5. Оценка рабочего места является одним из основ­ных этапов эргономического анализа. Под рабочим местом имеется в виду соответствующим образом организованное рабочее простран­ство, включающее орудия труда, средства отражения информации, органы управления и рабочее кресло.

Выполнение этого этапа осуществляется по плану:

1) антропологическая оценка рабочего места;

2) оценка размещения средств предъявления информации (инди­каторов) и органов управления;

3) оценка индикаторов;

4) оценка органов управления.

Антропологическая оценка рабочего места направлена на анализ степени соответствия пространственных взаимоотношений человека с машиной (и средой).

6. Интегральная оценка всей системы в целом дается по результатам функционального анализа деятельности оператора в системе управ­ления.

Деятельность любого оператора можно условно разделить на этапы:

1) сбор информации об управляемом объекте, среде и о состоя­нии всей системы;

2) переработка информации (оценка, сопоставление, идентифи­кация, проверка ее полноты);

3) принятие решения (выбор стратегии);

4) управляющее действие;

5) получение сигнала о результатах управляющего действия и построение программы дальнейших действий.

На каждом этапе деятельности психофизиологическое состояние оператора может изменяться в широких пределах: от едва уловимых до четко выраженных изменений психического и физиологического состояния в связи с нарастанием утомления и эмоционального напря­жения, что сопровождается, как правило, снижением эффективности работы всей системы. Чем меньше система соответствует психофизиологическим па­раметрам оператора, тем быстрее возникают и четче выражены эти изменения.

Проанализировав систему в целом и отдельные ее звенья, необхо­димо сделать выводы об отдельных несоответствиях (7) и дать перечень рекомендаций по их устранению (8).

В дополнение к вышесказанному следует отметить, что деятель­ность менеджера представляет собой активную умственную дея­тельность. Основная тяжесть при этом приходится на головной мозг, который в состоянии напряжения подчиняет себе все ресурсы организма. Менеджера постоянно заботят персональная ответствен­ность, необходимость решения нештатных задач, возможность на­хождения в экстремальных ситуациях. В результате такой работы страдает нервная деятельность человека, постоянно подвергаясь воздействию:

• большого объема аналитико-синтезирующей деятельности мозга;

• высокой личной ответственности;

• хронического дефицита времени, отведенного на такую работу.

Вызванная этой триадой факторов патология высшей нервной деятельности получила название «информационной».

Такое внутреннее состояние человека призывает к действию его субъективные механизмы защиты. К ним относятся:

- физическое пе­реутомление,

- нежелание заниматься некоторыми видами деятельно­сти,

- стереотипное отношение к каким-то проблемам,

- повышенная осторожность в общении.

Эти механизмы защиты помогают проще реагировать на служебные неприятности, спокойно воспринимать успехи своих коллег, не мучаться угрызениями совести, не воспри­нимать чужое страдание и т.д.

Естественно, что для занятия таким видом деятельности, человек должен быть здоровым. Здоровье – это такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благо­получие.

Здоровые люди обладают надежными, физическими, психически­ми, нравственными характеристиками, которые позволяют заниматься активной трудовой деятельностью, комфортно общаться с людьми, бережно относиться к семье, обладать приспосабливаемостью к из­меняющимся условиям жизни.

Как известно, психологи всех людей подразделяют на два типа: тип А и тип Б. Принятие во внимание такой типизации существенно для тех, кто выбрал профессию менеджера.

Человек типа А является жесткой конфликтной личностью. К нему относятся люди, которым присуще остро развитое чувство от­ветственности, они крайне честолюбивы, постоянно устремлены к деловому или личному успеху. Это тип работоспособного, вечно заг­руженного человека, систематически пренебрегающего отдыхом. Его отличают потребность в своем признании, четкость определения своих жизненных целей.

Человек типа А максималь­но отдает себя работе, не щадит своего здоровья, хотя его нервная система не обладает достаточным запасом прочности, у него слаб самоконтроль, он мало уделяет внимания саморегуляции своего по­ведения. Люди типа А в четыре-семь раз чаще получают инфаркт. В экстремальных ситуациях чаще допускают растерянность, испы­тывают чувство беспомощности или отчаяния.

Человек типа Б – это спокойные, неторопливые, уравновешен­ные люди, не берущие на себя сверхурочных работ или дополни­тельных нагрузок, любящие отдыхать. Они степенны, добродушны, несуетливы, легко переносят трудности, жизненные невзгоды.

Люди типа Б в этом плане имеют преимущества: они склонны к здоровому образу жиз­ни, лучше сохраняют здоровье и имеют более высокую работоспо­собность. Такие отрицательные эмоции, как тревога, печаль, гнев, страх, у людей типа Б «не задерживается» в психике, уступая место рациональной оценке событий.

Исследования менеджеров, их здоровья, поведения показывают, что у них увеличивается частота возникновения стрессовых ситуаций, ухудшается общее состояние здоровья, учащаются конфликты в семье.

Немалое значение для ортобиоза[7] имеет биологическое развитие организма человека, состоящее из четырех стадий:

• 30-35 лет – окончание восходящего периода развития;

• 40-45 лет – окончание периода расцвета;

• 60-65 лет – окончание периода полной зрелости и начало старости;

• 75-80 лет – преклонный возраст.

С 40-45 лет у человека происходит процесс «накопления» бо­лезней. Чаще всего многие менеджеры находятся в том возрасте, когда в их организме происходит «накопление» патологических сдвигов, а потому их организм предрасположен к воздействию «факторов риска» – недостаточная мускульная активность, излишний вес, психоэмоциональные перегрузки, вредные привычки.

Ортобиозом необходимо заниматься, рекомендации сводятся к следующему.

Во-первых, не допускать систематического переутомления, поскольку восстановление организма человека происходит при физи­ческом труде через 3-4 дня, умственном – через 10-12 дней. Чтобы этого не происходило, необходимо знать нормативы периодов ра­ботоспособности: первые дни недели – «период врабатываемости», середина – «период наивысшей производительности», последние дни – «период снижения работоспособности». В течение года у чело­века наблюдается наивысшая работоспособность – в зимние месяцы, наименьшая – в летние месяцы.

Во-вторых, изменить культуру общения, поскольку соблюдение правил хорошего тона, доброжелательное отношение к людям, про­явление к ним уважительности и деликатности, умение учиться даже у подчиненных значительно влияют на эффективность труда.

В-третьих, следует помнить, что самоконтроль и саморегуляция являются отладкой образа жизни. В первую очередь – это гигиена труда и отдыха, отказ от вредных привычек.

В-четвертых, следует ориентироваться на «формулу выживания», суть которой состоит в том, что суточное время жизнедеятельности человека должно быть разумно использовано для физического, пси­хического и нравственного здоровья.

Для каждого состояния здоровья существуют меры по его укреп­лению: физического – рекреация; психического (расслабление и пе­реключение эмоций) – релаксация; морального очищения и возвы­шения – катарсис. Все они являются слагаемыми разумного образа жизни. Отсюда выводится коэффициент выживаемости, который представляет дробь, в его знаменателе – время суток минус время сна, а в числителе – сумма времени, использованного на одну рекреацию, на одну релаксацию и на один катарсис:

 

 
 
К = 1рек+1рел+1кат =   =  
24-6    

 


(6)

 

Следовательно, в течение каждого шестичасового цикла, кроме сна – 6 часов, один час следует использовать на релаксацию, ре­креацию и катарсис.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1099; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.