КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психофизиологические факторы эффективности труда
Автоматизация производства вызвала значительные изменения функции человека в нем: труд в физическом отношении стал более легким, но более напряженным в нервно-эмоциональном отношении. Основными функциями человека становятся контроль и управление, предъявляющие высокие требования с точки зрения качества (быстрота, точность) приема и переработки информации о состоянии объекта управления, а также качества реализации принятого решения. Длительное напряжение за счет концентрации воли, внимания, интенсификации процесса мышления, координации физических усилий, передаваемых на органы управления, вызывает возникновение утомления, которое в свою очередь может быть причиной снижения эффективности труда. Кроме того, на эффективность трудовой деятельности человека большое влияние оказывает среда (пыль, шум, вибрация, освещенность и т.д.), параметры которой также не должны выходить за рамки, обусловленные особенностями человеческого организма. Учитывая это, эффективность трудовой деятельности человека вообще, а управленческой деятельности в частности в ряде случаев может быть значительно повышена за счет согласования его взаимодействия с управляемой системой и средой. Такое согласование достигается на основе эргономического анализа системы «оператор – машина – среда». Эргономические исследования в организации должны проводиться группой специалистов, в состав которой входят врач-физиолог труда или гигиенист труда, психолог и инженер. Эргономическая оценка систем производится с учетом критериев, изложенных в соответствующей справочной литературе. Анализ систем, независимо от степени их сложности, проводится в следующем порядке: 1) знакомство с системой, ее назначением, целью, задачами, основными требованиями к ней и ограничениями; 2) построение блок-схемы с отражением информационных и управляющих связей в системе и в подсистемах; 3) анализ и оценка внешней среды и ее влияние на функцию системы и подсистем; 4) описание функции системы и подсистем в различных режимах их работы; 5) описание и оценка рабочего места исполнителя; 6) функциональный анализ деятельности исполнителя; 7) выработка заключения о надежности и эффективности системы; 8) разработка и выдача рекомендаций. 1. Знакомство с системой оргтехники осуществляется по ее технической документации: инструкции, паспорту, описанию назначения и технических характеристик и т.д. При этом прежде всего необходимо установить назначение системы и ее эффективность, которая складывается из требований точности, надежности, помехоустойчивости, длительности эксплуатации, материальных затрат и т.д. 2. Блок-схема отражает связи отдельных звеньев системы, каналы передачи информации и ход регулирования. При этом особо выделяются «человеческие» звенья системы с указанием прямых и обратных связей между оператором и машиной, а также между группами исполнителей. Используя приемы кодирования, обозначают важность связей, их частоту и интенсивность в единицу времени. 3. Оценка среды сводится к анализу внешних факторов (микроклимат, освещение, шум, вибрация, тепловое излучение и т.д.) путем их непосредственных замеров и сравнения полученных результатов с гигиеническими нормативами и с эргономическими стандартами. Особое внимание уделяется вероятности «возмущающего» воздействия внешних факторов на персонал, что может быть одной из причин утомления, профессиональных заболеваний, а также возникновения экстремальных ситуаций (ситуаций, предъявляющих необычные, повышенные требования к исполнителю). 4. Функциональный анализ систем и подсистем проводится для всех режимов работы, включая и неожиданные ситуации. На основе ретроспективного анализа делаются выводы об устойчивости системы (отказы, ошибки, сбои в работе и т.д.). При этом следует установить, в каком звене чаще всего возникают ошибки и отказы, какие внешние и внутренние факторы способствуют или противодействуют этому. После этого приступают к эргономической оценке рабочего места оператора. 5. Оценка рабочего места является одним из основных этапов эргономического анализа. Под рабочим местом имеется в виду соответствующим образом организованное рабочее пространство, включающее орудия труда, средства отражения информации, органы управления и рабочее кресло. Выполнение этого этапа осуществляется по плану: 1) антропологическая оценка рабочего места; 2) оценка размещения средств предъявления информации (индикаторов) и органов управления; 3) оценка индикаторов; 4) оценка органов управления. Антропологическая оценка рабочего места направлена на анализ степени соответствия пространственных взаимоотношений человека с машиной (и средой). 6. Интегральная оценка всей системы в целом дается по результатам функционального анализа деятельности оператора в системе управления. Деятельность любого оператора можно условно разделить на этапы: 1) сбор информации об управляемом объекте, среде и о состоянии всей системы; 2) переработка информации (оценка, сопоставление, идентификация, проверка ее полноты); 3) принятие решения (выбор стратегии); 4) управляющее действие; 5) получение сигнала о результатах управляющего действия и построение программы дальнейших действий. На каждом этапе деятельности психофизиологическое состояние оператора может изменяться в широких пределах: от едва уловимых до четко выраженных изменений психического и физиологического состояния в связи с нарастанием утомления и эмоционального напряжения, что сопровождается, как правило, снижением эффективности работы всей системы. Чем меньше система соответствует психофизиологическим параметрам оператора, тем быстрее возникают и четче выражены эти изменения. Проанализировав систему в целом и отдельные ее звенья, необходимо сделать выводы об отдельных несоответствиях (7) и дать перечень рекомендаций по их устранению (8). В дополнение к вышесказанному следует отметить, что деятельность менеджера представляет собой активную умственную деятельность. Основная тяжесть при этом приходится на головной мозг, который в состоянии напряжения подчиняет себе все ресурсы организма. Менеджера постоянно заботят персональная ответственность, необходимость решения нештатных задач, возможность нахождения в экстремальных ситуациях. В результате такой работы страдает нервная деятельность человека, постоянно подвергаясь воздействию: • большого объема аналитико-синтезирующей деятельности мозга; • высокой личной ответственности; • хронического дефицита времени, отведенного на такую работу. Вызванная этой триадой факторов патология высшей нервной деятельности получила название «информационной». Такое внутреннее состояние человека призывает к действию его субъективные механизмы защиты. К ним относятся: - физическое переутомление, - нежелание заниматься некоторыми видами деятельности, - стереотипное отношение к каким-то проблемам, - повышенная осторожность в общении. Эти механизмы защиты помогают проще реагировать на служебные неприятности, спокойно воспринимать успехи своих коллег, не мучаться угрызениями совести, не воспринимать чужое страдание и т.д. Естественно, что для занятия таким видом деятельности, человек должен быть здоровым. Здоровье – это такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие. Здоровые люди обладают надежными, физическими, психическими, нравственными характеристиками, которые позволяют заниматься активной трудовой деятельностью, комфортно общаться с людьми, бережно относиться к семье, обладать приспосабливаемостью к изменяющимся условиям жизни. Как известно, психологи всех людей подразделяют на два типа: тип А и тип Б. Принятие во внимание такой типизации существенно для тех, кто выбрал профессию менеджера. Человек типа А является жесткой конфликтной личностью. К нему относятся люди, которым присуще остро развитое чувство ответственности, они крайне честолюбивы, постоянно устремлены к деловому или личному успеху. Это тип работоспособного, вечно загруженного человека, систематически пренебрегающего отдыхом. Его отличают потребность в своем признании, четкость определения своих жизненных целей. Человек типа А максимально отдает себя работе, не щадит своего здоровья, хотя его нервная система не обладает достаточным запасом прочности, у него слаб самоконтроль, он мало уделяет внимания саморегуляции своего поведения. Люди типа А в четыре-семь раз чаще получают инфаркт. В экстремальных ситуациях чаще допускают растерянность, испытывают чувство беспомощности или отчаяния. Человек типа Б – это спокойные, неторопливые, уравновешенные люди, не берущие на себя сверхурочных работ или дополнительных нагрузок, любящие отдыхать. Они степенны, добродушны, несуетливы, легко переносят трудности, жизненные невзгоды. Люди типа Б в этом плане имеют преимущества: они склонны к здоровому образу жизни, лучше сохраняют здоровье и имеют более высокую работоспособность. Такие отрицательные эмоции, как тревога, печаль, гнев, страх, у людей типа Б «не задерживается» в психике, уступая место рациональной оценке событий. Исследования менеджеров, их здоровья, поведения показывают, что у них увеличивается частота возникновения стрессовых ситуаций, ухудшается общее состояние здоровья, учащаются конфликты в семье. Немалое значение для ортобиоза[7] имеет биологическое развитие организма человека, состоящее из четырех стадий: • 30-35 лет – окончание восходящего периода развития; • 40-45 лет – окончание периода расцвета; • 60-65 лет – окончание периода полной зрелости и начало старости; • 75-80 лет – преклонный возраст. С 40-45 лет у человека происходит процесс «накопления» болезней. Чаще всего многие менеджеры находятся в том возрасте, когда в их организме происходит «накопление» патологических сдвигов, а потому их организм предрасположен к воздействию «факторов риска» – недостаточная мускульная активность, излишний вес, психоэмоциональные перегрузки, вредные привычки. Ортобиозом необходимо заниматься, рекомендации сводятся к следующему. Во-первых, не допускать систематического переутомления, поскольку восстановление организма человека происходит при физическом труде через 3-4 дня, умственном – через 10-12 дней. Чтобы этого не происходило, необходимо знать нормативы периодов работоспособности: первые дни недели – «период врабатываемости», середина – «период наивысшей производительности», последние дни – «период снижения работоспособности». В течение года у человека наблюдается наивысшая работоспособность – в зимние месяцы, наименьшая – в летние месяцы. Во-вторых, изменить культуру общения, поскольку соблюдение правил хорошего тона, доброжелательное отношение к людям, проявление к ним уважительности и деликатности, умение учиться даже у подчиненных значительно влияют на эффективность труда. В-третьих, следует помнить, что самоконтроль и саморегуляция являются отладкой образа жизни. В первую очередь – это гигиена труда и отдыха, отказ от вредных привычек. В-четвертых, следует ориентироваться на «формулу выживания», суть которой состоит в том, что суточное время жизнедеятельности человека должно быть разумно использовано для физического, психического и нравственного здоровья. Для каждого состояния здоровья существуют меры по его укреплению: физического – рекреация; психического (расслабление и переключение эмоций) – релаксация; морального очищения и возвышения – катарсис. Все они являются слагаемыми разумного образа жизни. Отсюда выводится коэффициент выживаемости, который представляет дробь, в его знаменателе – время суток минус время сна, а в числителе – сумма времени, использованного на одну рекреацию, на одну релаксацию и на один катарсис:
(6)
Следовательно, в течение каждого шестичасового цикла, кроме сна – 6 часов, один час следует использовать на релаксацию, рекреацию и катарсис.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1121; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |