Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Составляющие успеха организации




Содержание эффективности менеджмента

Сущность эффективности менеджмента

 

Возрастание роли управления в условиях рыночной эконо­мики в результате получения организацией экономической сво­боды и полной ответственности за свои результаты ведет к во­влечению в сферу управления дополнительных ресурсов (тру­довых, финансовых, материальных). Для собственника пред­приятия важно не только расходование ресурсов для управле­ния, но и то, насколько управление дает стратегические пре­имущества предприятию на рынке, усиливает его конкуренто­способность, поддерживает общественную значимость пред­приятия. В условиях конкуренции руководители должны забо­титься q производительности и эффективности.

Эффективность – это комплексное понятие (четкого, общепри­нятого определения этого термина нет), описываемое такими характе­ристиками, как целесообразность, результативность, качество, полез­ность и проч.

Эффективность в системном смысле – характеристика системы с точки зрения качества, результативности и своевременно­сти достижения ее целей, развития системы в запланированном на­правлении при выполнении определенных критериальных показате­лей и ограничений.

В более узком смысле эффективность системы ха­рактеризует соотношения затрат (неких ресурсов) и результатов функционирования системы. В зависимости от того, какие затраты и особенно какие результаты принимаются во внимание, можно гово­рить об экономической, социально-экономической, социальной, тех­нологической, экологической эффективности.

Экономические организации существуют для реализации определен­ных целей, и количественный результат (эффект) их деятельности яв­ляется одним из решающих. Следовательно, организация считается добившейся успеха, если она достигла своей цели.

Эффективность предполагает возможность оценки, сравнения альтернатив (результатов, путей развития и т.д.) хотя бы в качествен­ных категориях: лучше/хуже, качественно/некачественно и т.д. Оцен­ка и сравнение возможны при наличии критериальных показателей и ограничений. Аспект сравнения очень важен – эффективность не аб­солютна для организации, она всегда оценивается с точки зрения, как организации, так и общества и в сравнении с другими организациями.

Таким образом, эффективность существует при наличии:

• определенной точки отсчета, базы и критериев для сравнения и оценки;

• установленной системы (иерархии) целей развития системы;

• установленных ограничений (условий) внутренней и внешней по отношению к системе среды, которые задают определенный диапазон развития системы, результатов ее функционирования, альтернатив.

Понятие эффективности управления во многом совпадает с понятием эффективности производственной деятельности ор­ганизации. Однако управление производством имеет свои спе­цифические экономические характеристики. В качестве глав­ного критерия результативности управления выступает уровень эффективности управляемого объекта. Проблема эффективности управления – составная часть экономики управления, которая включает рассмотрение:

управленческого потенциала, т.е. совокупности всех ре­сурсов, которыми располагает и которые использует система управления. Управленческий потенциал выступает в матери­альной и интеллектуальной формах;

затрат и расходов на управление, которые определяются содержанием, организацией, технологией и объемом работ по реализации соответствующих функций управления;

характера управленческого труда;

эффективности управления, т.е. эффективности действий людей в процессе деятельности организации, в процессе реали­зации интересов, в достижении определенных целей.

Эффек­тивность управления – это результативность функционирования системы и процесса управления как взаимодействия управляемой и управ­ляющей систем, т.е. интегрированный результат взаимодейст­вия компонентов управления. Эффективность показывает, в какой мере управляющий орган реализует цели, достигает за­планированных результатов. Эффективность управления прояв­ляется в эффективности производства, составляет часть эффек­тивности производства. Результаты действия, соотнесенные с целью и затратами, – это и есть содержание эффективности как управленческой категории.

Эффективность менеджмента как управляющей системы в широ­ком смысле – это целесообразность и качество управления, нацеленное на наилучшую результативность деятельности управляемой систе­мы организации, реализацию целей и стратегий, достижение опреде­ленных качественных и количественных экономических результатов. Эффективность менеджмента определяется многими аспектами деятельности организации, включая внешние и внутренние характери­стики.

Исследование проблемы эффективности менеджмента организа­ции обусловлено следующими факторами:

• ограниченность экономических ресурсов и/или нерациональ­ность их распределения;

• стремление хозяйствующих субъектов к организационному раз­витию и получению максимального эффекта при наименьших затра­тах; при этом вопросы оптимальных организационных структур, моти­ваций и поведения выдвигаются на первый план;

• предотвращение негативного влияния институциональных сис­тем менеджмента или адаптирование этих систем к новым условиям.

На эффективность деятельности менеджера влияет ряд фак­торов:

- потенциал сотрудника, его способность выполнять опре­деленную работу;

- средства производства;

- социальные аспекты деятельности персонала и коллектива в целом;

- культура орга­низации.

Все эти факторы действуют совместно, в интеграци­онном единстве.

Эффективное управление организацией – это сложный акт балан­сирования различных величин и интересов, предполагающий наме­ренные жертвы, когда это необходимо для общего блага организации (и/или окружающей среды). Поэтому управление, нацеленное на ус­пех в сложном динамическом мире, требует к себе определенного под­хода, например ситуационного или интегрированного.

Каким бы ни был избранный критерий, эффективность менедж­мента в динамике характеризует рост организации, т.е. изменение гра­ниц между организациями и между организациями и рынком.

Внутренняя эффективность показывает, каким образом удовле­творение определенных потребностей сказывается на динамике собст­венных целей организации и отдельных групп ее участников.

Внешняя эффективность менеджмента показывает, насколько ор­ганизация соответствует требованиям и ограничениям внешней сре­ды, общества, экономики.

Итак, главным признаком эффективности менеджмента является степень достижения целей деятельности организации.

Достижение любых целей требует определенной деятельности со­трудников организации, т.е. совокупности поступков, активного пове­дения. Деятельность характеризуется такими чертами, как простран­ственно-временная определенность, стихийность или планомерность, самостоятельность или подчиненность и т.п.

Следует отметить, что эффективность по отношению к организа­ции (бизнесу) включает как минимум две стороны:

эффективность основной деятельности (производственной), т.е. эффективность бизнеса по затратам и результатам производственно-экономической, финансовой, маркетинговой и прочих направлений деятельности, т.е. оценка того, что делает организация;

эффективность системы управления организацией (по сути, эф­фективность менеджмента), т.е. оценка достижения организацией со­ответствующих результатов.

Желание добиться успеха (эффективности) характерно для всех субъектов хозяйственной деятельности.

Таким образом, эффективность управления – один из ос­новных показателей совершенствования управления, опреде­ляемый сопоставлением результатов управления и ресурсов, затраченных на их достижение. Оценить эффективность управ­ления можно путем соизмерения полученной прибыли и затрат на управление. Но такая упрощенная оценка не всегда кор­ректна, так как:

1) результат управления не всегда заключается в прибыли;

2) такая оценка приводит к непосредственному и опосредо­ванному результату, который скрывает роль управления в его достижении. Прибыль часто выступает как опосредованный результат;

3) результат управления может быть не только экономиче­ским, но и социальным, социально-экономическим;

4) затраты на управление не всегда можно достаточно четко выделить.

Основными составляющими успеха организации являются:

• выживание организации;

• результативность и эффективность организации;

• производительность;

• практическая реализация управленческих решений.

1) Выживание. Некоторые организации планируют свой роспуск после достижения ими ряда заранее намеченных целей. Примером такой организации может служить любая правительственная комис­сия, создаваемая для выполнения конкретной цели. Но хотя это и не зафиксировано часто в письменной форме, выживание, возможность существовать как можно дольше является первейшей задачей большинства организаций. Это может длиться бесконечно долго, потому что организации имеют потенциал существо­вать бесконечно. Рекорд в настоящее время принадлежит римской католической церкви, непрерывно действующей на протяжении почти 2000 лет. В истории от­мечено существование некоторых правительственных организаций на протяжении столетий. Некоторые организации в бизнесе также живут на протяжении долгих лет. Так, знаменитая фирма «Французские винодельческие предприятия» и сейчас, после почти века существования, так же сильна, как и раньше.

Однако для того чтобы оставаться сильными и чтобы выжить, большинству организаций прихо­дится периодически менять свои цели, выбирая их соответственно изменяющимся потребностям внешнего мира. Английская монархия, например, выжила как инсти­тут, потому что она в конечном итоге признала существенное сокращение объема своей власти и своего влияния в ответ на социальное давление, требующее демо­кратизации. Почти все организации, существующие ради бизнеса, периодически разрабатывают новые виды продукции или услуг для своих потребителей.

2) Результативность и эффективность организации. Чтобы быть успешной в течение долго­го времени, чтобы выжить и достичь своих целей, организация должна быть как эффективной, так и результативной [9]. По словам популярного исследователя Питера Друкера, результативность является следствием того, что делаются нужные, пра­вильные вещи (doing the right things), а эффективность является следствием того, что правильно создаются эти самые вещи (doing things right). И первое и второе одинаково важны.

Все компании, добившиеся значительных успехов, делали «правильные вещи», выбрав цель, которая соответ­ствовала какой-то важной потребности, существующей в мире. Кроме того, эти организации делали «свои вещи правильно». Руководство «МакДоналдс» определило способы приготовления гамбургеров так, чтобы обеспечить невысокую себестоимость и устойчиво высокое качество.

3) Производительность [10]. Результативность в том смысле, что «делаются правиль­ные вещи», довольно трудно определить, особенно если организация внутренне неэффективна. Но эффективность обычно можно измерить и выразить количественно, потому что можно определить денежную оценку ее входов и выходов. Относительная эффективность организации называется произ­водительностью. Производительность выражается в количественных показателях. Производительность – это отношение количества единиц на выходе к коли­честву единиц на входе.

Чем более эффективна организация, тем выше ее производительность. Отдел маркетинга, который увеличивает объем реализации товара и повышает прибыль, не затрачивая при этом дополнительных средств, повышает этим самым свою производитель­ность, точно так же как и сборочная бригада, когда она увеличивает выпуск про­дукции за час работы и при этом делает это без дефектов. Если же при увеличении объема выпускаемой продукции она имеет более низкое качество, мы говорим о снижении производительности. То же самое справедливо, если количество дефек­тов будет высоким. Таким образом, ключевой составляющей производительности является качество.

Производительность на всех уровнях организации является критически важным фактором для того, чтобы организация могла выжить и добиться успеха в условиях конкуренции. Потенциальный потребитель, у которого есть свобода выбора, есте­ственно, предпочтет продукцию более производительной организации просто потому, что она имеет более высокую ценность.

Снижающаяся производительность, несмотря на серьезные успехи в технике, стала серьезнейшей проблемой и в Америке, и в Европе.

Серьезность последствий снижения производительности подчеркивается воз­растающей конкуренцией, которая начинает носить поистине глобальный харак­тер. Не будет преувеличением сказать, что выживание производства, а, следовательно, и страны зависит от повышения производи­тельности общественных и частных организаций.

Менеджеры решают, какими должны быть цели в области производительности организаций, какие методы получения продукции будут использованы в организа­ции, какие формы стимулирования будут применяться в организации, для того чтобы заинтересовать рабочих в повышении производительности.

4) Практическая реализация (implementation) управленческих решений. Одним из самых важных мо­ментов, о которых необходимо постоянно помнить, когда говорится об управле­нии, ориентированном на успех, является момент, о котором часто забывают и ис­следователи, и студенты. Управленческие решения, как бы ни были они хорошо обоснованы с точки зрения теории и подкреплены исследованиями, представляют собой всего лишь идеи, мысли. А цель управления – это выполнение реальной ра­боты реальными людьми. Успешным решением считается такое, которое реализуется практически – превращается в действие – результативно и эффективно. Существует много потенциальных порогов между принятием решения и его реализацией. Одной из мер успеха является оценка компании ее партнерами.

Понятие «эффективность менеджмента». Основные принципы эффективного менеджмента. Оценка эффективности менеджмента по факту достижения поставленных целей. Способ оценки эффективности менеджмента по показателям результативности основной деятельности организации.

Экономические показатели эффективности менеджмента. Признаки, которыми характеризуются организации с эффективным менеджментом. Условия осуществления и ограничения эффективного менеджмента в организации. Пути и способы повышения эффективности менеджмента в организации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 6547; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.