Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебно-тематический план занятий




Учебно-тематический план занятий

II. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ТРУДОЕМКОСТИ ПО РАЗДЕЛАМ, ТЕМАМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДАМ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Контрольно-измерительные материалы

Учебные материалы и методические разработки

Технологии обучения

В преподавании используются методы активного обучения: работа в малых группах; проектное обучение.

Для реализации технологий и методов активного обучения используются: темы рефератов и групповых докладов, творческие задания, задания для контрольных работ.

В качестве оценочных средств используются: отчеты по практическим занятиям, групповые доклады, рефераты, презентации.

 

 

(очная форма обучения)

№ п/п Раздел, тема дисциплины Всего часов (акад.) Аудиторная работа (в акад. час.) Самостоятельная работа (в акад. часах)
Лекции Практические занятия
Раздел 1. Психология труда
  Тема 1. Психология труда как наука. История психологии труда в стране и за рубежом     -  
  Тема 2. Личность как субъект труда. Психологическое профессиоведение. Психологические аспекты профессионального обучения        
  Тема 3. Психология профессиональной работоспособности. Психология безопасности в труде     -  
  Тема 4. Мотивация трудовой деятельности. Удовлетворенность трудом.        
  Тема 5. Профессиональные конфликты и профессиональный стресс     -  
  Тема 6. Психологичес-кие аспекты социально-трудовой реабилитации больных и инвалидов     -  
Раздел 2. Инженерная психология и эргономика
  Тема 7. Инженерная психология и эргономика как научные дисциплины. История в стране и за рубежом     -  
  Тема 8. Система «человек-машина» (СЧМ). Психофизио-логические особенности деятельности оператора в СЧМ     -  
  Тема 9. Эргономические основы проектирования рабочих мест        
  Тема 10. Эргономические основы проектирования рабочих мест с видеотерминалами     -  
  Тема 11. Эргономические основы проектирования производственной среды        
  ИТОГО:        
             

(очная форма обучения)

№ п/п Раздел, тема дисциплины Всего часов (акад.) Аудиторная работа (в акад. час.) Самостоятельная работа (в акад. часах)
Лекции Практические занятия
Раздел 1. Психология труда
  Тема 1. Психология труда как наука. История психологии труда в стране и за рубежом     -  
  Тема 2. Личность как субъект труда. Психологическое профессиоведение. Психологические аспекты профессионального обучения        
  Тема 3. Психология профессиональной работоспособности. Психология безопасности в труде     -  
  Тема 4. Мотивация трудовой деятельности. Удовлетворенность трудом.        
  Тема 5. Профессиональные конфликты и профессиональный стресс     -  
  Тема 6. Психологичес-кие аспекты социально-трудовой реабилитации больных и инвалидов     -  
Раздел 2. Инженерная психология и эргономика
  Тема 7. Инженерная психология и эргономика как научные дисциплины. История в стране и за рубежом     -  
  Тема 8. Система «человек-машина» (СЧМ). Психофизио-логические особенности деятельности оператора в СЧМ     -  
  Тема 9. Эргономические основы проектирования рабочих мест        
  Тема 10. Эргономические основы проектирования рабочих мест с видеотерминалами     -  
  Тема 11. Эргономические основы проектирования производственной среды        
  ИТОГО:   1 4    
             

III. СТРУКТУРА И Содержание ДИСЦИПЛИНЫ

№ п/п Раздел, тема дисциплины Содержание темы в дидактических единицах
Раздел 1. Психология труда
  Тема 1. Психология труда как наука. История психологии труда в стране и за рубежом Психология труда как область знания, отрасль науки, учебная дисциплина и профессия. Предмет и задачи психологии труда. История психологии труда, ее современное состояние и тенденции развития прикладной психологии в сфере профессионального труда. Трудовой пост. Понятие «эргатической системы» и «эргатической функции».
  Тема 2. Личность как субъект труда. Психологическое профессиоведение. Психологические аспекты профессионального обучения Способности общие и специальные. Принципы изучения личности по Н.К. Платонову. Профессионально значимые качества личности. Трудовой потенциал человека, его компоненты. Субъект труда и его структура. Развитие личности как субъекта труда. Индивидуальный стиль трудовой деятельности. Психология профессионального самоопределения. Влияние труда на личность. Профессиональные деструкции личности. Различия между людьми и пригодность к определенным видам труда. Понятие трудоспособности и профессиональной пригодности. Критерии (вопросы) для составления характеристики профессиональной пригодности. Задачи промышленного психолога в области кадровой и индивидуальной работы с людьми. Психологические принципы, методы и критерии оценки профессиональных способностей. Основные понятия психологической профессиографии. Методы психологической профессиографии. Основные этапы разработки профессиограммы. Общая схема составления профессиограммы. Психограмма. Источники информации для профессиограмм. Виды профессиограмм. Использование профессиограммы в психологической и производственной практике. Обучение как подготовка к работе по определенным профессиям. Виды подготовки. Системный подход к обучению. Важнейшие группы методов профессионального обучения. Принцип обратной связи при обучении. Последовательность и темпы обучения. Знание результатов и мотивация. Проявление результатов обучения. Самоконтроль. Перенос навыков и интерференция. Эффективность обучения. Показатели эффективности обучения. Кривая обучения.
  Тема 3. Психология профессиональной работоспособности. Психология безопасности в труде Работоспособность и продуктивность в процессе трудовой деятельности. Критерии оценки работоспособности (продуктивности), закономерности изменения работоспособности. Изменение работоспособности в зависимости от продолжительности трудовой деятельности (сменное, недельное, суточное изменения). Нервно-психическая напряженность труда. Виды (формы) утомления. Психическое утомление. Теории утомления. Симптомы психического утомления. Состояния, подобные психическому утомлению: психическая сатурация, состояние монотонности, перенапряжение. Методы измерения психического утомления и других подобных состояний. Режим труда и отдыха. Способы снятия психического утомления и подобных ему состояний. Влияние производственной и социальной среды на безопасность труда. Анализ причин роста травматизма. Психологические теории травматизма: теория психологической предрасположенности (закон Марбе), теория Гуревича К.М., теория Котика М.А. Наиболее важные психологические показатели, определяющие подверженность травматизму. Влияние на подверженность травматизму свойств характера, пола, стажа и возраста, психических состояний. Социально-психологические предпосылки несчастных случаев.
  Тема 4. Мотивация трудовой деятельности. Удовлетворенность трудом. Трудовая деятельность: потребности, мотивы, стимулы. Мотивация. Схема мотивации. Закон «результата», «Расширенная модель мотивации» Хекхаузена. Многоаспектность и изменчивость мотивации. Основные современные теории мотивации. Содержательные: теория А.Маслоу, теория Д.Мак-Клелланда, двухфакторная модель Ф.Херцберга, теория К.Альдерфера, учение Л.С.Выготского. Процессуальные: тория ожиданий В.Врума, теория справедливости С.Адамса, модель Портера-Лоулера. Теории «XY» Мак-Грегора, теория «Z» В.Оучи. Теория постановки целей Э.Лока.
  Тема 5. Профессиональные конфликты и профессиональный стресс Понятие конфликта. Типология конфликтных ситуаций в трудовой среде. Источники напряженности в трудовом коллективе. Стадии конфликта по Л.А.Петровской. Конструктивные и деструктивные последствия конфликтов. Управление конфликтами. Межличностные стили разрешения конфликтов (типы поведения по Томасу-Килмену). Типы конфликтных личностей в трудовом коллективе. Актуальность изучения профессионального стресса. Теория Г.Селье. Модель Мак-Грата для анализа психологического стресса. Модель профессионального стресса. Причины стресса, связанные с процессом труда. Источники профессионального стресса. Типичные симптомы стресса. Стресс и показатели выполнения рабочих заданий. Измерение стресса. Методы управления стрессом. Профилактика профессионального стресса.
  Тема 6. Психологические аспекты социально-трудовой реабилитации больных и инвалидов Профессиональные заболевания. Основные виды профессиональных заболеваний. Инвалиды детства. Особенности реабилитации и социальной адаптации инвалидов детства. Инвалиды труда. Специфика социально-психологической помощи больным профессиональными заболеваниями и инвалидам труда. Структура деятельности социально-психологических служб на предприятиях.
Раздел 2. Инженерная психология и эргономика
7 Тема 7. Инженерная психология и эргономика как научные дисциплины. История в стране и за рубежом Предмет, задачи, принципы и основные направления исследования инженерной психологии и эргономики. История развития инженерной психологии и эргономики в стране и за рубежом. Методы исследования деятельности оператора и методы эргономических исследований. Место инженерной психологии и эргономики среди других отраслей науки, связи с другими науками.
  Тема 8. Система «человек-машина» (СЧМ). Психофизио-логические особенности деятельности оператора в СЧМ Особенности и классификация СЧМ. Показатели качества СЧМ. Оператор в СЧМ: основные этапы деятельности оператора в СЧМ; классификация операторского труда; принятие решения, информационная подготовка решения. Особенности процесса приема информации. Энергетические, информационные, пространственные и временные характеристики зрительного анализатора. Характеристики слухового анализатора. Процессы памяти, оперативное мышление. Средства и системы отображения информации: деятельность оператора с информационными моделями. Кодирование зрительной информации. Оптимизация средств и систем отображения информации. Инженерно-психологические аспекты взаимодействия человека и ЭВМ. Организация труда оператора в СЧМ. Принципы распределения функций между человеком и автоматикой. Режим труда и отдыха.
  Тема 9. Эргономические основы проектирования рабочих мест Антропометрические и физиологические требования к орудиям труда и рабочему месту. Психофизиологические и психологические требования к орудиям труда. Основные эргономические требования при проектировании рабочих мест.
  Тема 10. Эргономические основы проектирования рабочих мест с видеотерминалами Антропометрические и физиологические требования к орудиям труда и рабочему месту с видеотерминалами. Психофизиологические особенности трудовой деятельности с использованием видеотерминалов. Основные эргономические требования при проектировании рабочих мест.
  Тема 11. Эргономические основы проектирования производственной среды Санитарно-гигиенические условия жизнедеятельности и работоспособности в системе «человек-техника-среда». Факторы производственной среды: шум, перемещение и вибрация, освещение, микроклимат, архитектура и дизайн интерьера, цвет в интерьере. Их влияние на выполнение оператором поставленных задач, на самочувствие, поведение; социально-психологические аспекты воздействия. Показатели здоровья.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 361; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.