Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологические аспекты профессионального обучения




Психологическое профессиоведение.

Тема 2. Личность как субъект труда.

IV. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ занятий

Раздел 1. Психология труда

Тема 1.Психология труда как наука. История психологии труда в стране и за рубежом

Задачи:

В ходе занятий студенты:

- сформируют представление о психологии труда как области научного знания, отрасли науки, учебной дисциплине и профессии;

- приобретут знания по истории психологии труда, ее современном состоянии и тенденциях развития прикладной психологии в сфере профессионального труда;

Основные понятия и персоналии: психология труда, психотехника, И.М Сеченов, Г. Мюнстерберг, трудовой пост, эргатическая система, эргатические функции.

Вопросы:

1. Дайте определение психологии труда.

2. Чем характеризуется взгляд современной психологии труда на субъект труда?

3. Основные задачи психотехники.

4. Основные методы психотехники как научной отрасли.

5. Что такое трудовой пост?

6. Дайте определение эргатической системе.

7. Что такое эргатическая функция?

8. Перечислите основные эргатические функции по Е.А.Климову.

Результат:

В результате освоения содержания занятия студенты:

- понимают специфику современной психологии труда;

- понимают сущность эргатической системы и эргатических функций;

- знают основные вехи становления психологии труда в стране и за рубежом.

Литература

Основная:

1. Носкова О.Г. Психология труда: Учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.А. Климова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 384 с., Глава 1

2. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 480 с., Главы I, II, III

Дополнительная:

3. Психология труда / [А.В. Карпов и др.]; под ред. Проф. А.В. Карпова. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 350 с. – (Учебник для вузов), Глава 1.

4. Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2005. – 479 с.

Доступность литературы: в библиотеке Гуманитарного университета.

Задачи:

В ходе занятий студенты:

- сформируют представление о принципах изучения личности по Н.К. Платонову, о субъекте труда и его структуре;

- приобретут знания о способностях общих и специальных, субъекте труда и его структуре, развитии личности как субъекта труда, индивидуальном стиле трудовой деятельности;

- освоят методы, сформируют навыки и приобретут практическую подготовку по выявлению профессионально значимые качества личности;

- освоят методы и сформируют навыки психологической помощи при профессиональном самоопределении личности

- освоят методы выявления и профилактики профессиональных деформаций личности.

Основные понятия и персоналии: способности общие и специальные, профессионально значимые качества личности, трудовой потенциал человека, индивидуальный стиль трудовой деятельности, психология профессионального самоопределения, профессиональные деструкции и личности, профессиональные деформации личности.

Вопросы:

1. Что такое общие и специальные способности?

2. Что такое профессионально значимые качества личности?

3. Дайте определение трудового потенциала человека.

4. Что такое индивидуальный стиль трудовой деятельности?

5. Что такое профессиональное самоопределение?

6. Перечислите виды профессиональных деструкций.

7. Какая категория профессий в соответствии с типологией Е.А.Климова наиболее подвержена профессиональным деструкциям.

8. Перечислите способы профилактики профессиональных деструкций.

Результат:

В результате освоения содержания занятия студенты:

- понимают специфику субъекта труда и сущность его профессионального самоопределения;

- знают основные закономерности развития личности как субъекта труда;

- владеют технологией выявления и профилактики профессиональных деформаций личности и методами психологической помощи при профессиональном самоопределении личности.

 

Литература

Основная:

1. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2008. – 336 с. – (Gaudeamus), Главы 2,7,8.

2. Носкова О.Г. Психология труда: Учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.А. Климова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 384 с., Глава 4

3. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 480 с.. Глава V

Дополнительная:

4. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. – СПб.: Речь, 2004. – 272 с.

5. Зеер.Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Психология профессиональных деструкций: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005. – 240 с. – (Gaudeamus).

6. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.А. Климов. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 304 с.

7. Психология труда/ [А.В. Карпов и др.]; под ред. Проф. А.В. Карпова. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 350 с. – (Учебник для вузов), Глава 3; Гл. 4, §1.

8. Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2005. – 479 с.

Доступность литературы: в библиотеке Гуманитарного университета.

Задачи:

В ходе занятий студенты:

- сформируют представление о различиях между людьми и пригодности их к определенным видам труда;

- приобретут знания о психологических принципах, методах и критериях оценки профессиональных способностей;

- освоят методы психологической профессиографии;

- сформируют навыки составления профессиограмм;

- приобретут практическую подготовку в использовании профессиограммы в психологической и производственной практике.

Основные понятия и персоналии: трудоспособность, профессиональ-ная пригодность, психологическая профессиография, психограмма.

Вопросы:

1. Что такое профессиональная пригодность?

2. В чем заключается сущность и специфика психологической профессиографии?

3. Перечислите основные задачи промышленного психолога в области кадровой и индивидуальной работы с людьми.

4. Какие методы психологической профессиографии Вы знаете?

5. Дайте определения профессиограммы и психограммы.

Результат:

В результате освоения содержания занятия студенты:

- понимают сущность и специфику психологической профессиографии;

- знают основные задачи промышленного психолога в области кадровой и индивидуальной работы с людьми;

- знают основные методы психологической профессиографии;

- владеют технологией составления профессиограммы.

Литература

Основная:

1. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.А. Климов. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 304 с.

2. Носкова О.Г. Психология труда: Учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.А. Климова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 384 с., Главы 2, 7.

3. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 480 с., Глава IV

Дополнительная:

4. Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация: Учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 496 с.

5. Психология труда/ [А.В. Карпов и др.]; под ред. Проф. А.В. Карпова. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 350 с. – (Учебник для вузов), Глава 4,§§1-5.

6. Собчик Л.Н. Психодиагностика в профориентации и кадровом отборе. СПб.: Речь, 2003.

7. Соломин И.Л. Современныеметоды психологической экспресс-диагностики и профессионального самоопределения. СПб.: Речь, 2006.

8. Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2005. – 479 с.

Доступность литературы: в библиотеке Гуманитарного университета.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 879; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.