КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Занятие 9. Оценка оптимизма и активности личности
Н. Е. Водопьянова, М. В. Штейн
Вводные замечания. Одна из задач психологии профессионального здоровья - выявление личностных факторов, связанных с высокой стрессоустойчивостью и способностью противостоять жизненным невзгодам. В структуре стрессоустойчивости как сложного личностного конструкта можно выделить такие компоненты, как конструктивная активность, позитивное мироощущение и жизнерадостность в трудных жизненных ситуациях, которые требуют сохранения стойкости, мужества и веры в их положительное разрешение. Позитивное мироощущение и жизнерадостность - важные атрибуты психосоциального здоровья человека. Они могут быть описаны в категории оптимизма Однако в отечественной психологии сейчас не существует четкого определения понятия оптимизма, поскольку психологическая категория это весьма емкое и многозначное понятие. В повседневной жизни под «оптимизмом» чаще всего подразумеваются бодрость, жизнерадостность, жизнелюбие человека. По определению С. И. Ожегова, «оптимизм - это бодрое и жизнерадостное мироощущение, при котором человек во всем видит светлые стороны, верит в будущее, в успех, в то, что в мире господствует положительное начало, добро». В философском словаре оптимизм и пессимизм определяются как понятия, характеризующие ценностную сторону мировосприятия, когда мир осмысливается лишь с точки зрения соотношения в нем добра и зла, справедливости и несправедливости, счастья и бедствий. Исходя из понятия динамической функциональной структуры личности, которое предложил К. К. Платонов, оптимизм представляет собой устойчивую характеристику личности, тесно связанную с ее направленностью и установками. С позиций гуманистической психологии под ним понимают веру в безусловно позитивную человеческую природу, добрую и конструктивную сущность человека, заложенную как потенциал, который Раскрывается при соответствующих условиях. К. Роджерс утверждает, что люди развиваются в позитивном направлении и только неблагоприятные социальные обстоятельства заставляют прибегать к психологическим защитам, делают их жестокими, деградирующими, асоциальными и пессимистичными. Экзистенциальный подход также основывается на вере в позитивную сущность человека, однако индивид приобретает ее в процессе самосозидания и его позитивная актуализация оказывается результатом собственного свободного и ответственного выбора, т. е. определенной личностной активности. В социальной психологии оптимизм и пессимизм рассматривается главным образом как врожденное свойство или как результат первых этапов социализации личности. Социальные условия выступают в качестве важнейшего обстоятельства развития оптимизма. Последний можно рассматривать также как систему взглядов отношений личности к своей настоящей и будущей жизни, к окружающим людям и самому себе, как проявление общего умонастроения. Д. Осгуд в своих трудах отметил: самое крупное открытие наш го поколения заключается в том, что человек может изменить свою жизнь, поменяв отношение к ней. От системы отношений личности зависят многие явления внутреннего мира, психические состояния процессы, в том числе и здоровье человека. Согласно концепции «вы ученной беспомощности» М. Зелигмана[2], определяющая черта пессимистов — вера в то, что все их усилия бесполезны, а неудачи бесконечны, что они погубят все свои дела и виноваты в неудачах о сами. Оптимисты верят, что поражение или жизненные невзгоды им ют временный характер и в случившемся они не виноваты, причины неудач оптимисты приписывают обстоятельствам или другим людям. Поражение не способно их сломить. Неблагоприятную ситуацию они воспринимают как вызов и с удвоенной энергией (активностью, настойчивостью) борются с ней. В результате анализа и обобщения научной литературы oптимизм можно определить как устойчивую личностную позицию уверенности в преодолении жизненных трудностей или невзгод, уверенности в их временном характере, которая основана на вере индивида в силу человеческой природы и в собственные ресурсы. На наш взгляд, оптимизм как система позитивных отношений, жизнерадостного мировосприятия и мировоззрения представляет собой активную жизненную позицию личности, которая оказывает влияние навыбор адаптивных моделей поведения, ролевую позицию и устойчивость к психологическому стрессу и служит важной составляющей психологического здоровья личности. Оптимизм как системное качество может иметь различные формы и внутриличностные детерминанты. В связи с этим его диагностика должна быть направлена не только на выявление степени оптимистического настроя, но также и на активность преобразующего (преодолевающего) поведения, способствующего социальной адаптации и удовлетворенности качеством жизни. Предлагаемая нами методика является адаптированным вариантом шкалы активности и оптимизма, которую разработали И. С. Шуллер и А. Л. Комуниан (AOS)[3]. Наша российская версия шкалы AOS позволяет выделить пять типов личности, отличающихся по степени выраженности оптимизма—пессимизма и активности—пассивности. Валидизация опросника осуществлялась с помощью сопоставления результатов шкалы AOS и анкетирования студентов технических вузов (98 человек)[4]. С помощью анкеты оценивались установки и умонастроение студентов, касающиеся преодоления настоящих и будущих трудностей в шести значимых сферах их жизнедеятельности: • образование; • будущая работа; • профессиональная карьера; • семья; • социальная адаптация (контакты); • удовлетворенность качеством жизни. Выявлено, что у студентов-юношей активность (по шкале AOS) коррелирует с уверенностью в преодолении трудностей семейной Жизни, профессионального образования, устройства на квалифицированную работу, достижения высокого качества жизни, а также с общим показателем позитивного жизневосприятия. У студенток активность коррелирует с уверенностью в достижении высокого качества жизни и социальной адаптации. У юношей показатель оптимизма по шкале AOS коррелирует с уверенностью в преодолении трудностей во всех сферах жизнедеятельности. У девушек оптимизм связан только с уверенностью в получении образования, устройстве на работу и удовлетворенностью качеством жизни. Очевидно, обнаруженные в корреляционных связях различия у юношей и девушек отражают тендерные различия в структурных компонентах оптимизма. В результате апробации шкалы A OS в группе российских менеджеров среднего звена нами было обнаружено следующее. Менеджеры-оптимисты отличаются высокой адаптивностью к новым ситуациям, интернальным локусом контроля и высокой коммуникабельностью. В трудных жизненных ситуациях они чаще используют конструктивные, ориентированные на проблему модели поведения. Среди них реже встречаются лица с высоким уровнем психического «выгорания», чем среди пессимистов. Менеджеры-пессимисты хуже адаптируются к новым социально-экономическим условиям, более агрессивны и склонны обвинять в своих неудачах судьбу или других людей, например своих подчиненных. В стрессовых ситуациях «пессимисты» часто используют деструктивные модели преодолевающего поведения и управления, характеризуются более низкой стрессовой устойчивостью и более высокими показателями «выгорания» по сравнению с «оптимистами». При использовании шкалы AOS в группе брокеров (62 человека) нами было установлено, что лица с высоким уровнем оптимизма и активностью меньше подвержены профессиональному «выгоранию», чем лица с пессимистическим настроем. Эти данные подтверждают гипотезу о том, что оптимизм как позитивная жизненная установка в сочетании с активностью (энергичностью) представляет собой психологический ресурс устойчивости личности к профессиональным и жизненным стрессам, способствует «здоровому копингу» (преодолевающему поведению) и тем самым препятствует развитию негативных синдромов стресса, например психического «выгорания». Цель занятия. Определение психологических типов в соответствии со степенью оптимизма и активности (энергичности) личности. Оснащение. Шкала оптимизма—активности (AOS) и ответный лист. (приложение 9.1), ключ (приложение 9.2). Порядок работы. Испытуемому выдается опросник и бланк для ответов со следующей инструкцией: Перед вами список утверждений. Прочтите внимательно каждое из них и оцените степень вашего согласия с каждым из них. Для этого используйте приведенные на бланке варианты ответов. Зачеркните цифру, соответствующую вашей оценке. Обработка результатов. Методика содержит две субшкалы: оптимизм и активность. Оптимизм в данной методике понимается как предрасположенность человека верить в своп силы и успех, иметь преимущественно положительные ожидания от жизни и от других людей. «Оптимисты», как правило, экстравертированны, доброжелательны и открыты для общения. Противоположной категории людей, «пессимистам», свойственны сомнения в своих силах и доброжелательности других людей, ожидание неудачи, стремление избегать широких контактов, замкнутость на своем внутреннем мире (интровертированность). Под активностью понимаются энергичность, жизнерадостность, беспечность, безмятежность и склонность к риску. Пассивность проявляется в тревожности, боязливости, неуверенности в себе и нежелании что-либо делать. В соответствии с ключом подсчитываются суммы баллов по данным субшкалам (табл. 9.1), которые соотносятся с квадратом координатной модели. Каждому квадрату соответствует определенный тип личности. Таблица 9.1 Показатели психологических типов (баллы)
Характеристика типов • Квадрат «Р». «Реалисты» адекватно оценивают текущую ситуацию исходя из своих сил (возможностей) и не пытаются прыгнуть «выше головы», довольствуются тем, что имеют. Как правило, устойчивы к психологическому стрессу. • Квадрат «АО». «Активные оптимисты» верят в свои силы и успех, позитивно настроены на будущее, предпринимают активные действия, чтобы добиться желаемых целей. Они бодры, жизнерадостны, не подвержены унынию или плохому настроению, легко и стремительно отражают удары судьбы, как бы тяжелы они ни были. В трудных ситуациях используют проблемно-ориентированные стратегии преодоления стресса. • Квадрат «ПП». «Пассивные пессимисты» — противоположная «активным оптимистам» категория людей, которые ни во что не верят и ничего не предпринимают для того, чтобы изменить свою жизнь в лучшую сторону. Они характеризуются преобладанием мрачного и подавленного настроения, пассивностью, неверием в свои силы. В трудных ситуациях предпочитают стратегии ухода от решения проблем, считают себя «жертвой» обстоятельств. • Квадрат «АП». «Активные пессимисты», или «негативисты». Им свойственна большая активность, но она часто имеет деструктивный характер. Такие люди вместо того, чтобы созидать новое предпочитают разрушать старое. В трудных ситуациях часто используют агрессивные стратегии преодолевающего поведения. • Квадрат «ПО». «Пассивные оптимисты», «лентяи». Их девизом можно считать слова: «Все как-нибудь само образуется...» Такие люди уверены, что «все будет хорошо», хотя и не предпринимают для этого никаких усилий. Они добродушны, веселы и умеют даже в плохом находить что-то хорошее, однако их отличительная черта — недостаток активности. Они больше надеются на случай, на удачу, чем на собственные силы. Склонны пассивно ждать или откладывать принятие решений. Приложение 9.1 ШКАЛА «АО» Инструкция. Пожалуйста, прочитайте следующие утверждения и отметьте в ответном листе степень вашего согласия—несогласия с ними. 1. Я люблю слушать громкую музыку. 2. Я думаю, будет трудно достичь моих целей. 3. Мне нравятся ситуации с некоторой долей неопределенности, когда я не знаю, что будет со мной дальше. 4. Я люблю «бросать вызов судьбе». 5. Судьба более несправедлива ко мне, чем к другим. 6. У меня столько энергии, что я не могу даже два часа просидеть без дела. 7. Я менее счастлив, чем другие. 8. Меня раздражают осторожные люди. 9. В настоящее время невозможно верить во что-либо хорошее. 10. Мне нравится соревноваться. 11. Я легко и с удовольствием общаюсь с людьми противоположного пола. 12. Меня пугает мое будущее. 13. Я думаю, что в людях больше плохого, чем хорошего. 14. Мне нравится испытывать острые ощущения (быть в ситуациях, связанных с определенным риском). 15. У меня жизнерадостное, приподнятое настроение. Приложение 9.2
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1582; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |