Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Занятие 11. Оценка качества жизни




Часть вторая. «Оценка приобретений».

Пожалуйста, оцените степень выраженности ощущений ваших приобре­тений за последние полгода (год, два), ответив на каждый данный ниже во­прос. Ваши ответы в баллах внесите в бланк для ответов «Приобретения».

 

За последние полгода (год) я приобрел(а) Оценка приобретений
1 Ощущение, что я успешен  
2- Возможность нормально высыпаться  
3. Возможность хорошо одеваться  
1. Ощущение, что я нужен другим людям  
2. Стабильность в семье  
3. Чувство гордости за себя  
4. Уверенность, что я достигаю своих целей  
5. Хорошие отношения с детьми (родителями]  
9. Необходимые предметы домашнего обихода  
10. Уверенность в том, что мое будущее зависит от меня  
11 Собственное здоровье  
12. Жилищные условия, достаточные для достойного су­ществования  
13. Чувство оптимизма  
14. Возможность нормально питаться  
15. Стабильную работу  
16. Уверенность, что я контролирую события моей жизни  
17. Признание моих достижений  
18. Мои сбережения, вклады  
19. Мотивацию [желание) что-то делать  
20. Поддержку от коллег  
21. Доход, достаточный для достойной жизни  
22. Ощущение независимости  
23. Дружбу (друзей)  
24. Знание о том, куда я иду в жизни (смысл жизни]  
25. Ощущение, что моя жизнь имеет значение  
26. Положительное мнение о себе  
27 Людей, на которых я мог бы опереться  
28. Возможность получать медицинскую помощь при необходимости  
29. Возможности для образования и самообразования (в том числе и материальные)  
30. Принадлежность к организациям, в которых есть лю­ди со сходными интересами (церковь, клубы, спортивные организации и т. п.)  

Рекомендуемая литература: [ 16]


Глава 4. Образ жизни

Ф. Дудченко

 

Вводные замечания. Понимание «качества жизни» неоднозначно. Некоторые исследователи определяют его как способность индиви­дуума функционировать в обществе соответственно своему положе­нию и получать удовлетворение от жизни. Другие под качеством жизни подразумевают оценку совокупности условий физического, умственного, социального благополучия индивида так, как это вос­принимается отдельным человеком[11]

Выделяют следующие составляющие качества жизни:

демографические (работа, уровень дохода, образование и др.);

социальные (активное участие в общественной жизни, степень удовлетворенности работой и своим местом в обществе);

психологические (эмоциональное состояние, наличие или отсутст­вие психических заболеваний, интеллектуальные способности индивида, способность достигать поставленных перед собой це­лей и задач, степень сексуальной активности и т. д.);

физические (работоспособность, мобильность, способность выпол­нять повседневную работу, обслуживать себя);

духовная жизнь индивидуума.

Можно выделить три подхода к оценке качества жизни:

1. В общем смысле это оценка самых различных сторон жизни челове­ка, связанных не только с состоянием его здоровья, но и с условия­ми жизни, профессиональными особенностями, работой, учебой, до­машней обстановкой, окружением, социальными условиями.

2. В медицинском смысле это те показатели, которые связаны с со­стоянием здоровья индивидуума (показатели временной нетру­доспособности, инвалидности и др.)

3. Под термином «собственно качество жизни» подразумевается субъ­ективная оценка своего благополучия в физическом, психологическом и социальном аспектах.

Таким образом, оценка качества жизни включает как объектив­ные, так и субъективные показатели.

К первым можно отнести следующие: удовлетворенность быто­выми условиями жизни, характером выполняемой работы, финансо­вым положением, возможностью повышения образовательного уров­ня, профессионального роста, сексуальными отношениями, социаль­ной поддержкой, а также удовлетворенность состоянием здоровья, душевным состоянием и жизнью в целом.

При изучении здоровья работающих используются субъективные оценки, особенно они надежны при оценке здоровья женщин, кото­рые более бережно и внимательно относятся к своему здоровью. Ис­следования показывают, что субъективные оценки собственного здо­ровья не имеют заметных различий у рабочих, инженерно-техниче­ских работников и врачей[12].

Для изучения самооценки качества жизни можно использовать опросник, разработанный в Научно-исследовательском центре про­филактической медицины (ВНИЦ ПМ; программа ЭСКИЗ — экс­пертная система коррекции индивидуального здоровья)[13]. Он вклю­чает 15 вопросов, касающихся различных параметров качества жизни. Оценка качества здоровья производится с позиций единства физиче­ских, психических и социальных составляющих, поэтому использу­ется метод трех шкал — физической, психической и социальной удовлетворенности.

Оцениваются следующие параметры качества жизни:

1. Материальный достаток (общее благосостояние семьи; личный заработок).

2. Жилищные условия (размеры жилой площади; благоустроен­ность квартиры).

3. Район проживания (климатические, экологические, бытовые условия).

4. Семья.

5. Питание (разнообразие потребляемых продуктов, количество пищи).

6. Сексуальная жизнь.

7. Отдых (сон, физическая активность).

8. Положение в обществе.

9. Работа (отношения с руководителем, отношения с коллегами, профессиональный рост, удовлетворенность своей работой).

10. Духовные потребности.

11. Социальная поддержка.

12. Здоровье родственников (детей, мужа/жены).

13. Состояние своего здоровья.

14. Душевное состояние в последнее время (настроение, характер, переживания, удовлетворенность собой).

15. В целом жизнь (работа, семья, бытовые условия, возможность отдохнуть).

Цель занятия. Овладение методикой по оценке качества жизни.

Оснащение. Листы бумаги А-4; ручка; методика по оценке качества жизни. В данную методику входят: опросник по оценке качества жиз­ни (приложение 11.1), таблица для подсчета результатов (приложение 11.2), образец написания заключения по оценке качества жизни (приложение 11.3).

Порядок работы. Исследование может проводиться как индивидуально, так и в группе. Испытуемым раздают текст опросника и зачитывают следующую инструкцию:

Вам необходимо ответить на ряд вопросов. Чтобы ответы можно было измерить количественно, предлагаются шкалы по 100 баллов. 0 баллов означает очень плохое состояние, а 100 баллов — очень хорошее состояние. Обведите цифру, соответствующую вашему состоянию дел. Необхо­димо отвечать так, как это с вами бывает в типичных случаях, наиболее часто. Старайтесь отвечать искренне.

Обработка и интерпретация результатов. Подсчитывается средний балл для каждой шкалы (15 шкал) и заносится в таблицу (приложение 11.2). В зависимости от ответа для каждой шкалы выделяется уровень качества жизни:

• от 61 до 100 баллов — нормальное качество жизни;

• от 31 до 60 баллов — сниженное качество жизни;

• от 0 до 30 баллов — низкое качество жизни.

Затем подсчитывается средний балл всех параметров качества жиз­ни, который также заносится в таблицу, после чего выявляется уро­вень качества жизни в целом.

Полученные результаты оценки качества жизни анализируются, после чего пишется заключение (приложение 11.3).

Контрольные вопросы

1. Что понимают под качеством жизни?

2. Выделите основные составляющие качества жизни.

3. Назовите подходы к оценке качества жизни.

Приложение 11.1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 555; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.