Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Занятие 12. Предрасположенность к наркотизации




О. П. Исакова

 

Вводные замечания. Впервые о поиске впечатлений заговорили в связи с попыткой обнаружить причины приобщения подростков к наркотикам. Один из первых авторов, предложивших методику из­мерения потребностей в поиске впечатлений, побуждающих челове­ка к этому виду деятельности, был американский психолог М. Цукерман. Он исходил от того, что люди различаются по оптимальному уровню стимуляции и возбуждения и эти различия влияют на выбор ими различных форм жизненной активности. В 1979 г. Цукерман описал общий паттерн поведения, связанный со склонностью к поис­ку впечатлений, и определил ее как «потребность в различных новых впечатлениях и переживаниях и стремление к физическому соци­альному риску ради этих впечатлений».

Было установлено, что потребность в поиске впечатлений положи­тельно коррелирует с определенной структурой личности (например, выраженной экстраверсией), с дисгармонией личностных черт, выбо­ром некоторых профессий, развлечений. Автор показал, что обычно подростки с высокими показателями по этому тесту стремились к экс­периментированию с наркотическими веществами, чтобы повысить уровень возбуждения и получить разнообразные ощущения.

Выбор подобных форм поведения автор объясняет тем, что у под­ростков выражена потребность в поиске ощущений. Таким образом, по каждой из четырех шкал теоретически можно получить суммар­ное значение от 0 до 20 баллов. Далее баллы отмечаются на бланке протокола (по вертикали, а по горизонтали указаны шкалы TAS, BS, ES, UA). Соединяя отмеченные значения линией, получаем индиви­дуальный профиль. Значения в «сырых» баллах по всем шкалам при­водятся в виде формулы при описании случаев.

Схема интерпретации. Поскольку норм пока нет, трактуем про­филь по «сырым» баллам; оцениваем высоту расположения получен­ного профиля по сравнению с усредненным (от 10,0-10,6 до 6,5-9,5), с учетом возраста и пола обследуемого. Например, весь профиль SSS может быть явно снижен, — подобное снижение активности, стремления к внешней стимуляции отмечено как тенденция личности ис­пытывать затруднения в удовлетворении этой потребности в конвенциональном обществе, фрустрация ее в связи с социальными запрета ми. Отклоняющееся поведение рассматривается как компенсаторное направленное на преодоление фрустрации. Было отмечено, что в многих случаях оно обусловлено действием механизма поиска впечатлений на фоне общей неразвитости у подростков сферы потреб­ностей, а также проблемами процесса социализации.

Цель занятия. Выявление уровня конституциональной предраспо­ложенности к наркотизации.

Методика. Используется методика «Склонность к поиску ощуще­ний» М. Цукермана.

Порядок работы. Методика может проводиться как в индивидуальном, так и в групповом режиме. Она предназначена для лиц не моложе 13 лет, при проведении обследования необходимо учитывать специ­фические особенности группы, скажем профессиональную принад­лежность. При работе с группой исследователь раздает испытуемым бланки и текст опросника и зачитывает инструкцию, согласно кот рой респонденты должны ответить на каждый из 40 вопросов в соответствии со следующей схемой:

• А — «да, верно»,

• Б — «затрудняюсь ответить»,

• В — «неверно».

Схема обработки. Каждая из четырех шкал опросника включает по 10 вопросов (инструкцию, список вопросов и ключи см. в приложе­ниях 12.1-12.3). При каждом совпадении ответа на вопрос с ключом засчитывается 2 балла, при несовпадении — 0 (позиции А и В), в слу­чае промежуточного ответа («сомневаюсь», позиция Б) — 1 балл.

Находим «пики» и «провалы» индивидуального профиля по срав­нению с усредненным профилем (за пределами N + 2 балла по каждой шкале). Проводим содержательную интерпретацию высоких низких значений по отдельным шкалам.

Контрольные вопросы

1. Каковы возможные пути компенсации склонности к риску в социально-приемлемом ключе?

2. В каких прикладных сферах целесообразно использовать опрос- 1 ник, направленный на оценку склонности к риску?

 

 

Приложение 12.1.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 456; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.