Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть первая. «Оценка потерь»




Ключ

ОТВЕТНЫЙ ЛИСТ

 

Фамилия, имя, отчество______________________ Профессия.

Возраст______________________ Стаж_________________

 

Нет, совершенно не согласен Иногда это так Обычно (часто) Да, совершенно согласен (всегда)
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

 


Приложение 9.3

Активность (прямые): 1, 3,4, 6, 8,10,11,14,15.

Оптимизм (обратные): 2, 5,7,9,12,13.

Контрольные вопросы

1. Какие психологические особенности присущи оптимистам?

2. Почему оптимизм способствует стрессоустойчивости?

 

Рекомендуемая литература: [ 10]

Занятие 10. Опросник потерь и приобретений (ОПП)

Н. Е. Водопьянова, М. В. Штейн

 

Вводные замечания. Ресурсные концепции психологического стресса связывают адаптационные возможности и сохранность потенциала здоровья с наличием персональных ресурсов человека, способствую­щих противостоянию стрессогенным жизненным обстоятельствам или преодолению их. Согласно данным концепциям, психологиче­ский стресс и риск болезней адаптации возникают при нарушении баланса между потерей и приобретением персональных ресурсов (С. Хобфолл)[5]. Отмечают три типа ситуаций, в которых развивается стресс:

• ситуации, представляющие угрозу потери ресурсов;

• фактическая потеря ресурсов;

• отсутствие адекватного возмещения истраченных ресурсов, когда вложение личных усилий либо невозможно для достижения же­лаемого результата, либо значительно превышает получаемый ре­зультат.

Под ресурсами [6] понимаются внутренние и внешние переменные, способствующие психологической устойчивости в стрессогенных си­туациях, это эмоциональные, мотивационно-волевые, когнитивные и поведенческие возможности, которые человек актуализирует для адап­тации к экстремальным или стрессовым ситуациям и жизненным со­бытиям.

С. Хобфолл называет ресурсами то, что является ценным для че­ловека и помогает адаптироваться к стрессовым ситуациям. Ресурсы включают: I) материальные объекты (доход, дом, транспорт, одежда, объектные фетиши) и нематериальные (желания, цели); 2) внеш­ние (социальная поддержка, семья, друзья, работа, социальный стату c) и внутренние интраперсональные переменные (самоуважение, профессиональные умения, оптимизм, самоконтроль, жизненные цен­ности, система верований и др.); 3) психические и физические состоя­ния; 4) волевые, эмоциональные и энергетические характеристики, которые необходимы (прямо или косвенно) для выживания или со­хранения здоровья в трудных жизненных ситуациях либо служат средствами достижения лично значимых целей.

В контексте ресурсной теории стресса для повышения стресс-то­лерантности[7] важным становится накопление («консервация») ре­сурсов до того, когда возникнет стрессовая ситуация или действи стрессового фактора. Стратегия накопления ресурсов представляет собой своеобразный аптиципаторный копит. Во многих случаях он служит ключом к пониманию ответных реакций и стратегий преодо­левающего поведения. Центральный принцип «консервации» ресур­сов (СОR-теория С. Хобфолла) следующий: люди стремятся полу­чить, сохранить и защитить то, что ценно для них, и стараются ис­пользовать свои ресурсы наилучшим способом. Второй принцип «консервации» ресурсов заключается в том, что люди стремятся ин­вестировать (вкладывать) свои усилия в накопление собственных ресурсов, чтобы не потерять их, они должны стремиться восстанав­ливать растраченные ресурсы и приобретать новые для повышения уверенности в будущем (экзистенциальной надежности). В COR- теории С. Хобфолла потеря ресурсов рассматривается как первичны" механизм, ведущий к стрессовым реакциям. В то же самое время, когда какой-либо ресурс утрачен, другие призваны ограничить инструментальное, психологическое и социальное воздействие разворачивающихся событий. Потеря внутренних («душевных») и внешних (социальных) ресурсов влечет за собой неизбежную утрату субъективного благополучия и отражается на состоянии здоровья личности.

Некоторые исследователи предполагают, что на ранних стадия стресса люди пытаются сражаться с непрерывными (продолжающимися) стрессорами, интенсивно вкладывая личные ресурсы, направленные на преодоление разрушающего стресс-фактора (Shirom, 1989 Ezrahi, 1985). Если ресурсов недостаточно, чтобы повлиять на стрессовую ситуацию, то люди оказываются в состоянии перевозбуждения, тревоги и фрустрации.

Отмечено, что на стадии мобилизации ресурсов люди пытаются применить сфокусированные на проблеме стратегии поведения (тра­та дополнительного времени, личной энергии, поиск дополнитель­ной информации и других ресурсов, связанных с поиском решений проблемы) (Ezrahi, 1985). В случае дефицита ресурсов люди пере­ключаются на защитное поведение, чтобы их сохранить или воспол­нить. Проводя защитную политику, они запасаются доступными для себя ресурсами, стремятся уменьшить прямые и косвенные их поте­ри, которые могут возникать от постоянного вложения в действия или решения, не получающие вознаграждения. Потеря ресурсов про­исходит также в случае длительной экспозиции негативной обрат­ной связи, предоставляемой окружающими, которую люди получают в трудных жизненных или профессиональных ситуациях. Утрата ре­сурсов негативно сказывается на удовлетворенности качеством жиз­ни и состоянии здоровья личности.

Анализ литературы показывает, что к личностным ресурсам пре­одоления психологического стресса исследователи относят интернальный локус-контроль (Pearlin & Schooler, 1978) и связанные с ним конструкты типа «уверенность в себе» и «самоэффективность» (Bandura, 1997), высокие показатели «силы Я» (Gann, 1979). Поданным Е. С. Старченковой, к личностным ресурсам преодоления синдрома выгорания, являющегося негативным последствием профессиональ­ных и экзистенциальных стрессов, относятся социальная смелость, ответственность, настойчивость, высокая нормативность поведения, радикализм, высокая мотивация достижения[8] Поведенческие ресур­сы преодоления «выгорания» — активные и просоциальные модели поведения (смелость и широта вступления в социальный контакт, поиск социальной поддержки и готовность к ее принятию), ассертивное поведение, характеризующие так называемый здоровый копинг.

Как отмечает С. Хобфолл, несмотря на многочисленность иссле­дований, связывающих личностные и социальные ресурсы со стрессоустойчивостью, их результаты не раскрывают в полной мере меха­низмы преодоления стресса[9]. Это вызвано тем, что для изучения Данного вопроса необходимо обращаться к динамическим моделям соотношения персональных характеристик и устойчивости к стрес­сам, поскольку статические модели не учитывают одного аспекта: ре­сурсы сами по себе изменяются под воздействием стрессовых обстоя­тельств. Эмпирическим путем было показано, что социальные ресур­сы людей уменьшаются, когда они подвержены воздействию стресса (Kaniasty & Norris, 1993)[10].

Другие исследователи получили аналогичные данные: даже лич­ностные, когнитивные ресурсы могут сокращаться из-за стресса, по­скольку стрессовая ситуация подрывает веру человека в собственные силы, например веру в свою компетентность (Baumeister, Bratslavsky, Muraven & Tice, 1998). В таком контексте «вера» рассматрива­ется в качестве важнейшего поддерживающего и «динамизирующего», личностного ресурса. Возможно, стрессовая ситуация затрагивает» энергию и мотив, необходимые для того, чтобы задействовать этот ресурс в ее преодолении. Концепция «консервации» ресурсов С. Хобфолла и соответствующий методологический подход к оценке личностного потенциала толерантности к стрессу представляют собой динамическую модель изучения взаимодействия личности и среды.

Предлагаемый нами опросник ОПП разработан на основе ресурсной концепции психологического стресса.

Цель занятия. Оценка динамического взаимодействия потерь и при обретений жизненных ресурсов личности.

Оснащение. Листы с текстом опросника ОПП (приложение 10.1)

Порядок работы. Испытуемым выдается опросник «Оценка потерь «Оценка приобретений» со следующей инструкцией:

Опросник, который вы сейчас будете заполнять, выявляет ваши переживания относительно потерь и приобретений ваших жизненных ресурсов.

Оцените, пожалуйста, по 5-баллыюй шкале ваши переживания по каждому пункту опросника:

1 — нет такого ощущения;

2 — переживание в малой степени;

3 — переживание средней степени;

4 — переживание в значительной степени;

5 — переживание в очень большой степени.

Обработка и интерпретация результатов. Подсчитывается индекс «ресурсности» (ИР) в процентах, по формуле

ИР = X2 – X1 × 100,

X2

где Xt Σ баллов «потерь», Х2 — Σ баллов «приобретений» ресурсов.

Чем больше ИР, тем выше адаптивные возможности и толерант­ность личности по отношению к стрессам. Проинтерпретировать полу­ченный индекс возможно в соответствии с уровнями «ресурсности», представленными в табл. 18.1. Для изучения корреляционных связей с другими показателями стрессоустойчивости могут быть использованы показатели «потери ресурсов» и «приобретения ресурсов», равные сум­ме баллов по первой и второй частям опросника соответственно.

В наших исследованиям на выборке свыше 100 чел. было выявле­но, что величины «потерь» и «приобретений» отличаются не только по абсолютным значениям, но также и по их соотношению с показате­лями качества жизни и психического «выгорания». Так, сумма «по­терь» отрицательно связана с удовлетворенностью качеством жизни, положительно коррелирует с фрустрированностью, стажем и возрас­том и с показателями психического «выгорания» — эмоциональным истощением и деперсонализацией. Сумма «приобретений» ресурсов имеет положительные корреляции с индексом качества жизни и отрицательные — с показателями «выгорания» (редукцией личных достижений и деперсонализацией). Это означает, что «приобрете­ние» ресурсов по своему положительному воздействию не равно от­сутствию «потерь». Первый аспект, очевидно, в большей мере, чем второй, оказывает мотивирующее и динамизирующее воздействие на процесс накопления («консервации») адаптационных возможно­стей и на удовлетворенность жизнью.

Таблица 10.1

Уровень «ресурсности»
низкий средний высокий
Меньше 35% 36-45% Больше 46 %

Контрольные вопросы

  1. Какие ситуации способствуют развитию психологического стресса?
  2. Что понимается под ресурсами стрессоустойчивости?
  3. В чем заключаются основные принципы концепции «консерва­ции» ресурсов и психологического стресса, предложенной С. Хобфоллом?

Приложение10.1

 

ОПРОСНИК «ОПП»

Фамилия___________________Имя_____________________Дата___

Возраст________________

Другие сведения_________________________________________________

Пожалуйста, оцените ваши ощущения потери за последние полгода (год, два), ответив на каждый данный ниже вопрос.

 

За последние полгода (год) я потерял(а): Оценка «потерь»
1. Ощущение, что я успешен  
2. Возможность нормально высыпаться  
3. Возможность хорошо одеваться  
4. Ощущение, что я нужен другим людям  
5. Стабильность в семье  
б.Чувство гордости за себя  
7. Уверенность, что я достигаю своих целей  
8. Хорошие отношения с детьми (родителями  
9. Необходимые предметы домашнего обихода  
10 Суверенность в том, что мое будущее зависит от меня  
11. Собственное здоровье  
12. Жилищные условия, достаточные для достойного существования  
13. Чувство оптимизма  
14. Возможность нормально питаться  
15. Стабильную работу  
16. Уверенность, что я контролирую события моей жизни  
17. Признание моих достижений  
18. Мои сбережения, вклады  
19. Мотивацию [желание) что-то делать  
20. Поддержку от коллег  
21. Доход, достаточный для достойной жизни  
22. Ощущение независимости  
23. Дружбу (друзей)  
24. Знание о том, куда я иду в жизни (смысл жизни)  
25. Ощущение, что моя жизнь имеет значение  
26. Положительное мнение о себе  
27 Людей, на которых я мог бы опереться  
28. Возможность получать медицинскую помощь при необходимости  
29. Возможности для образования и самообразова­ния (в том числе и материальные]  
30. Принадлежность к организациям, в которых есть люди со сходными интересами (церковь, клубы, спор­тивные организации и т. п.)  

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 785; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.