КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Часть первая. «Оценка потерь»
Ключ ОТВЕТНЫЙ ЛИСТ
Фамилия, имя, отчество______________________ Профессия. Возраст______________________ Стаж_________________
Приложение 9.3 Активность (прямые): 1, 3,4, 6, 8,10,11,14,15. Оптимизм (обратные): 2, 5,7,9,12,13. Контрольные вопросы 1. Какие психологические особенности присущи оптимистам? 2. Почему оптимизм способствует стрессоустойчивости?
Рекомендуемая литература: [ 10] Занятие 10. Опросник потерь и приобретений (ОПП) Н. Е. Водопьянова, М. В. Штейн
Вводные замечания. Ресурсные концепции психологического стресса связывают адаптационные возможности и сохранность потенциала здоровья с наличием персональных ресурсов человека, способствующих противостоянию стрессогенным жизненным обстоятельствам или преодолению их. Согласно данным концепциям, психологический стресс и риск болезней адаптации возникают при нарушении баланса между потерей и приобретением персональных ресурсов (С. Хобфолл)[5]. Отмечают три типа ситуаций, в которых развивается стресс: • ситуации, представляющие угрозу потери ресурсов; • фактическая потеря ресурсов; • отсутствие адекватного возмещения истраченных ресурсов, когда вложение личных усилий либо невозможно для достижения желаемого результата, либо значительно превышает получаемый результат. Под ресурсами [6] понимаются внутренние и внешние переменные, способствующие психологической устойчивости в стрессогенных ситуациях, это эмоциональные, мотивационно-волевые, когнитивные и поведенческие возможности, которые человек актуализирует для адаптации к экстремальным или стрессовым ситуациям и жизненным событиям. С. Хобфолл называет ресурсами то, что является ценным для человека и помогает адаптироваться к стрессовым ситуациям. Ресурсы включают: I) материальные объекты (доход, дом, транспорт, одежда, объектные фетиши) и нематериальные (желания, цели); 2) внешние (социальная поддержка, семья, друзья, работа, социальный стату c) и внутренние интраперсональные переменные (самоуважение, профессиональные умения, оптимизм, самоконтроль, жизненные ценности, система верований и др.); 3) психические и физические состояния; 4) волевые, эмоциональные и энергетические характеристики, которые необходимы (прямо или косвенно) для выживания или сохранения здоровья в трудных жизненных ситуациях либо служат средствами достижения лично значимых целей. В контексте ресурсной теории стресса для повышения стресс-толерантности[7] важным становится накопление («консервация») ресурсов до того, когда возникнет стрессовая ситуация или действи стрессового фактора. Стратегия накопления ресурсов представляет собой своеобразный аптиципаторный копит. Во многих случаях он служит ключом к пониманию ответных реакций и стратегий преодолевающего поведения. Центральный принцип «консервации» ресурсов (СОR-теория С. Хобфолла) следующий: люди стремятся получить, сохранить и защитить то, что ценно для них, и стараются использовать свои ресурсы наилучшим способом. Второй принцип «консервации» ресурсов заключается в том, что люди стремятся инвестировать (вкладывать) свои усилия в накопление собственных ресурсов, чтобы не потерять их, они должны стремиться восстанавливать растраченные ресурсы и приобретать новые для повышения уверенности в будущем (экзистенциальной надежности). В COR- теории С. Хобфолла потеря ресурсов рассматривается как первичны" механизм, ведущий к стрессовым реакциям. В то же самое время, когда какой-либо ресурс утрачен, другие призваны ограничить инструментальное, психологическое и социальное воздействие разворачивающихся событий. Потеря внутренних («душевных») и внешних (социальных) ресурсов влечет за собой неизбежную утрату субъективного благополучия и отражается на состоянии здоровья личности. Некоторые исследователи предполагают, что на ранних стадия стресса люди пытаются сражаться с непрерывными (продолжающимися) стрессорами, интенсивно вкладывая личные ресурсы, направленные на преодоление разрушающего стресс-фактора (Shirom, 1989 Ezrahi, 1985). Если ресурсов недостаточно, чтобы повлиять на стрессовую ситуацию, то люди оказываются в состоянии перевозбуждения, тревоги и фрустрации. Отмечено, что на стадии мобилизации ресурсов люди пытаются применить сфокусированные на проблеме стратегии поведения (трата дополнительного времени, личной энергии, поиск дополнительной информации и других ресурсов, связанных с поиском решений проблемы) (Ezrahi, 1985). В случае дефицита ресурсов люди переключаются на защитное поведение, чтобы их сохранить или восполнить. Проводя защитную политику, они запасаются доступными для себя ресурсами, стремятся уменьшить прямые и косвенные их потери, которые могут возникать от постоянного вложения в действия или решения, не получающие вознаграждения. Потеря ресурсов происходит также в случае длительной экспозиции негативной обратной связи, предоставляемой окружающими, которую люди получают в трудных жизненных или профессиональных ситуациях. Утрата ресурсов негативно сказывается на удовлетворенности качеством жизни и состоянии здоровья личности. Анализ литературы показывает, что к личностным ресурсам преодоления психологического стресса исследователи относят интернальный локус-контроль (Pearlin & Schooler, 1978) и связанные с ним конструкты типа «уверенность в себе» и «самоэффективность» (Bandura, 1997), высокие показатели «силы Я» (Gann, 1979). Поданным Е. С. Старченковой, к личностным ресурсам преодоления синдрома выгорания, являющегося негативным последствием профессиональных и экзистенциальных стрессов, относятся социальная смелость, ответственность, настойчивость, высокая нормативность поведения, радикализм, высокая мотивация достижения[8] Поведенческие ресурсы преодоления «выгорания» — активные и просоциальные модели поведения (смелость и широта вступления в социальный контакт, поиск социальной поддержки и готовность к ее принятию), ассертивное поведение, характеризующие так называемый здоровый копинг. Как отмечает С. Хобфолл, несмотря на многочисленность исследований, связывающих личностные и социальные ресурсы со стрессоустойчивостью, их результаты не раскрывают в полной мере механизмы преодоления стресса[9]. Это вызвано тем, что для изучения Данного вопроса необходимо обращаться к динамическим моделям соотношения персональных характеристик и устойчивости к стрессам, поскольку статические модели не учитывают одного аспекта: ресурсы сами по себе изменяются под воздействием стрессовых обстоятельств. Эмпирическим путем было показано, что социальные ресурсы людей уменьшаются, когда они подвержены воздействию стресса (Kaniasty & Norris, 1993)[10]. Другие исследователи получили аналогичные данные: даже личностные, когнитивные ресурсы могут сокращаться из-за стресса, поскольку стрессовая ситуация подрывает веру человека в собственные силы, например веру в свою компетентность (Baumeister, Bratslavsky, Muraven & Tice, 1998). В таком контексте «вера» рассматривается в качестве важнейшего поддерживающего и «динамизирующего», личностного ресурса. Возможно, стрессовая ситуация затрагивает» энергию и мотив, необходимые для того, чтобы задействовать этот ресурс в ее преодолении. Концепция «консервации» ресурсов С. Хобфолла и соответствующий методологический подход к оценке личностного потенциала толерантности к стрессу представляют собой динамическую модель изучения взаимодействия личности и среды. Предлагаемый нами опросник ОПП разработан на основе ресурсной концепции психологического стресса. Цель занятия. Оценка динамического взаимодействия потерь и при обретений жизненных ресурсов личности. Оснащение. Листы с текстом опросника ОПП (приложение 10.1) Порядок работы. Испытуемым выдается опросник «Оценка потерь «Оценка приобретений» со следующей инструкцией: Опросник, который вы сейчас будете заполнять, выявляет ваши переживания относительно потерь и приобретений ваших жизненных ресурсов. Оцените, пожалуйста, по 5-баллыюй шкале ваши переживания по каждому пункту опросника: 1 — нет такого ощущения; 2 — переживание в малой степени; 3 — переживание средней степени; 4 — переживание в значительной степени; 5 — переживание в очень большой степени. Обработка и интерпретация результатов. Подсчитывается индекс «ресурсности» (ИР) в процентах, по формуле ИР = X2 – X1 × 100, X2 где Xt — Σ баллов «потерь», Х2 — Σ баллов «приобретений» ресурсов. Чем больше ИР, тем выше адаптивные возможности и толерантность личности по отношению к стрессам. Проинтерпретировать полученный индекс возможно в соответствии с уровнями «ресурсности», представленными в табл. 18.1. Для изучения корреляционных связей с другими показателями стрессоустойчивости могут быть использованы показатели «потери ресурсов» и «приобретения ресурсов», равные сумме баллов по первой и второй частям опросника соответственно. В наших исследованиям на выборке свыше 100 чел. было выявлено, что величины «потерь» и «приобретений» отличаются не только по абсолютным значениям, но также и по их соотношению с показателями качества жизни и психического «выгорания». Так, сумма «потерь» отрицательно связана с удовлетворенностью качеством жизни, положительно коррелирует с фрустрированностью, стажем и возрастом и с показателями психического «выгорания» — эмоциональным истощением и деперсонализацией. Сумма «приобретений» ресурсов имеет положительные корреляции с индексом качества жизни и отрицательные — с показателями «выгорания» (редукцией личных достижений и деперсонализацией). Это означает, что «приобретение» ресурсов по своему положительному воздействию не равно отсутствию «потерь». Первый аспект, очевидно, в большей мере, чем второй, оказывает мотивирующее и динамизирующее воздействие на процесс накопления («консервации») адаптационных возможностей и на удовлетворенность жизнью. Таблица 10.1
Контрольные вопросы
Приложение10.1
ОПРОСНИК «ОПП» Фамилия___________________Имя_____________________Дата___ Возраст________________ Другие сведения_________________________________________________ Пожалуйста, оцените ваши ощущения потери за последние полгода (год, два), ответив на каждый данный ниже вопрос.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 785; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |