КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Г. Исследование движений и действий
Различение ритмических последовательностей. Ритмы задаются по следующей схеме: **; *||; ** ** **; *** *** ***; **** ****; ||***; **||; ***||; Инструкция: «Послушай и скажи, сколько раз я стучу», «Сколько сильных ударов и сколько слабых?» Оценка результатов: 4 балла — правильные ответы в условиях замедленного предъявления задания. 3 балла — ошибок много, но при предложений ребенку самому двигательно воспроизвести или просчитать заданный ритм, с большей частью заданий справляется. 2 балла — ошибочные ответы преобладают несмотря на помощь экспериментатора. 1 балл — все ответы неправильные.
2. Узнавание и воспроизведение мелодии известной песни. В баллах не оценивается.
В. Исследование сомато–сенсорного гнозиса 1. Проба на локализацию прикосновения: одного, двух (на одной руке, на двух, на лице); 2. Перенос позы кисти с одной руки на другую с закрытыми глазами. 1. Анализ элементарных компонентов движений: их силы, точности, быстроты и координированности. Выполнение простых инструкций: «Сожми мою руку», «Пройдись по комнате», «Попрыгай на одной ноге». Определение ведущей руки. 2. Выявление синкинезий (пробы Заззо) – обе кисти ребенка помещаются на чистый лист бумаги и обводятся карандашом. Затем экспериментатор поочередно прикасается к каждому пальцу ребенка. кроме IV (движения которого и у здоровых детей в опыте сопровождаются синкинезиями), говоря: «Подними только этот палец!» На контурном изображении. помечаются непроизвольные движения других пальцев: односторонние, перекрестные и двусторонние. Оценка результатов: 4 балла — односторонние синкинеэии в части заданий. 3 балла — односторонние стойкие синкинезий. 2 балла — перекрестные синкинезий. 1 балл — двусторонние синкинезий.
3. Оптико–кинестетическая организация движений — пробы на «праксис позы»: сложение по подражанию I и II пальцев в кольцо; вытягивание II и III (либо II и V, I и II и т.п.). Игровая форма данного задания: поза «II—V» — сделай «козу рогатую» и «забодай медвежонка»; поза «II—III» — «сделай «зайчика», поза «I—II»—«сделай «кольцо» и посмотри через него на меня». Оценка результатов: 4 балла — выполнение правильное, но замедленное, с предварительным «поиском». 3 балла — выполнение правильное при наличии синкинезий. 2 балла — формирование позы с загибанием и удержанием пальцев при помощи второй руки. 1 балл — заданная поза не формируется.
4. Зрительно-пространственная организация движения (пробы Хэда). Предварительно выявляется, усвоено ли понятие «левой» и «правой» руки. Затем экспериментатор садится напротив ребенка и предлагает воспроизвести положение своей руки. Инструкция: «Когда я подниму правую руку, ты тоже поднимешь правую руку, а когда я подниму левую руку, ты поднимешь левую руку. Понял? Повтори: «Когда я подниму правую руку, ты...?» При отсутствии понятий «левой» и «правой» руки инструкция другая: «Когда я подниму ту руку, которой пишу, ты тоже поднимешь свою руку, которой ты пишешь, а когда я подниму другую руку, ты тоже поднимешь свою другую руку». При эхопраксиях для исключения влияния зрительных образов то же задание предлагается выполнять по словесной инструкции: «Подними правую руку!», «Возьми правой рукой левое ухо» и т. д. Оценка результатов: 4 балла — правильное выполнение в замедленном темпе. 3 балла — эхопраксии на истощении (в конце серии предъявлений 5—7 движений), либо в начале выполнения с последующей «врабатываемостью», ошибки замечаются самостоятельно. 2 балла — стойкие эхопраксии, но ошибки замечаются. 1 балл — стойкие эхопраксии, ошибки не замечаются.
5. Динамическая организация двигательного акта. а) «перебор пальцев» — поочередное прикосновение большим пальцем ко II, III, IV и V пальцам (5 серий движений), которые должны производиться одновременно обеими руками сначала в медленном (2—3 серии движений в 5 с), а потом в максимально быстром темпе (5—7 серий движений в 5 с). При. затруднениях вводятся игровой компонент и речевые команды: «Пусть все пальчики по очереди поздороваются с большим пальцем — раз, два, три, четыре» или «Ты командир, а твои пальчики — солдаты, командуй: раз, два, три, четыре...» Оценка результатов: 4 балла — выполнение правильное, но в несколько замедленном темпе. 3 балла — дезавтоматизация движений на истощении. 2 балла — явления персевераторности на истощении. 1 балл — выраженная персевераторность движений.
б) реципрокная координация движений (пробы Озерецкого). Одновременное и поочередное сжимание кистей. Вначале экспериментатор показывает, как следует производить движения руками. Если ребенок не может повторить движения, повторный показ сопровождается инструкцией: «Положи обе руки на стол — вот так. Одну сожми в кулак, а другая пусть пока лежит спокойно. Теперь положи руки вот так Продолжай движения вместе со мной». Оценка результатов: 4 балла — движения координированные, плавные, но замедленные. 3 балла — дезавтоматизация и нарушение координации на истощении. 2 балла — стойкое нарушение координации, изолированность или аллированность движений, 1 балл — выраженная персевераторность движений. Далее задание предлагается, в ситуации игры с включением речевых команд: «Командуй: раз, два, раз, два!» и т. д.
«Асимметричное» постукивание. 1-я часть задания — воспроизвести по подражанию 5—9 серий движений из переменного постукивания два раза одной рукой и один раз—другой (условное обозначение: «2—1»). Во 2-й части задания порядок ударов противоположный («1—2»). Задание предлагается дважды: в быстром (8—9 серий в 5 с) и более медленном (5—6 серий в 5 с) темпе. При затруднениях вводятся речевой просчет ударов, игровая ситуация. Оценка результатов: 4 балла — умеренный темп в 1-й части задания, но замедляющийся во 2-й. 3 балла — замедленность движения с тенденцией к дезавтоматизации в 1-й части; во 2-й — выраженная истощаемость, пропульсивные удары; ребенок замечает ошибки, принимает помощь. 2 балла — выраженная истощаемость, много пропульсивных ударов в 1-й части; во 2–й — персеверации, одинаковость движений обеих рук, малая эффективность помощи. 1 балл — беспорядочное отстукивание, помощь неэффективна. в) графические пробы. Ребенок должен, не отрывая карандаш от бумаги,, воспроизвести графические ряды из одного или двух сменяющихся звеньев: «цепочки» «заборчики» Для анализа регулирующей функции речи задания предлагаются в двух вариантах: вначале — по наглядному образцу, а затем — по речевой инструкции (ПLПLПLПLПL: Рисуй и подсказывай себе: башня — крыша— башня — крыша»). Оценка результатов: 4 балла — в конце ряда — замедление, отрыв карандаша от бумаги. 3 балла — при сохранности топологической схемы выраженная истощаемость, нарушение плавности, микро- и макрографии. 2 балла — утрата топологической схемы в конце графического ряда. 1 балл—отсутствие топологической схемы. Нарушение топологической схемы (оценка «2» и «1») требует прицельного исследования функций, ответственных за формирование программы действия.
6. Слухо–моторная координация. Выстукивание различных по сложности ритмических групп с интервалами 1—1,5 с (простых ** ** **; *** *** ***; с акцентами: II***11***; ***II ***II; II******II). Руки экспериментатора закрываются экраном (листом бумаги). Инструкция: «Постучи вот так». Игровой вариант: «Ты — барабанщик. Ну-ка, постучи, как я». При затруднениях вводится речевой просчет: «Ударяй и приговаривай; раз, два—тук, тук, тук... и т. д.» Оценка результатов: 4 балла — выполнение правильное, но замедленное. 3 балла — дезавтоматизация на истощении при сохранении ритмической схемы, помощь эффективна. 2 балла — появление персевераций на истощении, малая эффективность помощи. 1 балл — беспорядочное выстукивание, помощь неэффективна.
7. Конструктивный праксис. а) рисование без образца: «домик», «ромашка», «елочка», «человечек»; б) складывание разрезных картинок: «матрешка» (из 2 фрагментов); «корова» (из 3 фрагментов); «петух» (из 4 фрагментов); в баллах не оценивается. в) складывание из палочек пространственно организованных структур: копирование простое (экспериментатор сидит рядом); копирование с «перешифровкой», «перевертыванием» на 180° (экспериментатор сидит напротив); задание выполнялось после предварительного обучения. Оценка результатов: 4 балла — копирование простое правильное; с «перевертыванием» — длительный «поиск». 3 балла — копирование простое правильное; с «перевертыванием» — часто «зеркальность». 2 балла — во всех заданиях, требующих «перешифровки», — «зеркальность», либо другие грубые нарушения. 1 балл — преобладание ошибочных ответов при простом копировании. Трудности в пространственной ориентировке можно выявить также в заданиях, требующих сравнения правильного и «зеркального» написания букв и цифр (В, Р, Я, К, 4, 6, 9). Дополнительные данные о наличии зеркального расположения букв и цифр на письме можно получить из ученических тетрадей ребенка; г) решение конструктивных задач (методика Коса, двухцветный вариант 10 заданий); Инструкция: «Вот кубики, они окрашены по-разному. В какой цвет покрашена эта сторона? Правильно, в красный. А эта? Правильно, в синий. А здесь половина красная, а половина белая... На карточках нарисованы узоры. Попробуй сложить их из кубиков». Вначале на простых задачах (№ 1, 2, 3) проверяется, правильно ли ребенок понял инструкцию, различает ли цвета, как воспроизводит простые («расчлененные») структуры. Затем предлагаются задачи в виде «нерасчлененных» моделей. Оценка результатов: 4 балла — выполнение правильное, но замедленное, путем проб и ошибок. 3 балла — при правильном выборе кубиков затруднения в их расположении; незначительная организующая помощь; «Посмотри внимательно, где белые уголки?» или «Этот узор похож на домик (флажок, бабочку), ты правильно выбрал кубики, теперь сложи из них домик (флажок, бабочку...)». 2 балла — принцип действия усваивается после массивной планирующей помощи (расчленение узора на 2 симметричные части, наложение «сетки», делящей узор на 4 квадрата). 1 балл — невозможность усвоения принципа действия.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1217; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |