КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Диагностика особенности формирования предречевой и речевой сфер
Учитывая сложность экспериментального выявления состояния развития предречевой сферы, мы предлагаем использовать метод опроса родителей для получения более-менее адекватного представления о состоянии развития экспрессивной и импрессивной ее сторон. Следует помнить, что у детей до 2,5 лет может наблюдаться выраженная диссоциация между высоким уровнем развития импрессивных характеристик и низким уровнем развития экспрессивных характеристик речевой сферы. Ниже приводится опросник с раскрывающими психологический смысл вопросов положениями. Для детей старше двух лет оценку развития экспрессивной стороны речи проводят в процессе беседы, которая поддерживается в течение всего обследования. При этом пытаются выяснить следующие моменты: А) среднюю длину предложений (норма: 2—4 слова); Б) попытки использования правил образования множественного числа, прошедшего времени и т.д. (в речи ребенка это отражается в появлении неправильных слов типа «пальты», «трепаю» и т. д.); В) владение правилами морфологии и синтаксиса для простых предложений (ребенок 3,5 лет уже легко может трансформировать фразу: «Скажи маме, что я хочу поиграть с тобой еще» во фразу: «Тетя сказала, что она хочет поиграть со мной еще»); Г) использование сложных предложений (норма: после 3 лет). Д) использование языка для разговора о вещах, отдаленных в пространстве и времени (норма: дети старше 3 лет обычно могут говорить о событиях, которых происходили в других местах и в прошлом) Е) использование речи в таких целях, как размышление, предположение, объяснение (норма: дети старше 3 лет говорят о том, что может случиться позже, может не случиться, о вероятностных событиях) Ж) развитие способности ведения диалога, поддержания темы (норма: дети старше 3,5 лет легко придерживаются темы в диалоге, могут сообщить что-то новое на эту тему); З) развитие способности к уяснению (норма: дети старше 3,5 лет могут попросить повторить, что Вы им сказали, если они Вас не поняли или не расслышали они могут самостоятельно повторить или переделать предложение, если оно не понятно взрослому); И) существование вежливых косвенных просьб (норма: дети старше 3,5 лет могут использовать речь для того, чтобы выпросить у взрослого что-нибудь при этом они могут сделать это вежливо, используя что-нибудь, кроме «пожалуйста», а также какими-нибудь обходными путями); К) развитие равных стилей общения (норма: дети старше 4 лет говорят с младшими детьми иначе, чем со старшими, а в разговоре со взрослыми их речь становится более вежливой). Образец опросника, уточняющего состояние предречевого и раннего речевого развития ребенка
В качестве специальных экспериментальных приемов оценки развития речевой сферы обычно используются следующие. 1) Называние объектов. Покажите ребенку несколько простых объектов: бутылочку, куклу, ботинок, машину, мяч, чашку. Спросите его: «Что это?» Нормативы: 18 мес. — называет 1 объект 2 года — называет 2–5 объектов 2,5 года — называет все объекты Задание позволяет составить представление о словаре ребенка.
2) Идентификация изображений по названию. Покажите ребенку картинки, изображающие: кошку собаку, хлеб, петуха, платье, ложку, яблоко. Спросите: «Где кошка?» или «Покажи мне кошку, платье и т.д.» Нормативы: 18 мес. — указывает 1–2 картинки правильно 2 года — указывает на 5 картинок Задание демонстрирует умение ребенка идентифицировать изображения предметов по названию.
3) Называние изображений. Покажите ребенку картинки, изображающие: кошку, собаку, хлеб, петуха, платье, ложку, яблоко, машину, чашку, стол. корабль, поезд, автобус, грузовик, троллейбус, самолет, стул, окно, дверь, шкаф, рубашку, шляпку, шорты, носки, ботинки, сливу, лимон, грушу, арбуз, сыр, мальчика, девочку, тетю, дядю, дедушку, бабушку, младенца, гуся, утку, корову, лошадь, плиту, чайник, кастрюлю, сковородку, кровать, нож, вилку, карандаш, тетрадь, газету, книгу. Спросите, показывая каждую картинку отдельно: «Что это?» или «Что тут нарисовано?» Нормативы: 2 года — называет 3–4 картинки; 2,5 года — называет многие картинки из групп: животные, люди, посуда, одежда, мебель; 3 года — называет все, за исключением 1—2 картинок, из групп: животные, люди, посуда, одежда, транспорт, мебель; 3,5 года — называет практически все картинки. Задание проверяет развитие способности называть изображения, а также словарь ребенка.
4) Понимание простых инструкций. Предложите ребенку выполнить несколько простых инструкций: «дай маме мячик», «положи его на стул», «дай его мне», «подними упавший кубик» и т.д. Нормативы: 18 мес. — выполняет 2 инструкции. 2 года — выполняет 4 инструкции 2,5 года — выполняет больше 10 инструкций. Задание демонстрирует понимание обращенной речи взрослого.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 524; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |