Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эмоциональное развитие. Развитие способов взаимодействия со взрослым




Развитие способов взаимодействия со взрослым

Развитие способов взаимодействия со взрослым является важным фактором общего процесса психи­ческого развития ребенка. Именно в контексте раз­вития этого аспекта общения впервые возникает, а затем бесконечно совершенствуется способность к употреблению знаков для организации сначала по­ведения другого, а потом и для организации собствен­ного поведения; способность, играющая важнейшую. роль в формировании высших психических функций человека. Согласно данным последних исследований (Дж. Брунер и др.) есть все основания предполагать существование тесной связи между развитием спо­собов взаимодействия ребенка и взрослого и развити­ем синтаксической функции речи.

Основными показателями развития способов вза­имодействия со взрослым являются:

— 3 мес. — интерес к окружающим, узнает мать, возбуждается и предвосхищает процесс изготовления пищи для него; возможны зрительные и эмоциональные контакты

— 4,5 мес. — инициирует общение, дифференцирует ситуацию «формального общения», прислушивается к речи, поворачивает голову на звуки человеческого голоса

— 6 мес. — прослеживает взгляд взрослого, тянет руки, когда хочет, чтобы его взяли на руки, возбуждается, если слышит шаги, отмечаются первые попытки подражания, понимает жест «ручки-ручки»

— 7 мес. — имитирует действия и шумы, старается привлечь внимание покашливанием и кряхтением, откликается на имя, может играть в игры с идентичными ролями, сжимает губы, когда не хочет есть

— 8 мес. — хватает руку мамы и отталкивает ее, если видит, что она собирается вытереть ему нос, понимает запрет, имитирует звуки

— 9 мес. — прячет руки, если не хочет мыть, любит играть в прятки

— 10 мес. — тянет маму за одежду, требуя внимания, машет «до свидания», отвечает взглядом или движением на вопрос: «Где папа?», играет в игры с неидентичными ролями, очень ненадолго отдает игрушку, понимает 1—2 звуковых обозначения предметов

— 11 мес. — бросает игрушки, чтобы их подняли и дали ему снова, помогает одеваться

— 12 мес. — владеет указательным жестом, мотает головой, выражая протест, вокализирует в конце и в начале совместных действий

Исследователи психического развития детей ран­него возраста единодушно отмечают преобладание­ у них радостного, окрашенного положительными эмо­циями настроения в периоды активного бодрствова­ния. Дети получают удовольствие как от общения­ с близкими, так и от игры с любимыми игрушками, Окружающие ребенка люди, как правило, часто сти­мулируют появление улыбок и смеха ребенка, изыс­кивая для этого все новые способы, и стремятся огра­ничить причины, вызывающие плохое настроение. Од­нако следует иметь в виду, что громадные индиви­дуальные различия в репертуаре и частоте положи­тельных эмоций (Т. Bower, 1977) делают невозмож­ной оценку развития этой сферы в терминах «нор­мальной», «недостаточной» или «избыточной» эмо­циональности.

Среди существующих путей исследования эмоци­онального развития целесообразно отметить следую­щие:

— изучение особенностей эмоционального отноше­ния к среде (по типу улыбается/плачет — много/ма­ло); улыбается всем (некоторым взрослым или иг­рушкам); проявляются реакции страха; избегает кон­такта глаз; не любит телесных контактов и т. д.

— оценка совершенствования способов выражение положительных и отрицательных эмоциональных пе­реживаний (улыбка — в 2–3 месяца; крик, плач, хныканье, недовольное кряхтение, повизгивание — 2–4–6 мес.);

— оценка совершенствования способов контроле над отрицательными эмоциями (модуляция крика, сдерживание плача, паузы в плаче для восприятия­ реакции взрослого — с 4–6 мес.);

— оценка развития избирательности эмоциональ­ных реакций (к 8 мес.);

— еще одним критерием нормального эмоционального развития является отсутствие патологичес­ких симптомов типа: постоянное сосание пальца, сте­реотипные раскачивания, закрывание лица руками при виде взрослого, истерического плача.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 386; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.