Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цели, задачи и показатели деятельности 3 страница




В рамках достижения данной цели Минфин РБ выполняет важную регулятивную функцию в сфере повышения финансово-бюджетной прозрачности, а также внедрения инструментов бюджетирования, ориентированного на результат.

Административная функция Минфина РБ по достижению данной цели заключается в организации бюджетного процесса, направленной на внедрение механизмов ориентации на результат текущей деятельности по предоставлению обществен­ных услуг, обеспечение общего понимания целей и последствий введения данного инструмента в практику бюджетного планирования всеми заинтересованными сторо­нами.

Конечным результатом по достижению цели будет являться осуществления качественных сдвигов в функ­ционировании сектора общественных финансов.

Показателями достижения цели 3 являются:

1) наличие формализованной оценки качества финансового менеджмента главных распорядителей средств бюджета Республики Башкортостан;

2) количество муниципальных образований, участвующих в мониторинге муниципальных финансов;

3) своевременное предоставление государственных услуг Минфином РБ;

4) наличие комплексной системы оценки финансового поведения и мониторинга уровня финансовой грамотности населения Республики Башкортостан.

Задача 3.1. Создание условий для повышения качества управления средствами бюджета Республики Башкортостан, эффективного выполнения бюджетных полномочий органами местного самоуправления Республики Башкортостан

Для оценки эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти, включая в первую очередь управление бюджетными ресурсами, необходимо проводить мониторинг, в процессе которого осуществляется сбор информации для разработки соответствующих показателей. Задача мониторинга – получение объективной и полной информации о деятельности исполнительных органов государственной власти для планирования мероприятий по совершенствованию системы государственного управления; а также информации для принятия управленческих решений, направленных на повышение эффективности деятельности и улучшение использования ресурсов, другие необходимые организационные изменения. Система показателей должна содержать показатели результата, показатели эффективности использования ресурсов, показатели управления процессами.

В условиях расширения бюджетной самостоятельности и ответственности региональных и местных органов власти возрастает значение механизмов поддержки проводимых на региональном и местном уровне реформ, направленных на повышение эффективности функционирования бюджетного сектора и качества управления общественными финансами. Решение этой задачи на федеральном уровне обеспечивается путем проведения мониторинга соблюдения субъектами Российской Федерации требований Бюджетного кодекса Российской Федерации и качества управления бюджетами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Концепцией межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до 2013 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2009 годы № 1123-р, предусмотрено внедрение системы мониторинга и оценки качества управления региональными финансами.

Организация эффективного финансового управления в исполнительных органах государственной власти Республики Башкортостан является неотъемлемым условием успеха проводимой в республике бюджетной реформы.

Возможность расширения прав и обязанностей главных распорядителей средств бюджета Республики Башкортостан, с выделением полномочий в области планирования и осуществления расходов, формирования доходов существенно зависит от качества финансового управления (менеджмента) на уровне главных распорядителей средств бюджета республики.

Финансовый менеджмент представляет собой внутренние правила и процедуры главных распорядителей бюджетных средств. Реформа финансового менеджмента ориентирована, главным образом, на создание условий и методологическое обеспечение внутренних преобразований и совершенствования процедур внутри главных распорядителей бюджетных средств.

Качество финансового менеджмента главных распорядителей оценивается в соответствии с требованиями Порядка, утвержденного приказом Министерства финансов Республики Башкортостан от 5 июля 2010 года № 59 «О порядке проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств бюджета Республики Башкортостан» (зарегистрировано в Минюсте РБ
26 июля 2010 года № 1148), по направлениям: финансовое планирование, исполнение бюджета Республики Башкортостан в части доходов и расходов, исполнение судебных актов.

Оценка качества финансового менеджмента служит для главных распорядителей средств бюджета Республики Башкортостан ориентиром для проведения работы по совершенствованию внутренних процедур финансового менеджмента.

Решение задачи повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления обеспечивается путем предоставления дотаций из бюджета Республики Башкортостан для выделения грантов городским округам и муниципальным районам в целях поощрения достижения наилучших значений показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления и субсидий из бюджета Республики Башкортостан для реализации муниципальных программ повышения эффективности бюджетных расходов, а также проведения мониторинга соблюдения муниципальными районами и городскими округами Республики Башкортостан требований Бюджетного кодекса Российской Федерации и качества управления бюджетами, реализации муниципальных программ повышения эффективности бюджетных расходов.

Предоставление таких дотаций из бюджета Республики Башкортостан, позволит создать стимулы органам местного самоуправления по внедрению передовых методов управления общественными финансами, принятию эффективных мер в части обеспечения сбалансированности местных бюджетов, внедрению методов бюджетного планировании, направленных на повышение качества и результативности реализации муниципальных программ, эффективности бюджетных расходов.

Основное требование к повышению эффективности использования бюджетных средств – гарантированное исполнение всех ранее принятых обязательств, с одной стороны, и, с другой стороны, принятие новых обязательств только в пределах реальных возможностей по их финансовому обеспечению в условиях прозрачности и подотчетности бюджетов муниципальных образований, соблюдения финансовой дисциплины.

В целях создания стимулов для увеличения поступлений доходов в бюджеты муниципальных образований в зависимости от уровня их дотационности Бюджетным кодексом Российской Федерации установлены условия осуществления бюджетного процесса. Данная процедура необходима для того, чтобы муниципальные районы и городские округа стремились к увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов и переходу из категории муниципальных образований с низким уровнем бюджетной обеспеченности в категорию с более высоким уровнем бюджетной обеспеченности.

Повышению эффективности финансовой политики способствует также обеспечение общедоступности информации о состоянии и тенденциях развития общественных финансов. Решение задачи по обеспечению прозрачности финансовой информации достигается путем публикации сведений на разных стадиях бюджетного процесса в соответствии с требованиями законодательства, а также путем размещения в общедоступных источниках информации дополнительных справочных материалов.

Решение задачи планируется осуществлять посредством обеспечения информационной открытости деятельности Минфина РБ, в том числе путем размещения информации на официальном сайте Министерства финансов Республики Башкортостан, публикаций в средствах массовой информации, участие представителей Минфина РБ в брифингах и пресс-конференциях, посвященных деятельности Минфина Республики Башкортостан.

Кроме того, Минфин РБ координирует и непосредственно участвует в работе по наполнению общероссийских информационных ресурсов о деятельности учреждений.

Официальные сайты Минфина РБ, государственных и муниципальных учреждений призваны стать эффективным инструментом общественного контроля и информировать общество о плановых и фактических результатах деятельности организаций государственного сектора в сфере управления общественными финансами, обеспечивая предоставление в открытом доступе информации о финансовом состоянии публично-правовых образований, о плановых и фактических показателях деятельности учреждений в части выполнения государственного (муниципального) задания, а также о тех бюджетных услугах и их стоимости, которыми этими учреждениями оказываются, за исключением ограниченного объема сведений, составляющих государственную тайну.

Конечным результатом решения данной задачи является повышение уровня эффективности расходов в сфере государственного и муниципального управления, соблюдение требований бюджетного законодательства, повышение качества управления региональными и муниципальными финансами, направленное на создание условий для экономического роста, улучшения социально – экономической обстановки, повышение качества предоставляемых населению бюджетных услуг и уровня жизни населения республики, а также повышение качества и доступности бюджетной информации с соблюдением принципов прозрачности (открытости) и достоверности бюджета Республики Башкортостан.

Решение этой задачи предполагает также организацию исполнения консолидированного бюджета Республики Башкортостан в соответствии с утвержденными стандартами расходов аппаратов исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления Республики Башкортостан, предусматривающими установление соответствующих нормативов расходов на услуги связи, сети Интернет, а также транспортное обслуживание, соблюдение органами государственной власти и местного самоуправления Республики Башкортостан нормативов общей площади объектов нежилого фонда, предоставляемых республиканским органам исполнительной власти для использования под административные нужды, и выполнение программных мероприятий по снижению потребления энергоресурсов.

Регулятивная деятельность Минфина РБ по решению этой задачи состоит в подготовке и экспертизе нормативных правовых актов Республики Башкортостан, необходимых для обеспечения повышения результативности действий исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, эффективности использования ресурсов, повышения качества управления бюджетным процессом, в том числе в проведении экспертизы проектов бюджетов муниципальных образований и подготовке заключения о соответствии требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации и Республики Башкортостан внесенного в представительный орган муниципального образования проекта бюджета муниципального образования, а также направление органам местного самоуправления данного заключения.

В рамках исполнения административной функции Минфин РБ осуществляет методологическую поддержку органов государственной власти Республики Башкортостан, органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Башкортостан при планировании расходов на государственное и муниципальное управление, осуществляет регулярный мониторинг соблюдения органами государственной власти и местного самоуправления требований Бюджетного кодекса Российской Федерации, нормативных правовых актов Республики Башкортостан и качества управления бюджетом Республики Башкортостан и местными бюджетами. Административная деятельность Минфина РБ по решению данной задачи также способствует раскрытию бюджетной информации на всех стадиях бюджетного процесса, в том числе представление широкой общественности проекта закона Республики Башкортостан о бюджете Республики Башкортостан.

Для решения данной задачи Минфина РБ как субъекта бюджетного планирования предполагается реализация мероприятия «Проведение оценки показателей эффективности деятельности и качества финансового менеджмента» подпрограммы «Совершенствование бюджетной политики и эффективное исполнение бюджетного потенциала Республики Башкортостан» Долгосрочной целевой программы «Управление государственными финансами и государственным долгом Республики Башкортостан на 2013-2018 годы».

Мероприятие предусматривает следующие направления:

мониторинг показателей оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти Республики Башкортостан по расходам консолидированного бюджета Республики Башкортостан в части проведения анализа динамики показателей, эффективности расходов и принятия необходимых мер по улучшению значений показателей;

формирование информации для подготовки ежегодного доклада Президента Республики Башкортостан о достигнутых значениях показателей эффективности деятельности органов исполнительной власти Республики Башкортостан за отчетный год и прогнозируемых значениях на трехлетний период, в части бюджетных показателей;

совершенствование нормативной правовой базы Республики Башкортостан по вопросу проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств бюджета Республики Башкортостан;

расчет показателей ежеквартального и годового мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств бюджета Республики Башкортостан;

проведение анализа показателей и составление отчетов о результатах ежеквартального и годового мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств бюджета Республики Башкортостан, размещение отчетов в сети Интернет;

сбор, расчет и подготовку сводной информации по мониторингу качества управления региональными финансами и соблюдения бюджетного законодательства при осуществлении бюджетного процесса, характеризующему следующие аспекты управления региональными финансами (направления): бюджетное планирование, исполнение бюджета, управление государственным долгом, финансовые взаимоотношения с муниципальными образованиями, управление государственной собственностью, оказание государственных услуг, оптимизация бюджетных расходов, прозрачность бюджетного процесса;

заключение соглашений между Министерством финансов Республики Башкортостан и органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Башкортостан о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов;

проведение мониторинга оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов;

проведение мониторинга соблюдения муниципальными районами и городскими округами Республики Башкортостан требований Бюджетного кодекса Российской Федерации и качества управления бюджетами;

обеспечение информационной открытости информации о государственных финансах Республики Башкортостан, в том числе путем размещения информации в сети Интернет, публикаций в средствах массовой информации, участия представителей Министерства финансов Республики Башкортостан в тематических брифингах и пресс-конференциях.

Конечным результатом реализации мероприятия будет получение объективной и полной информации о деятельности исполнительных органов государственной власти для планирования мероприятий по совершенствованию системы государственного управления; а также информации для принятия управленческих решений, направленных на повышение эффективности деятельности и улучшение использования ресурсов, другие необходимые организационные изменения. Показателем непосредственного результата деятельности Минфина РБ в достижении указанной задачи является также своевременная публикация закона о бюджете Республики Башкортостан и приложений к нему (его проекта), а также отчетности об исполнении бюджета Республики Башкортостан на сайте Минфина РБ.

Показателями оценки непосредственного результата деятельностиМинфина РБ по выполнению задачи 3.1 являются:

1) доля главных распорядителей средств бюджета Республики Башкортостан, участвующих в проведении мониторинга качества финансового менеджмента;

2) наличие результатов оценки качества финансового менеджмента главных распорядителей средств бюджета Республики Башкортостан и формирование их ежегодного рейтинга на основе методики, утвержденной нормативным правовым актом Республики Башкортостан;

3) внедрение автоматизированной информационной системы результативного управления и бюджетирования;

4) доля расходов бюджета Республики Башкортостан, запланированных с использованием автоматизированной информационной системы управления и бюджетирования;

5) расширение состава размещаемых на сайте Минфина РБ, а также других специализированных интернет-сайтах материалов о бюджетных показателях;

6) своевременная публикация закона о бюджете Республики Башкортостан и приложений к нему (его проекта), а также отчетности об исполнении бюджета Республики Башкортостан в СМИ и на сайте Минфина РБ;

7) расходы консолидированного бюджета Республики Башкортостан в части расходов на содержание органов государственной власти и местного самоуправления;

8) доля расходов на содержание органов государственной власти и местного самоуправления в общих расходах консолидированного бюджета Республики Башкортостан;

9) среднемесячная номинальная начисленная заработная плата гражданских служащих органов исполнительной власти Республики Башкортостан;

10) численность лиц, занятых в органах исполнительной власти Республики Башкортостан;

11) численность государственных гражданских служащих в органах исполнительной власти Республики Башкортостан;

12) численность муниципальных служащих в органах местного самоуправления Республики Башкортостан.

Задача 3.2 Государственное регулирование отношений, возникающих в области организации и проведения региональных лотерей.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 11 ноября 2003 года № 138-ФЗ «О лотереях» регулирование отношений, возникающих в области организации региональных лотерей и их проведения, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого предполагается проведение региональных лотерей, в соответствии с требованиями Федерального закона.

На основании постановления Правительства Республики Башкортостан от 08 ноября 2010 года № 419 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Республики Башкортостан по государственному регулированию отношений, возникающих в области организации региональных лотерей и их проведения на территории Республики Башкортостан» уполномоченным органом исполнительной власти Республики Башкортостан по государственному регулированию отношений, возникающих в области организации региональных лотерей и их проведения на территории Республики Башкортостан является Министерство финансов Республики Башкортостан.

Государственное регулирование отношений, возникающих в области организации региональных лотерей и их проведения, включает в себя:

1) выдачу разрешений на проведение региональных лотерей;

2) ведение государственного реестра региональных лотерей;

3) региональный государственный надзор за проведением региональных лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от проведения лотерей.

Для реализации указанных полномочий постановлением Правительства Республики Башкортостан от 20 декабря 2010 года № 492 «О государственном регулировании отношений, возникающих в области организации региональных лотерей и их проведения на территории Республики Башкортостан» утверждены:

- Порядок выдачи уполномоченным органом Республики Башкортостан разрешений на проведение региональных лотерей;

- Порядок рассмотрения уведомлений о проведении региональных стимулирующих лотерей;

- Порядок ведения государственного реестра региональных лотерей в Республике Башкортостан;

- Порядок осуществления регионального государственного надзора за проведением региональных лотерей.

Для администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан установлены сроки представления в Министерство финансов Республики Башкортостан отчетов о зарегистрированных на территориях соответствующего муниципального района или города муниципальных лотереях.

Предоставление государственных услуг осуществляется на основании административных регламентов, утвержденных приказами Министерства финансов Республики Башкортостан от 1 июля 2011 года № 37 и № 38:

- Административный регламент Министерства финансов Республики Башкортостан по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на проведение региональных лотерей;

- Административный регламент Министерства финансов Республики Башкортостан по предоставлению государственной услуги по рассмотрению уведомлений о проведении региональных стимулирующих лотерей.

Осуществление регионального государственного надзора осуществляется в соответствии с Административным регламентом Министерства финансов Республики Башкортостан по исполнению государственной функции по осуществлению регионального государственного надзора за проведение региональных лотерей, утвержденным приказом Министерства финансов Республики Башкортостан от 6 сентября 2012 года № 90.

Сведения о зарегистрированных на территории Республики Башкортостан региональных лотереях содержатся в Государственном реестре региональных лотерей, который размещается на сайте Минфина РБ – www.minfinrb.bashkortostan.ru в разделе «Регулирование лотерейной деятельности».

Лотерейная деятельность на сегодня это масштабная динамично развивающаяся отрасль мировой экономики, позволяющая привлекать дополнительные налоговые поступления в бюджетную систему Российской Федерации, а также финансировать социально значимые объекты республики из внебюджетных источников.

Конечным результатом решения данной задачи является защита прав и свобод граждан, принимающих участие в лотереях, повышение уровня удовлетворения социальных и духовных потребностей населения и их развитие, а также привлечение дополнительных доходов на финансирование социально значимых объектов республики из внебюджетных источников для обеспечения устойчивого развития экономики.

Регулятивная деятельность Минфина РБ по решению этой задачи состоит в подготовке нормативных правовых актов Республики Башкортостан, необходимых для организации и проведения на территории республики региональных лотерей, а также соблюдения юридическими лицами (организаторами лотереи) в процессе проведения региональных лотерей требований, установленных федеральным законодательством в области организации и проведения лотерей.

Административная функция Минфина РБ по достижению данной задачи заключается в исполнение государственных полномочий в регулируемой сфере деятельности в целях развития потенциала государственного управления, а также повышение качества предоставления и доступности результатов предоставления государственных услуг.

Дня решения данной задачи Минфина РБ как субъекта бюджетного планирования предполагается реализация мероприятия «Предоставление государственных услуг в области организации и проведения региональных лотерей и осуществление регионального государственного надзора за проведением региональных лотерей в Республике Башкортостан» подпрограммы «Совершенствование бюджетной политики и эффективное исполнение бюджетного потенциала Республики Башкортостан» Долгосрочной целевой программы «Управление государственными финансами и государственным долгом Республики Башкортостан на 2013-2018 годы».

Реализация мероприятия предусматривает:

разработку нормативных актов Республики Башкортостан, касающихся лотерейной деятельности;

предоставление государственных услуг по выдаче разрешений на проведение региональных лотерей, по рассмотрению уведомлений о проведении региональных стимулирующих лотерей;

выполнение функций по ведению государственного реестра региональных лотерей;

выполнение функций по осуществлению регионального государственного надзора за проведением региональных лотерей, в том числе:

проверку соблюдения юридическим лицом в процессе проведения лотереи обязательных требований по отчетам организаторов (операторов) лотерей, представляемым в Министерство финансов Республики Башкортостан, а также при проверке организатора (оператора) лотереи должностными лицами Министерства финансов Республики Башкортостан в соответствии с утвержденными ежегодными планами проверок организатора лотерей;

принятие по результатам проведенной проверки мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в случае выявления при проведении региональной негосударственной лотереи и стимулирующей лотереи нарушения организатором лотереи условий лотереи, а также требований законодательства Российской Федерации;

размещение на официальном сайте Министерства финансов Республики Башкортостан государственного реестра региональных лотерей, административных регламентов Министерства финансов Республики Башкортостан по предоставлению государственных услуг, ежегодных планов проверок.

Результат – выдача разрешения на проведение региональной лотереи и предоставление выписки из государственного реестра региональных лотерей в Республике Башкортостан либо отказ в выдаче разрешения на проведение региональной лотереи; внесение записи о проведении региональной стимулирующей лотереи в государственный реестр региональных лотерей в Республике Башкортостан и предоставление соответствующей выписки либо запрет на проведение региональной стимулирующей лотереи; выполнение плана проверок организаторов лотерей и в случае выявления нарушений – принятие мер, направленных на их пресечение и (или) устранение последствий таких нарушений.

Показателями оценки непосредственного результата деятельности Минфина РБ по выполнению задачи 3.2 являются: своевременное предоставление государственных услуг Минфином РБ;

выполнение плана проверок организаторов лотерей.

Задача 3.3. Повышение уровня финансовой грамотности населения Республики Башкортостан

Одним из необходимых условий обеспечения надежности (устойчивости) финансовой системы и ее развития является повышение финансовой грамотности населения. «Грамотный» вкладчик имеет четкое представление о том, что его средства застрахованы от неожиданностей, он понимает, что необходимо делать в тех или иных условиях, что снижает угрозу паники в кризисный период для финансовой системы. Люди научатся планировать свой бюджет, находить варианты себя обеспечивать, используя финансовые инструменты для сохранения и преумножения своего бюджета. В условиях развития малого и среднего бизнеса владение знаниями, является фактором, снижающим риски самих предпринимателей, их сотрудников, и в целом исключающим системный риск всей экономики.

Непосредственными целями реализации являются:

повышение уровня финансовой грамотности всех слоев населения Республики Башкортостан, содействие формированию их ответственного отношения к личным финансам, стремлению к адекватному и эффективному финансовому поведению, соответствующему долгосрочным целям домашних хозяйств;

повышение эффективности защиты прав потребителей финансовых услуг в республике.

Административная деятельность по достижению данной тактической задачи состоит в координации деятельности органов исполнительной власти Республики Башкортостан по повышению финансовой грамотности населения в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р, постановлением Правительства Республики Башкортостан от 13 апреля 2011 года № 107
«О Стратегии развития банковского сектора Республики Башкортостан на период до 2015 года», распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 11 июля 2011 года № 871-р о разработке Республиканской целевой программы «Повышение уровня финансовой грамотности населения Республики Башкортостан» на 2011-2013 годы.

Решение задачи осуществляется в рамках республиканской целевой программы «Повышение уровня финансовой грамотности населения Республики Башкортостан» на 2011-2013 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24 октября 2011 года № 372.

Конечный результат деятельности Минфина РБ по выполнению данной задачи – повышение финансовой грамотности населения.

Показателем непосредственного результата деятельности Минфина РБ по решению задачи 3.3 является доля населения республики, охваченного мероприятиями программы.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 297; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.