Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 8. Экономическая психология и экономическая политика




В данной теме мы обратимся к пониманию государства в сознании общества; рассмотрим психологические основы в разработке курса экономической политики; изучим роль экономической психологии в практической экономической политике; а также исследуем психологические теории экономического цикла и охарактеризуем фазы экономического цикла.

 

1. Государство в сознании общества

 

Согласно одним представлениям, само нормальное существование экономики требует её активного управления, определения и поддержки выбранного экономического курса, оперативного реагирования на изменение условий.

Другое понимание исходит из того, что экономике внутренне присуще равновесие, когда нужна даже не столько «тонкая настройка» системы, а гарантия прямого невмешательства в её функционирование.

Наиболее последовательно и всесторонне политика активного участия государства в управлении экономикой реализуется в командной экономической системе. [113]

Такая система ориентированна на установочный психологический тип человека, основной линией поведения и развития которого является оптимизация удовлетворения первичных потребностей, а активность, деятельность, в том числе трудовая, есть лишь средство этой оптимизации. Поэтому при достижении необходимого уровня удовлетворенности первичных потребностей целенаправленная активность снижается.

В условиях насыщения первичных потребностях может начать проявляться тенденция поведения характерная для функционального психологического типа. В результате, такие тенденции могут разрушить сложившуюся систему удовлетворения первичных потребностей, что затем делает необходимым для обеспечения жизнедеятельности создания новой системы.

Данная психологическая трактовка делает наиболее понятным и обоснованным вывод о соответствии командной экономической системы целям быстрейшего достижения удовлетворения базовых первичных потребностей людей.[114]

Об эффективности командной экономической системы судят по её способности обеспечить рост производительности труда, уменьшение затрат на производство продукции, что делает возможным освобождение ресурсов для достижения других, внеэкономических целей общества.

Из чисто экономических средств государственного управления, кроме прямых распоряжений по расходованию государственных средств, для командной системы наиболее адекватным является прогрессивное налогообложение.

Прогрессивный подоходный налог ограничивает предметы роста производства продукции, что ограничивает возможности перепроизводства товаров первой необходимости, устанавливает их выпуск на уровне, достаточном для удовлетворения первичных потребностей.

Важной практической задачей экономической политики становится определение степени прогрессивности шкалы налогообложения.

Заметное место в теоретическом обосновании активного вмешательства в экономику занимает концепция Дж. Кейнса.

Вопреки распространенному мнению последователей классического направления в экономической теории, согласно которому само производство создает спрос, а вырученные доходы тратятся на потребление и инвестируются в развитие производства товаров и услуг. Дж. Кейнс доказывая, что часть доходов складывается в виде сбережений, уменьшая при этом объем возможных инвестиций.

Увеличивая возможности получения кредита, снижая при этом процентную ставку, государство стимулирует при этом рост инвестиций. Именно инвестиционный импульс играет роль главного стимула деловой активности. Но такая форма развития способна привести и к общему экономическому кризису, основанному на недопотреблении продукции.

Есть основания считать, что концепция Дж. Кейнса ориентируется на функциональный психологический тип людей. Ведь излишки, сбережений могут образовываться при условии удовлетворения повседневных потребностей, но по Дж. Кейнсу, при этом предполагается продолжение трудовой деятельности, прямо не связанной с обеспечением удовлетворения первичных потребностей.

В результате такой активности вероятно появление новых потребностей.[115]

Экономическая политика представляется совокупностью государственных мер воздействия на рыночное хозяйство в целях повышения занятости, стабильного экономического роста. За пределами этих обыденностей мнения исследователей расходятся. Одни предполагают активизм, другие - ограничиваются представлением корректирующих мер.

Экономическая политика различается по степени государственного присутствия в экономике (от централизованного хозяйства до точечного вмешательства). В реальной жизни экономическая политика обычно бывает сочетающей наработки различных школ, опыт различных стран и периодов.

Механизм воздействия государственных структур и его эффективного в значительной мере зависит от социально-психологических факторов. Умение учитывать национальную специфику, традиции может определяющим образом влиять на готовность населения исполнять предписания или сопротивляться им.

Фундаментом экономической политики является макроэкономика, выраженная в национально специфической форме. Сегодня на первый план выступает доктрина рационального выбора и её составная часть - конструкция общественного выбора.

Определяющее значение во внутренней политики приобретает рациональное социальное регулирование. Неравенство людей существует в каждом обществе, так же как и проблема бедности, степень и формы которой различны. Задача состоит в том, чтобы ограничить разрыв в доходах в доходах, в доступе к социальным благам (обучению, медицинской помощи и т.д.) и сосредоточится на строительстве подлинно социальной рыночной экономики.

Что касается временной государственной поддержки нерентабельных предприятий, то здесь необходимо иметь в виду возможность инфляционных последствий. Более удачной может стать государственная поддержка малого и среднего бизнеса.

Государственное управление экономикой осуществляется как в виде прямых предписаний, так и косвенным путем в форме финансовых воздействий мерами налоговой и кредитно-денежной политики. Эффективность таких мер зависит от учета действия психологических составляющих экономических систем.

Налоги, то есть обязательные платежи, взимаемые в государственный или местный бюджет с физических и юридических лиц, обеспечивают перераспределение финансовых ресурсов в соответствии с экономическими и социальными задачами. Ими можно стимулировать развитие отдельных отраслей производства, воздействовать на структуру потребления товаров и услуг, определять характер занятости.

Налоги разделяют на прямые и косвенные. К прямым налогам относят разнообразные налоги на доходы и имущество. Наиболее значимым является подоходный налог.

Косвенными называются налоги с продаж, которые взимаются через цены на приобретаемые товары.

По форме налогообложения различают пропорциональный, регрессивный и прогрессивный типы налогов.

Налог считается пропорциональным, когда он взимается пропорционально величине дохода.

Регрессивный налог в процентном отношении уменьшается с ростом дохода, а прогрессивный - возрастает.

Подоходный налог обычно устанавливается прогрессивным, налог с продаж, например хлеба оказывается регрессивным.

Наибольшее перераспределение финансовых ресурсов происходит при прогрессивной форме налогообложения.

Сглаживание в неравенстве доходов происходит под влиянием прогрессивных налогов.

Налоговая политика предлагает дифференцирование ее методов, что делает необходимым учет психологических факторов при осуществлении налогообложения.

С психологической точки зрения, выплата налогов у людей «ассоциируется с чувством штрафа».

Поэтому понятно стремление людей тем или иным способом облегчить себе налоговое бремя.

Получается, что прямые налоги являются средством воздействия на человека, вызывающим мотивацию избегания неудачи, избегания наказания.

Такая мотивация особенно важна для лиц установочного психологического типа.

На таких людей налоги оказывают активное стимулирующее и направляющее воздействие, а для лиц функционального психологического типа они становятся лишь средством, ограничивающим их активность.

Ужесточение налогообложения в определенных случаях стимулирует повышение производительности труда, поиск новых видов товаров, направленность изменений в налогообложении имеет и психологическую обусловленность.

Психологический подход ориентирован на лиц функционального психологического типа, отличающихся незначительной активностью, стремлением к достижению успеха, оптимизации результатов выполняемой трудовой деятельности.

 

2. Психологические основы в разработке курса экономической политики

 

Понятие «экономическая политика» относится к числу достаточно сложных и емких экономических категорий. Данный термин выражает совокупность мер государства по воздействию на экономические и социальные процессы в обществе.

Существует ряд факторов, влияющих на формирование экономических намерений государства:

- созданный в ходе исторического развития экономический потенциал страны;

- характер выбранной модели социально-экономического развития;

- общественно-политический уровень развития общества;

- объем накопленного страной опыта. Как показывает история, значимость этого обстоятельства огромна. Например, причина того, что Западная Европа достигла к ХХ веку высокого уровня цивилизации, определяется степенью анализа исторического опыта;

- менталитет нации;

- институт лидерства;

- повышенную тягу к духовной, душевной, эмоциональной стороне жизни;

- относительно высокую долю иррационализма, и в связи с этим - наличие определенной непредсказуемости поведения;

- отсутствие у преобладающей части населения тяги к самостоятельности, к активному проявлению своей личностной роли;

- стремление к групповой форме существования, что исторически обусловлено как неблагоприятным климатом, так и крайне низкими материальными условиями жизни.[116]

Различия в восприятии ценностей в разных странах сказываются и на характере формирования целей экономической политики.

Конкретные задачи экономической политики, в реализации которых прослеживаются социально-психологические аспекты:

- Политика регулирования осуществляется путем влияния на сознание (и подсознание) субъектов экономики. Намечаемая при этом цель - коррекция поведения. Методы воздействия на субъектов носят в рыночной экономике косвенный характер. Государство видит свою задачу в том, чтобы создать у частных владельцев стимул к такому принятию решений, которые соответствовали бы намерениям государства.

- Другая целевая ориентация государства - достижение в стране социально равновесия. Эта цель выполняется путем составления различных социальных программ. Психологическое влияние подобных регулирующих мер проявляется не только в факте создания доверия к государству. Само равновесие в материальном положении различных социальных слоев - важное условие для дальнейшего экономического развития.

- Целью экономической политики государства является создание своего благоприятного имиджа. Существует ряд методов для создания и поддержания своего имиджа. По отношению к облику государства положительное воздействие оказывают следующие объекты:

- четкость принимаемых программ и планов;

- обязательность;

- логичность и рациональность принимаемых мер;

- быстрота реакции на запросы экономики.[117]

Через создание своего благоприятного облика государство стремится к достижению еще одной цели - влиянию на потенциальных избирателей. Практика показала, что наиболее сильный эффект влияния производят такие аспекты поведения как:

- приветливость, дружелюбие;

- интеллектуальный уровень (умение мыслить);

- предсказуемость, надежность;

- активная жизненная форма;

- умение публично выступать.[118]

Выстраивая экономическую политику, правительство учитывает необходимость поочередного выполнения целей. Толковая экономическая политика никогда не строится как жестко проложенная прямая линия.

 

3. Роль экономической психологии в практической экономической политике

 

Говоря об использовании психологии в практической экономической политике, следует учитывать такие человеческие качества как привычное подчинение авторитету власти, воспитываемое с детства (власть вознаграждения, принуждения, власть учителя и авторитета (лидера школьной компании) и власть закона).

В социальной области экономической политики важное значение имеет профессиональное распределение индивидов, учитывающее национальные и религиозные особенности, различия по полу и возрасту, применение психоанализа и тестирования, изучение предрасположенностей и предпочтений. Значение людей не исключает ошибок, случайностей, даже нанесение психологического ущерба.

В перечне средств психологического воздействия на человека или социальную группу следует назвать использование реакции подражания и внушаемость, позволяющее создать установку на бесспорное подчинение, что, однако, сопряжено с подавлением воли потерей инициативы.[119]

«Как известно, успех некоторых политиков в обществе, равным образом коммерсантов и хозяйственников основывается, в конечном счете на способности быстро реагировать, распознавать особенности лиц, с которыми они вступают в соприкосновение, используясь природной или приобретенной пропорциональностью. Игрок на бильярде тоже не знает, каким образом производит наиболее точную, соответствующею именно этой ситуации, установку любых импульсов» - так описывал Г. Мюнстенберг[120] совсем не простую игру в психотехнику.

Психологическое воздействие предполагает прежде всего понимание предрасположенности людей; знание их характерных черт и приобретенных навыков; особенностей поведения. Постигая человеческую природу, мы приобретаем умение «подойти к человеку».

Поскольку индивид является членом той или иной социальной группы, подход к нему строится на изучении групповой специфики, пролизывающей данную личность. Нам должна быть более или менее известна комбинация психологических свойств, типичных для данной группы.

Вспомним классификацию средств психологического воздействия:

1. Стимулирование тенденций к подражанию, вызывающей сплочение единомышленников и развитие энтузиазма. Руководитель (внушающий) не должен обнаруживать признаков сомнения, нерешительности готовности следовать воле аудитории, так как он не может потерять силу воздействия. Энтузиазм масс поднимается вверх вплоть до самопожертвования. Даже в крайних случаях индивидуальная воля не может увлечь человека так близко к границам опасности, как слепое влечение к подражанию. Мотивы обвлекающие или успокаивающие подавляются.

2. Внушительность предопределяется тем, что судьба индивида кажется связанной с судьбой группы. Повышению внушаемости содействуют условия жизни, например, совместимое проживание команды на корабле. Членами группы движет чувство общности. Платой за это становится потеря или ограничение самоопределения, возможности сопротивляться внушению, которое исходит от группы и её руководителя.

3. Крайняя степень повышенной внушаемости - это такое психологическое состояние, которое в общем полезно на корабле, хотя может стать и вредным. Повышенная внушаемость - следствие жизненных условий, а не отношения членов группы к общей цели.

4. Энтузиазм, готовность к самопожертвованию могут иногда приводить к бессмысленной панике, к безрассудным. Повышенная внушаемость ограничивает сознательное начало в личности. В практической жизни встречаются и так называемое наивное психологическое воздействие, когда между внушением и толпой возникает слепая, лишенная смысла зависимость.[121]

Психологи видят во внушении установку на моторную реакцию.

Проблема состоит в соединении функций подчинения с воспитанием инициативы, необходимой для выполнения заданий.

Воспитание инициативы требует самостоятельности и сопротивления чужой воли.

Без ответа остаются вопросы:

- возможна ли инициатива без свободы принятия решения?

- если свобода принятия решений становится правилом, то естественные трудности возникают, по-видимому, с подчинением. Эти и другие психологические дилеммы стоят перед теми, кто будет осуществлять реформирование экономической политики.

Наличие различных психологических типов людей не позволяет считать какую-либо экономическую политику абсолютно универсальной и лучшей в сравнении с другими. Выбор направления экономической политики, как и виды наиболее благоприятной экономической системы, необходимо осуществлять с обязательным учетом психологических составляющих, которые нельзя считать производительными от других факторов общественного развития.

 

4. Психологические теории экономического цикла. Фазы экономического цикла

 

Теория экономического цикла исследует причины, вызывающие изменение экономической активности общества. Обобщающим показателем величины и направления изменения экономической активности служит уровень использования производственного потенциала страны.

Если в центре внимания теории общего экономического равновесия находятся условия равенства объемов спроса и предложения на макроэкономических рынках, то теория экономических циклов исследует, почему равенство совокупного предложения совокупному спросу достигается при разной степени использования производственных мощностей и трудовых ресурсов.

Теория экономических циклов наряду с теорией экономического роста объясняет характер развития экономики во времени. Статистические данные свидетельствуют, что изменение показателей, характеризующих результаты национальных хозяйств, изменяются не монотонно, а колебательно (циклически).

Направление и степень изменения показателя или совокупности показателей, характеризующих развитие народного хозяйства, определяют как экономическую конъюнктуру. Поэтому теорию экономических циклов называют также теорией конъюнктуры.

Под экономическим циклом подразумевается период развития экономики между двумя одинаковыми состояниями конъюнктуры. В стилизованном виде он изображен на рис. 9. Теория цикла призвана объяснить причины колебаний экономической активности общества во времени (волнообразная кривая), а теория роста исследует факторы и условия устойчивого роста как долговременной тенденции в развитии экономики (трендовая линия).[122]

Рис. 9. Стилизованные фазы экономического цикла:

I – подъем; II – экспансия; III – рецессия; IV – депрессия

 

В структуре цикла выделяют высшую и низшую точки активности и лежащие между ними фазы спада и подъема.

Общая длительность цикла измеряется временем между двумя соседними высшими или двумя соседними низшими точками активности. Соответственно продолжительностью спада считается время между высшей и последующей низшей точками активности, а подъема — наоборот. Национальное бюро экономических исследований констатировало, что в развитии экономики США с 1854 по 1991 г. наблюдался 31 цикл; в среднем время между двумя высшими точками составляло 53 мес.; из них 18 мес. приходилось на спад и 35 мес. - на подъем.

При более подробном анализе экономический цикл делят на четыре фазы.

1. Экспансия. Национальный доход растет несмотря на полную занятость. Увеличивается спрос на инвестиции, безработица снижается ниже естественного уровня. Повышаются уровень цен, ставка заработной платы и ставка процента. Неизбежным следствием такого развития событий является переход от роста к спаду.

2. Рецессия (кризис). В этой стадии производство сокращается, (темпы прироста становятся отрицательными), растет безработица и снижается совокупный спрос.

3. Депрессия. Национальный доход продолжает снижаться, но темпы падения замедляются; поэтому кривая темпов прироста «поворачивается» вверх.

4. Оживление. Переход от падения производства к его увеличению; постепенное возвращение экономики к состоянию, соответствующему равновесному росту.

Проблематика теории экономических циклов обусловливает применение сложных динамических моделей с использованием дифференциальных уравнений. Задача данной главы — на основе простых моделей раздельного анализа рассмотреть основные факторы, порождающие колебания экономической конъюнктуры.[123]

Итак, необходимо рассмотреть психологические теории экономического цикла.

Первое направление, возникшее на рубеже XIX-XX вв. (к нему относятся концепции У. Джевонса и В. Парето), отводит главную роль в возникновении циклических колебаний спекулятивным мотивам в операциях предпринимателей на товарных рынках и фондовой бирже, т. е. мотивам, связанным с ожиданиями дальнейшего роста цен и курса ценных бумаг. В этом случае начальный импульс буму дает стихийно возникшее оптимистическое настроение, быстро распространяющееся среди всех предпринимателей по каналам социально-психологического воздействия (главную роль играет следование примеру других). Спекулятивное раздувание спроса, опирающееся на широкое использование банковского кредита, ведет к необоснованному увеличению производства, отклоняющему экономику от равновесной траектории.

Конец бума наступает в результате повышения ссудного процента и наметившегося перелома тенденции роста цен, кризис оказывается результатом паники, развертывающейся цепной реакции банкротств. Разрушительный кризис приводит к затяжной депрессии, из которой экономику может вывести снижение процента в сочетании с возрождением оптимизма, которое связано, в частности, с появлением «нового поколения» предпринимателей.

Второе направление психологической теории цикла, возникшее в 20-30те годы XX в., связано главным образом с теорией А. Пигу и отчасти Дж. М. Кейнса. Основную причину авторы данной концепции искали в специфике производственных капиталовложений, осуществляемых в условиях распыленности производителей и связанных с ней «несовершенством» рыночной информации. Главными факторами, определяющими поведение предпринимателей в цикле в данном случае, являются уровень ожидаемого дохода от новых капиталовложений и соотношение фактической и ожидаемой величины дохода.

У А. Пигу уровень дохода, превышающий ожидавшуюся ранее величину, порождает среди предпринимателей оптимизм и улучшает оценки ожидаемого дохода на будущий период, что, в свою очередь, ведет к расширению производства и инвестиций. Однако поскольку предприниматели лишены информации о планах конкурентов, предложение товаров в определенный момент неизбежно превысит спрос и фактический доход начнет отставать от ожидаемого (величина которого определяется без поправки на конкуренцию), т. е. выявится так называемая «ошибка оптимизма». Осознание этой ситуации ведет к сокращению производства и инвестиций, которое усугубляется кризисом доверия к кредитной сфере.

Третий вид теории, выводящей циклические колебания экономики из свойств экономического субъекта, представляет собой «равновесная теория экономического цикла» Р. Лукаса. Эта теория основана не на анализе каких-либо реальных особенностей психологии участников производства. Главную роль в этой концепции играет гипотеза о поведении хозяйственных субъектов и особенностях восприятия ими хозяйственной информации.

Центральной идеей «равновесной теории цикла» является взаимодействие денежных шоков (т. е. неожиданного роста массы денег в обращении и связанного с этим роста цен) и акселерационного механизма. Следующим звеном в модели Лукаса является предположение о том, что предприниматель не может отличить инфляционное повышение цен на свой продукт от роста относительных цен на него и поэтому при всяком росте цен увеличивает инвестиции и уровень занятости. Таким образом неравномерная инфляция, которая однозначно связывается в данной теории с ростом государственных расходов, ведет к наступлению фазы экономического подъема при неизменном уровне реального совокупного спроса. Понижательная фаза цикла наступает, когда производители начинают понимать свою ошибку и сокращают производственные мощности и занятость, а так как это происходит на фоне продолжающегося роста цен, то имеет место стагфляция.

Можно выделить три подхода к объяснению цикличности: экзогенный, эндогенный и эклектический (синтезированный).

Экзогенный подход. Его сторонники считают, что причиной экономического цикла - в колебаниях внешних факторов: войны, революции, политика, миграция населения, мощные открытия и изобретения, открытия крупных месторождений природных ресурсов - золота, урана, нефти и т. д.

Эндогенный подход. Его авторы объясняют причины цикла внутренними (эндогенными) факторами, которые дают импульс циклу. К ним относятся потребление, инвестиции, сбережения, госрасходы и т. д.

Эклектический подход объединяет экзогенный и эндогенный подходы. При этом сторонники этого подхода считают, что колебания внешних факторов дают толчок внутренним. Это может быть политика, направленная на сглаживание цикличности.[124]

 

Контрольные вопросы:

1. Объясните различия между установочным и функциональным психологическим типом человека.

2. На какие психологические типы людей ориентированы типы экономико-политического управления? Объясните почему.

3. Какими качествами должен обладать эффективный политик?

4. Какими способами воздействия на людей пользуются политики?

5. Сравните психологические теории экономических циклов.


Тестовые задания

1. Книга «Экономическая психология», изданная в 1902 году была написана:

а) Г.Мюнстербергом;

б) Г.Тардом;

в) О.Дейнекой.

2. Исследования Дж.Катона проводились в:

а) 40-х годах XIX в.;

б) 70-х годах XIX в.;

в) в конце XVIII в.

3. В структуру экономического сознания, согласно О.Дейнеке, НЕ входят:

а) экономические эмоции и чувства;

б) волевые компоненты;

в) экономическое поведение.

4. Возможность предсказать экономическое поведение различных групп населения изучает:

а) экономика;

б) микроэкономическая психология;

в) макроэкономическая психология.

5. Поведение, вызванное экономическими стимулами, включающее когнитивные, аффективные и мотивационно-волевые компоненты – это... поведение.

а) иррациональное;

б) экономическое;

в) сознательное.

6. Осмысление, понимание ситуации и себя в ней характеризуют... компоненты экономического поведения.

а) когнитивные;

б) аффективные;

в) мотивационно-волевые.

7. Субъективное отношение, окрашенное чувствами, указывает на... компоненты экономического поведения.

а) когнитивные;

б) аффективные;

в) мотивационно-волевые.

8. Чем...субъективная значимость поступка, тем выше его рациональность.

а) меньше;

б) ниже;

в) больше.

9. Экономический интерес относится к... компоненту экономического поведения.

а) когнитивному;

б) аффективному;

в) мотивационно-волевому.

10. Разность между средствами, вложенными в дело и извлеченными в результате предпринимательской деятельности – это...

а) выручка;

б) затраты;

в) прибыль.

11. И.Шумпетер описывает деятельность предпринимателя с позиций «...»:

а) предложения;

б) спроса;

в) преложения и спроса.

12. И.Кирцнер описывает деятельность предпринимателя с позиций «...»:

а) предложения;

б) спроса;

в) предложения и спроса.

13. Компетентность относится к...блоку психологического портрета предпринимателя:

а) интеллектуальному;

б) коммуникативному;

в) мотивационно-волевому.

14. Ответственность относится к... блоку психологического портрета предпринимателя:

а) интеллектуальному;

б) коммуникативному;

в) мотивационно-волевому.

15. Влечение к деньгам как следствие подсознательных процессов накопления рассматривалось в...:

а) бихевиоризме;

б) психоанализе;

в) когнитивной психологии.

16. Деньги как условное подкрепление поведения человека рассматривалось в...:

а) бихевиоризме;

б) психоанализе;

в) когнитивной психологии.

17. Изучением мыслительных механизмов денежного поведения занимались в...:

а) бихевиоризме;

б) психологии развития;

в) когнитивной психологии.

18. Восприятие денег и отношение к ним на разных стадиях развития человека рассматривалось в...:

а) бихевиоризме;

б) когнитивной психологии;

в) психологии развития.

19. Денежные типы личности были изучены с позиций...психологии.

а) клинической;

б) психологии развития;

в) когнитивной.

20. Парадокс, когда временные предпочтения индивидов в большинстве случаев характеризуются убывающей нормой, называется...

а) эффектом ассиметрии;

б) гиперболическим дисконтированием;

в) эффектом маркировки.

21. Парадокс, когда доходы, дисконтированные индивидами по более выгодной ставке, чем потери, называется эффектом...

а) ассиметрии;

б) абсолютной величины;

в) маркировки.

22. Большие по абсолютной величине выигрыши дисконтируются индивидами по меньшим ставкам, нежели малые суммы – это эффект...

а) ассиметрии;

б) абсолютной величины;

в) маркировки.

23. Существование несимметричных предпочтений между отложенным и ускоренным потреблением называется эффектом...

а) ассиметрии;

б) абсолютной величины;

в) маркировки.

24. Бригада, самостоятельно осуществляющая производственный процесс и управление им в своей рабочей зоне называется...

а) специализированной;

б) комплексной;

в) производственной.

25. Бригада, состоящая из рабочих различных профессий, выполняющая технологически разнородную, но взаимосвязанную работу, называется....

а) специализированной;

б) комплексной;

в) производственной.

26. Бригада рабочих занятых на однородных технологически операциях называется....

а) специализированной;

б) комплексной;

в) производственной.

27. Стиль руководства, основанный на ориентации на собственное мнение и оценки, называется...

а) демократическим;

б) либеральным;

в) авторитарным.

28. Стиль руководства, реализующий пассивное невмешательство, называется...

а) демократическим;

б) либеральным;

в) авторитарным.

29. Стиль руководства, основанный на делегировании полномочий, называется....

а) демократическим;

б) либеральным;

в) авторитарным.

30. Фундаментом экономической политики государства является:

а) микроэкономика;

б) макроэкономика;

в) мировая экономика.

 

 

Заключение

Экономическая психология как отрасль научного знания является новой и перспективной. Исследования, направленные на изучение различных фактов, закономерностей экономического сознания и поведения, заслуживают интерес не только научного сообщества, но и практиков.

Применение методов психологического исследования позволяет глубже и шире понять проблемы развития экономической активности, осознания отношения к различным сторонам экономической деятельности, проблемы эффективного руководства предприятием, мотивации персонала, и в целом эффективного управления экономикой государства.

Темы, освещенные в данных конспектах лекций, отнюдь не охватывают всего спектра проблем, существующих в экономической психологии. Однако, с позиции авторов, они являются более обобщенными и основными для студентов, обучающихся по специальности «Управление персоналом». Вместе с тем студентам дается возможность более внимательного самостоятельного изучения вопросов, представляющих для них личный интерес.

С нашей точки зрения изучение данного курса кажется полезным всем будущим менеджерам и экономистам.

 


Список литературы:

 

1. Абраамова Е.М., Овчарова Л.Н. Сбережения населения: перспективы частного инвестирования // Социологические исследования. - 2007. - № 3.

2. Автономов В.С. Модель человека в экономической науке. - СПб.: 2008.

3. Автономов В.С. Человек в зеркале экономической теории: (Очерки истории зап. экон. мысли) // Рос. акад. наук, Ин-т МЭиМО. М., Наука, 2008. 175с.

4. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М.: 2007.

5. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2006.

6. Андреева И.В. Экономическая психология. - СПб.: Питер, 2009.

7. Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии. - М.: 2004.

8. Бунина М.К., Семенов В.А. Экономика и психология. На перекрестке наук. Учебное пособие. - М.: Изд. «Дело и сервис», 2006. - 400 с.

9. Бункина М.К., Семенов В.А. Экономика и психология. - М.: 2006.

10. Васильев В.Л. Юридическая психология. - СПб.: Питер, 2007.

11. Верхан П.Х. Предприниматель. М.: Дрофа, 2007.

12. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: 2007.

13. Гинс Г.К. Предприниматель. - М.: Кнорус, 2009.

14. Дейнека О.С. Экономическая психология: Учеб. пособие. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2009. - 160 с.

15. Дикарева А.А., Мирская М.И. Социология труда. - М.: Кнорус, 2008.

16. Дорошева М.В. Подбор руководителя для конкретного коллектива. Подготовка резерва руководителей и выявление сотрудников с лидерским потенциалом // Управление персоналом. - 2008. - № 3. - С.68.

17. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. - Л.: ЛГУ, 1985.

18. Журавлев А.Л. Социально-психологические факторы экономических изменений // Общественное сознание и идеологическая работа: Тезисы межрегиональной научно-практической конференции. Часть 2. Кострома, 2009. С. 7-9.

19. Журавлев А.Л. Экономическое самоопределение: теория и эмпирические исследования. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009.

20. 3адорожнюк И.Е., Зозулюк А.В. Феномен риска и его современные экономико-психологические интерпретации // Психологический журнал. – 2008. - №2.

21. Ильин Е.П. Мотивы человека: теория и методы изучения. - М.: Дело, 2008.

22. Канеман Д., Тверски А. Рациональный выбор, ценности и фреймы // Психологический журнал. 2008. Т. 24. № 4. С. 31-42.

23. Карнышев А.Д., Бурменко Т.Д. Собственность: психолого-экономический анализ. 2-е изд. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2008. 316 с.

24. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. - М.: 2004.

25. Китов А.И. Введение в экономическую психологию. - М.: 2003.

26. Китов А.И. Экономическая психология. - М.: Экономика, 2006.

27. Ковалев С.Г., Филатова Е.Г. Социально-культурный подход к исследованию рынка труда. - СПб.: 2009. - С. 5.

28. Козелецкий Ю. Психологическая теория решений // Пер. с польского Г.Е. Минца и В.Н. Поруса. Под. ред. Б.В. Бирюкова; послесл. Б.В. Бирюкова и О.К. Тихомирова. М.., Прогресс. 2009. 504с.

29. Комаров Е.И. Терминаторный менеджмент как искусство уничтожения компетентных работников. - М.: Инфра-М, 2008.

30. Кон И.С. Психология ранней юности. - М.: 2009.

31. Кравченко А.И. Социология. - Екатеринбург: Деловая книга, 2010.

32. Крегер О., Тьюсон Дж. М. Типы людей и бизнес. - М.: АСТ, 2007.

33. Кричевский Р.Л. Если Вы - руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. - М.: Дело, 2008.

34. Купрейченко А.Б. Восприятие юмористической рекламы молодыми потребителями // Проблемы экономической психологии. Том 2. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. С. 295-343.

35. Купрейченко А.Б. Экономическое самоопределение молодежи: структура и детерминация // Вестник практической психологии образования. 2010. № 1. С. 50-55.

36. Лапуста М. Предприниматель и предпринимательство: общая характеристка /Проблемы теории и практики управления, 2007, №1.

37. Лебедев А.Н. Динамика отношения российских потребителей к рекламе в период интенсивных общественных изменений // Проблемы экономической психологии. Том 2. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. С. 267-294.

38. Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Питер, 2007.

39. Максвелл Дж. Шеф и его команда. - СПб.: Питер, 2009.

40. Малахов С.В. Основы экономической психологии. - М.: Инфра-М, 2007.

41. Маневич В.О. закономерностях становления рынка // Вопросы экономики. - 2006. - №3.

42. Маршалл А. Принципы экономической науки: В 2 т. - М.: Весть, 2003.

43. Маслоу А. Мотивация личности. - М.: Инфра-М, 2009.

44. Машков В.Н. Психология экономики - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2007. - 188 с.

45. Мельников С.И. Активизация экономических интересов через обновление собственности. - СПб: Веста, 2007.

46. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 2003.

47. Миркин Я.М. Ценные бумаги и фондовый рынок. - М.: Изд-во Перспектива, 2007.

48. Мюнстенберг Г. Основы психотехники. - СПб.: 2006.

49. Нейман Дж. фон, Моргенштерн О. Теория игр и экономическое поведение/ Пер. с англ. - М.: 1970.

50. Ньюстром Дж. В., Дэвис К. Организационное поведение. - СПб.: Издательство «Питер», 2009.

51. Панорама экономической мысли конца XX столетия. Под ред. Д.Гринэуэя, М.Блини, И. Стюарта. В 2-х т. // Пер. с англ. под ред. В.С. Автономова, С.А. Афонцева. СПб., Экономическая школа. 2008. 668c.

52. Пеньков Е.М. Социальные нормы: управление, воспитание, поведение. - М.: Колос, 2009.

53. Переход к рынку: концепция и программы. - М.: 2008.

54. Пиаже Ж. Избранные психологические произведения. - М. Прогресс, 1967.

55. Психология менеджмента /Под ред. проф. Г.С.Никифорова. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2010.

56. Радаев В.В. Экономическая социология. - М.: 2008.

57. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Перспективы социальной психологии. - М.: Аспект Пресс, 2009.

58. Рощин С.К. Предпринимательская деятельность: психология и идеология // Психологичический журнал. - 2008. - № 7.

59. Рывкина Р.В. Экономическая культура в России: социология, этнология, культурология. - 1994. - №1. - С.55.

60. Рюттингер Р. Культура предпринимательства. - М.: Экономика, 2008.

61. Саймон Г. Науки об искусственном // Пер. с англ. Э.Л. Наппельбаума; послесл. О.К. Тихомирова. М., Мир. 2006. 147с.

62. Сивуха С.В. Экономическая психология на пороге тысячелетий // Проблемы экономической психологии. Том 1. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. С. 83-106.

63. Смелзер Н. Социология. - М.: Феникс, 2006.

64. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов // Антология экономической классики. - М.: 2006.

65. Смит А. Теория нравственных чувств // Вступит. ст. Б.В. Мееровского; Подгот. текста, коммент. А.Ф.Грязнова. М., Республика. 2007. 351с.

66. Собственность в жизни россиян: реальность и домыслы // Социс. 2009. № 11. С. 3-18.

67. Современный экономический словарь / под ред. Райзберг Б.А., Лазовского Л.Ш., Стародубцевой Е.Б. - М.: 2009.

68. Соколинский В.М. Психологические основы экономики. - М.: ЮНИТИ, 2007.

69. Соколова Г.Н. Экономическая социология. - М.: Инфра-М, 2008.

70. Социология / Под ред. Г.А.Гриненко. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008.

71. Социология труда: Учебник /Под ред. Н. И. Дряхлова, А. И. Кравченко, В. В. Щербины. - М.: МГУ, 2009.

72. Спасенников В.В. Экономическая психология: Учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2007. - 444 с.

73. Турган-Барановский М.И. Основы политической экономии. - М.: Инфра-М, 2008.

74. Файоль А. Управление - это наука и искусство: - М.: Инфра-М, 2008.

75. Филинкова Е.Б. Структура удовлетворенности предпринимательской деятельностью // Проблемы экономической психологии. Том 2. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. С. 205-228.

76. Филиппов А.В., Ковалев С.В. Психология и экономика // Психологический журнал. - 2008. -.№1. - С.26.

77. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: В 2 т. М., 1986. Т. I

78. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию. - СПб.: 2006.

79. Шумпетер И. Теория экономического развития. - М.: Прогресс, 2002.

80. Экономическая психология: вопросы теории и практики / Под ред. А.И. Муравьева и Э. Х. Локшиной. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2007.

81. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. - 1971. - №4.

82. Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. - СПб.: 2009.

 

 

Терминологический словарь

Экономическая психология – комплексная прикладная отрасль психологической науки, изучающая психологические закономерности взаимовлияния экономических факторов и психических явлений, связанных с отражением различных сторон экономической жизни, с регуляцией экономического поведения.

Поведение человека - это форма деятельности, ее внешняя сторона.

Экономическое поведение - поведение, вызванное экономическими стимулами, и деятельность хозяйствующего субъекта.

Экономическое поведение – образ, способ, характер экономических действий граждан, работников, руководителей, производственных коллективов в тех или иных складывающихся условиях экономической деятельности.

Экономическое сознание – форма общественного сознания, в которой отражены экономические знания, теории, оценки социально-экономической деятельности и общественные потребности.

Эффект репрезентативности – ошибка, допускаемая при оценке вероятностей, когда переоценивается надежность малых выборок.

Эффект наглядности - ошибка, допускаемая при оценке вероятностей, когда происходит переоценка вероятностей ярких, запоминающихся событий.

Эффект эгоцентризма - ошибка, допускаемая при оценке вероятностей, когда имеет место недостаточный учет априорной информации и использование преимущественно собственного опыта.

Эффект Ирвина - ошибка, допускаемая при оценке вероятностей, когда переоценивается вероятность желательного события и недооценивается вероятность нежелательного.

Эффект якоря - ошибка, допускаемая при оценке вероятностей, когда наблюдается влияние точки отсчета, с чем сравнивается.

Эффект края - ошибка, допускаемая при оценке вероятностей, когда недооценивается возможность вероятных событий и переоценивается – маловероятных.

Эффект Монте-Карло - ошибка, допускаемая при оценке вероятностей двух последовательных независимых событий, заключающаяся в стремлении устанавливать между ними связь.

Эффект Стоунера - ошибка, допускаемая при оценке вероятностей, когда происходит позитивный сдвиг риска в групповых решениях по отношению к индивидуальным.

Предпринимательство - инициативная самостоятельная деятельность граждан, осуществляемая от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность и направленная на получение прибыли или личного дохода.

Предприимчивость - это комплекс качеств, обеспечивающих способность достигать конкретных целей в хозяйственной, социальной или иных сферах общественной жизни за счет своей инициативы, изобретательности, самостоятельности, находчивости, нестандартных решений, готовности рисковать и нести ответственность за результаты.

Лидерство - процесс стихийного, спонтанного руководства коллективом со стороны наиболее авторитетных его членов.

Стиль руководства - это сложившиеся особенности реализации властно-распорядительных функций.

Децентрация - приближение своего «Я» к другому.

Эмпатия - понимание другого путем эмоционального проникновения в его внутренний мир.

 

 


Приложение Извлечение из рабочей программы дисциплины «Экономическая психология».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 3151; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.