Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ТЕМА 5. Внутрифирменное планирование – важнейшее из функций внутрифирменного менеджмента




Назначение планирования

При переходе к рыночным отношениям планирование оказалось полузабытым. Планирование является одной из важнейших функций управления любым производством. Именно с него начинается как создание, так и функционирование коммерческой организации.

Грамотная экономическая политика состоит не в отрицании планирования, а в его использовании, т.к. его отрицание приводит к большим экономическим потерям и, в конечном счёте, к банкротству предприятий.

Планирование на государственном и отраслевом уровнях в условиях рыночной экономики носит скорее рекомендательный характер, в то время как план, разработанный предприятием, - это обязательство, подлежащее выполнению.

Спланировать деятельность предприятия – составить план его функционирования и развития и в дальнейшем контролировать выполнение этого плана.

Это предвосхищение будущих событий путем целенаправленного поиска, оценки и отбора альтернатив, которое основывается на определённых гипотезах о состоянии внешней среды.

Планирование предпринимательской деятельности – это техническая сторона маркетинга. На малом предприятии планирование и маркетинг проводится параллельно.

План предприятия - это заранее разработанная система мероприятий, предусматривающая их цели и содержание, сбалансированное взаимодействие ресурсов, объём, методы, последовательность и сроки выполнения работ по производству и реализации продукции и услуг.

Основная задача планирования – разработать программу действий для получения предприятием максимальной прибыли как результата осуществления его важнейших функций: производственной, инновационной, технологической, организационной, социальной и др. Решение задач обеспечивается:

Направление работы:

1.Улучшение конечных показателей деятельности;

2.Уменьшение издержек;

3.Расширение производства

4.Технологическое развитие;

5.Социальное развитие.

Процесс планирования деятельности предприятия

Различают 4 основных этапов плановой работы:

1.Анализ ситуации на рынке.

2.Анализ текущей и перспективной позиции предприятия

3.Собственно планирование.

4.Контроли за выполнением плана.

Анализ ситуации на рынке. Он проводится на основе экспертных оценок. Исследуемый период должен превышать планируемое время или, как минимум, соответствовать ему.

Ситуационный анализ включает в себя следующие разделы:

· региональный экономический анализ (динамика региона, рынка);

· анализ основных отраслей и групп населения в регионе, имеющейся и целевой клиентуры;

· анализ конкурентной среды, диагностика основных конкурентов;

· анализ направлений технического развития;

· оценка перспектив сотрудничества с федеральными и местными органами исполнительной власти.

В результате составляются:

· экономические прогнозы (носят общий характер);

· прогнозы развития конкуренции;

· прогнозы развития технологии;

· прогнозы состояния рынка (структура, степень расширения, изменение вкусов потребителей и др.)

· социальные прогнозы (исследуют отношение людей к тем или иным общественным явлениям).

Анализ позиции предприятия. Анализ предполагает оценку: положения предприятия на местном рынке; технической обеспеченности; развитие сети учреждений предприятия; инфраструктуры предприятия; кадровых ресурсов.

На основе анализа формулируется рыночные (внешние) и внутренние задачи (цели) предприятия на предстоящий плановый период.

К рыночным задачам относятся: усиление или сохранение позиций на местном рынке, достижение конкретных объемов производства, формирование универсального конкурентного спектра продукции и услуг.

К внутренним целям относятся: достижение контрольных показателей деятельности предприятия, поддержание оптимального уровня доходности и риска, развитие внутренних ресурсов.

Планирование. Планирование деятельности предприятия должно осуществляться по принципу оптимального использования ресурсов. В случае перевыполнения или недовыполнения плана решение о привлечении и использовании ресурсов следует принимать в соответствии с утвержденными руководством показателями.

Порядок планирования, перечень видов планов в целом по предприятию и их структура устанавливаются руководством предприятия в нормативных актах. Порядок планирования отдельных подразделений определяется плановым отделом предприятия.

Контроль за выполнением плана. Он предполагает учет фактических показателей и сравнение их с плановыми для определения результатов деятельности. Контроль включает анализ возможных отклонений от запланированных показателей и затем проведение корректирующих мероприятий.

Главный смысл контроля – создать гарантию для выполнения планов и повысить эффективность управления. Плановый отдел контролирует выполнение планов по предприятию в целом, а плановое бюро подразделений – по подразделениям. Контроль осуществляется в предусмотренные планами сроки (конечные и промежуточные). Контроль неразрывно связан с материальной и административной ответственностью руководителей подразделений за выполнение установленных плановых заданий.

Принципы планирования

Планирование деятельности предприятия должно осуществляться согласно следующим принципам:

1) конкретность и измеримость планов предприятия. Предприятие в целом и каждое его подразделение должно иметь четкие ориентиры для своей хозяйственной деятельности. Это позволяет контролировать ход выполнения планов и судить о том, в какой степени решены поставленные задачи;

2) принцип маржинальности (предельных величин). план должен быть рассчитан на достижение максимально возможных результатов;

3) ориентированность во времени. Каждый план должен иметь свои строго определенные границы времени;

4) достижимость показателей плана предприятия, реалистичность плана;

5) гибкость-возможность приспосабливаться к изменениям внутренней и внешней среды предприятия;

6) комплексность. Планирование должно охватывать все стороны деятельности предприятия: производство и сбыт продукции, материально-техническое обеспечение, использование производственных фондов, наем персонала и оплата труда, деятельность вспомогательных служб и подразделений, социальные процессы в коллективе. В каждой из этих сфер устанавливаются объем планируемых работ и сроки их выполнения, выдел

7) не проявляются необходимые ресурсы; противоречивость (согласованность) различных видов планов предприятия. Планы отдельных подразделений предприятия должны быть взаимоподдерживающими, для выполнения плана работы всего предприятия в целом;

8) обязательность исполнения плана.

Вид осуществления планирования

Предприниматели, организуя свой бизнес, начинают плановую деятельность с разработки бизнес-плана, с помощью которого оценивается перспектива начатого дела и дается обоснование предпринимательского проекта. Для большинства банков бизнес-план является обязательным документом для предоставления кредитов.

Бизнес-план не имеет строго регламентированных временных границ. Для некоторых предприятий он является обязательной годовой формой управленческой деятельности. Однако, чаще бизнес-план разрабатывается в связи с открытием предприятия или изменениями в его производственной, сбытовой и прочей деятельности.

Большая часть планов имеет четкие временные границы. В зависимости от сроков действия различают долгосрочное (перспективное), средне- и краткосрочное планирование.

Долгосрочный план рассчитан на срок от 5 до 15 лет и предусматривает формирование перспективных целей предприятия, а также принятие решений, направленных на лучшее распределение его ресурсов, на основе долгосрочных прогнозов. Этот вид планирования имеет два основания: внедрение новшеств и объединение инновационных стратегий подразделения предприятия.

Примером долгосрочного планирования выступает:

-генеральное целевое планирование (определяются генеральные цели предприятия);

-стратегический план предприятия;

-инвестиционные проекты-планы капитальных вложений.

Среднесрочные планы разрабатываются на срок от 1 года до 5 лет. Эти планы более подробны и содержат большее число количественных показателей. В них делают упор на распределение ресурсов.

Объектами среднесрочного планирования являются организационная структура предприятия, производственные мощности, капитальные вложения, потребности в финансовых ресурсах, исследования, разработки и др.

Краткосрочное планирование рассчитано на срок до 1 года. Примером является план товарооборота, план по сырью, производственный план, план по труду, смета расходов и др.

Краткосрочное планирование выступает в форме текущих и оперативных планов.

Текущий план - это план, где увязаны все направления деятельности предприятия (производство, сбыт, исследования и разработки, снабжение, маркетинг, финансовый учет и др.) и работа всех его структурных подразделений (филиалов, цехов, участков) на текущий финансовый год.

Такие планы детально разрабатываются для каждого функционального подразделения в форме бюджетов. Их совокупность находит отражение в годовом финансовом плане, где планируются денежные потоки, прибыли и убытки, состояние баланса предприятия.

Оперативные планы направлены на решение конкретных вопросов деятельности предприятия в краткосрочном периоде. Они имеют узкую направленность, высокую степень детализации и характеризуются большим разнообразием используемых приемов и методов.

 

Плановые нормы и нормативы

Система трудовых нормативов – это совокупность регламентированных затрат труда на выполнение различных элементов и комплексов работы персоналом предприятия. Они выражают величину затрат труда на осуществление самых разнообразных видов трудовой деятельности человека (производственной, хозяйственной, предпринимательской и др.). В планово-экономической деятельности повсеместно используются разнообразные трудовые показатели, в состав которых входят следующие нормы и нормативы: нормы времени, нормы выработки, нормы обслуживания, нормы численности, нормы управляемости.

Нормирование производственного задания – устанавливает одному работнику или бригаде плановые объёмы и номенклатуру изготовляемой продукции, выполняемых работ или услуг за данный период рабочего времени (смену, неделю, месяц, квартал). Величина производственных заданий выражается в натуральных, трудовых, стоимостных единицах (шт, тоннах, нормо-часах).

Материальные нормативы — важная составная часть планово-экономической нормативной базы предприятия, характеризующая величину расхода основных производственных ресурсов на изготовление продукции, выполнение работ и услуг с учетом действующих законов спроса и предложения.

Нормы затрат предметов труда определяют планируемую величину расхода основных материалов, топлива или электроэнергии и других затрат общественного труда на производство единицы продукции либо выполнение заданного объема работы. В состав нормы затрат материальных ресурсов входят обоснованные планово-расчетные величины полезного расхода сырья и материалов, а также обусловленные применяемой технологией и организацией производства отходы и потери материала.

В норму расхода основных ресурсов не включаются отходы и потери материала, вызванные отступлением от установленной технологии и организации производства, методики планирования расходов, а также обусловленные браком продукции, испытанием изделий, изготовлением оснастки, наладкой оборудования и другими работами вспомогательного характера, не относящимися прямо к изготовлению основной продукции.

Размерность норм расхода материальных ресурсов во многом зависит от применяемых видов исходного сырья, выпускаемой продукции, принятой учетно-плановой единицы и должна в каждом отдельном случае соответствовать конкретным условиям производства. Норма затрат материалов может быть выражена в килограммах или тоннах на одну деталь (кг/шт., т/шт.), электроэнергии — в киловаттах (кВт/шт.), воды — в кубометрах (куб. м/шт.).

При планировании и оценке степени использования материальных ресурсов могут применяться также расходные коэффициенты и нормативы выхода продукта (полуфабриката). Расходный коэффициент — это обратная величина фактического норматива (коэффициента) использования материалов. Его значение всегда больше 1 и определятся отношением установленной нормы расхода сырья или материала (заготовки) к полезной (чистой) массе детали. Коэффициент выхода продукции выражает соотношение общего объема производства изделий или выполненных работ и количества фактически израсходованного сырого материала, например поковок из проката, отливок из слитков и т. п. Этот показатель позволяет оценивать эффективность использования материальных ресурсов на предприятии в целом.

Нормативы затрат средств труда и производства определяют потребность предприятия в рабочих местах, производственной площади, технологической оснастке, режущем и мерительном инструменте и других основных фондах на выполнение установленного объема работ и услуг.

К важнейшим нормативам, характеризующим плановый или фактический уровень использования основных средств труда и производства, относятся такие показатели, как режим работы оборудования, коэффициенты сменности и загрузки станков, нормативы фондоотдачи и рентабельности основных фондов, коэффициенты экстенсивного и интенсивного использования оборудования, нормы производительности станков и съема продукции с единицы производственной площади, коэффициенты обновления оборудования и использования станков по мощности, нормы простоя оборудования в ремонте и длительности межремонтных циклов и т. д.

Нормативы запасов материалов определяются в зависимости от величины среднесуточного их расхода и очередного периода закупок или интервала поступления заказанной партии на предприятие. При планировании следует различать максимальное, среднее и минимальное значения нормативов материальных запасов. Планируемые запасы материалов должны обеспечивать бесперебойный ход производства. Поэтому требуется, чтобы их максимальная величина периодически восстанавливалась на расчетном уровне. Минимальный запас должен соответствовать страховому нормативу.

Нормативы организации производства характеризуют оптимальные соотношения между основными элементами трудовых, технологических и производственных процессов. К основным календарно-плановым нормативам движения ресурсов по стадиям производства относятся показатели длительности производственного цикла, размеры партий запуска-выпуска изделий, нормативы времени опережений по стадиям изготовления продукции, время наладки и переналадки оборудования и др. Важными нормативами являются показатели качества технологичности и экономичности производимой продукции, выполняемых работ и услуг.

Содержание производственного плана

При планировании производства вначале определяют виды и объёмы производственной продукции на плановый период (месяц, квартал, год). При этом учитывают конкретные потребности покупателей, т.е. должна быть согласованность с портфелем заказов, который сформирован на предприятии на определённый плановый период. Почти 100%выпуска по инвестиционным товарам должно быть подкреплено договорами на поставку продукции. Если предполагается реализовать продукцию без договоров, то, соответственно объёмы выпускаемой продукции должны быть обоснованы в маркетинговых программах по продукту. При разработке производственного плана необходимо учитывать производственные возможности предприятия и оптимальную загрузку производственных мощностей, обеспечение разработанных программ выпуска продукции соответствующими материальными ресурсами. При разработке производственных программ участвуют почти все подразделения структуры управления предприятием: маркетинговые службы, производственный и технический отделы, отдел снабжения, финансовый отдел, отдел стандартизации и юридический отдел.

Исходная информация для разработки производственного плана

Исходная информация поступает из служб маркетинга (выдаётся информация о состоянии рынка, уровне спроса, уровне цен).

Вторая информационная составляющая представлена техническим отделом. В ней приведены основные характеристики производственной мощности основных производственных подразделений предприятия.

Вопросами конкурентоспособности выпускаемой продукции занимается технический отдел. Просматриваются возможности использования нововведений, нового оборудования, технологий, которые направлены на улучшение потребительских свойств выпускаемой продукции. Цель – усовершенствовать ассортимент выпускаемой продукции, чтобы она нашла признание на рынке и обеспечила предприятию высокий уровень прибыли.

Информацию об источниках материально-технического обеспечения принимаемой производственной программы предоставляет отдел материально-технического обеспечения (отдел сырья и топлива). Он дает информацию о том, кто будет обеспечивать программу, какие цены периодичность поставок и т.д.

Финансовый отдел определяет уровень цен, выручки, прибыли по разработанной программе.

Стандартизация всех параметров, расчета издержек, выручки, прибыли.

Юридический отдел – оформляет и проверяет договора, контракты и т.д

Планирование потребности в материальных ресурсах

Планирование материальных ресурсов реализуются по следующей схеме:

1. Определение под установленную программу выпуска на определённый планируемый период потребность в материальных ресурсах;

2. Определение источника финансирования и выделение сумм собственных источников финансирования и заёмных;

3. Определяется форма приобретения материальных ресурсов – основных – покупка в собственность предприятия.

По материальным ресурсам долгосрочного использования (оборудование, здания, сооружения) могут быть предусмотрены такие формы как аренда и лизинг.

Производственная программа и определение потребности в материальных ресурсах является основанием для определения потребностей в оборудовании, складских помещениях, транспорте.

Планирование технического развития, научно-исследовательских и опытных работ

Планирование технического развития тесно связано с разработкой производственной программы, т.е. обуславливаются направления технического развития предприятия. Структура плана повышения технического уровня предприятия и улучшения организации производства может включать следующие вопросы:

1.Повышение технического уровня предприятия (механизация, автоматизация, модернизация, обновление или расширение сортамента выпускаемой продукции);

2.Совершенствование системы управления и организации производства;

3.Совершенствование научной организации труда, совершенствование разделения и кооперации труда, нормирования и оплаты труда.

Дополняет этот раздел план НИР и ОКР. В нем определяются цены и приоритеты проектов в соответствии с целями стратегического планирования.

Новые разработки могут быть выполнены как под воздействием внешних факторов (конкуренция на рынке готовой продукции, появление новых технологий, нового оборудования, изменение спроса потребителей и др.) и внутренних факторов (инициатива работников данного предприятия).

Исследования могут проводится самостоятельно самим предприятием либо приобретаться готовые разработки.

В плане научного исследования должны быть отражены следующие вопросы:

1.Выбирается несколько вариантов и проверяются альтернативные вопросы;

2.Проводится расчет объёмов производства, издержек и цен;

3.Планирование затрат по периодам времени;

4.Рассчитывается экономический эффект.

В зависимости от масштабов разработок по всему жизненному циклу функционирующего продукта при крупномасштабной реконструкции или сравнительный годовой экономический эффект.

1.Обоснование собственных разработок или приобретения;

2.Указание мощности для проведения разработок;

3.Ооснование места производства;

4.Сроки реализации.

 

Планирование производительности труда

Производительность или продуктивность труда служит определяющим показателем производственной или экономической системы. Показатели производительности являются основным критерием развития человеческого капитала или трудового потенциала отдельной фирмы и всей страны в целом, а также уровня доходов и качества жизни людей. В современных рыночных условиях на каждом предприятии должна действовать отлаженная система планирования и управления развитием производства по критерию максимальной производительности труда, базой которой должны служить мировые стандарты.

Планирование производительности труда является главным условием правильного определения и реализации приоритетных целей и задач роста трудовой отдачи персонала, которые должны быть не только конкретны, но и достижимы на каждом. Цели или планы служат важными экономическими ориентирами при разработке внутрифирменной программы повышения производительности труда. Анализ и обобщение фактов или работ, способствующих росту продуктивности труда, помогает менеджерам- экономистам координировать усилия персонала организации, что само по себе служит одним из главных условий обеспечения производительности на всех стадиях планирования и управления производством.

Производительность труда является весьма обширным научным и оценочным показателем, главным критерием экономической эффективности производства, мерилом развития техники, технологии и организации производства, трудового и человеческого потенциала, а также уровня жизни людей в существующих экономических системах. По сфере охвата объекта измерения или объему своего применения различают, например, показатели производительности экономики в целом, отрасли машиностроения, конкретного предприятия, рабочего места или отдельных видов продукции. По содержанию своих показателей производительность может характеризовать величину валовой выработки в расчете на одного промышленно- производственного работника или количество произведенной продукции, работ или услуг в смену, час или другую единицу времени.

Система показателей производительности труда на предприятии содержит натуральные, трудовые и стоимостные измерители, частные, общие и другие.

Результаты труда персонала на предприятиях могут быть выражены различными показателями, характеризующими трудовые достижения отдельных исполнителей или всего коллектива работников. Труд персонала как целенаправленную экономическую деятельность всего предприятия или фирмы в конечном виде можно представить величиной совокупного дохода или общей прибыли.

Результаты труда различных категорий персонала определяются такими показателями как, трудоемкость продукции, продуктивность или эффективность труда, рентабельность или фондоёмкость производства, материалоёмкость или капиталоёмкость товара, объем производства или продажи продукции, расход ресурсов или потери времени, качество работы или условия труда и т. д.

Система трудовых показателей характеризует величину затрат и результатов труда или соотношение между ними на одного работника, на единицу продукции и т. д. Самыми известными в этой системе считаются показатели производительности или продуктивности труда.

Продуктивность труда в общем виде характеризуется соотношением объема произведенной продукции и затратами трудовых ресурсов. Этот показатель может определять продуктивность любых экономических ресурсов – земли, оборудования и т. д.

В зависимости от применяемых исходных данных, кроме показателей продуктивности труда или трудоотдачи, на практике могут быть использованы такие же показатели капиталоотдачи и материалоотдачи. Для всех трех показателей, характеризующих продуктивность использования трудовых, капитальных и материальных ресурсов, в качестве измерителя объема продукции могут выступать следующие значения выполненных работ или услуг:

· продукция, произведенная по полной стоимости;

· чистая продукция или добавленная стоимость обработки;

· проданная продукция в рыночных ценах;

· натуральные показатели производства товаров;

· предоставленные услуги в стоимостном выражении;

· совокупный объем выпуска товаров и услуг.

В ходе планирования производительности труда на предприятии могут применяться показатели выпуска продукции на один отработанный или оплаченный час, на одного занятого работника и т. д. Материалоотдача характеризуется выпуском продукции на 1 гривну материальных затрат, капиталоотдача – на 1 вложенную гривну в основные производственные фонды. При использовании в планировании показателей многофакторной производительности труда определяются планируемый вид деятельности той или иной фирмы, объем выпуска, затраты основного капитала и живого труда, их весовые характеристики.

В плановой практической деятельности производительность труда на отечественных предприятиях измеряется в общем виде количеством продукции (объемом работ), произведенном в единицу рабочего времени, или количеством рабочего времени, затраченного на изготовление единицы продукции (работы).

В процессе планирования производительности труда на предприятиях и фирмах необходимо определить влияние различных факторов на темпы ее прироста в предстоящий период. К основным производственным факторам роста и производительности принято относить технические и организационные, которые непосредственно связаны с улучшением техники и технологии производства, совершенствованием организации труда, производства, планирования и управления.

Планирование производительности труда в рыночных условиях предполагает учет действия закона убывающей отдачи, который утверждает, что, начиная с определенного момента, последовательное присоединение переменных единиц труда к неизменному ресурсу капитала дает уменьшающийся добавочный или предельный продукт в расчете на каждую последующую единицу труда. Иначе говоря, если количество рабочих, обслуживающих данное технологическое оборудование, будет увеличиваться, то рост объема выпуска продукции будет происходить все медленнее, по мере того как больше рабочих будет привлекаться к производству товаров и услуг. Этот закон означает, что в каждом конкретном случае существует оптимальный уровень производительности труда, который необходимо уметь планировать на том или ином предприятии.

В процессе практической плановой и производственной деятельности предприятий необходимо обеспечить непрерывный рост производительности труда в пределах возможных среднегодовых показателей, составляющих в передовых рыночных странах не менее 3 – 5%. При прочих равных условиях это главное положение экономического роста страны, в целом и каждого предприятия в отдельности может быть обеспечено при соответствующем увеличении за счет комплекса плановых, технических, организационных, инвестиционных и иных факторов, в том числе мотивации и стимулирования труда всех категорий персонала.

Планирование фонда оплаты труда персонала

Важным средством мотивации и стимулирования высокоэффективной трудовой деятельности персонала являются доходы. Они представляют собой вознаграждение или заработную плату, получаемые работниками за предоставление своей рабочей силы. На практике заработная плата или доход конкретного работника может принимать форму различных денежных выплат: месячных окладов, часовых тарифов, премий, комиссионных вознаграждений, гонораров компенсаций и т.д. Необходимо также различать номинальную и реальную заработную плату. Номинальная заработная плата или доход выражает общую сумму денег, полученных работником за свой затраченный труд, выполненную работу, оказанную услугу или отработанное время. Она определяется действующей ставкой заработной платы или ценой рабочей силы за единицу времени работы: грн./ час; грн./день; грн./месяц. Реальная заработная плата – это количество товаров и услуг, которые можно приобрести на номинальную зарплату при действующих розничных ценах: количество товаров,сумма денег.

В условиях рыночной экономки наряду с основной зарплатой персонала в зависимости от результатов труда существуют также доходы от собственности. В нашей стране до последнего времени эта форма дохода фактически не применялась. Однако с расширением выпуска акций и других ценных бумаг распределение результатов труда по собственности с каждым годом возрастает. Поэтому в современных условиях все большую научную значимость приобретает проблема оптимального сочетания принципов распределения доходов как по труду. так и по собственности или капиталу.

Структура доходов персонала на отечественных предприятиях определяется соотношением трех основных составляющих заработной платы: тарифных ставок и окладов, доплат и компенсаций, надбавок и премий.

Тарифные ставки и оклады определяют величину оплаты труда в соответствии с его сложностью и ответственностью при нормальных условиях работы и соответствующих затратах рабочей силы.

Доплаты и компенсации устанавливаются на возмещение дополнительных затрат рабочей силы при существующих отклонениях условий труда.

Надбавки и премии предусматриваются для стимулирования выплат творческой активности персонала, повышения качества работы, производительности труда и эффективности производства.

Как видно, тарифные ставки выражают цену рабочей силы при нормальных условиях ее использования. Доплаты и компенсации учитывают повышенные затраты труда. А надбавки и премии предназначаются для стимулирования личных достижений работников.

Приведем следующие главные составляющие доходов наших работников:

1. Оплата труда по действующим часовым тарифным ставкам и месячным окладам.

2. Доплата за условия труда., сменный режим работы и степень занятости работой.

3. Надбавки за высокие показатели производительности труда, качества работы и личный вклад в конечные результаты производства

4. Премии за качественное и своевременное выполнение работы и вознаграждение за творческую деятельность.

5. Социальные выплаты и компенсации по действующим нормативам.

6. Дивиденды по акциям предприятия.

В соответствии с производственной структурой доходов остановимся на содержании каждой статьи типового модуля зарплаты на отечественных предприятиях.

Планирование фонда оплаты труда на предприятии и расчет среднемесячной зарплаты отдельных категорий персонала производится после определения требуемой численности работников, трудоемкости выполняемых работ и других показателей. Общий доход планируемой заработной платы промышленно-производственного персонала определяется в зависимости от существующих на предприятии форм и систем оплаты труда. В Украине необходима комплексная система социально-экономического регулирования зарплаты всех категорий персонала, которая обеспечивала бы справедливое вознаграждение любого работника.

Планирование себестоимости продукции

Себестоимость продукции выражает в денежной форме индивидуальные издержки предприятия на производство и реализацию единицы или объема продукции в действующих экономических ус­ловиях. В себестоимости возмещаются затраты производственных ресурсов, израсходованных на изготовление продукции в конкретных условиях того или иного предприятия, в текущих рыночных ценах. На отечественных предприятиях принято различать производственную, отраслевую, ком­мерческую, цеховую и технологическую себестоимость изделия, а также готовой продукции и дру­гие ее виды. Все они отличаются друг от друга не только составом затрат, но и методами планиро­вания как отдельных издержек, так и общей себестоимости.

Расчет издержек на производство отдельных видов работ и всей выпускаемой продукции назы­вается калькулированием или калькуляцией себестоимости. Во внутрифирменном планировании применяются три метода калькуляции или расчета себестоимости:

1) нормативный — на основе действующих в данный период времени прогрессивных нормати­вов и норм расхода экономических ресурсов на единицу продукции и других рыночных показате­лей;

2) плановый — на основании разработанных на определенный период (год, квартал, месяц) пла­новых показателей прямых затрат и комплексных смет расходов;

3) отчетный — на основе фактических (бухгалтерских) затрат на производство продукции в от­четный период.

Плановые калькуляции обычно составляются на все виды продукции, предусмотренные в годо­вом плане производства и реализации предприятия. При широкой номенклатуре выпускаемых то­варов плановые расчеты себестоимости могут производиться на так называемые детали-представители однородных групп изделий или работ.

В современном производстве плановая калькуляция себестоимости единицы продукции содер­жит следующие типовые статьи затрат:

1. Сырье и материалы.

2. Возвратные отходы (вычитаются).

3.Покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты и услуги кооперированных предприятий.

4. Топливо и энергия на технологические цели.

5. Итого материальных затрат.

6. Основная заработная плата производственных рабочих.

7. Дополнительная заработная плата производственных рабочих.

8. Отчисления на социальное страхование.

9. Расходы на подготовку и освоение производства новых изделий.

10.Изготовление инструмента и приспособлений целевого назначения.

11. Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования.

12.Цеховые расходы.

13.Потери от брака.

14.Прочие производственные расходы.

15.Цеховая себестоимость.

16.Общехозяйственные расходы.

17.Производственная себестоимость.

18.Внепроизводственные расходы.

19.Коммерческая себестоимость.

Разработка плановых калькуляций себестоимости отдельных видов продукции предполагает ис­пользование прогрессивных нормативов расхода таких производственных ресурсов, как сырье и материалы, топливо и энергия на технологические цели, тарифные ставки и др. В частности, не­обходимы также нормативы косвенных общецеховых или общепроизводственных, общезаводских или общехозяйственных, внепроизводственных или коммерческих и других расходов, например, на содержание технологического оборудования, и т.д.

Полная (плановая) себестоимость единицы продукции определяется суммированием прямых и косвенных расходов.

На основе плановых калькуляций отдельных изделий разрабатывается план себестоимости вы­пускаемой продукции.

В процессе планирования себестоимости продукции нормативным методом точность расчетов во многом определяется выбранными способами распределения комплексных расходов на единицу произведенных товаров или услуг.

В ходе планирования себестоимости составляющие ее затраты включаются в тот период, к ко­торому они относятся, независимо от времени оплаты. Непроизводственные затраты отражаются в том отчетном месяце, когда они выявлены.

В теории и практике внутрифирменного планирования косвенные расходы распределяются в основном пропорционально тарифной оплате труда производственных рабочих. Однако при широ­кой и разнообразной по качеству и количеству номенклатуре выпускаемых товаров такой способ не обеспечивает требуемой в условиях рынка точности планирования себестоимости продукции. Поэтому при ограниченных рыночных ресурсах более обоснованным и приемлемым способом пе­ренесения комплексных затрат на выпускаемую продукцию.

Финансовое планирование




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 666; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.138 сек.