Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4. Законы становления субъекта управления




Резюме

Развитие управленческой мысли в послевоенный период было ознаменовано утверждением четырех основных управленческих культур: американской, японской, европейской и советской. Каждая из этих культур обусловлена определенными объективными и субъективными причинами в конкретных обществах. Особое внимание уделяется истокам советской управленческой культуры. В управленческой литературе выделены три основные моделей управления X, Y, Z, последняя из которых является синтезом американской и японской мо­делей управления.

Контрольные вопросы

  1. В чем основные отличия американской управленческой культуры?
  2. Чем родственны друг другу американская и европейская управленческие культуры?
  3. Как в концепции японского менеджмента предусматривается подготовка руководителей?
  4. В чем достоинства и недостатки советской управленческой культуры?
  5. Что является фундаментом советской управленческой культуры?
  6. Каковы основные тенденции будущего управленческих культур?
  7. Каковы основные отличия моделей управления X, Y, Z?

Раздел 2. ЗАКОНЫ В ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ

Человек проявляет себя как важный и сложный фактор во взаимодей­ствии с предметной и социальной средой, как капризный, труднопредска­зуемый и одновременно мощный ресурс социальных и производственных процессов и как основной капитал, способный увеличивать духовное и материальное богатство предприятия и общества. Поэтому кажется слож­ным найти в нем, в его характере устойчивость, постоянство, позволяю­щие строить управление, надежно прогнозируя результат.

Психология управления, как и любая наука, ориентируется на поиск объективных, существенных, повторяющихся, устойчивых, необходимых и, следовательно, закономерных связей между изучаемыми явлениями. Эти связи, называемые законами, и отличают науку от других областей человеческой практики, так как знание позволяет действовать с предска­зуемыми результатами. Законы в психологии, как отмечает Б.Ф. Ломов, не выступают в виде некоторых абсолютов, жестко и однозначно опре­деляющих связи между явлениями. Это законы-тенденции. Раскрывая закон как тенденцию, психология неизбежно обращается к категориям возможности и действительности. Недаром в ней такое большое внима­ние уделяется тем свойствам и характеристикам человека, которые не просто констатируют то, что есть в действительности, но и то, что суще­ствует лишь как возможность.

 

 

Закон развития высших психических функций (Л.С. Выготский). В со­ответствии с этим законом высшие психические функции (ВПФ) возни­кают первоначально как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми и лишь впоследствии становятся внут­ренними индивидуальными функциями самого ребенка. Отличительные признаки ВПФ - опосредованность, осознанность, произвольность, сис­темность - формируются прижизненно в результате овладения ребенком специальными средствами, выработанными в ходе исторического разви­тия общества. Развитие ВПФ, связанное с обучением в широком смысле слова, не может происходить иначе, как в форме усвоения заданных об­разцов, поэтому проходит ряд стадий.

О чем говорит этот закон в контексте психологии управления? Он рас­крывает некоторые генетические психологические основания развития способности к управлению, организационного лидерства. К ВПФ отно­сятся произвольные память и внимание, вербально-логическое мышле­ние, воля - весь комплекс тех психических процессов, без которых невоз­можно управление. Все эти качества обязательно присутствуют в психо­грамме руководителя. И согласно этому закону ВПФ не возникают сами по себе. В условиях обязательного школьного образования все дети проходят определенный путь обучения, ведущий к формированию ВПФ. Тем не менее, этот путь каждый ребенок проходит в собственной социальной ситуации развития. И те дети, кто, взрослея, обнаруживали лучшие спо­собности к управлению, развивались в несколько других условиях, чем их сверстники из той же школы. Кто-то в силу случайно сложившихся обстоятельств, а кто-то прошел путь целенаправленного обучения. В своем учении о зоне ближайшего развития, логическом следствии закона о ВПФ, Л.С. Выготский убедительно показал, как целенаправленное сотрудни­чество со взрослым позволяет успешно преодолевать расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем его возможного раз­вития, определяемым с помощью задач, решаемых под руководством взрослых.

Таким образом, сталкиваясь с хорошим руководителем, не нужно ссы­латься на талант неведомой природы, а стоит задуматься о технологиях обучения, обеспечивающих нужный для реализации управленческой де­ятельности потенциал.

Этот закон раскрывает возникновение функциональных, но не мотивационных способностей к управлению.

Закон преодолении комплекса неполноценности (А. Адлер). В этом законе раскрывается формирование мотивации к лидерству. В соответ­ствии с этим законом человек стремится к личностной значимости, влас­ти и превосходству, преодолевая ощущение собственной неполноценнос­ти, возникающее в детстве в результате большей компетентности взрос­лых. Особенности преодоления некомпетентности в виде компенсации и гиперкомпенсации детально описано А. Адлером и его последователя­ми. Можно дать и более мягкое название этому закону в контексте про­блематики психологии управления: закон компенсации некомпетентно­сти. Соединение в человеке мотивации к власти и способностей вопло­тить эту мотивацию в реальную деятельность дает Лидера.

Закон оперантного научения, или приобретения (Ф.Б. Скиннер). Этот закон раскрывает причины формирования поведенческих образцов (оперантов) у человека, в том числе профессионально занимающегося уп­равлением. В соответствии с этим законом формирующееся поведение оп­ределяется последствиями деятельности. Если они благоприятны (потреб­ности удовлетворены), то вероятность поведения, ведущего к этим резуль­татам, в будущем усиливается. Этот закон хорошо объясняет устойчивость таких форм управленческого поведения, которые регулярно критикуются в учебниках. Например, авторитарное поведение не только соответствует потребности в компенсации (по А. Адлеру), но и обычно ведет к быстрым результатам, ситуативно устраивающим руководителя, что, естественно (по Ф.Б. Скиннеру), закрепляет данную поведенческую модель. В соответ­ствии со взглядами бихевиористов, поведение контролирует тот, кто конт­ролирует подкрепление. Поэтому менеджеру следует позаботиться о том, чтобы владеть широкими возможностями материального и нематериаль­ного поощрения, используемого в качестве средств выделения и закрепле­ния нужных образцов поведения персонала.

Закон косвенного научения (А. Бандура). Человек не только выде­ляет образцы поведения на основе получаемых подкреплений, но и наблю­дает за другими людьми, которые получают те или иные подкрепления. Если подкрепление, получаемое другим человеком, таково, что могло бы быть подкреплением наблюдателя, он воспроизводит поведение наблюда­емого в сходных условиях. Если подкрепление имеется, то усвоенное пове­дение закрепляется, войдя в состав поведенческого репертуара человека. Произойдет косвенное научение: один человек выступил в качестве пове­денческой модели для другого. Обычно моделями выступают люди того же пола, близкие по возрасту, с более высоким социальным статусом, име­ющие «облако авторитета». Специалисты в области модификации пове­дения считают, что поведение контролирует тот, кто контролирует моде­ли. Для менеджера закон косвенного научения имеет особую ценность, раскрывая механизм влияния через личный поведенческий пример и через выделенные в организации модели эффективного поведения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1140; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.