Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 5. Законы организации деятельности и законы в процессах социального взаимодействия




Резюме

Законы в психологии выступают как законы-тенденции. Это приводит к тому, что психология большое внима­ние уделяет тем свойствам и характеристикам человека, которые есть в действительности, но и тем, что суще­ствуют лишь как возможность. Законы в психологии, особенно важные для управления, можно объединить в три большие группы - законы становления субъекта управления, законы организации деятельности и законы в процессах социального взаимодействия. К законам становления субъекта управления можно отнести закон развития высших психических функций, закон преодоления комплекса неполноценности, закон оперантного научения и закон косвенного научения.

Контрольные вопросы

1. О чем говорит закон развития высших психических функций в контексте психологии управления?

2. Как раскрывается формирование мотивации к лидерству в законе преодолении комплекса неполноценности?

3. В чем различия закона оперантного научения и закон косвенного научения для менеджера?

Закон инвариантности структуры деятельности (Б.Ф. Ломов). В соот­ветствии с этим законом в качестве основных образующих деятельности выделяются следующие: мотив, цели, планирование деятельности, пере­работка текущей информации, оперативный образ (и концептуальная модель), принятие решения, действия, поверка результатов и коррекция деятельности. Этот закон имеет принципиальное значение для психологии управления. Он дает понимание строения управленческой деятельности, позволяет осуществлять анализ реализуемой деятельности на предмет полноты структуры, анализировать и совершенствовать каж­дую образующую деятельности и деятельность в целом. Обращение к этому закону сразу вскрывает одну типичную ошибку управленческого анализа: начинать с цели, а не с мотива, что снижает, если не снимает полностью, обоснованность принимаемых целей управления.

Закон неаддитивного формирования профессиональной деятельности (В.Д. Шадриков). В концепции системогенеза деятельности убедительно показано, что процесс овладения профессиональной деятельностью не аддитивный в том смысле, что сначала формируются одни ее составляющие, затем другие. Деятельность как бы закладывается вся в целом, но в нераз­витой форм«,:в дальнейшем ее составляющее развиваются неравномерно, гетерохронию. Развитие любой из составляющих на каком-либо этапе ов­ладения деятельностью достигает лишь того уровня, который для данного этапа достаточен (а не максимален, как иногда полагают). Развитие каж­дой из составляющих подчиняется развитию системы в целом. Эти положения принципиально важны, поскольку открывают путь к раз­витию эффективных систем подготовки специалистов в области управле­ния, ориентируя на обязательность моделирования в учебных процедурах (и при самоподготовке) деятельности во всей ее полноте.

Закон неопределенности отклика (Е.С. Жариков). В формулировке это­го закона фиксируется различие в откликах (ответах, реакциях) разных людей на одинаковые воздействия других людей в зависимости от разли­чий психических качеств этих людей. Знание этого закона необ­ходимо руководителю как основание для ориентирования на вниматель­ное изучение психологических качеств исполнителей. В зависимости от скорости реакций, устойчивости к стрессам, мотивации, межличностных отношений и десятков других характеристик исполнитель, получив распо­ряжение или действуя в рамках своих должностных обязанностей, выпол­няет работу с тем или иным качеством, в те или иные сроки, а может и не выполняет совсем. Как справедливо отмечает Е.С. Жариков, человек - сложная биосоциальная и социально-психологическая система, облада­ющая таким числом разнообразных внутренних психологических свойств и находящаяся в таком количестве внешних зависимостей, что, прежде чем обращаться к нему с серьезным заданием, надо его детально изу­чить. Недаром хорошие руководители все чаще обращаются к специалистам, способным дать психологические характеристики персо­нала, составить психологическое описание рабочих мест, произвести оцен­ку персонала на соответствие требованиям рабочих мест и профессио­нальной перспективности.

Закон возвышения потребностей в онтогенезе (А. Маслоу). Потребно­сти формируются прижизненно не случайно, а закономерно: от гомеостатических к безопасности, социальному принятию и общению, самоува­жению и самоактуализации. Каждый новый уровень потребностей формируется на основе устойчивого удовлетворения потребностей пред­шествующего, онтгенетически более раннего уровня. Поэтому не каждый человек имеет выраженные высшие потребности. Опираясь на зна­ние этого закона, руководитель сам либо с помощью специалистов мо­жет оценивать уровень потребностно-мотивационной развитости персо­нала, прогнозировать эффективность мотивирующих влияний, не ожи­дая невозможного.

Закон иерархического строения мотивационной сферы (А.И. Леонть­ев. Смысл этого закона состоит в существенном развитии представ­лений А. Маслоу. Согласно этому закону мотивационная сфера взросло­го человека может быть многовершинной и иерархически упорядочен­ной в соответствии с жизненным опытом человека. Она весьма индиви­дуальна и неидентична потребностной пирамиде, возникающей в онтогенезе. Именно поэтому нередко встречаются люди не просто с на­личием высших потребностей, но с их доминантой, позволяющей прояв­лять самоотверженность, силу духа, альтруизм в ущерб удовлетворению гомеостатических потребностей. Знание этого закона позволяет руково­дителю точнее определить возможности подчиненных, понять, кто явля­ется движущей силой развития организации, на кого можно опереться в грудные для организации времена и пр.

Закон оптимума мотивации (М.Р. Йеркс, Дж. Додсон, Дж. Аткинсон). Этот закон фиксирует нелинейную зависимость между продуктивностью деятельности и мотивацией субъекта. Уровень моти­вации, при котором деятельность максимально успешна, называется оп­тимумом мотивации. Этот уровень различен для задач разной сложнос­ти. При сложной деятельности зона оптимума узка и смещена в сторону низкого уровня (3 на рис. 2). Для решения задач средней сложности зона оптимума широкая и находится в области среднего уровня мотивации (2 на рис. 3). И только решение простых задач несколько улучшается вме­сте с ростом мотивации (1 на рис. 3).

Конкретное проявление закона Йеркса - Додсона зависит от эмоцио­нальной устойчивости человека. У эмоционально устойчивых людей зона оптимума смещена кболее высокому уровню мотивации, а у эмоцио­нально неустойчивых, наоборот, к низкому уровню

 

 

Р

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 867; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.