КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 5. Законы организации деятельности и законы в процессах социального взаимодействия
Резюме Законы в психологии выступают как законы-тенденции. Это приводит к тому, что психология большое внимание уделяет тем свойствам и характеристикам человека, которые есть в действительности, но и тем, что существуют лишь как возможность. Законы в психологии, особенно важные для управления, можно объединить в три большие группы - законы становления субъекта управления, законы организации деятельности и законы в процессах социального взаимодействия. К законам становления субъекта управления можно отнести закон развития высших психических функций, закон преодоления комплекса неполноценности, закон оперантного научения и закон косвенного научения. Контрольные вопросы 1. О чем говорит закон развития высших психических функций в контексте психологии управления? 2. Как раскрывается формирование мотивации к лидерству в законе преодолении комплекса неполноценности? 3. В чем различия закона оперантного научения и закон косвенного научения для менеджера? Закон инвариантности структуры деятельности (Б.Ф. Ломов). В соответствии с этим законом в качестве основных образующих деятельности выделяются следующие: мотив, цели, планирование деятельности, переработка текущей информации, оперативный образ (и концептуальная модель), принятие решения, действия, поверка результатов и коррекция деятельности. Этот закон имеет принципиальное значение для психологии управления. Он дает понимание строения управленческой деятельности, позволяет осуществлять анализ реализуемой деятельности на предмет полноты структуры, анализировать и совершенствовать каждую образующую деятельности и деятельность в целом. Обращение к этому закону сразу вскрывает одну типичную ошибку управленческого анализа: начинать с цели, а не с мотива, что снижает, если не снимает полностью, обоснованность принимаемых целей управления. Закон неаддитивного формирования профессиональной деятельности (В.Д. Шадриков). В концепции системогенеза деятельности убедительно показано, что процесс овладения профессиональной деятельностью не аддитивный в том смысле, что сначала формируются одни ее составляющие, затем другие. Деятельность как бы закладывается вся в целом, но в неразвитой форм«,:в дальнейшем ее составляющее развиваются неравномерно, гетерохронию. Развитие любой из составляющих на каком-либо этапе овладения деятельностью достигает лишь того уровня, который для данного этапа достаточен (а не максимален, как иногда полагают). Развитие каждой из составляющих подчиняется развитию системы в целом. Эти положения принципиально важны, поскольку открывают путь к развитию эффективных систем подготовки специалистов в области управления, ориентируя на обязательность моделирования в учебных процедурах (и при самоподготовке) деятельности во всей ее полноте. Закон неопределенности отклика (Е.С. Жариков). В формулировке этого закона фиксируется различие в откликах (ответах, реакциях) разных людей на одинаковые воздействия других людей в зависимости от различий психических качеств этих людей. Знание этого закона необходимо руководителю как основание для ориентирования на внимательное изучение психологических качеств исполнителей. В зависимости от скорости реакций, устойчивости к стрессам, мотивации, межличностных отношений и десятков других характеристик исполнитель, получив распоряжение или действуя в рамках своих должностных обязанностей, выполняет работу с тем или иным качеством, в те или иные сроки, а может и не выполняет совсем. Как справедливо отмечает Е.С. Жариков, человек - сложная биосоциальная и социально-психологическая система, обладающая таким числом разнообразных внутренних психологических свойств и находящаяся в таком количестве внешних зависимостей, что, прежде чем обращаться к нему с серьезным заданием, надо его детально изучить. Недаром хорошие руководители все чаще обращаются к специалистам, способным дать психологические характеристики персонала, составить психологическое описание рабочих мест, произвести оценку персонала на соответствие требованиям рабочих мест и профессиональной перспективности. Закон возвышения потребностей в онтогенезе (А. Маслоу). Потребности формируются прижизненно не случайно, а закономерно: от гомеостатических к безопасности, социальному принятию и общению, самоуважению и самоактуализации. Каждый новый уровень потребностей формируется на основе устойчивого удовлетворения потребностей предшествующего, онтгенетически более раннего уровня. Поэтому не каждый человек имеет выраженные высшие потребности. Опираясь на знание этого закона, руководитель сам либо с помощью специалистов может оценивать уровень потребностно-мотивационной развитости персонала, прогнозировать эффективность мотивирующих влияний, не ожидая невозможного. Закон иерархического строения мотивационной сферы (А.И. Леонтьев. Смысл этого закона состоит в существенном развитии представлений А. Маслоу. Согласно этому закону мотивационная сфера взрослого человека может быть многовершинной и иерархически упорядоченной в соответствии с жизненным опытом человека. Она весьма индивидуальна и неидентична потребностной пирамиде, возникающей в онтогенезе. Именно поэтому нередко встречаются люди не просто с наличием высших потребностей, но с их доминантой, позволяющей проявлять самоотверженность, силу духа, альтруизм в ущерб удовлетворению гомеостатических потребностей. Знание этого закона позволяет руководителю точнее определить возможности подчиненных, понять, кто является движущей силой развития организации, на кого можно опереться в грудные для организации времена и пр. Закон оптимума мотивации (М.Р. Йеркс, Дж. Додсон, Дж. Аткинсон). Этот закон фиксирует нелинейную зависимость между продуктивностью деятельности и мотивацией субъекта. Уровень мотивации, при котором деятельность максимально успешна, называется оптимумом мотивации. Этот уровень различен для задач разной сложности. При сложной деятельности зона оптимума узка и смещена в сторону низкого уровня (3 на рис. 2). Для решения задач средней сложности зона оптимума широкая и находится в области среднего уровня мотивации (2 на рис. 3). И только решение простых задач несколько улучшается вместе с ростом мотивации (1 на рис. 3). Конкретное проявление закона Йеркса - Додсона зависит от эмоциональной устойчивости человека. У эмоционально устойчивых людей зона оптимума смещена кболее высокому уровню мотивации, а у эмоционально неустойчивых, наоборот, к низкому уровню
Р
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 898; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |