КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 4. Основные направления
классической и современной эстетики. 1. Основные направления классической эстетики. 2. Классика и модернизм. Массовая культура, её признаки и влияние на искусство. 3. Основные направления современной эстетики. 4. Основные направления модернизма.
1.Классика как общекультурное явление охватывает все стили от Возрождения до символизма относящиеся к ценностям и идеалам высокого искусства. Основными признаками его являются: - просветительская миссия искусства по распространению культурно-духовных, моральных ценностей («сеять разумное, доброе, вечное») на основе его высокого статуса в обществе; - традиционализм – приверженность традициям и идеалам античного классического искусства в сочетании с морализмом и гуманизмом христианства; В классической эстетике выделяются два основных направления: 1) социальное – это идея общественной сущности человека и искусства, превосходства культуры (искусства) над природой, культ разума и нормативность, то есть наличие правил, критериев искусства и хорошего вкуса а также соответствие признакам Большого стиля: универсальность, народность, этика долга и др. (Вольтер, Гегель, Шеллинг, Маркс); 2) природное – это определяющая роль природы для искусства, творчества, восприятия как эстетического идеала вместе с культом чувств, воображения, интуиции и всеми признаками «малого» стиля в искусстве: индивидуализм, свобода, динамичность, многообразие форм, эскапизм. (английский эмпиризм, Руссо, Кант). 2. В ХХ веке формируется и распространяется новая городская культура под влиянием процессов урбанизации, индустриализации, которая вбирает в себя признаки как высокого классического (многообразие стилей, жанров, авторство) и традиционно-народного искусства (демократичность, простота). Превращение всего общества в аудиторию приводит к снижению, усреднению искусства и уровня творчества также под влиянием рыночной стихии (в демократических обществах) или власти, идеологии (в тоталитарных общ.). Можно выделить следующие признаки массовой культуры (искусства): - упрощение языка и форм произведений на основе преобладающих стереотипов, шаблонных представлений массового сознания; - уравнивание автора и реципиента, публики, творчества и восприятия в их взаимосвязи, преобладание коммуникативной функции над этической; - коммерциализация искусства и творчества, их позитивная одномерность, что приводит к преобладанию количественных критериев, повторяемости, имитациям и снижению их уровня, негативное влияние СМИ и рекламы; - вестернизация – преобладание произведений и образов западной маскультуры, которые несут с собой культ насилия, гедонизма, личного успеха, что вызывает поклонение и подражание части публики, и оказывает негативное влияние на национальную культуру. Переход искусства на позиции модернизма происходит в 10-30-ые гг. ХХ века по следующим направлениям: - в живописи: (пост)импрессионизм – экспрессионизм, кубизм и др.; - в поэзии, литературе: символизм, натурализм – футуризм, модернизм; - в архитектуре: модерн – конструктивизм. Практически все новаторские, авангардные явления в искусстве (сюрреализм, абстракционизм, концептуализм и др.) постепенно становятся частью стихии массовой культуры и снижают свой художественный уровень. 3. Процесс переоценки классических традиций происходил разными путями, что выражено во множестве эстетических идей, теорий, из которых можно выделить три основные. 1) интуитивизм (А. Бергсон, Б. Кроче) - его центральное понятие интуиция является способом сознательного углубления в себя, познание сущности, которая невыразима и существует только в длительности чувственных переживаний. В этом процессе происходит освобождение сознания от стереотипов языка, слов, памяти, внешнего мира, откуда возникает способное для творчества «чистое сознание» Цель искусства – десимволизация, освобождение, отбрасывание общеизвестных условностей, ярлыков, штампов для непосредственного созерцания и познания предметов. Эти идеи чистого сознания и творческой интуиции ориентируют искусство начинать сначала, обращаясь к с себе, выражая свой внутренний мир. Вследствие процесса очищения эстетики от морали, истины, практически реального происходит актуализация «потока сознания» в искусстве модернизма (Джойс, Пруст и др.); В основе искусства и творчества оказывается идея «жизненного порыва», который характеризуется непрерывностью (длительностью), свободой, открытостью, подвижностью, с помощью которых постигается сущность. Искусство как и душа противоположны реальности, практике и направлены на их преобразование. Бергсон по сути лишает искусство всякого положительного содержания и сводит его к чистой энергии и открывает дорогу формализму иррационализму и мистике. 2) психоанализ (З. Фрейд) - выдвигает новую теорию творчества, источником которого являются идеальные представления и желания детства, выражающиеся в модифицированном, преобразованном виде в творчестве.. Другим источником творчества являются задержанные и преобразованные эротические позывы (сублимация). Путем смещения, сгущения, переключения энергия так наз. либидо приобретает форму (маску) творчества и воплощается в образах искусства. Бессознательное также включает в себя и «танатические» позывы негативного плана (смерть, разрушение) особенно в форме «Едипова комплекса», как борьбы ребенка (молодого поколения) против власти отца (старшего поколения), что отражает революционные события и соответствует установкам футуризма и авангардного искусства; Последователь Фрейда Юнг расширяет сферу бессознательного включая в неё такие архетипы как мужское – женское, отец – сын, мать – дочка, мифологические образы, которые становятся первоисточниками национальных культур и выражаются в творчестве. В целом, теория бессознательного представляет творчество как самостоятельный процесс освобождения от внешних социально-этических норм и утверждения авторского Я. Вместе с тем, психоанализ выявляет связь этого Я с через архетипы бессознательного с традициями культуры, мифологией, фольклором. Это намерение двигаться от индивидуального к общему воплощено в произведениях сюрреализма, абстракционизма. Это искусство деформировало предметы с целью проникновения в их суть или отбрасывало их, переходя на беспредметно-знаковый язык. (экспрессионизм, абстракционизм); 3) семиотическая теория (Э. Кассирер, Л. Успенский) – рассматривает искусство как систему знаков и символов, которые выражают скрытую или идеальную реальность, что характерно изначально для произведений на религиозно-мифологическую тематику. Двойственная реально-идеальная природа символа способна выражать скрытые, тайные пласты во внутреннем и внешнем мире, глубже проникать в сущность явлений, однако оно требует специальных знаний как от автора (творчества), так и от реципиента, публики (восприятия). Эта теория реализована в религиозно-мифологичеком искусстве, в направлениях символизм, сюрреализм, абстракционизм, экспрессионизм и др. 4. Искусство модернизма включает различные стили и тенденции, которые можно свести к трем направлениям исходя из используемого автором основного творческого метода: - семантическое направление – это способ творчества, в котором основным приемом является изменение смысла, содержания образов, символов, знаков и всех выразительных средств искусства (десимволизация, рас- пере-кодироваие) с целью актуализации, приближения к современности, прежде всего, традиционных мифологических и исторических образов (Орфей, Гамлет, Дон-Кихот и др.). Использование образов прошлого для современных целей часто приводит к их вульгаризации, но в целом, способствует более глубокому пониманию проблем реальности (символизм, сюрреализм); - синтаксическое направление – это изменение способа связи всех выразительных средств (языка) искусства с целью выражения чрезвычайности происходящего, либо специфики различных ситуаций. Отсюда, явление смещенного, «неправильного» синтаксиса: перестановка слов, образов, сокращенная, упрощенная лексика (язык), что выражает динамизацию современной жизни. Крайним проявлением этой тенденции является хаотичность, непоследовательность, распад, деформация форм и обнажение структуры предметов, что выражает отрицательное отношение автора к явлениям реальности (насилие, войны), его вовлеченность в борьбу, протест и т.д. Этот метод реализован в кубизме («Герника» Пикассо), экспрессионизме, футуризме Маяковского и Хлебникова; - риторическое направление – это способ обращения автора к реципиенту через произведение с целью привлечения внимания к определенным идеям, проблемам общества, изменения общественного мнения и человека. Произведение здесь выступает средством коммуникации и диалога автора с публикой, который поднимает последнюю до уровня соавторства. Произведение обращает внимание не на себя (автора) как отдельное явление, а на проблемы действительности. Крайним проявлением этой тенденции является стремление советского авангарда к полному воплощению в действительность вплоть до исчезновения всякого профессионального искусства. Вместе с тем, эта позиция ведет к упрощению языка и форм произведений и общему снижению их художественного уровня (плакатность, публицистичность, агитка - в произв. Маяковского, Матюшина, Малевича, Мейерхольда и др.). В современных условиях этот способ используется для (само)рекламы авторов. Таким образом, искусство модернизма становится главным культурным явлением, поскольку отобразило не только негативное отношение к части реальности, но и основные противоречия и борьбу ХХ века.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 551; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |