Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 1. Предмет и сущность этики




Е т и к а.

1. Этика и мораль. Категории этики.

2. Основные признаки этики.

3. Структура и функции этики

4. «золотое» и «алмазное» правила этики.

 

Этика является важной частью практической материальной культуры, в которой реализуются все представления и ориентации человека. Задачей курса этики является изучение основных категорий, видов и направлений этики, а также форм поведения и практических проблем, которые возникают в обществе.

1. Этика и мораль являются близкими, смежными понятиями, которые употребляются как синонимы, но имеют при этом существенные различия. Этика имеет греческое происхождение («этос» - местопребывание) и определяется следующим образом: этика - это наука о представлениях и нормах поведения человека в обществе. Она возникла как практическая часть философии включает в себя многообразие многообразие учений, предствлений, идей о способах существования человека в мире.

Мораль имеет латинское происхождение(«moralis» - обычай) и определяется следующим образом: мораль - это совокупность норм поведения человека императивного характера, регулирующих жизнедеятельность общества с позиций добра и зла. Она существует как практическая (прикладная) этика, связанная с обычаями, традициями. Различие между этикой и моралью можно отобразить следующим образом:

этика мораль

- многообразие, многозначность двузначный, бинарный хар-р

- оценочно-познавательный императивный, указательный хар-р

- преобладание свободы, преобладание Долга, ответственности

самовыражения

- часть философии, мировоззрения часть традиций, обычаев культуры.

Основные ценностные категории этики – добро и зло, другие важные относительно нейтральные категории – свобода, равенство, справедливость, к субъективным категориям морального сознания относятся – счастье, любовь и дружба, совесть, долг, ответственность.

2. Этика как философская наука является формой осознания человеком своего места и роли в обществе, она помогает в выборе смысла, целей и средств деятельности, а также общей линии поведения, соответствующей характеру индивидуальности. Этика относится ко второму социально-практическому периоду жизни человека, после эстетического, в котором реализуются его цели, ориентации (социального, эстетического, духовного характера). Рассмотрим основные характерные признаки этического или этики как части культуры.

1) Ценностно-универсальный хар-р основных этических категорий (добро, благо, свобода, справедливость), связанный с высшей ценностью человеческой жизни, общества, и культуры. Добро является важной частью Идеала представленного в классической триаде (истина – добро- красота), который выполняет роль символа и цели для всякого существования и творчества.

2) Нейтрально-позитивный характер некоторых этических категорий, относящихся к основам жизнедеятельности: благополучие, здоровье, счастье, свобода. Они используются в отношениях, как часть этикета (приветствия, прощания, пожелания) для выражения позитивных намерений, независимо от ориентаций человека, т.е. являются важной для общества практической ф о р м о й отношений между субъектами.

3) Многообразие и изменчивость этических норм и представлений отражающее национально - культурные различия, особенно между востоком и западом, различные ценностные ориентации субъектов, актуализацию различных категорий (свобода – равенство, справедливость). Изменчивость связана с постоянной необходимостью обновления способов реализации этих категорий на практике в связи с общим социальным прогрессом.

3. Этика как наука подразделяется на несколько видов, которые возникли исторически и существуют в современных условиях.

- трудовая этика – наиболее древний, архаический вид, характерный для патриархального общества и направлен на выживание и адаптацию к природным условиям. Здесь наиболее ценным качеством (добродетелью) считается трудолюбие вместе с долгом, коллективизмом, мудростью (знанием). Этот вид характерен также для протестантской ветви западного христинства.

- религиозная этика – возникла вместе с христианством и другими мировыми религиями, направлена на духовные цели и актуализирует такие качества (категории) как любовь, вера, смирение, бескорыстие и др. Этот вид является наиболее универсальным и составляет основу общечеловеческой морали.

- профессиональная этика – является модификацией общечеловеческой морали применительно к специфике отдельных видов деятельности. Наиболее актуальными являются: медицинская, военная, дипломатическая, педагогическая этики. Основными качествами здесь являются: долг, ответственность, компетентность, коллективизм.

- корпоративная – современный вид этики возникший в связи с деятельностью крупных экономических или социальных субъектов, которые устанавливают собственные формы поведения (этикета), что особенно характерно для восточных культур. Здесь актуальны такие качества как трудолюбие, коллективизм, равенство, лояльность.

Рассмотрим основные функции этики, которые возникли от её функциональных связей с другими близкими сферами (философия, религия, психология, право).

- социальная функция – реализована в виде норм поведения как части обычаев, прав и обязанностей, традиций и направлена на сохранение целостности и стабильности, а также преемственности поколений в социуме;

- познавательная функция – выражена в многообразии этических учений, представлений, идей, которые возникли в философии и культуре и направлены на познание человека как части природы, общества, космоса, решение «вечных» вопросов о смысле и способах существования человека в мире;

- культурно-духовная функция – придает поведению человека ценностную ориентацию на сохранение и приумножение всех достижений культуры и основана на общечеловеческой морали, христианских заповедях и гуманизме;

- психологическая функция – это этика как способ самосознания и самоопределения человека в мире, то есть индивидуализация этических норм с целью выбора соответствующего способа существования и линии поведения выражающей собственное этическое «Я», что является второй после эстетического «Я» более зрелой формой личности.

4. Основные наиболее универсальные нормы поведения существуют в виде «золотого» и «алмазного» правил и определяются следующим образом:

- «золотое правило» - «не делай другим того, что не желаешь себе» или

«во все как вы хотите, чтобы поступали с вами, поступайте и вы»

(Ев. от Матфея)

- «алмазное правило» - «поступайте таким образом, чтобы ваши наилучшие способности соответствовали наивысшим потребностям людей» или

- делайте то же, что и другие, выполняя свой долг, но так как никто другой».

Первое правило имеет духовно-религиозное происхождение и при его практической реализации возможны трудности, проблемы, оно имеет свои достоинства и недостатки, но направлено на общие интересы и унификацию существования человека в социуме

Второе правило отражает реалии современного существования и направлено на преодоление недостатков первого и индивидуализацию этических правил, однако оно также обладает достоинствами и недостатками.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1420; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.