Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 2 Общество, культура и этика




 

1. Происхождение и сущность этических (моральных) норм.

2. Социология морали: индивидуальное, коллективное, классовое в этике.

3. Этика и культура: многообразие и единство. Общечеловеческая мораль.

4. Политико-правовые аспекты этики.

 

1. Мораль как императивно-практическая форма этики возникает в архаическом обществе вместе с элементами культуры в виде системы запретов (табу) на определенные действия, прежде всего, кровосмешение (инцест) и насилие, а также приобретение собственности. В целом, запреты – табу регулируют поло-возрастные отношения и время работы и отдыха. Этика как позитивная мораль происходит из сакрализации (освящения) основных событий жизнедеятельности (рождение, смерть, брак, посвящение) и существовали в виде ритуалов, из которых происходят этические нормы, правила поведения. Поэтому первые этические нормы сформулированы в отрицательной форме запретов, то есть в виде религиозных заповедей, затем приобретают позитивную форму норм поведения. Первичные мифологизированные представления о добре и зле также возникают из разделения мира (поведения) на сакральное, обязательное и запрещенное, негативное. Поэтому в религии традиционно мораль преобладает над этикой, поведением человека, которые освобождаются от неё только в сфере философии и науки.

В современных условиях, получают распространение такие теории как психоанализ (фрейдизм),которые подвергают критике мораль (религию) за чрезмерные, невыполнимые этические требование к человеку, которые порождают неврозы и насилие (революции), что представлено в работах З. Фрейда «Неудовлетворенность культурой» и «Тотем и табу». В частности, в последней работе выдвигается идея «Эдипова комплекса», как борьбы сыновей (молодого поколения) против Отца (власти, морализма), который стал синонимом освобождения от морали, чувственно-эротического раскрепощения («сексуальной революции»).

2. Этические нормы и представления претерпевают значительные изменения в структуре общества и приобретают значительные модификации, выражающие специфику субъектов, его место и роль в обществе. Необходимо различать индивидуальные и коллективные, классовые субъекты, а также низшие и высшие классы, представители которых имеют разные этические представления.

- позиция индивидуальности представленная в концепция Гоббса, Лейбница, Канта, Сартра (экзистенциализм) выражает частные интересы, ориентации и ведет индивидуализму, эгоизму («каждый за себя а Бог за всех»), конфликтам и насилию, а также дифференциации, поляризации, общества, субъективизации, обесцениванию добра;

- позиция коллективизма, выраженная в концепциях Руссо, Гегеля, Маркса, теологических учениях (В. Соловьев) основана на преобладании коллективного (общего) над индивидуальным и общественной сущности человека. При сохранении ценностей добра эта позиция может привести к подавлению прав и свобод личности в соответствующих политических условиях (тоталитарные, авторитарные режимы).

Классовый подход к этике (морали) заключается в её разделении на высший и низший уровни или два разных типа. Позиция превосходства первого типа над вторым представлена в учении Ф. Ницше (мораль господ, «сверхчеловека» и мораль рабов), а позиция превосходства второго типа (низший уровень) над первым представлена в философии Гегеля («превосходства раба над господином») и Маркса (превосходство рабочего класса над буржуазным) и современных социал-демократических учениях (превосходство массы, народа над индивидуальностью). Однако полит опыт ХХ века говорит об опасности такого преобладания для личности. В целом антиномия индивидуального и коллективного вызывает необходимость гармонизации их отношений на основе сочетания, синтеза интересов личности и общества, альтруизма и эгоизма на основе общечеловеческих ценностей.

3. Многообразие форм этического (морали) отражает различные культурно-национальные традиции и особенности менталитета, что ведет к различиям в содержании и восприятии добра и зла, свободы и других этических кат-ий. Это различие наиболее значительно по линии восток-запад. То есть, содержание этих категорий на востоке связано с такими качествами как коллективизм, лояльность, созерцательность, чувственность а на западе – с противоположными качествами: активность, рациональность, индивидуализм. Однако, эти различия не касаются ценностного значения этических категорий, которое является всеобщим.

Общечеловеческая мораль – это совокупность норм, ценностей выработанных человечеством в ходе истории на основе ценностей мировых религий и обогащенных культурными традициями и опытом новых поколений и представляет собой открытую систему, которая совершенствуется вместе с обществом. В основе этой этики также находится «золотое правило» как наиболее универсальная форма поведения и отношений между людьми и неприемлемость таких качеств как насилие, воровство, зависть, корыстолюбие (стяжание), любодеяние. И в целом – ограничение желаний, смирение, умеренность.

4. Политика есть, по сути, концентрированное выражение не только экономики, но и морали и является средством реализации интересов общих (гос.) или частных отдельных субъектов, классов, групп, которое часто ведет к борьбе, конфликтам, войнам. Аристотель считал, политика и мораль (этика) – это разные уровни (частный и общественный) общего стремления к благу. Они также различаются на практике как цель и средства, что выражено в извествной формуле Макиавелли: Цель (полит.) оправдывает средства (этика). Использование морали в полит. целях (борьба за власть) ведет к её подчинению политике и обесцениванию, в демократическом обществе политика должна быть подчинена морали (этике), которая может быть только целью, но не средством.

Рассмотрим правовые аспекты этики. Этика разделяется также на формальную, институализированную, которая закреплена в правовых нормах, законах и неформальную, которая существует в форме обычаев, нравов, традиций. Оба вида этики имеют свои сферы функционирования, а также достоинства и недостатки. В частности к достоинствам первой следует отнести: ясность, упорядоченность, равенство всех субъектов, ответственность, а второго вида – практичность, доступность. К недостаткам формальной этики - возможность её деформаций вследствие влияния власти, идеологии, подавления индивидуальности, абсолютизации некоторых категорий и недооценка других (например свободы или равенства).Эти недостатки относятся отчасти и ко второму, неформальному виду этики.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 853; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.