Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 3. Основные категории этики




1. Добро и зло как основные категории этики.

2. Диалектика взаимоотношений добра и зла в теории и практике.

3. Свобода, равенство, справедливость как категории современной этики.

 

Добро и зло являются основными ценностными категориями этики, значимость, которых обусловлена решением вопроса о направлении бытия и ценности жизни. Всякий раз, когда делаются попытки объявить эти категории устаревшими, они вновь актуализируются в связи с распространением насилия, войн и конфликтов мире. Рассмотрим это подробнее.

1. Добро, как уже отмечалось, является этической частью Идеала вместе с красотой и истиной, которым оно придает практическую позитивность для человека и выражается в таких понятиях как благолепие и благоразумие.

Исходя его универсальности, многообразия, добро можно определить только в общем виде как символическое обозначение позитивного содержания и направления бытия, проявляется на социально-практическом уровне и связано с такими понятиями порядок, созидание, творчество, гармония, польза и другими атрибутами позитивности. Проявления добра на религиозно-духовном уровне относится к благу, которое можно определить как непрактической добро данное свыше как дар или благодать. В религиозной этике выделяются семь добродетелей, то есть качеств, которые присущи, либо ведут к добру: вера, надежда, любовь, мудрость, чистота, смирение, нестяжание (бескорыстие)

Добро получает свое конкретное выражение в каждой сфере деятельности или направлении этики. Необходимо выделить такие виды-атрибуты добра как удовольствие, наслаждение (гедонизм, эпикуреизм), счастье (эвдемонизм), любовь, вера (в христианская этика), польза (прагматизм).

Категория зла является противоположностью добра, антиценностью, которая

обесценивает жизнь и определяется как символическое обозначение негативного направления бытия, связанное с разрушение, хаосом, а в жизни с несчастьем, болью, потерями бедностью, наконец смертью.

Религиозное зло – это символическое обозначение негативных, темных сил (дьявол, демон и др.), данных в наказание за проступки (грехи), нарушения законов и ассоциируется с миром «кесаревым» (государство, власть) и преисподней. Для религии характерна мифологизация, демонизация зла, преувеличение его опасности для жизни, а также абсолютизация противоположности добра и зла и их вечной борьбы. Соответственно, выделяются семь грехов: насилие, гордость, корыстолюбие, идолопоклонство, любодеяние, совращение, зависть, из который самыми тяжкими грехами являются: гордыня (богохульство) и совращение.

2. Добро и зло как категории являются не абсолютными, а относительными противоположностями и на практике между ними постоянно происходит не только борьба, но и диалог, взаимодействие. В целом, существуют два подхода в решении проблемы взаимосвязи этих категорий.

1) Субстанциональный – исходит из изначальной первичности добра и вторичности зла, которое существует как атрибут, внешний признак, форма в природе и обществе, либо как средство (например насилие) для достижения высоких целей. Этот подход характерен для религии (идеологии) и склонность человека ко злу она объясняет его несовершенством и невежеством. Поскольку понимание добра и зла бывает субъективным и многообразным, то эта позиция вечной борьбы со злом на практике ведет к антагонизмам, конфликтности и порождает ненависть и насилие.

2) Функциональный – исходит из равнозначности добра и зла, их одинаковой укорененности в природе, обществе и человеке как их части и представлена в религиозных течениях зороастризма, манихейства (раннее христианство), а также характерна для мифологии. Это дуалистических подход, который существование зла объясняет необходимостью разрушения, уничтожения всего, что мешает жизни и развитию, что приводит к частичному оправданию сил зла особенно в искусстве в образах дьявола, демонов, Мефистофеля, Воланда и др. Отсюда возникает сложная диалектика взаимодействия добра и зла, в котором обе стороны усваивают некоторые признаки, черты, методы у другой стороны, что ведет к общему развитию. То есть, практически возникает не сущностное, а функциональное разделение этих категорий в следующих аспектах:

- борьба старого и нового, прогрессивных и консервативных сил как необходимое условие развития общества;

- взаимосвязь средств и цели в деятельности, оправдание негативных средств (насилия, обман) высокими целями (например, патриотизм);

- притязания на абсолютную власть (истину, знание), которое вызывает противодействие и борьбу.

Все вышеуказанные появления зла и добра носят относительно-временный, функциональный характер, что ведет к возможности их сочетания и смешения и как следствие дезориентации, ошибкам, когда добро обретает маску зла и наоборот. В этих условиях, критерием разделяющим добро от зла остаются позитивность результатов происходящего, которая часто выявляется только со временем, в долгосрочной перспективе.

4. Рассмотрим категории свободы и равенства, как важные, также

ценностные в соответствующих условиях категории, выражающие социальную значимость индивидуального и коллективного.

Свобода – это общее условие самовыражения и утверждения субъектов (личности) в обществе, форма реализации частных и общих целей, интересов как позитивного, так и деструктивного характера. Она имеет свои достоинства и недостатки. К первому относится возможность развития личности, творчества и прогресса. Недостатки свободы выявляются при превращении её в самоцель, что ведет к индивидуализму, корыстолюбию, произволу. Эта категория выражена в либеральной идеологии, в концепциях Ф. Ницше (идея «сверхчеловека») и персонализме Н. Бердяева.

Равенство – условие функционирования общества как целостного организма на основе равенства прав и возможностей реализации всех граждан. Эта категория представлена в социал-демократической идеологии, а также в учениях сторонников коллективизма (народности) – Ж-Ж. Руссо, Г.В.Гегель, К. Маркс. К достоинствам этой категории следует отнести выражение общечеловеческих ценностей, культивирование чувства долга, ответственности на основе представления об общем благе, преодоление частных интересов и эгоизма. Абсолютизация равенства может привести к таким недостаткам как господство массы, посредственности («охлократия»), подавление личности, творчества, что характерно для тоталитарного типа обществ.

 

Лекция 4. Основные направления классической и современной этики.

1. Основные направления классической этики.

2. Основные направления современной этики.

3. Прогресс в этике.

4. Искусство и мораль

 

1. Большинство направлений классической этики сложились в античной дохристианской культуре как этические концепции философских учений и основаны на выделении определенной цели-смысла или приоритета в существовании человека, что выражается в соответствующем образе жизни, мышления и линии поведения субъекта. Рассмотрим следующие направления:

- с т о и ц и з м – это этика Судьбы, которой человек должен следовать как часть природы, общества и космоса, подчиняя свое поведение, поступки их универсальным законам. Крайней формой подчинения индивидуального общему является ф а т а л и з м как вера в предопределенность каждой судьбы свыше, который может быть религиозным (подчинение воле Бога) или светским (подчинение универсальным законам). Для этих направлений характерно чувство долга, ответственности, подчинение индивидуального всеобщему, однако недооценка роли свободы личности, которая существует только субъективно, в сознании, обрекает человека на пассивное следование предписанным свыше законам.

- с к е п т и ц и з м - это этика критического отношения ко всем абсолютным истинам, ценностям, а в социуме – ко всяким притязаниям на абс. Власть, что неизбежно ведет к релятивизации (относительности) основных моральных ценностей, равнозначности добра и зла. Это направление выполняет роль избавления от иллюзорных представлений, ложных верований, кумиров, но вместе с тем, преобладания сомнения, критики не способно дать позитивную цель и обрекает человека на пассивное восприятия мира.

- э п и к у р е и з м – этика самонаслаждения на основе удовлетворения основных естественных или минимальных потребностей. Это субъективно-внутреннее (имманентное, интравертное) направление отдаляющее человека от мира и вместе с тем ассоциируется с природно-материалистическим мировоззрением и созерцательным отношением к жизни.

- г е д о н и з м - этика наслаждений, удовольствий как основной цели и смысла существования человека, выражается в нейтральном относительно добра и зла поведении, однако на практике ведет к потребительскому образу жизни, эгоизму, праздности и и деградации;

- э в д е м о н и з м – этика счастья как единственной достойной цели существования, которая достижимо в любых условиях для всех субъектов, поскольку ассоциируется преимущественно с внутренним состоянием человека;

- а с к е т и з м – этика достижения духовно-религиозных целей, самосовершенствования на основе ограничения жизненных желаний, влечений, удаления от мира, самопожертвования как религиозного, так и светского характера в сферах идеологии, профессиональной, творческой деятельности.

2. Рассмотрим основные направления современной этики, которые получили распространение в ХХ веке.

- п с и х о а н а л и з - этика бессознательного, которое выступает в виде двух инстинктов, первичных позывов: сил любви и созидания («Эрос») и насилия и разрушения («Танатос»), а также женскими (образ души – анимы) и мужскими (образ души – анимуса) качествами, которые овладевают сознание и направляют деятельность человека. Бессознательное включает в себя также архетипы коллективного поведения и представлений, представленных в мифологии, фольклоре народов, самый известный из которых царь Эдип, давший название соответствующему комплексу, означающему борьбу молодого поколения против власти старшего поколения

В целом, психоанализ направлен против чрезмерной строгости религиозной морали, которая деформирует психику и выступает за освобождение и чувственно-эротическое раскрепощение личности, которое реализовано в известном лозунге «сексуальной революции».

- э к з и с т е н ц и а л и з м - этика автономного индивидуального существования на основе свободного выбора и ответственности за его последствия. Здесь свобода является главной ценностью, однако сводится к внутреннему состоянию, свободной воле и направлена на индивидуализацию этических норм, которые сводятся к действиям в определенной ситуации, то есть ситуативной морали. К достоинствам экзистенциализма следует отнести своеобразный гуманизм как сознание неповторимости, значимости каждой индивидуальности, которая не сводится к набору качеств, функций и является по сути уникальной, незаменимой, а внутренний мир личности невыразим и не может до конца понят извне, со стороны общества (по К. Ясперсу). Недостатком этого направления является крайний индивидуализм, противостояние личного и общего, коллективного («Ад – это другие» - по Ж-П. Сартру).

- п о с т м о д е р н и з м – это, прежде всего, этика имморализма, как нейтральных относительно добра и зла представлений, а также множественности (вместо традиционной бинарной морали) этических норм и линий поведения в контексте децентрированной ориентации сознания в сторону периферийности, номадизма, маргинальности, что ведет к этическому релятивизму, равнозначности добра и зла.

- п р а г м а т и з м - современное этическое направление которое возникнув в экономике распространилось на другие сферы и заключается в подчинении этических норм и категорий главной цели – получению прибыли, полезного эффекта. Крайней формой этого направления является у т и л и т а р и з м, как стремление к функциональности, использованию как различных предметов, так и человека в частных интересах, сведению их к полезным функциям. Здесь преобладает редукционистское сведение всякой дяетельности к способности приносить, прежде всего материальную пользу, что противоречит ценностям гуманизма и религии. Это нейтральное направление, которое служит частным, индивидуальным интересам в условиях рыночной экономики и приобретает свою значимость в зависимости от целей субъекта и роли в обществе.

3. Рассматривая прогресс в этике стоит отметить, что многие философы отрицают эту идею (Руссо, Шопенгауэр, Ницше, Шпенглер и др.), считая, что человек не становится лучше и духовно-этическая сфера отстает от социально-культурного развития. Однако, прогресс в этике в ХХ веке очевиден по следующим признакам:

- распространение либерально-демократической идеологии, которая несет с собой освобождение, раскрепощение личности;

- защита прав человека на основе правовых документов ООН («Декларация прав человека»), где закреплены фундаментальные права и свободы каждого человека;

- распространение этики пацифизма и ненасилия в социально-политической борьбе, связанной с именами Л. Толстого, М. Ганди, М.Л. Кинга и др.;

- возникновение экологической этики, которая распространяет этические норму, гуманизм на все живое, всю биосферу, что связано с именами А. Швейцера, В. Вернадского, Тейяр де Шардена и др.

4. Взаимосвязь морали и искусства обусловлена близостью этики и эстетики, которые могут сочетаться как художественная форма и этическое содержание, отражающее реальность. Короче, искусство придает этике яркую, привлекательную форму, а последняя придает искусству содержательность, глубину, актуальность. Основной задачей искусства является показ преимуществ добра и недостатков, порочности, слабости сил зла. Однако, в массовой культуре эта задача вытесняется преобладающим гедонизмом, коммерческим утилитаризмом, что приводит к упадку искусства.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1587; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.