Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие, особенности и виды административного процесса




Вынужденный отказ— переживание вынужденного отказа от удовлетворения влечений. Вынужденный отказ может быть вызван неблагоприятными внешними обстоятельствами (содержа­ние в тюрьме, отсутствие соответствующего кругаобщения и др.) и внутренними условиями (влечения отклоняются как неприем­лемые силами Я — сверх-Я).

Вытеснение — один из механизмов психологической защиты, характеризующийся недопущением, исключением из сознания неосознанного импульса, неприемлемого для сознания своим морально-этическим особенностям, возбуждающего напряжение и тревогу.

Выученная беспомощность — понятие, введенное Селлигманом для характеристики неадекватной пассивности и сниженной мотивации, возникающих в результате повторных столкновений с неконтролируемыми событиями.

Генитальная стадия — четвертая и последняя стадия психо-сексуального развития, в ходе которой формируются зрелые гетеросексуальные отношения (стадия длится от подросткового возраста до смерти).

Генитальность — высший уровень развития либидо, зрелость.

Генитальный характер — термин, введенный Фрейдом для обозначения идеального психического здоровья. Такой тип ха­рактера встречается у индивидуума, обладающего нормальной сексуальностью, способного к интимным отношениям с другими, вносящего свой вклад в общество благодаря продуктивной деятельности.

Гиперкомпенсация — форма компенсации, с помощью которой достигается нечто большее, чем просто избавление от чувства недостаточности: гиперкомпенсация ведет к превосходству или выдающемуся достижению. При гиперкомпенсации человек действует так, будто он чувствует свое превосходство над другими (что указывает на наличие комплекса превосход­ства).

Гипертимный тип — характеризуется преимущественно радо­стным настроением, высокой активностью, подвижностью, об­щительностью.

Девиантное поведение — это система поступков, отклоняю­щихся от общепринятой нормы, будь то нормы психического здо­ровья, права, культуры, морали.

Делинквент — субъект, чье отклоняющееся поведение в край­них своих проявлениях представляет собой уголовно наказуемые действия.

Делинквентность — патохарактерологическая реакция подро­стков, проявляющаяся в совершении ими мелких правонаруше­ний и поступков, не достигающих степени преступления, нака­зуемого в судебном порядке.

Депрессия — тоскливое, подавленное настроение с сознани­ем собственной бесперспективности, пессимизмом, снижением побуждений, заторможенностью движений.

Депривация — психическое состояние человека, возникаю­щее в результате длительного ограничения его возможностей в удовлетворении основных психических потребностей; ха­рактеризуется выраженными отклонениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии, нарушением социальных кон­тактов.

Дефицитарные мотивы, Д-мотивы — основные потребности, нацеленные на устранение напряжения организма, особенно те потребности, которые возникают из биологических потребностей и потребностей безопасности. По Маслоу, дефицитарные потреб­ности должны быть удовлетворены прежде, чем человек сможет двигаться к самоактуализации.

Дистресс — негативно проявляющийся стресс, приводящий к дезорганизации деятельности организма, характеризующийся отрицательным воздействием.

Задержка — остановка развития на одной из его ступеней. Термин «задержка» используется Фрейдом также в качестве синонима слова «препятствие» («тормоз» развития какого-либо влечения).

Замещение — один из механизмов перевода бессознательных, неприемлемых для Я (сверх-Я) желаний в приемлемые формы. Результатом 3. являются, например, ошибочные действия, нев­ротические симптомы, остроты, определенные характеристики сновидения и др.

Защитные механизмы — понятие, введенное Фрейдом для обозначения приемов, которые обычно используются человеком, чтобы снизить тревогу и чувство вины. В результате их действия определенные мысли, желания или чувства исключаются из соз­нания.

Ид (Оно) — аспект структуры личности, все содержание ко­торого является унаследованным.

Идентификация — бессознательный процесс, благодаря ко­торому индивид (например, ребенок) ведет себя, думает и чувст­вует, как это делал бы другой человек, с которым он себя идентифицирует (например, мать или отец), отождествление, как правило, неосознанное, себя со значимым другим человеком (реальным или вымышленным) или группой как образцом. С по­мощью этого механизма у ребенка формируются личностные черты и поведенческие стереотипы, а также появляется возмож­ность освободиться от собственной тревоги и ослабить внутрен­ние конфликты. Играет важнейшую роль в формировании личности.

Иерархия потребностей — расположение потребностей чело­века от низших к высшим, в смысле их предпочтения или необ­ходимости.

Изоляция — защитный механизм, при котором эмоции изо­лируются от содержания болезненных воспоминаний или им­пульсов.

Изоляция — чувство социальной опустошенности и болезнен­ности, возникающее в результате неспособности достичь интим­ности.

Импульсивные действия — действия, совершающиеся под влиянием неосознанных внешних или внутренних побуждений.

Индивидуальная психология — теория личности Адлера, в ко­торой подчеркивается уникальность каждого индивидуума и тех процессов, с помощью которых люди преодолевают свои недос­татки и стремятся к достижению жизненных целей.

Инстинкт (в бихевиоризме) — врожденная форма поведения, способность совершать целесообразные действия в ответ на определенный стимул.

Инстинкт (в психоанализе) — врожденное, локализующееся на уровне тканей организма состояние возбуждения, стремящееся выразиться вовне и привести к снятию напряжения. Согласно Фрейду, представляет собой психические проявления врожден­ных телесных состояний возбуждения, выражающиеся в форме желаний.

Инстинкт жизни — понятие, введенное Фрейдом для обозна­чения влечений или источников энергии (либидо), направлен­ных на сохранение жизни и сексуальное удовлетворение.

Инстинкт смерти — понятие, введенное Фрейдом для обоз­начения влечений или источников энергии, направленных на самоуничтожение или на возвращение в неорганическое со­стояние.

Инстинктивное поведение — врожденное поведение, прису­щее данному виду, возникающее без предварительного обучения в определенных условиях окружающей среды.

Инструментальное научение — в теории «стимул—реакция» ус­воение реакций, которые являются средством (инструментом) достижения желаемой ситуации.

Интериоризация — формирование внутренних структур психики человека путем усвоения структур внешней социальной дея­тельности.

Интернализация — синоним интроекции.

Интерпретация — процесс разъяснения, толкования смысла чего-либо сложного для понимания, неясного и т. д.

Интроверсия — термин, предложенный Юнгом для объясне­ния стиля связи человека с миром. Интроверсия характеризуется созерцательным подходом к жизни и отстраненностью от людей. В теории Айзенка один из полюсов параметра личности «интроверсия—экстраверсия», которому свойственна склонность к сдержанности, рефлексии, к избеганию шума и риска.

Интроекция — процесс, посредством которого объекты внеш­него мира, образы, взгляды, мотивы и установки других людей включаются индивидом в свой внутренний мир; отношения с объектом «вовне» заменяются отношениями с воображаемым объектом «внутри себя». Интроекция связана с идентификацией.

Инфантилизм — сохранение в психике и поведении подро­стков, юноши или девушки особенностей, присущих детскому возрасту. Индивид, которому свойствен инфантилизм, отличается незрелостью эмоционально-волевой сферы. Это выражается в несамостоятельности принятия решений и действий, в по­ниженной критичности по отношению к себе, чувстве неза­щищенности, повышенной требовательности к заботе других о себе, слабоволии, нежелании брать на себя ответственность, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости и др., в разнообразных компенсаторных реакциях (фантазирование, эгоцентризм и др.).

Испуг — аффективное состояние страха, возникшее в ситуа­ции опасности, к которой не было готовности (см. также Страх, Свободный страх).

Катарсис — разрядка и высвобождение эмоций в ходе разго­вора о своих проблемах.

Классическое обусловливание — тип научения, впервые опи­санный И.П. Павловым, в котором первоначально нейтральный стимул идет в паре со стимулом, естественно вызывающим ре­акцию, и постепенно приобретает способность вызывать ту же реакцию. Например, ребенок слышит сердитый голос вместе со шлепком и соответственно реагирует на сердитый голос страхом.

Когнитивно-поведенческая терапия — подход к терапии, в ко­тором акцент делается в равной мере на необходимость изменения, как усвоенных моделей поведения, так и нереалистического и неадаптивного мышления.

Компенсация — попытки человека замещать чувство неадек­ватности чувством адекватности посредством развития физиче­ских или интеллектуальных умений и навыков.

Комплекс — совокупность эмоционально окрашенных эле­ментов (мыслей, интересов, установок), складывающаяся в пе­риод раннего детства, вытесненная в бессознательное и оказы­вающая воздействие на актуальную психическую жизнь инди­вида.

Комплекс кастрации — комплекс, возникающий у ребенка в тесной связи с детским сексуальным развитием (сексуальны­ми исследованиями детей и детскими сексуальными теориями). Основным проявлением комплекса кастрации у мальчика явля­ется возникающий под влиянием мнимых или реальных угроз со стороны взрослых страх потерять свой половой орган в качестве наказания за детский онанизм. У девочки комплекс кастрации состоит в своеобразном, появляющемся после открытия раз­личия полов сплаве чувств страха и зависти к мужскому полово­му органу, определенных сексуальных фантазий и т. п.

Комплекс неполноценности — глубокое всепроникающее чув­ство собственной неполноценности по сравнению с другими людьми. Часто сопровождается дефектными, ошибочными ус­тановками и поведением.

Комплекс превосходства — в теории Адлера — тенденция пре­увеличивать собственную значимость, чтобы преодолевать по­стоянное ощущение неполноценности.

Комплекс Электры — женская версия эдипова комплекса в теории Юнга.

Конформность — тенденция человека изменять свое поведе­ние под влиянием других людей таким образом, чтобы оно соот­ветствовало мнению окружающих.

Латентная стадия — в теории психоанализа — стадия, следую­щая за фаллической, на которой происходит снижение сексуаль­ных побуждений и интересов. Ранние детские переживания из области сексуального подвергаются вытеснению. Интересы ребенка обращают­ся в этот период главным образом на общение, школьное обу­чение на развитие интересов и навыков в контактах со сверст­никами того же пола (так называемой «гомосексуальной друж­бе») и т. п.

Либидо — одно из ключевых понятий психоанализа. Исход­но обозначало лежащую в основе всех сексуальных проявлений индивида психическую энергию, использовалось как синоним сексуального влечения. В более поздних работах Фрейд исполь­зует понятие либидо как синоним влечения к жизни (Эроса).

Личность — характеристики человека, которые отвечают за согласованные проявления поведения.

Маскулинный (маскулинность) — паттерн поведения, установ­ки и пр., имеющие отношение к вторичным половым признакам мужчины.

Моделирование — понятие, введенное Бандурой для обоз­начения процесса воспроизводства действий, усваиваемых в ре­зультате наблюдения за другими людьми.

Моральная тревога — чувство стыда и вины, испытываемое индивидуумом, когда его эго грозит наказанием со стороны Су-перэго (Сверх-Я»). Мотивация — совокупность потребностей и мотивов, побуж­дающих человека к активной деятельности в определенном на­правлении.

Мотивы роста — потребности высшего уровня (метапотребности), связанные с врожденным побуждением актуализиро­вать свой потенциал. Мотивы роста возникают только в том случае, если основные потребности удовлетворены. Они увеличивают радость жизни. Также известны как бытийные, или Б-мотивы.

Моторный аппарат — вся сфера двигательных функций организма.

Навязчивое повторение — бессознательная склонность к повторению в настоящем ранее пережитых травматических моментов и ситуаций. Навязчивые действия — непроизвольные, симптоматически и патологические акты, совершаемые человеком вопреки его желанию. Наказание — предъявление аверсивных стимулов, следующее за нежелательным поведением и уменьшающее вероятность по­вторения такого поведения.

Накапливающий тип характера — в теории Фромма — скупой, упрямый и ориентирующийся на прошлое человек.

Направляемое участие — подход к терапии, принятый в социально-когнитивной теории, при котором человеку помогают в воспроизведении моделируемого поведения.

Научение через наблюдение — понятие, введенное Бандурой для обозначения процесса, посредством которого люди в результате простого наблюдения усваивают формы поведения других людей, называемых моделями.

Неадаптивная реакция — согласно бихевиоризму — это усвоение реакции, которая неадаптивна или неприемлема для людей, окружающих индивида в данных обстоятельствах.

Невроз — психически обусловленное расстройство, симптомы которого выражают в символической форме породивший его душевный конфликт (конфликт влечений), в частности, сексуальных влечений и влечений Я. Невроз актуальный — невроз, причина которого связана с настоящим, а не с детскими конфликтами; симптомы — прямое следствие отсутствия или недостаточности сексуального удовлетворения, сдерживания либидо.

Невроз навязчивости — характеризуется наличием навязчивых состояний-воспоминаний, воспроизводящих психогенно-трав­матическую ситуацию, мыслей, страхов, действий, ощущаемых человеком как чуждые и принудительно повторяющиеся.

Невроз страха — невроз, главным симптомом которого явля­ется свободный страх.

Нейротизм — состояние, характеризующееся эмоциональной неустойчивостью, тревогой, низким самоуважением.

Невротическая тревога — эмоциональный ответ в виде стра­ха, испытываемого индивидуумом, когда эго находится под угрозой неподвластных контролю инстинктивных желаний (боязнь, что импульсы, идущие от ид, причинят эго неприят­ности).

Негативизм — немотивированное поведение, проявляющее­ся в действиях, противоположных требованиям и ожиданиям дру­гих, сопротивление, стремление сделать наоборот. Негативизм обусловлен потребностью ребенка в самоутверждении, в защите своего Я, а также является следствием эгоизма и отчуждения от нужд и интересов других людей. В поведении ребенка различают два вида негативизма: 1) пассивный негативизм — упрямство, не­желание выполнить то, что предлагает взрослый; 2) активный не­гативизм — выполнение ребенком действия, противоположного требуемому.

Негативное наказание — устранение приятного стимула, сле­дующее за нежелательным поведением.

Негативное подкрепление — подкрепление, состоящее в уст­ранении неприятного стимула после получения желательной ре­акции.

Недоверие — чувство страха, подозрительность и мрачные предчувствия у маленького ребенка по отношению к людям и к миру в целом, сформировавшееся благодаря несостоятель­ному или отвергающему стилю материнского воспитания.

Неполноценность органа — врожденная слабость или недос­таточность органа (например, дефект зрения), являющаяся причиной появления чувства неполноценности у индивидуума. Согласно Адлеру, неполноценность органа часто приводит ин­дивидуума к значительным победам в жизни.

Неполноценность — чувство неуверенности и некомпетент­ности, являющееся следствием недостаточной успешности; низ­кая самооценка.

Оперантное научение — форма научения, в которой правиль­ная реакция или изменение поведения подкрепляется и стано­вится более вероятной; также называется инструментальным научением.

Оперантное поведение — реакции, свободно изъявляемые ор­ганизмом, на частоту которых сильно влияет применение раз­личных режимов подкрепления.

Оральная стадия — первая стадия психосексуального разви­тия, на которой основным источником интереса и удовольствия является рот.

Оральный характер — в концепции Фрейда о типах личности отражает фиксацию на оральной стадии развития. Взрослый человек с таким типом личности характеризуется пассивностью, зависимостью и доверчивостью (орально-пассивный) или нега­тивизмом, стремлением эксплуатировать других и сарказмом (орально-садистический).

Ориентация к людям — в теории Хорни — стратегия оптими­зации межличностных отношений, нацеленная на совладание с базисной тревогой посредством чрезмерной зависимости от других людей; другое название — уступчивый тип.

Ориентация от людей — в теории Хорни — стратегия оптими­зации межличностных отношений, нацеленная на совладание с базисной тревогой посредством эмоциональной обособленно­сти от других людей; другое название — обособленный тип.

Ориентация против людей — в теории Хорни — стратегия оп­тимизации межличностных отношений, нацеленная на совлада­ние с базисной тревогой посредством доминирования и эксплуа­тации других людей; другое название — враждебный тип.

Отрицание — защитный механизм, при котором реальность, причиняющая боль, отрицается, будь то реальность внешняя или внутренняя.

Отсрочка удовлетворения — откладывание удовольствия до оп­тимального или подходящего момента; понятие, особенно под­черкиваемое в социально-когнитивной теории в связи с саморе­гуляцией.

Первичный процесс — удовлетворение инстинктивной потреб­ности в фантазии. Психологический феномен, благодаря которо­му у индивидуума уменьшается напряжение при формировании образа объекта, ранее ассоциировавшегося с удовлетворением ос­новной потребности.

Подкрепление — событие (стимул), которое следует за реак­цией и повышает вероятность ее появления.

Подражательное поведение — поведение, которое усваивается благодаря наблюдению за другими. Согласно теории бихевиориз­ма, оно возникает благодаря тому, что человека вознаграждают за копирование чужого поведения. Например, дети воспроиз­водят поведение своих родителей и затем получают вознаграж­дение.

Позитивное наказание — предъявление аверсивного стимула после реакции.

Позитивное подкрепление — предъявление приятного стиму­ла после реакции, повышающее вероятность ее повторения.

Потребность в безопасности и защите — основная потребность, которая мотивирует человека установить разумный порядок, структуру и прогнозируемость своего окружения.

Потребность в принадлежности — основная потребность, кото­рая мотивирует человека к близким взаимоотношениям с други­ми. Удовлетворение этой потребности находят в друзьях, семей­ной жизни и членстве в группах и организациях.

Потребность в самоуважении — основная потребность, ко­торая мотивирует человека достигать признания и уважения других.

Предсознательное — те мысли и чувства, которых индивиду­ум не осознает в любой данный момент, но которые могут быть осознанными с небольшими затруднениями или совсем без тру­да (например, дата вашего рождения).

Привычка — в теории Халла ассоциативная связь между сти­мулом и реакцией.

Принцип реальности — ориентация, которая предусматрива­ет отсрочку удовлетворения инстинкта до тех пор, пока не будет найден подходящий объект и/или условие для удовлетворения данной потребности.

Принцип удовольствия — ориентация, при которой требуется немедленное удовлетворение всех желаний и потребностей, не­взирая на требования или ограничения действительности.

Продуктивный тип характера — в теории Фромма — целост­ный, любящий и творческий индивидуум. Представляет собой идеальную конечную цель в развитии человечества.

Проекция — защитный механизм, при котором один человек приписывает другому (проецирует на него) свои собственные не­приемлемые для осознания инстинкты или желания.

Психоанализ — теория личности — личностной структуры развития, динамики и изменений, созданная Фрейдом. В психоанализе делается сильный упор на роль биологических и неосознаваемых факторов в регуляции поведения. Также утверж­дается, что поведение человека в своей основе иррационально и является результатом взаимодействия между ид, эго и суперэго.

Психодинамическая теория — теория или точка зрения, подчеркивающая неосознаваемые психические или эмоциональные мотивы в качестве основы человеческого поведения.

Психосексуальное развитие — теория, сформулированная Фрейдом, объясняющая развитие личности на языке изменений в биологическом функционировании индивидуума. Социальный опыт на каждой стадии предположительно оставляет свой от­печаток в виде установок, черт личности и ценностей, приобре­тенных на данной стадии.

Психотизм — состояние, характеризующееся постоянной на­пряженностью, возбудимостью безотносительно к степени опас­ности реальной ситуации. Основными чертами характера таких детей являются эгоизм, самодовольство и чрезмерное само­мнение.

Пубертатный — относящийся к периоду полового созревания.

Разрядка напряжения — по представлению Фрейда, возникаю­щее внутри психического аппарата благодаря внешним и внут­ренним раздражителям напряжение должно разрядиться вовне и тем самым восстановить определенное психическое равнове­сие. Средством этой разрядки может быть плач («выплакаться»), смех, движения («дать волю своей ярости») и др. Однако арсенал используемых при этом средств достаточно скуден. Кроме того, не все они приемлемы в социальном отношении. Поэтому имею­щееся напряжение может разрядиться в таких формах, как сно­видение, или даже в виде невротических симптомов, например в виде страха.

Рационализация — защитный механизм, позволяющий инди­видууму находить правдоподобные оправдания своих неудач.

Реактивное образование — защитный механизм, позволяющий снижать уровень тревоги путем подавления одних импульсов и чувств и усиления импульсов и чувств противоположного значения.

Реактивный — относящийся к патологическим изменениям психической деятельности в ответ на психическую травму или неблагоприятные обстоятельства.

Реалистическая тревога — эмоциональный ответ, вызванный угрозой или восприятием реальных опасностей во внешнем ок­ружении.

Регрессия — защитный механизм, заключающийся в том, что индивидуум отступает на более раннюю стадию развития, более безопасную и приятную; использование менее зрелых ответов в попытке справиться со стрессом.

Репетиция поведения — методика тренировки уверенности в себе, в которой клиент учится интерперсональным навыкам в структурных ролевых играх.

Рецептивный тип характера — в теории Фромма — зависимый, пассивный, доверчивый, сентиментальный и неспособный де­лать что-либо без посторонней помощи человек.

Роль — поведение, которое считается должным, соответст­вующим положению или статусу человека в обществе.

Рыночный тип характера — в теории Фромма — человек, оце­нивающий себя как товар, который можно выгодно продать или обменять; предельно отчужденный от других.

Самоактуализация — фундаментальная тенденция организма актуализировать, сохранять и развивать себя.

Самоактуализирующиеся люди — люди, которые удовлетвори­ли свои дефицитарные потребности и развили свой потенциал настолько, что могут считаться в высшей степени здоровыми людьми.

Самоконтроль — метод обучения уверенности в себе, при ко­тором клиент систематически ведет журнал социальных собы­тий по мере того, как они происходят.

Самооценка — оценка человеком самого себя или его сужде­ние о собственной ценности.

Саморегуляция — понятие, введенное Бандурой для описания процесса, посредством которого человек регулирует свое собст­венное поведение.

Сверхзаботливость — термин, используемый для описания: ведения родителей, которые в недостаточной степени или сове не побуждают ребенка к развитию у него самоконтроля.

Сексуальное — данный термин употребляется в широко и узком смысле слова. В узком смысле означает то, что имеет отношение к продолжению рода. В широком смысле С. включат также получение наслаждения от эрогенных зон, не обязательно связанного с размножением, и еще более широко — наслажде­ние от функционирования любых органов.

Сила воли — качество, связанное с автономией, благодаря ко­торому ребенок учится делать свободный выбор и ограничивать себя.

Симптом — в психопатологии — проявление психологического конфликта или нарушенного психологического функционирования. Для Фрейда — замаскированное выражение подавлен­ного импульса.

Симптоматическое действие — кажущееся незначительным, действие (перебирание вещей, складок платья, пуговиц, напевание про себя мелодий и т. п.), имеющее, как и ошибочное дейст­вие, скрытый смысл.

Симптомы (невротические) — различного рода акты и дейст­вия, указывающие на наличие психоневрозов или их тенденций; производные вытесненных, но оставшихся активными сексуальных стремлений, которые не могут получить непосредственного удовлетворения.

Систематическая десенсибилизация — техника поведенческой; (бихевиоральной) терапии, при которой на стимул, первоначально вызывавший тревогу, вырабатывается конкурирующая с ней реакция (реакция релаксации).

Смещение — защитный механизм, суть которого состоит в пе­реадресовании чувств или импульсов кому-то, для кого они не предназначались, по причине возможного возмездия со сторо­ны истинного объекта. Например, студент, которого критикует преподаватель, выливает свое раздражение на соседа или сосед­ку по общежитию.

Совестливость — способность личности осуществлять нрав­ственный самоконтроль, самостоятельно формировать прог­рамму действий и производить самооценку совершаемых по­ступков.

Сознание — мысли и чувства, которые индивидуум осознает в любой данный момент.

Соматические нарушения — изменения в сенсорных (чувст­венных) и моторных (двигательных) функциях организма, кото­рые могут проявляться в нарушении сна, потере аппетита, повы­шенном потоотделении и др.

Состояние — изменения настроения и эмоций (например, тре­вожность, депрессия, усталость), которые могут влиять на пове­дение человека в данный момент.

Социализация — процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта. Ведущим ком­понентом социализации является воспитание.

Социальный интерес — чувство эмпатии по отношению к че­ловечеству, проявляющееся в виде сотрудничества и взаимо­действия с другими, скорее во имя общественного блага, чем ради личных целей. Согласно Адлеру, социальный интерес явля­ется полезным психологическим критерием психического здо­ровья.

Спонтанный — самопроизвольный, возникающий вследствие внутренних причин, без непосредственного воздействия извне.

Стенические чувства (эмоции) — переживания, повышающие активность личности.

Стереотип — обозначение общепринятого представления о тех или иных явлениях, формах поведения и т. д.

Страх — аффективное состояние ожидания какой-либо опас­ности. Страх перед каким-либо конкретным объектом назы­вается Фрейдом боязнью, в патологических случаях — фобией. Фрейдом различаются также так называемый свободный страх и испуг.

Страх кастрации — представление Фрейда о существовании у мальчиков страха, переживаемого в период фаллической ста­дии, вызванного ожиданием того, что отец отрежет у сына пенис из-за сексуального соперничества за мать.

Стремление к превосходству — стремление к преодолению соб­ственных недостатков и наиболее полному раскрытию своего по­тенциала. Адлер рассматривал его как мощную движущую силу, лежащую в основе поведения человека.

Стресс — психическое состояние общего возбуждения, пси­хического напряжения при действиях в трудных, необычных, экстремальных ситуациях; неспецифическая реакция организ­ма на резко изменяющиеся условия среды.

Стыд — чувство гнева у ребенка, направленное на себя, по­тому что его родители не позволяли ему развивать свою авто­номию.

Сублимация — форма замещения, при которой импульсы ид направляются на социально приемлемую активность.

Суицидальное поведение (суицид) — осуществление или попыт­ка самоубийства, связанные с неумением, неспособностью пре­одолевать житейские трудности и неудачи,

Суперэго (Сверх-Я) — в теории психоанализа — этическое или моральное образование в структуре личности; представляет со­бой интернализованную индивидуумом систему социальных норм и стандартов поведения, полученную от родителей посред­ством поощрения и наказания.

Сценарий — последовательности, или паттерны действий, считающиеся уместными, подобающими в данной ситуации.

Тип характера — фрейдовская классификация людей на кате­гории в зависимости от фиксации на определенной стадии пси­хосексуального развития.

Толерантность — отсутствие или ослабление реагирования на тот или иной неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию.

Тревога — эмоциональное состояние, возникающее в ожида­нии неопределенной опасности, неблагоприятного развития со­бытий; характеризуется беспредметностью в отличие от страха как реакции на конкретную угрозу.

Тревожность — психологическая особенность индивида, за­ключающаяся в склонности к переживанию состояния тревоги; характеризуется низким порогом возникновения данной ре­акции.

Тренировка уверенности в себе — методика бихевиоральной те­рапии, используемая, чтобы помочь клиенту стать более успеш­ным в ситуациях межличностного общения.

Угасание — процесс постепенного ослабления и исчезнове­ния условных реакций, которые больше не подкрепляются.

Усвоение — научение новым действиям, которое, как считает Бандура, не зависит от вознаграждения, в отличие от испол­нения действий, которое, как он считает, зависит от вознаграж­дения.

Условная реакция — реакция, подобная безусловной реакции, вызываемая ранее нейтральным стимулом.

Условный стимул — ранее нейтральный стимул, который при­обретает способность вызывать специфические реакции путем многократного связывания с другим стимулом, способным вы­зывать такие реакции.

Фаллическая стадия — третья стадия психосексуального раз­вития, во время которой половые органы становятся основным источником удовольствия и наслаждения.

Фаллический характер — данное Фрейдом определение типа личности, в котором отражена фиксация на фаллической стадии развития. Взрослый человек с таким типом личности характери­зуется дерзостью, эксгибиционизмом, чрезмерной гордостью и соперничеством с другими.

Фемининныи (фемининность) — паттерн поведения, установ­ки и пр., имеющие отношение к вторичным половым признакам женщины. Согласно классическому психоанализу, маскулин­ность имеет отношение к активности, агрессивности, садизму, соперничеству, а фемининность — к пассивности, мазохизму, бес­помощной позиции.

Физиологические потребности — основная и наиболее силь­ная группа из всех потребностей человека, включает в себя по­требность в воде, пище, кислороде, сне и т. д.

Фиксация — понятие, введенное Фрейдом для обозначения временной остановки в некоторый момент психосексуального развития. Существуют два вида: 1) упорное следование однажды принятой установке, привычке, способу действия; один из при­меров Ф. — сексуальная Ф. на определенном партнере или спо­собе сексуального удовлетворения, делающая невозможной иную форму половой жизни; 2) (на травме) — «застревание» больного на каком-либо травмирующем переживании из его прошлого, вы­ражающееся в навязчивом появлении одних и тех же симптомов, невозможности самому освободиться от них и т. п.

Фобия — непреодолимый навязчивый страх перед каким-ли­бо предметом или явлением, характеризуется переводом внут­ренней опасности во внешнюю. Фрейдом выделяются две группы фобий: I) «житейские страхи» (страх смерти, инфекции и т. п.); 2) специальные фобии (боязнь открытых пространств, опреде­ленных животных и т. п.). Причиной фобии, как и любого друго­го симптома, является бессознательный конфликт душевных стремлений.

Формирование — в оперантном научении — подкрепление по­ведения, все более и более похожего на желательное.

Фрустрация — психическое состояние дезорганизации созна­ния и деятельности индивида, вызванное столкновением с объ­ективно непреодолимыми или субъективно воспринимаемыми как таковые трудностями, препятствующими удовлетворению потребности, достижению цели или выполнению поставленной задачи; переживание неудачи, сопровождающееся разочарова­нием, раздражением, отчаянием, тревогой.

Чувство неполноценности — ощущение собственной неполно­ценности, неуместности и неспособности, которое возникает в детстве и в дальнейшем служит основой для борьбы за превос­ходство.

Эго (Я) — в теории психоанализа — аспект личностной струк­туры; включает восприятие, мышление, научение и все другие виды психической активности, необходимые для эффективного взаимодействия с социальным миром.

Эдипов комплекс — упорядоченная совокупность любовных и враждебных желаний ребенка, направленных на родителей. По­нятие, введенное Фрейдом для обозначения сексуального при­тяжения мальчика к матери и страха, что отец, который воспри­нимается как соперник, его кастрирует. Позитивная (простая) форма — желание смерти сопернику того же пола и сексуальное желание, направленное на родителя противоположного пола. Не­гативная форма — любовь к родителю того же пола и ревнивая ненависть к родителю противоположного пола. Со временем конфликт раз­решается посредством идентификации с родителем сво­его пола.

Эксплуатирующий тип характера — в теории Фромма — че­ловек, который добивается от других желаемого силой или об­маном.

Экстернализация — процесс, посредством которого психиче­ский образ представляется вовне, проецируется на некоторый объект во внешнем мире. В этом смысле является синонимом проекции и противоположен интроекции и интернализации.

Экстраверсия — термин, предложенный Юнгом для объяс­нения стиля связей человека с внешним миром. Экстраверсия характеризуется вовлеченностью и интересом к миру людей и ве­щей — внешнему, по отношению к «Я». В теории Айзенка один из полюсов параметра личности «интроверсия—экстраверсия», характеризующийся склонностью к общительности, дружелю­бию, импульсивности и риску.

Эмпатия — постижение эмоционального состояния, проник­новение в состояние другого человека, способность почувство­вать себя на его месте.

Административный процесс – это урегулированный нормами административного права порядок управленческой и правоприменительной деятельности органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц по реализации их полномочий в отношении физических и юридических лиц.

Административный процесс делится на два вида, каждый из которых имеет в своём содержании ряд определённых процедур:

1. Административно-регулирующий процесс, который состоит из процедур, совершаемых органами исполнительной власти или их должностными лицами в сфере управленческой и распорядительной деятельности. Например, в сфере управления осуществляется, в числе многих других, такая процедура, как регистрация, все её виды – государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним и др. – имеют административный характер, представляют по своей сути административное производство. Таким образом, административно-регулирующий процесс – это совокупность определённых административных производств (регистрационное, разрешительно-лицензионное, по аккредитации и аттестованию и др.), которые связаны с целевым предназначением органа исполнительной власти. Данные производства (процедуры) основаны на нормативно-правовом акте (административном регламенте, инструкции о должностных обязанностях и т.п.) и представляют собой порядок осуществления должностными лицами органа исполнительной власти действий по выполнению государственной функции или предоставлению государственной услуги. Существует такое определение административной процедуры данного вида – это «порядок исполнения органом исполнительной власти, должностным лицом установленных для него полномочий (порядок разработки, обсуждения и принятия правового акта, оформления документа, имеющего юридическое значение; порядок приёма лиц на государственную службу; прохождения аттестации и оформления соответствующих документов; порядок поощрения материалов о поощрении служащих, привлечении к дисциплинарной ответственности, порядок оформления контрольно-надзорной деятельности и т.д.)».1 Наряду с принятием нормативных и ненормативных правовых актов и предоставлением государственной услуги в содержание административно-регулирующего процесса входит рассмотрение органами исполнительной власти заявлений и обращений граждан и организаций в соответствии с компетенцией; осуществление согласительных процедур между органами публичной (административной) власти для разрешения разногласий между ними.

2. Административно-деликтный процесс, который связан с применением к физическим или юридическим лицам различных видов административного принуждения, с их привлечением к юридической ответственности. В содержание административно-регулирующего процесса входят: а) рассмотрение управомоченными органами власти административных споров, то есть споров между органами публичной власти, с одной стороны, и гражданами и организациями с другой стороны. Основанием таких споров является оспаривание нормативного акта органа власти, действия (бездействия) органа власти; б) рассмотрение, разрешение, и исполнение дел об административных правонарушениях, а также обжалование и опротестование постановлений по делам об административных правонарушениях; в) рассмотрение жалоб граждан и организаций в связи с нарушением их прав.

Субъектами административно-деликтного процесса являются как управомо-

ченные органы исполнительной власти и их должностные лица, так и судебные органы.

Административный процесс имеет следующие особенности:

- связан с регулированием публичных правоотношений;

- предусматривает сочетание внесудебного, досудебного и судебного порядка рассмотрения и разрешения дел;

- в этом процессе используется управленческая (позитивная) деятельность органов власти, так и правоприменительная (юрисдикционная) деятельность;

- наряду с общеюридическими процессуальными принципами предусматривает и специфический принцип рассмотрения дел – принцип оперативности, который требует своевременного разрешения административного спора и в связи с этим допускает специфические способы обеспечения производства (привод, изъятие) и рассмотрения дела (например, рассмотрение дела в отсутствии лица, в отношении которого рассматривается дело, если допускается обстоятельствами);

- административный процесс в его юрисдикционной форме может осуществляться на основании только оконченного правонарушения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 764; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.111 сек.