КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие, особенности и виды административного процесса
Вынужденный отказ— переживание вынужденного отказа от удовлетворения влечений. Вынужденный отказ может быть вызван неблагоприятными внешними обстоятельствами (содержание в тюрьме, отсутствие соответствующего кругаобщения и др.) и внутренними условиями (влечения отклоняются как неприемлемые силами Я — сверх-Я). Вытеснение — один из механизмов психологической защиты, характеризующийся недопущением, исключением из сознания неосознанного импульса, неприемлемого для сознания своим морально-этическим особенностям, возбуждающего напряжение и тревогу. Выученная беспомощность — понятие, введенное Селлигманом для характеристики неадекватной пассивности и сниженной мотивации, возникающих в результате повторных столкновений с неконтролируемыми событиями. Генитальная стадия — четвертая и последняя стадия психо-сексуального развития, в ходе которой формируются зрелые гетеросексуальные отношения (стадия длится от подросткового возраста до смерти). Генитальность — высший уровень развития либидо, зрелость. Генитальный характер — термин, введенный Фрейдом для обозначения идеального психического здоровья. Такой тип характера встречается у индивидуума, обладающего нормальной сексуальностью, способного к интимным отношениям с другими, вносящего свой вклад в общество благодаря продуктивной деятельности. Гиперкомпенсация — форма компенсации, с помощью которой достигается нечто большее, чем просто избавление от чувства недостаточности: гиперкомпенсация ведет к превосходству или выдающемуся достижению. При гиперкомпенсации человек действует так, будто он чувствует свое превосходство над другими (что указывает на наличие комплекса превосходства). Гипертимный тип — характеризуется преимущественно радостным настроением, высокой активностью, подвижностью, общительностью. Девиантное поведение — это система поступков, отклоняющихся от общепринятой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры, морали. Делинквент — субъект, чье отклоняющееся поведение в крайних своих проявлениях представляет собой уголовно наказуемые действия. Делинквентность — патохарактерологическая реакция подростков, проявляющаяся в совершении ими мелких правонарушений и поступков, не достигающих степени преступления, наказуемого в судебном порядке. Депрессия — тоскливое, подавленное настроение с сознанием собственной бесперспективности, пессимизмом, снижением побуждений, заторможенностью движений. Депривация — психическое состояние человека, возникающее в результате длительного ограничения его возможностей в удовлетворении основных психических потребностей; характеризуется выраженными отклонениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии, нарушением социальных контактов. Дефицитарные мотивы, Д-мотивы — основные потребности, нацеленные на устранение напряжения организма, особенно те потребности, которые возникают из биологических потребностей и потребностей безопасности. По Маслоу, дефицитарные потребности должны быть удовлетворены прежде, чем человек сможет двигаться к самоактуализации. Дистресс — негативно проявляющийся стресс, приводящий к дезорганизации деятельности организма, характеризующийся отрицательным воздействием. Задержка — остановка развития на одной из его ступеней. Термин «задержка» используется Фрейдом также в качестве синонима слова «препятствие» («тормоз» развития какого-либо влечения). Замещение — один из механизмов перевода бессознательных, неприемлемых для Я (сверх-Я) желаний в приемлемые формы. Результатом 3. являются, например, ошибочные действия, невротические симптомы, остроты, определенные характеристики сновидения и др. Защитные механизмы — понятие, введенное Фрейдом для обозначения приемов, которые обычно используются человеком, чтобы снизить тревогу и чувство вины. В результате их действия определенные мысли, желания или чувства исключаются из сознания. Ид (Оно) — аспект структуры личности, все содержание которого является унаследованным. Идентификация — бессознательный процесс, благодаря которому индивид (например, ребенок) ведет себя, думает и чувствует, как это делал бы другой человек, с которым он себя идентифицирует (например, мать или отец), отождествление, как правило, неосознанное, себя со значимым другим человеком (реальным или вымышленным) или группой как образцом. С помощью этого механизма у ребенка формируются личностные черты и поведенческие стереотипы, а также появляется возможность освободиться от собственной тревоги и ослабить внутренние конфликты. Играет важнейшую роль в формировании личности. Иерархия потребностей — расположение потребностей человека от низших к высшим, в смысле их предпочтения или необходимости. Изоляция — защитный механизм, при котором эмоции изолируются от содержания болезненных воспоминаний или импульсов. Изоляция — чувство социальной опустошенности и болезненности, возникающее в результате неспособности достичь интимности. Импульсивные действия — действия, совершающиеся под влиянием неосознанных внешних или внутренних побуждений. Индивидуальная психология — теория личности Адлера, в которой подчеркивается уникальность каждого индивидуума и тех процессов, с помощью которых люди преодолевают свои недостатки и стремятся к достижению жизненных целей. Инстинкт (в бихевиоризме) — врожденная форма поведения, способность совершать целесообразные действия в ответ на определенный стимул. Инстинкт (в психоанализе) — врожденное, локализующееся на уровне тканей организма состояние возбуждения, стремящееся выразиться вовне и привести к снятию напряжения. Согласно Фрейду, представляет собой психические проявления врожденных телесных состояний возбуждения, выражающиеся в форме желаний. Инстинкт жизни — понятие, введенное Фрейдом для обозначения влечений или источников энергии (либидо), направленных на сохранение жизни и сексуальное удовлетворение. Инстинкт смерти — понятие, введенное Фрейдом для обозначения влечений или источников энергии, направленных на самоуничтожение или на возвращение в неорганическое состояние. Инстинктивное поведение — врожденное поведение, присущее данному виду, возникающее без предварительного обучения в определенных условиях окружающей среды. Инструментальное научение — в теории «стимул—реакция» усвоение реакций, которые являются средством (инструментом) достижения желаемой ситуации. Интериоризация — формирование внутренних структур психики человека путем усвоения структур внешней социальной деятельности. Интернализация — синоним интроекции. Интерпретация — процесс разъяснения, толкования смысла чего-либо сложного для понимания, неясного и т. д. Интроверсия — термин, предложенный Юнгом для объяснения стиля связи человека с миром. Интроверсия характеризуется созерцательным подходом к жизни и отстраненностью от людей. В теории Айзенка один из полюсов параметра личности «интроверсия—экстраверсия», которому свойственна склонность к сдержанности, рефлексии, к избеганию шума и риска. Интроекция — процесс, посредством которого объекты внешнего мира, образы, взгляды, мотивы и установки других людей включаются индивидом в свой внутренний мир; отношения с объектом «вовне» заменяются отношениями с воображаемым объектом «внутри себя». Интроекция связана с идентификацией. Инфантилизм — сохранение в психике и поведении подростков, юноши или девушки особенностей, присущих детскому возрасту. Индивид, которому свойствен инфантилизм, отличается незрелостью эмоционально-волевой сферы. Это выражается в несамостоятельности принятия решений и действий, в пониженной критичности по отношению к себе, чувстве незащищенности, повышенной требовательности к заботе других о себе, слабоволии, нежелании брать на себя ответственность, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости и др., в разнообразных компенсаторных реакциях (фантазирование, эгоцентризм и др.). Испуг — аффективное состояние страха, возникшее в ситуации опасности, к которой не было готовности (см. также Страх, Свободный страх). Катарсис — разрядка и высвобождение эмоций в ходе разговора о своих проблемах. Классическое обусловливание — тип научения, впервые описанный И.П. Павловым, в котором первоначально нейтральный стимул идет в паре со стимулом, естественно вызывающим реакцию, и постепенно приобретает способность вызывать ту же реакцию. Например, ребенок слышит сердитый голос вместе со шлепком и соответственно реагирует на сердитый голос страхом. Когнитивно-поведенческая терапия — подход к терапии, в котором акцент делается в равной мере на необходимость изменения, как усвоенных моделей поведения, так и нереалистического и неадаптивного мышления. Компенсация — попытки человека замещать чувство неадекватности чувством адекватности посредством развития физических или интеллектуальных умений и навыков. Комплекс — совокупность эмоционально окрашенных элементов (мыслей, интересов, установок), складывающаяся в период раннего детства, вытесненная в бессознательное и оказывающая воздействие на актуальную психическую жизнь индивида. Комплекс кастрации — комплекс, возникающий у ребенка в тесной связи с детским сексуальным развитием (сексуальными исследованиями детей и детскими сексуальными теориями). Основным проявлением комплекса кастрации у мальчика является возникающий под влиянием мнимых или реальных угроз со стороны взрослых страх потерять свой половой орган в качестве наказания за детский онанизм. У девочки комплекс кастрации состоит в своеобразном, появляющемся после открытия различия полов сплаве чувств страха и зависти к мужскому половому органу, определенных сексуальных фантазий и т. п. Комплекс неполноценности — глубокое всепроникающее чувство собственной неполноценности по сравнению с другими людьми. Часто сопровождается дефектными, ошибочными установками и поведением. Комплекс превосходства — в теории Адлера — тенденция преувеличивать собственную значимость, чтобы преодолевать постоянное ощущение неполноценности. Комплекс Электры — женская версия эдипова комплекса в теории Юнга. Конформность — тенденция человека изменять свое поведение под влиянием других людей таким образом, чтобы оно соответствовало мнению окружающих. Латентная стадия — в теории психоанализа — стадия, следующая за фаллической, на которой происходит снижение сексуальных побуждений и интересов. Ранние детские переживания из области сексуального подвергаются вытеснению. Интересы ребенка обращаются в этот период главным образом на общение, школьное обучение на развитие интересов и навыков в контактах со сверстниками того же пола (так называемой «гомосексуальной дружбе») и т. п. Либидо — одно из ключевых понятий психоанализа. Исходно обозначало лежащую в основе всех сексуальных проявлений индивида психическую энергию, использовалось как синоним сексуального влечения. В более поздних работах Фрейд использует понятие либидо как синоним влечения к жизни (Эроса). Личность — характеристики человека, которые отвечают за согласованные проявления поведения. Маскулинный (маскулинность) — паттерн поведения, установки и пр., имеющие отношение к вторичным половым признакам мужчины. Моделирование — понятие, введенное Бандурой для обозначения процесса воспроизводства действий, усваиваемых в результате наблюдения за другими людьми. Моральная тревога — чувство стыда и вины, испытываемое индивидуумом, когда его эго грозит наказанием со стороны Су-перэго (Сверх-Я»). Мотивация — совокупность потребностей и мотивов, побуждающих человека к активной деятельности в определенном направлении. Мотивы роста — потребности высшего уровня (метапотребности), связанные с врожденным побуждением актуализировать свой потенциал. Мотивы роста возникают только в том случае, если основные потребности удовлетворены. Они увеличивают радость жизни. Также известны как бытийные, или Б-мотивы. Моторный аппарат — вся сфера двигательных функций организма. Навязчивое повторение — бессознательная склонность к повторению в настоящем ранее пережитых травматических моментов и ситуаций. Навязчивые действия — непроизвольные, симптоматически и патологические акты, совершаемые человеком вопреки его желанию. Наказание — предъявление аверсивных стимулов, следующее за нежелательным поведением и уменьшающее вероятность повторения такого поведения. Накапливающий тип характера — в теории Фромма — скупой, упрямый и ориентирующийся на прошлое человек. Направляемое участие — подход к терапии, принятый в социально-когнитивной теории, при котором человеку помогают в воспроизведении моделируемого поведения. Научение через наблюдение — понятие, введенное Бандурой для обозначения процесса, посредством которого люди в результате простого наблюдения усваивают формы поведения других людей, называемых моделями. Неадаптивная реакция — согласно бихевиоризму — это усвоение реакции, которая неадаптивна или неприемлема для людей, окружающих индивида в данных обстоятельствах. Невроз — психически обусловленное расстройство, симптомы которого выражают в символической форме породивший его душевный конфликт (конфликт влечений), в частности, сексуальных влечений и влечений Я. Невроз актуальный — невроз, причина которого связана с настоящим, а не с детскими конфликтами; симптомы — прямое следствие отсутствия или недостаточности сексуального удовлетворения, сдерживания либидо. Невроз навязчивости — характеризуется наличием навязчивых состояний-воспоминаний, воспроизводящих психогенно-травматическую ситуацию, мыслей, страхов, действий, ощущаемых человеком как чуждые и принудительно повторяющиеся. Невроз страха — невроз, главным симптомом которого является свободный страх. Нейротизм — состояние, характеризующееся эмоциональной неустойчивостью, тревогой, низким самоуважением. Невротическая тревога — эмоциональный ответ в виде страха, испытываемого индивидуумом, когда эго находится под угрозой неподвластных контролю инстинктивных желаний (боязнь, что импульсы, идущие от ид, причинят эго неприятности). Негативизм — немотивированное поведение, проявляющееся в действиях, противоположных требованиям и ожиданиям других, сопротивление, стремление сделать наоборот. Негативизм обусловлен потребностью ребенка в самоутверждении, в защите своего Я, а также является следствием эгоизма и отчуждения от нужд и интересов других людей. В поведении ребенка различают два вида негативизма: 1) пассивный негативизм — упрямство, нежелание выполнить то, что предлагает взрослый; 2) активный негативизм — выполнение ребенком действия, противоположного требуемому. Негативное наказание — устранение приятного стимула, следующее за нежелательным поведением. Негативное подкрепление — подкрепление, состоящее в устранении неприятного стимула после получения желательной реакции. Недоверие — чувство страха, подозрительность и мрачные предчувствия у маленького ребенка по отношению к людям и к миру в целом, сформировавшееся благодаря несостоятельному или отвергающему стилю материнского воспитания. Неполноценность органа — врожденная слабость или недостаточность органа (например, дефект зрения), являющаяся причиной появления чувства неполноценности у индивидуума. Согласно Адлеру, неполноценность органа часто приводит индивидуума к значительным победам в жизни. Неполноценность — чувство неуверенности и некомпетентности, являющееся следствием недостаточной успешности; низкая самооценка. Оперантное научение — форма научения, в которой правильная реакция или изменение поведения подкрепляется и становится более вероятной; также называется инструментальным научением. Оперантное поведение — реакции, свободно изъявляемые организмом, на частоту которых сильно влияет применение различных режимов подкрепления. Оральная стадия — первая стадия психосексуального развития, на которой основным источником интереса и удовольствия является рот. Оральный характер — в концепции Фрейда о типах личности отражает фиксацию на оральной стадии развития. Взрослый человек с таким типом личности характеризуется пассивностью, зависимостью и доверчивостью (орально-пассивный) или негативизмом, стремлением эксплуатировать других и сарказмом (орально-садистический). Ориентация к людям — в теории Хорни — стратегия оптимизации межличностных отношений, нацеленная на совладание с базисной тревогой посредством чрезмерной зависимости от других людей; другое название — уступчивый тип. Ориентация от людей — в теории Хорни — стратегия оптимизации межличностных отношений, нацеленная на совладание с базисной тревогой посредством эмоциональной обособленности от других людей; другое название — обособленный тип. Ориентация против людей — в теории Хорни — стратегия оптимизации межличностных отношений, нацеленная на совладание с базисной тревогой посредством доминирования и эксплуатации других людей; другое название — враждебный тип. Отрицание — защитный механизм, при котором реальность, причиняющая боль, отрицается, будь то реальность внешняя или внутренняя. Отсрочка удовлетворения — откладывание удовольствия до оптимального или подходящего момента; понятие, особенно подчеркиваемое в социально-когнитивной теории в связи с саморегуляцией. Первичный процесс — удовлетворение инстинктивной потребности в фантазии. Психологический феномен, благодаря которому у индивидуума уменьшается напряжение при формировании образа объекта, ранее ассоциировавшегося с удовлетворением основной потребности. Подкрепление — событие (стимул), которое следует за реакцией и повышает вероятность ее появления. Подражательное поведение — поведение, которое усваивается благодаря наблюдению за другими. Согласно теории бихевиоризма, оно возникает благодаря тому, что человека вознаграждают за копирование чужого поведения. Например, дети воспроизводят поведение своих родителей и затем получают вознаграждение. Позитивное наказание — предъявление аверсивного стимула после реакции. Позитивное подкрепление — предъявление приятного стимула после реакции, повышающее вероятность ее повторения. Потребность в безопасности и защите — основная потребность, которая мотивирует человека установить разумный порядок, структуру и прогнозируемость своего окружения. Потребность в принадлежности — основная потребность, которая мотивирует человека к близким взаимоотношениям с другими. Удовлетворение этой потребности находят в друзьях, семейной жизни и членстве в группах и организациях. Потребность в самоуважении — основная потребность, которая мотивирует человека достигать признания и уважения других. Предсознательное — те мысли и чувства, которых индивидуум не осознает в любой данный момент, но которые могут быть осознанными с небольшими затруднениями или совсем без труда (например, дата вашего рождения). Привычка — в теории Халла ассоциативная связь между стимулом и реакцией. Принцип реальности — ориентация, которая предусматривает отсрочку удовлетворения инстинкта до тех пор, пока не будет найден подходящий объект и/или условие для удовлетворения данной потребности. Принцип удовольствия — ориентация, при которой требуется немедленное удовлетворение всех желаний и потребностей, невзирая на требования или ограничения действительности. Продуктивный тип характера — в теории Фромма — целостный, любящий и творческий индивидуум. Представляет собой идеальную конечную цель в развитии человечества. Проекция — защитный механизм, при котором один человек приписывает другому (проецирует на него) свои собственные неприемлемые для осознания инстинкты или желания. Психоанализ — теория личности — личностной структуры развития, динамики и изменений, созданная Фрейдом. В психоанализе делается сильный упор на роль биологических и неосознаваемых факторов в регуляции поведения. Также утверждается, что поведение человека в своей основе иррационально и является результатом взаимодействия между ид, эго и суперэго. Психодинамическая теория — теория или точка зрения, подчеркивающая неосознаваемые психические или эмоциональные мотивы в качестве основы человеческого поведения. Психосексуальное развитие — теория, сформулированная Фрейдом, объясняющая развитие личности на языке изменений в биологическом функционировании индивидуума. Социальный опыт на каждой стадии предположительно оставляет свой отпечаток в виде установок, черт личности и ценностей, приобретенных на данной стадии. Психотизм — состояние, характеризующееся постоянной напряженностью, возбудимостью безотносительно к степени опасности реальной ситуации. Основными чертами характера таких детей являются эгоизм, самодовольство и чрезмерное самомнение. Пубертатный — относящийся к периоду полового созревания. Разрядка напряжения — по представлению Фрейда, возникающее внутри психического аппарата благодаря внешним и внутренним раздражителям напряжение должно разрядиться вовне и тем самым восстановить определенное психическое равновесие. Средством этой разрядки может быть плач («выплакаться»), смех, движения («дать волю своей ярости») и др. Однако арсенал используемых при этом средств достаточно скуден. Кроме того, не все они приемлемы в социальном отношении. Поэтому имеющееся напряжение может разрядиться в таких формах, как сновидение, или даже в виде невротических симптомов, например в виде страха. Рационализация — защитный механизм, позволяющий индивидууму находить правдоподобные оправдания своих неудач. Реактивное образование — защитный механизм, позволяющий снижать уровень тревоги путем подавления одних импульсов и чувств и усиления импульсов и чувств противоположного значения. Реактивный — относящийся к патологическим изменениям психической деятельности в ответ на психическую травму или неблагоприятные обстоятельства. Реалистическая тревога — эмоциональный ответ, вызванный угрозой или восприятием реальных опасностей во внешнем окружении. Регрессия — защитный механизм, заключающийся в том, что индивидуум отступает на более раннюю стадию развития, более безопасную и приятную; использование менее зрелых ответов в попытке справиться со стрессом. Репетиция поведения — методика тренировки уверенности в себе, в которой клиент учится интерперсональным навыкам в структурных ролевых играх. Рецептивный тип характера — в теории Фромма — зависимый, пассивный, доверчивый, сентиментальный и неспособный делать что-либо без посторонней помощи человек. Роль — поведение, которое считается должным, соответствующим положению или статусу человека в обществе. Рыночный тип характера — в теории Фромма — человек, оценивающий себя как товар, который можно выгодно продать или обменять; предельно отчужденный от других. Самоактуализация — фундаментальная тенденция организма актуализировать, сохранять и развивать себя. Самоактуализирующиеся люди — люди, которые удовлетворили свои дефицитарные потребности и развили свой потенциал настолько, что могут считаться в высшей степени здоровыми людьми. Самоконтроль — метод обучения уверенности в себе, при котором клиент систематически ведет журнал социальных событий по мере того, как они происходят. Самооценка — оценка человеком самого себя или его суждение о собственной ценности. Саморегуляция — понятие, введенное Бандурой для описания процесса, посредством которого человек регулирует свое собственное поведение. Сверхзаботливость — термин, используемый для описания: ведения родителей, которые в недостаточной степени или сове не побуждают ребенка к развитию у него самоконтроля. Сексуальное — данный термин употребляется в широко и узком смысле слова. В узком смысле означает то, что имеет отношение к продолжению рода. В широком смысле С. включат также получение наслаждения от эрогенных зон, не обязательно связанного с размножением, и еще более широко — наслаждение от функционирования любых органов. Сила воли — качество, связанное с автономией, благодаря которому ребенок учится делать свободный выбор и ограничивать себя. Симптом — в психопатологии — проявление психологического конфликта или нарушенного психологического функционирования. Для Фрейда — замаскированное выражение подавленного импульса. Симптоматическое действие — кажущееся незначительным, действие (перебирание вещей, складок платья, пуговиц, напевание про себя мелодий и т. п.), имеющее, как и ошибочное действие, скрытый смысл. Симптомы (невротические) — различного рода акты и действия, указывающие на наличие психоневрозов или их тенденций; производные вытесненных, но оставшихся активными сексуальных стремлений, которые не могут получить непосредственного удовлетворения. Систематическая десенсибилизация — техника поведенческой; (бихевиоральной) терапии, при которой на стимул, первоначально вызывавший тревогу, вырабатывается конкурирующая с ней реакция (реакция релаксации). Смещение — защитный механизм, суть которого состоит в переадресовании чувств или импульсов кому-то, для кого они не предназначались, по причине возможного возмездия со стороны истинного объекта. Например, студент, которого критикует преподаватель, выливает свое раздражение на соседа или соседку по общежитию. Совестливость — способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формировать программу действий и производить самооценку совершаемых поступков. Сознание — мысли и чувства, которые индивидуум осознает в любой данный момент. Соматические нарушения — изменения в сенсорных (чувственных) и моторных (двигательных) функциях организма, которые могут проявляться в нарушении сна, потере аппетита, повышенном потоотделении и др. Состояние — изменения настроения и эмоций (например, тревожность, депрессия, усталость), которые могут влиять на поведение человека в данный момент. Социализация — процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта. Ведущим компонентом социализации является воспитание. Социальный интерес — чувство эмпатии по отношению к человечеству, проявляющееся в виде сотрудничества и взаимодействия с другими, скорее во имя общественного блага, чем ради личных целей. Согласно Адлеру, социальный интерес является полезным психологическим критерием психического здоровья. Спонтанный — самопроизвольный, возникающий вследствие внутренних причин, без непосредственного воздействия извне. Стенические чувства (эмоции) — переживания, повышающие активность личности. Стереотип — обозначение общепринятого представления о тех или иных явлениях, формах поведения и т. д. Страх — аффективное состояние ожидания какой-либо опасности. Страх перед каким-либо конкретным объектом называется Фрейдом боязнью, в патологических случаях — фобией. Фрейдом различаются также так называемый свободный страх и испуг. Страх кастрации — представление Фрейда о существовании у мальчиков страха, переживаемого в период фаллической стадии, вызванного ожиданием того, что отец отрежет у сына пенис из-за сексуального соперничества за мать. Стремление к превосходству — стремление к преодолению собственных недостатков и наиболее полному раскрытию своего потенциала. Адлер рассматривал его как мощную движущую силу, лежащую в основе поведения человека. Стресс — психическое состояние общего возбуждения, психического напряжения при действиях в трудных, необычных, экстремальных ситуациях; неспецифическая реакция организма на резко изменяющиеся условия среды. Стыд — чувство гнева у ребенка, направленное на себя, потому что его родители не позволяли ему развивать свою автономию. Сублимация — форма замещения, при которой импульсы ид направляются на социально приемлемую активность. Суицидальное поведение (суицид) — осуществление или попытка самоубийства, связанные с неумением, неспособностью преодолевать житейские трудности и неудачи, Суперэго (Сверх-Я) — в теории психоанализа — этическое или моральное образование в структуре личности; представляет собой интернализованную индивидуумом систему социальных норм и стандартов поведения, полученную от родителей посредством поощрения и наказания. Сценарий — последовательности, или паттерны действий, считающиеся уместными, подобающими в данной ситуации. Тип характера — фрейдовская классификация людей на категории в зависимости от фиксации на определенной стадии психосексуального развития. Толерантность — отсутствие или ослабление реагирования на тот или иной неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию. Тревога — эмоциональное состояние, возникающее в ожидании неопределенной опасности, неблагоприятного развития событий; характеризуется беспредметностью в отличие от страха как реакции на конкретную угрозу. Тревожность — психологическая особенность индивида, заключающаяся в склонности к переживанию состояния тревоги; характеризуется низким порогом возникновения данной реакции. Тренировка уверенности в себе — методика бихевиоральной терапии, используемая, чтобы помочь клиенту стать более успешным в ситуациях межличностного общения. Угасание — процесс постепенного ослабления и исчезновения условных реакций, которые больше не подкрепляются. Усвоение — научение новым действиям, которое, как считает Бандура, не зависит от вознаграждения, в отличие от исполнения действий, которое, как он считает, зависит от вознаграждения. Условная реакция — реакция, подобная безусловной реакции, вызываемая ранее нейтральным стимулом. Условный стимул — ранее нейтральный стимул, который приобретает способность вызывать специфические реакции путем многократного связывания с другим стимулом, способным вызывать такие реакции. Фаллическая стадия — третья стадия психосексуального развития, во время которой половые органы становятся основным источником удовольствия и наслаждения. Фаллический характер — данное Фрейдом определение типа личности, в котором отражена фиксация на фаллической стадии развития. Взрослый человек с таким типом личности характеризуется дерзостью, эксгибиционизмом, чрезмерной гордостью и соперничеством с другими. Фемининныи (фемининность) — паттерн поведения, установки и пр., имеющие отношение к вторичным половым признакам женщины. Согласно классическому психоанализу, маскулинность имеет отношение к активности, агрессивности, садизму, соперничеству, а фемининность — к пассивности, мазохизму, беспомощной позиции. Физиологические потребности — основная и наиболее сильная группа из всех потребностей человека, включает в себя потребность в воде, пище, кислороде, сне и т. д. Фиксация — понятие, введенное Фрейдом для обозначения временной остановки в некоторый момент психосексуального развития. Существуют два вида: 1) упорное следование однажды принятой установке, привычке, способу действия; один из примеров Ф. — сексуальная Ф. на определенном партнере или способе сексуального удовлетворения, делающая невозможной иную форму половой жизни; 2) (на травме) — «застревание» больного на каком-либо травмирующем переживании из его прошлого, выражающееся в навязчивом появлении одних и тех же симптомов, невозможности самому освободиться от них и т. п. Фобия — непреодолимый навязчивый страх перед каким-либо предметом или явлением, характеризуется переводом внутренней опасности во внешнюю. Фрейдом выделяются две группы фобий: I) «житейские страхи» (страх смерти, инфекции и т. п.); 2) специальные фобии (боязнь открытых пространств, определенных животных и т. п.). Причиной фобии, как и любого другого симптома, является бессознательный конфликт душевных стремлений. Формирование — в оперантном научении — подкрепление поведения, все более и более похожего на желательное. Фрустрация — психическое состояние дезорганизации сознания и деятельности индивида, вызванное столкновением с объективно непреодолимыми или субъективно воспринимаемыми как таковые трудностями, препятствующими удовлетворению потребности, достижению цели или выполнению поставленной задачи; переживание неудачи, сопровождающееся разочарованием, раздражением, отчаянием, тревогой. Чувство неполноценности — ощущение собственной неполноценности, неуместности и неспособности, которое возникает в детстве и в дальнейшем служит основой для борьбы за превосходство. Эго (Я) — в теории психоанализа — аспект личностной структуры; включает восприятие, мышление, научение и все другие виды психической активности, необходимые для эффективного взаимодействия с социальным миром. Эдипов комплекс — упорядоченная совокупность любовных и враждебных желаний ребенка, направленных на родителей. Понятие, введенное Фрейдом для обозначения сексуального притяжения мальчика к матери и страха, что отец, который воспринимается как соперник, его кастрирует. Позитивная (простая) форма — желание смерти сопернику того же пола и сексуальное желание, направленное на родителя противоположного пола. Негативная форма — любовь к родителю того же пола и ревнивая ненависть к родителю противоположного пола. Со временем конфликт разрешается посредством идентификации с родителем своего пола. Эксплуатирующий тип характера — в теории Фромма — человек, который добивается от других желаемого силой или обманом. Экстернализация — процесс, посредством которого психический образ представляется вовне, проецируется на некоторый объект во внешнем мире. В этом смысле является синонимом проекции и противоположен интроекции и интернализации. Экстраверсия — термин, предложенный Юнгом для объяснения стиля связей человека с внешним миром. Экстраверсия характеризуется вовлеченностью и интересом к миру людей и вещей — внешнему, по отношению к «Я». В теории Айзенка один из полюсов параметра личности «интроверсия—экстраверсия», характеризующийся склонностью к общительности, дружелюбию, импульсивности и риску. Эмпатия — постижение эмоционального состояния, проникновение в состояние другого человека, способность почувствовать себя на его месте. Административный процесс – это урегулированный нормами административного права порядок управленческой и правоприменительной деятельности органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц по реализации их полномочий в отношении физических и юридических лиц. Административный процесс делится на два вида, каждый из которых имеет в своём содержании ряд определённых процедур: 1. Административно-регулирующий процесс, который состоит из процедур, совершаемых органами исполнительной власти или их должностными лицами в сфере управленческой и распорядительной деятельности. Например, в сфере управления осуществляется, в числе многих других, такая процедура, как регистрация, все её виды – государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним и др. – имеют административный характер, представляют по своей сути административное производство. Таким образом, административно-регулирующий процесс – это совокупность определённых административных производств (регистрационное, разрешительно-лицензионное, по аккредитации и аттестованию и др.), которые связаны с целевым предназначением органа исполнительной власти. Данные производства (процедуры) основаны на нормативно-правовом акте (административном регламенте, инструкции о должностных обязанностях и т.п.) и представляют собой порядок осуществления должностными лицами органа исполнительной власти действий по выполнению государственной функции или предоставлению государственной услуги. Существует такое определение административной процедуры данного вида – это «порядок исполнения органом исполнительной власти, должностным лицом установленных для него полномочий (порядок разработки, обсуждения и принятия правового акта, оформления документа, имеющего юридическое значение; порядок приёма лиц на государственную службу; прохождения аттестации и оформления соответствующих документов; порядок поощрения материалов о поощрении служащих, привлечении к дисциплинарной ответственности, порядок оформления контрольно-надзорной деятельности и т.д.)».1 Наряду с принятием нормативных и ненормативных правовых актов и предоставлением государственной услуги в содержание административно-регулирующего процесса входит рассмотрение органами исполнительной власти заявлений и обращений граждан и организаций в соответствии с компетенцией; осуществление согласительных процедур между органами публичной (административной) власти для разрешения разногласий между ними. 2. Административно-деликтный процесс, который связан с применением к физическим или юридическим лицам различных видов административного принуждения, с их привлечением к юридической ответственности. В содержание административно-регулирующего процесса входят: а) рассмотрение управомоченными органами власти административных споров, то есть споров между органами публичной власти, с одной стороны, и гражданами и организациями с другой стороны. Основанием таких споров является оспаривание нормативного акта органа власти, действия (бездействия) органа власти; б) рассмотрение, разрешение, и исполнение дел об административных правонарушениях, а также обжалование и опротестование постановлений по делам об административных правонарушениях; в) рассмотрение жалоб граждан и организаций в связи с нарушением их прав. Субъектами административно-деликтного процесса являются как управомо- ченные органы исполнительной власти и их должностные лица, так и судебные органы. Административный процесс имеет следующие особенности: - связан с регулированием публичных правоотношений; - предусматривает сочетание внесудебного, досудебного и судебного порядка рассмотрения и разрешения дел; - в этом процессе используется управленческая (позитивная) деятельность органов власти, так и правоприменительная (юрисдикционная) деятельность; - наряду с общеюридическими процессуальными принципами предусматривает и специфический принцип рассмотрения дел – принцип оперативности, который требует своевременного разрешения административного спора и в связи с этим допускает специфические способы обеспечения производства (привод, изъятие) и рассмотрения дела (например, рассмотрение дела в отсутствии лица, в отношении которого рассматривается дело, если допускается обстоятельствами); - административный процесс в его юрисдикционной форме может осуществляться на основании только оконченного правонарушения.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 859; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |