Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды опросов




Метод опроса

Опрос как метод получения информации распространен в различных видах деятельности: опрос свидетелей, выяснение симптомов болезни, выяснение мнения читателей о газете. Опрос в социологии – метод сбора первичной фактической или оценочной информации посредством вопросов к определенной группе людей, респондентов, для получения фактической и оценочной информации.

Специфика опроса и проблема надежности информации. Источником информации является человек, непосредственный участник или «носитель» исследуемых явлений, т.е. информация связана с его опытом и интересами. Социальная реальность в этой информации «преломлена» в сознании индивида. Опрос – это разновидность общения, которое обусловлено рядом обстоятельств, влияющих на качество информации. Среди таких обстоятельств: психологическое состояние респондента в момент опроса; ситуация опроса, условия для общения в техническом и психологическом плане; содержание анкеты или устного вопроса, лексика опроса (вопросы открытые и закрытые, прямые и косвенные, личные и безличные); качество работы анкетера или интервьюера: способность войти в контакт с респондентом, избежать давления на него, построить беседу, которая постепенно включала бы в разговор, поддерживала бы интерес к нему, вести беседу по намеченному плану, оставить хорошее впечатление о работе.

Использование опроса как метода получения информации присутствует в управлении, и менеджеру, например, полезно учитывать факторы, которые влияют на достоверность получаемой посредством опросов информации. Помимо названных это статусные различия участников беседы, заставляющие их воспринимать информацию сквозь призму своих интересов. В исследовательской, как и в управленческой коммуникации, должны варьировать виды коммуникативной деятельности, «говорения» и «слушания», в зависимости от вида общения: сугубо делового, социального, эмоционально-личностного.

По форме общения с респондентом
письменные (анкетные) устные (интервью)
По характеру контактов с респондентом
Очные заочные (почтовые, телефонные, с использованием Интернета)
По технике проведения
по содержанию и конструкции задаваемых вопросов свободные, нестандартизированные и формализованные интервью; индивидуальные и групповые интервью, вариантом которых являются «фокус-группы»; клинические, глубинные, и фокусированные
По целям
Получение сведений о фактах, мнениях, отношении к проблеме и реакции на нее

Интервью – беседа, проводимая по определенному плану, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом. Запись производится либо самим интервьюером, либо его ассистентом. Особая разновидность интервью со специалистами-экспертами (экспертный опрос). Стандартизированное интервью предполагает детальную разработку всей процедуры, включая общий план беседы, последовательность и конструкцию вопросов, варианты ответов.

Полуструктурированное интервью предполагает в каждом блоке вопросов перечень обязательных для получения информации вопросов. Разновидность такого интервью – биографическое, где блоки соотвествуют этапам жизненного цикла. Свободные интервью – это длительная беседа без строгой детализации вопросов, но по общей программе (путеводителю). «Клинические», интенсивные, глубинные интервью нацелены на получение информации о внутренних побуждениях и склонностях человека, а фокусированное – о реакции на заданное воздействие.

Анкета как инструмент исследования включает такие элементы, как «паспортичку», основные, вспомогательные и контрольные вопросы, представление и благодарность исследователя.

Представление и благодарность исследователя отличают «вежливые» анкеты, ведь люди соглашаются потратить время на работу с анкетой. Кроме того, важно снять напряженность и неуверенность в общении с незнакомым человеком, разъяснить, кем и как будут использованы полученные данные, подчеркнуть принципиально анонимный характер социологических опросов.

«Паспортичка» предполагает выяснение стандартных социально-демографических характеристик постольку, поскольку предполагается их влияние на исследуемое поведение или мнение. Например, для учебных исследований практиканты-социологи из ННГУ предложили для нее такой состав.

Таблица 9. Состав «паспортички»

1. Пол а)мужской; б)женский. 2. Возраст _____

3. Образование а) начальное, нет образования; б) неполное среднее; в) среднее общее; г) среднее специальное; д) незаконченное высшее; е) высшее.   4. Социальное положение а)Рабочий; б)Предприниматель; в)Руководитель; г)Служащий без высшего образования; д)Непроизводственная интеллигенция; е)Производственная интеллигенция; ж)Пенсионер; з)Студент; и)Безработный 5. Тип семьи а)Супружеская пара без детей б)Супружеская пара. с детьми в)Супружеская пара с детьми и родителями г)Мать или отец с детьми д)Мать или отец. с детьми и родителями е)Мать или отец Одинокие ж)другое   6. Семейное положение а) Женат/замужем б) Гражданский брак (живем вместе, но не зарегистрированы) в) Разведен/разведена г) Вдовец/вдова д) Холост/не замужем.    

7. Место проживания ______________________________________

В основном блоке вопросы различаются по назначению: получить информацию об исследуемой проблеме, стимулировать участие и проверить серьезность отношения к анкете. Различают вопросы открытые, не предполагающие вариантов ответа, и закрытые, с предлагаемым перечнем ответов; вопросы прямые и косвенные, личные и безличные, актуальные и проективные.

Анкета может включать и варианты шкал, предлагающие, например, оценить удовлетворенность выполняемой работой: «В какой мере удовлетворяет вас выполняемая работа: совершенно не нравится, скорее не нравится, трудно ответить определенно, нравится, очень нравится».

Контрольные вопросы или ловушки решают задачу отсеять недобросовестных респондентов. Для этого, например, в перечень вариантов ответов включают заведомо несуществующие объекты. Их выбор заставляет задуматься, что и в других случаях респондент склонен фантазировать.

Формулировка вопросов – ответственная задача. Об опасности влияния формулировки вопроса на респондентов свидетельствует опыт германских социологов. Когда вопрос был задан в форме: «Считаете ли Вы, что на предприятии все рабочие должны быть членами профсоюза?», то 44% респондентов ответили положительно, а 36% затруднились ответить. Когда же вопрос сформулировали так: «Считаете ли Вы, что на предприятии все рабочие должны быть членами профсоюза, или каждый в отдельности должен решать, хочет он быть членом профсоюза или нет?», то отрицательный ответ дали 70% респондентов, а число затруднившихся с ответом резко сократилось[12].

Основные типы вопросов приведены в таблице 10.

Таблица 10. Основные типы вопросов

По степени стандартизации
Открытый Не содержит готовых вариантов ответа
Закрытый Предлагает исчерпывающий перечень вариантов ответа
Полузакрытый Предлагает готовый перечень вариантов ответа, но допускает возможность ответа в свободной форме
По особенностям конструкции
Поливариантный Варианты ответа не являются взаимоисключающими
Альтернативный Ответы на вопросы носят взаимоисключающий характер
По цели постановки в анкете
Содержательные Направленные на получение информации об объекте
Вопросы о фактах Направлены на получение социально-демографической и событийной информации; сведений о поведении человека в прошлом и настоящем, о наличии или отсутствии чего-либо в распоряжении респондента
Вопросы о знаниях Могут выступать в виде тестовых заданий, вопросов на самооценку, а также вопросов-«ловушек»
Вопросы о мнениях, оценках, мотивах и установках поведения Направлены на получение социально-психологической информации об объекте
Вопросы о планах Содержат перспективные ситуации («Если бы…»)
Функциональные Предназначены для оптимизации хода опроса
Функционально-психологические Предназначены для создания благоприятной психологической атмосферы опроса
Продолжение таблицы 10.
Вопросы-фильтры Дают возможность выделить часть респондентов по определенному признаку
Вопросы-глушители Используются для нейтрализации предыдущего вопроса
По отношению к личности респондента
Прямые Обращены непосредственно к личности респондента и предполагают оценку его собственных взглядов, мотивов, причин поведения
Косвенные Формулируются как суждения о других людях (как правило, для того, чтобы уловить истинные взгляды, мотивы, причины поведения самого респондента)

Специальную задачу составляет построение анкеты. Композиция анкеты должна решить задачу поддержания целевого общения с респондентами.

Таблица 11. Композиция анкеты

1. Сведения о компании, проводящей исследования (возможно, но не обязательно)

2. Вводные слова – обращение к респонденту (цель исследования).

3. Вопросы основного блока:

4. Паспортичка

5. Благодарность респонденту

 

позиция тип функция пример
Начало анкеты Вопросы общего характера «Растопить лед» и установить контакт с респондентом Есть ли у вас видеомагнитофон?
Следующие несколько вопросов Простые и прямые вопросы Дать респонденту уверенность в том, что исследование является простым, и он сможет ответить на его вопросы Какие марки видеомагнитофонов вы рассматривали, когда покупали свой?
Следующие вопросы до окончания первой части анкеты Сфокусированные вопросы В большей степени относятся к задачам исследования и дают респонденту представление об области исследования Какие характеристики видеомагнитофонов вы рассматривали, когда покупали свой?
Основная часть Сфокусированные вопросы; некоторые могут быть сложными Получение информации, необходимой для исследования Проранжируйте следующие характеристики видеомагнитофонов в порядке их важности для вас
Оставшиеся несколько вопросов Личные вопросы, которые могут восприниматься респондентами как деликатные Получить информацию по демографическим характеристикам респондента и сведения, необходимые для его классификации Каков уровень вашего образования?
         



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 731; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.