КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Виды опросов
Метод опроса Опрос как метод получения информации распространен в различных видах деятельности: опрос свидетелей, выяснение симптомов болезни, выяснение мнения читателей о газете. Опрос в социологии – метод сбора первичной фактической или оценочной информации посредством вопросов к определенной группе людей, респондентов, для получения фактической и оценочной информации. Специфика опроса и проблема надежности информации. Источником информации является человек, непосредственный участник или «носитель» исследуемых явлений, т.е. информация связана с его опытом и интересами. Социальная реальность в этой информации «преломлена» в сознании индивида. Опрос – это разновидность общения, которое обусловлено рядом обстоятельств, влияющих на качество информации. Среди таких обстоятельств: психологическое состояние респондента в момент опроса; ситуация опроса, условия для общения в техническом и психологическом плане; содержание анкеты или устного вопроса, лексика опроса (вопросы открытые и закрытые, прямые и косвенные, личные и безличные); качество работы анкетера или интервьюера: способность войти в контакт с респондентом, избежать давления на него, построить беседу, которая постепенно включала бы в разговор, поддерживала бы интерес к нему, вести беседу по намеченному плану, оставить хорошее впечатление о работе. Использование опроса как метода получения информации присутствует в управлении, и менеджеру, например, полезно учитывать факторы, которые влияют на достоверность получаемой посредством опросов информации. Помимо названных это статусные различия участников беседы, заставляющие их воспринимать информацию сквозь призму своих интересов. В исследовательской, как и в управленческой коммуникации, должны варьировать виды коммуникативной деятельности, «говорения» и «слушания», в зависимости от вида общения: сугубо делового, социального, эмоционально-личностного.
Интервью – беседа, проводимая по определенному плану, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом. Запись производится либо самим интервьюером, либо его ассистентом. Особая разновидность интервью со специалистами-экспертами (экспертный опрос). Стандартизированное интервью предполагает детальную разработку всей процедуры, включая общий план беседы, последовательность и конструкцию вопросов, варианты ответов. Полуструктурированное интервью предполагает в каждом блоке вопросов перечень обязательных для получения информации вопросов. Разновидность такого интервью – биографическое, где блоки соотвествуют этапам жизненного цикла. Свободные интервью – это длительная беседа без строгой детализации вопросов, но по общей программе (путеводителю). «Клинические», интенсивные, глубинные интервью нацелены на получение информации о внутренних побуждениях и склонностях человека, а фокусированное – о реакции на заданное воздействие. Анкета как инструмент исследования включает такие элементы, как «паспортичку», основные, вспомогательные и контрольные вопросы, представление и благодарность исследователя. Представление и благодарность исследователя отличают «вежливые» анкеты, ведь люди соглашаются потратить время на работу с анкетой. Кроме того, важно снять напряженность и неуверенность в общении с незнакомым человеком, разъяснить, кем и как будут использованы полученные данные, подчеркнуть принципиально анонимный характер социологических опросов. «Паспортичка» предполагает выяснение стандартных социально-демографических характеристик постольку, поскольку предполагается их влияние на исследуемое поведение или мнение. Например, для учебных исследований практиканты-социологи из ННГУ предложили для нее такой состав. Таблица 9. Состав «паспортички» 1. Пол а)мужской; б)женский. 2. Возраст _____
7. Место проживания ______________________________________ В основном блоке вопросы различаются по назначению: получить информацию об исследуемой проблеме, стимулировать участие и проверить серьезность отношения к анкете. Различают вопросы открытые, не предполагающие вариантов ответа, и закрытые, с предлагаемым перечнем ответов; вопросы прямые и косвенные, личные и безличные, актуальные и проективные. Анкета может включать и варианты шкал, предлагающие, например, оценить удовлетворенность выполняемой работой: «В какой мере удовлетворяет вас выполняемая работа: совершенно не нравится, скорее не нравится, трудно ответить определенно, нравится, очень нравится». Контрольные вопросы или ловушки решают задачу отсеять недобросовестных респондентов. Для этого, например, в перечень вариантов ответов включают заведомо несуществующие объекты. Их выбор заставляет задуматься, что и в других случаях респондент склонен фантазировать. Формулировка вопросов – ответственная задача. Об опасности влияния формулировки вопроса на респондентов свидетельствует опыт германских социологов. Когда вопрос был задан в форме: «Считаете ли Вы, что на предприятии все рабочие должны быть членами профсоюза?», то 44% респондентов ответили положительно, а 36% затруднились ответить. Когда же вопрос сформулировали так: «Считаете ли Вы, что на предприятии все рабочие должны быть членами профсоюза, или каждый в отдельности должен решать, хочет он быть членом профсоюза или нет?», то отрицательный ответ дали 70% респондентов, а число затруднившихся с ответом резко сократилось[12]. Основные типы вопросов приведены в таблице 10. Таблица 10. Основные типы вопросов
Специальную задачу составляет построение анкеты. Композиция анкеты должна решить задачу поддержания целевого общения с респондентами. Таблица 11. Композиция анкеты 1. Сведения о компании, проводящей исследования (возможно, но не обязательно) 2. Вводные слова – обращение к респонденту (цель исследования). 3. Вопросы основного блока: 4. Паспортичка 5. Благодарность респонденту
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 761; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |