Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практика использования метода социометрии




Идеи Я.Морено о зависимости между психическим здоровьем и положением человека в неформальной структуре малой группы и о необходимости профилактики жизненных трудностей, лежат в основе современного социометрического театра. Это метод группового тренинга на основе закономерностей группового межличностного взаимодействия. Социодрама и психодрама предполагают моделирование ситуаций с целью устранения неадекватных реакций. В этих методиках реализуется и идея активности субъекта и коллективного эксперимента, по сути они противоположны методикам З.Фрейда.

Социодрама диалога используется для поиска выхода из сложных многолетних глобальных социальных конфликтов. В этом случае особую важность приобретает состав участников: чем шире их социальное разнооб­разие, тем реалистичнее пройдет Социодрама и тем ценнее будут ее резуль­таты. Так же можно решать задачи согласования в социальном проектиро­вании и прогнозировании социальных последствий какого либо проекта или нововведения. «Мы» в социодраме (будь то национальное, религиозное, пат риотическое и др.), которых много в каждом из нас, развивается, действует, открывает много нового и неожиданного в отношениях со всеми «Я» и «Ты». Можно диагностировать конфликты между «Я» и «Они», «Мы» и «Я», «Ты» и «Вы» и т.д. Можно научиться договариваться со всеми этими, казалось бы, неконкретными субъектами, поиграть и за «наших», и за «ваших», по­нять свое место и идентификацию в сложнейших ситуациях[13].

Социодрама (по-русски «общедействие») это групповое действие любых социальных сил и персонажей, которые живут в людях, между людей и групп, за людей и вместо групп. Социодрама выглядит как игра, накал которой определяется темами, проблемами и состоянием участников, их социальной и психологической близостью, искусством ведущего (социодраматиста) и многим другим. С помощью социометрии отношений выявляется тема, актуальная для всех (первая фаза - разогрев) и ставится в импровизи­рованной постановке (вторая фаза — действие). В третьей фазе делается культурная консервация игрового содержания, обмен чувствами и впечатлениями по возвращении в обычную реальность. В случае заказной темы сна­чала социометрически «вычисляются» необходимые участники, чтобы потом в открытой драме они дали наибольшее разнообразие образов, проблем и сюжетов.

Внутри социодрамы нет зрителей. Здесь каждый или играет, или про­сто обозначает собой какую-то роль. Здесь нет актеров, но каждый стано­вится сам себе режиссер, драматург, актер и зритель, выражая собой цело­стную реальность. Мы привыкли общаться только мыслями или только тек­стами, часто не выходя за рамки установившегося ритуала. Но нарушение игры — тоже игра (в отличие от разрушения) и ведущий не борется со спонтанностью, а помогает найти связи между ролями и между играми, а, значит, между людьми и группами.

В феврале 2002 года члены студенческого социологического кружка социально-экономического факультета провели, по заказу деканата ФАМ, социометрической исследование первокурсников. Социометрические критерии были сформулированы на основе значимых для студентов сфер деятельности и отношений: учебная деятельность, общественная работа, сфера досуга и сфера эмоционально-личностных отношений, и составили такой список:

§ Взаимодействие с кем из вашей группы делает вашу учебную деятельность наиболее продуктивной?

§ Взаимодействие с кем из группы помешало бы вашей учебе?

§ Если в вашем коллективе возникнут непредвиденные проблемы, кто, на ваш взгляд, сможет организовать группу на их решение?

§ Кто, на ваш взгляд, не способен организовать группу ни при каких обстоятельствах?

§ Без кого из членов группы вы не представляете себе ни одной вечеринки?

§ Без кого из членов группы на вечеринке можно обойтись?

§ Кому из членов вашей группы вы могли бы доверить личные проблемы?

§ Кому из членов своей группы вы бы никогда не доверили личные проблемы?

 

Обработка результатов социометрического теста подтвердила гипотезу о том, что учебные группы разбиваются на подгруппы, согласно симпатиям и интересам, что личные статусы неодинаковы, возникают как лидеры, так и изолянты; в неформальной структуре группы возникают лидеры в учебе, организации досуга, общественной работе. Исследования первокурсников проводились в дальнейшем с помощью компьютерного тестирования, что позволило минимизировать напряженность от присутствия анкетеров и преподавателей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 606; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.