Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Центры социологических исследований




Использование результатов социологических исследований

Социологическое знание, как и любое другое научное знание, принципиально ориентировано на применение в практических целях. В парадигмах количественной и качественной социологии практическая ориентация представлена в равной мере.

Например, социально-экологические исследования Р.Парка, одного из основателей разработки качественных методов в американской социологии, носили отчетливый прикладной характер. Парка интересовали устойчивость и кризис социальных систем, в частности, города Чикаго. Соревновательность и конкуренция это формы приспособления особей внутри популяции. По мнению Парка, отличие социальных систем от систем биологических состоит не в присутствии или отсутствии конкуренции, а в ее характере. Общество – пример единства, равновесие которого со средой достигается посредством эволюции форм конкуренции. По мере движения от примитивности и варварства к цивилизации подавляется животная соревновательность и заменяется социальной.

В тридцатые года ХХ века Чикаго был очагом конфликтов, и социологи, в тесном контакте с муниципальными властями, общественными организациями, партиями, искали средства повышения солидарности жителей города и укрепления социального порядка.

Однако в практической ориентации социологии содержится противоречие: гуманистическое стремление расширить индивидуальную свободу и возможность права голоса «человека с улицы» и необходимость способствовать управлению и укреплению социального порядка. Такое противоречие, представляется, может быть снято в повышении рациональности и большей эффективности как индивидуальных действий, так и организации общества в целом.

 

Область практики Социологическое исследование → Социальная технология → Социальное управление
Результат применения Факты, описания, объяснения явлений и проблем Способы, алгоритмы действия и воздействия на явления и проблемы Решения и действия, социальная инженерия, социальные преобразования различного масштаба
↑ ↓ ←Социальный заказ на исследование фактов и проблем

 

Социологические исследования ведут международные и национальные исследовательские центры. Наиболее известные международные структуры – Институт Гэллапа (www.gallap-international.com) и фирма Harris Poll или с 2001 года Harris Interactive Global Network (www.harrisinteraktive.com).

Института Гэллапа начал свою историю в 1935 году, когда исследователь Джордж Гэллап и предприниматель Г.Андерсон основали Американский институт общественного мнения. Их успехи были признаны мировым сообществом и в 1947 году возникла Международная Ассоциация Гэллапа.

Гэллап применил к изучению общественного мнения и политических процессов методы изучения рынка. Прогнозы Гэллапа в 1936, 1940 и 1948 годах были верными, а неудача прогноза 1948 года привлекла его внимание к совершенствованию инструментария. Прогнозы Института Гэллапа на 12 последующих выборах президента подтверждались с точностью 1,8 %. Созданная им система организации опросов работает более 50 лет.

Помимо политических исследований, Институт обращается к социально-значимым темам. Так, в середине 1970-х годов было выявлено, что на американском телевидении сцены насилия показывают со средней интенсивностью 8 эпизодов в час, а самая высокая частота показа таких сцен обнаружена в детских мультфильмах. Опросы института показали, что 2/3 американцев выступили против телевизионного насилия, что противоречит интересам производителей рекламы.

В 1999 году Институт провел опрос тысячелетия, охватив 57000 взрослых в 60 странах мира. Повсюду люди ставили выше всего хорошее здоровье и счастливую семейную жизнь, выражали неудовлетворенность соблюдением прав человека. Две трети респондентов заявили, что их правительства мало заботятся решением экологических проблем, две трети полагали, что их страны не управляются волей народа.

Институт демоскопии – известный центр исследований в Германии, создан в 1947 г. и возглавляемый профессорами Элизабет Ноэль Нойман и Р.Кехером. Ин­ститут выполняет заказы политических партий и начиная с 1950 года систематически занимается прогнозированием исхода выборов в бун­дестаг, причем финансируют эти исследования партии ФРГ, находя­щиеся в данный момент у власти. Прогнозы института публикуются в крупнейших газетах во время предвыборных кампаний.

Наряду с прогнозированием выборов Институт демоскопии выпол­няет задания ряда правительственных учреждений - министерства здравоохранения, министерства юстиции и др. Четвертая часть всех ра­бот выполняется для газет и журналов. При этом исследуются два круга вопросов: 1) анализируется аудитория средств массовой инфор­мации и выясняется их эффективность; 2) производится «зондаж» на­строений населения, изучение общественного мнения. Около 20% ис­следований в институте делается по заказам предпринимателей. К ним относятся: изучение емкости товарного рынка, перспектив капиталовложений, опросы потребителей в интересах торговых фирм, тесты для определения перспектив сбыта различных товаров и т. п. Около 10% исследований посвящены «изучению мнений», например отноше­ния населения к проектам законов, к лозунгам, оформлению товаров, изменению тарифов на транспорте и т. п.

Коммерческие исследования не отменяют и не заслоняют научную работы института. Институт занимается вопросами методологии и методики, ведет издание собственных трудов и работ классиков социологии.

Социологические исследования в России, как и в мировой практике, проводятся академическими, коммерческими и государственными структурами по соответствующим проектам и заказам. К наиболее известным отечественным исследовательским центрам можно отнести: Фонд "Общественное мнение" (http://www.fom.ru), ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения - http://www.wciom.ru). Базовые академические структуры - Институт социологии Российской академии наук (http://www.isras.rssi.ru), Институт социально-политических исследований (http://www.ispr.ras.ru). Исследовательские проекты ведутся в крупных вузах, например: Центр социологических исследований Московского государственного университета (http://www.opinio.msu.ru/). Примерами коммерческих исследовательских фирм может служить Gallup Ltd.Петербург (http://www.gallup.spb.ru), РОМИР, СОМСОN.

История ВЦИОМ начинается в 1988 г., как бы подтверждая, что развитие социологии – функция демократического развития общества. Регулярно центр проводит исследования в масштабах страны, например, «Мониторинг» - до 100 вопросов по общероссийской репрезентативной выборке среди 4000 респондентов в 88 точках за 35 дней или «Блиц-опросы» одной-двух тысяч жителей Москвы по случайной выборке, в срок 1-2 дня. Систематически ведутся исследования по программам «Экономическая реформа», «Уровень жизни», «Русские в республиках»и др. На основе исследований издаются информационные бюллетени «Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения», «Вестник ВЦИОМ».

Опыт региональных исследований: аналитический исследовательский фонд «Взгляд» [19]. Исследовательский фонд создан в 2000 году группой Дзержинских социологов совместно с Нижегородским научно-исследовательским социологическим центром (НИСОЦ) для постоянной работы на рынке маркетинговых и информационных услуг. В современной практике социологические исследования включены в политические и маркетинговые исследования, например исследование конкурентной среды, изучение потребительских предпочтений, рекламные исследования.

В практике АиФ «Взгляд» используются такие методы, как опросы по месту жительства или квартирные опросы, когда специально подготовленный интервьюер идет по заданному маршруту, выбирая указанные в параметрах выборки дома и квартиры; опросы с центральной локацией (in-hall) для тестирования рекламных материалов, когда интервью проводится в арендуемом помещении; магазинные опросы; телефонные опросы; анкеты на самозаполнение, которые могут быть возвращены сразу по мере заполнения или по почте.

Проекты, реализованные специалистами АИФ «Взгляд»: исследование рынка туристических услуг, рынка крупногабаритной бытовой техники, мониторинг рынка оргтехники, исследование печатных средств массовой информации и телевизионного пространства г. Дзержинска, анализ рекламного пространства города, изучение рынка образовательных услуг и потребительской активности населения города. Многообразие направлений свидетельствует, что самым разным организациям, исследования, в том числе составление рейтингов, помогают: объективно и независимо оценивать свое финансовое состояние в текущий момент времени и в динамике; вовремя выявлять последствия для принимаемых управленческих и финансовых решений; оценить динамику собственного развития в сравнении с другими аналогичными предприятиями; оценить конкурентов и возможности собственного развития; определить уровень своего развития и место в своем секторе рынка.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 4669; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.