Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ результатов социологического исследования




Собранная в ходе «полевого» этапа информация нуждается в обработке, обобщении, анализе и интерпретации.

Обработка анкет начинается с контроля их качества. Если более 20 % ответов в анкете отсутствует или не заполнен социально-демографический блок, то анкета исключается из обработки. Проверяются анкеты и на заполнение контрольных вопросов-фильтров (например, если респондент сообщает, что не читает молодежных газет и одновременно дает оценку их материалам и рубрикам, то налицо противоречие).

Следующий шаг в обработки информации – кодирование. Например, каждому варианту ответа на вопрос анкеты присваивается числовой код. Для закрытых вопросов – уже на стадии ее разработки, для открытых – в результате опроса. Тематически анализируются и кодируются материалы интервью и расшифровка стенограммы фокус-группы.

Затем материалы исследования должны быть обобщены [14]. Наиболее простая форма обобщения – группировка респондентов по какому-либо признаку, например, по национальности, полу; по характеру труда или специальности; по количественному признаку, например, доходу на члена семьи. Респонденты могут быть сгруппированы как по объективному признаку, так и по субъективному (удовлетворенность трудом, активность участия в общественной жизни). Группировка, произведенная по двум и более признакам, называется аналитической.

Обобщенные результаты исследования могут быть отображены различными способами. Например, используются таблицы, гистограммы, диаграммы, картографическое изображение плотности групп, многомерное отображение информации[15].


Способы отображения материалов исследований

(Из результатов исследования рынка образовательных услуг г.Дзержинска в апреле 2005г.))

Таблица 14. Уровень определенности абитуриентов с выбором специальности, %

  Абитуриенты Юноши Девушки
Точно определились      
И да, и нет      
Пока не определились      
Нет ответа      

 

В представлении данных при двухмерном распределении независимая переменная, которая гипотетически обусловливает значение зависимой переменной, располагается по горизонтали (в данном случае, половая принадлежность).

Если установлена сопряженность одной их характеристик с несколькими другими, то таблицы представляются в паре с единой интерпретацией. Например, в исследовании рынка образовательных услуг предполагалось, что характер мотивации получения высшего образования связан не только с гендерными различиями, но и с образовательным уровнем семьи. В данном случае гендерные различия оказались незначительными, а образовательный уровень семьи заметно влиял на характер мотивации.

Таблица 15. Мотивация получения высшего образования, %

Основные мотивы Абитуриенты Юноши Девушки
Возможность карьерного роста      
Возможность получения хорошей профессии      
Материальное благополучие в будущем      
Диплом, дающий определенный статус в обществе      
Возможность избежать службы в армии      
Возможность саморазвития, повышения уровня культуры      
Возможность творческой реализации своих способностей      
Нет ответа      

 

Основные мотивы Наличие высшего образования у родителей
Один из родителей имеет в/о Оба родителя имеют в/о Никто из родителей не имеет в/о
Возможность карьерного роста      
Возможность получения хорошей профессии      
Материальное благополучие в будущем      
Диплом, дающий определенный статус в обществе      
Возможность избежать службы в армии      
Высокий уровень культуры      
         
Продолжение таблицы 15
Возможность творческой реализации своих способностей      
Ничего не дает      
Другое      
Нет ответа      

 

В изучении рынков различных товаров важен уровень доходов населения. Выяснение этого уровня – один из этапов маркетинговых исследований. Так, в 2002 году исследователи выяснили среднемесячный доход в различных группах:

 

 

Зона проведения маркетингового анализа

Рис. 1. Среднемесячный доход на человека
в различных имущественных группах

 

Прогноз развития рынка может быть построен на анализе тенденций предпочтений потребителей. Например, для развития рынка туристических услуг важны сведения о продолжительности отпуска и существующих способах его проведения. В исследования 2002 года в качестве преспективной рассмотрена группа состоятельных нижгородцев, которые отдыхали в нижегородских домах отдыха в последние три года. Эта группа составляет 64%. (См. рис. 2).

За последние три года более трети нижегородцев отдыхали за пределами страны. Однако отдых за границей остается самым дорогим. Его свободно может себе позволить только небольшой процент состоятельных нижегородцев. Основную конкуренцию отдыху в области сегодня составляет отдых на юге России.

Рис. 2. Основные направления отдыха

 

В обработке данных исследований используются специальные программы компьютерной обработки, позволяющие выявить взаимосвязи признаков, коэффициенты корреляции (ранговый, парный, прямой и обратной связи). В количественных социологических исследованиях широко используется построение индексов и многомерный анализ.

Полученные в результате статистического анализа данные должны быть объяснены, а это зависит от глубины знания исследователем своего объекта и предмета, насколько обоснованной была гипотеза и полной модель предмета. Каждая числовая величина может быть проинтерпретирована с различных точек зрения, в том числе и с позиций разных социологических парадигм. Превращение данных в показатель связано с соотнесением данных с проблемой, с наиболее важными сторонами объекта и предмета исследования.

В процессе истолкования полученных данных большое значение имеют выдвинутые гипотезы. Характер гипотез определен видом исследования. Например, в разведовательном, «пилотажном» исследовании гипотеза проверяется путем соотнесения предполагаемого утверждения с выявленной числовой величиной. Например, истинность утверждения «большинство студентов не имеет возможность получать свежие номера институтской газеты» считается доказанной, если в результате опроса об этом заявили более 50% респондентов.

В описательном и аналитическом исследовании процедура проверки гипотез более сложна. Так, в описательном исследовании предполагается соотнесение полученных величин между собой или с родственными внешними признаками[16]. Например, если в исследовании на вопрос «Как вы относитесь к своей работе» 60% респондентов ответило:«стремлюсь отдать работе все силы и знания», 35% ответили: «выполняю все, что от меня требуется», а 5% – «в основном работаю по необходимости», то общий характер отношения к работе ясен. В другом случае полученная величина сама по себе мало что значит. Например, в исследовании установлено, что доля смотревших политические телепередачи во вторник составила 78 %. Чтобы заключить, много это или мало, нужно сравнить ее с долями смотревших в этот день художественные, спортивные и музыкальные передачи.

Объяснение в классическом социологическом исследовании – это раскрытие на основе эмпирических данных и социологической теории сущности объекта исследования. В социологии используют генетические объяснения (объяснения путем установления связи события с предшествующими во времени), причинные, следственные (содержащие указания на сущность объекта путем изучения его следствий), функциональные и структурные (предполагающие объяснения внутренних элементов их местом в составе целого, способом их сочетания в составе целого, их назначением в составе целого).

Объяснение в методологии классического исследования предполагает ответы социолога на вопросы: как, каким образом, за счет чего возможно становление, функционирование и развитие явления. Выявляя весь спектр возможных факторов, обусловливающих это явление, социолог выясняет меру связи между явлениями-факторами и изучаемыми явлениями[17].

Так, если социолог хочет объяснить разный уровень учебной активности студентов первых курсов и выпускников технических и гуманитарных вузов, он должен определить тесноту связи между учебной активностью и рядом других социальных явлений, выделенных в теоретическом анализе в качестве значимых факторов (причин): качество преподавания, уровень довузовской подготовки, направленность на профессию, групповые нормы. По конкретной величине связи можно будет судить о вкладе этих факторов в учебную активность.

Анализ данных можно назвать технологией так же, как и процесс исследований в целом, поскольку этот анализ включает четкую последовательность операций.


Таблица 16. Последовательность стадий анализа данных[18]

Стадия анализа Исследовательские задачи Основные приемы анализа
  Выявление аномалий, ошибок и пропусков данных, описание простых распределений Качественное осмысление сгруппированных данных, описательная статистика, расчеты средних тенденций
2-3 Уплотнение исходной информации, описание ее в показателях, повышение уровня обобщения Приемы укрупнения исходных шкал, комбинации признаков, построение индексов, эмпирическая и теоретическая типологизация, факторный анализ
2-3 Выявление прямых и косвенных связей, интерпретация и объяснение основных зависимостей и свойств изучаемых явлений, проверка главных и второстепенных гипотез Построение двухмерных и многомерных таблиц, расчет корреляций, использование корреляционных графов детерминационных моделей
Продолжение таблицы 16
  Прогноз изучаемых процессов и явлений на основе объяснительных гипотез Приемы мысленного и натурного эксперимента, повторные и сравнительные исследования, контрольные опросы экспертов для проверки итоговых выводов

Такой тип объяснения, с опорой на формально-логический аппарат, и называется научным объяснением, претендующим на истинное представление реальности, «как она есть».

Описание и объяснение – необходимая часть исследования и в качественной парадигме. В узком смысле описание противопоставлено объяснению, не содержит указаний на причины и мотивы действий. В широком смысле в зависимости от задач различают виды описаний: простое описание решает задачу преставления жизненного мира информанта и его интерпретации событий; аналитическое описание предполагает мини-теорию или исследовательский комментарий.

В качественной парадигме научное объяснение сочетается или дополняется семантическим. Фактически это растолкование, объяснение, при котором события и поступки объясняются с помощью уточнений, аналогий, указаний на смысл событий и действия для их участников.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1864; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.