Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

А.Н.Леонтьев Некоторые проблемы психологии искусства. Избранные психологические произведения. Т.2. М. 1983




С.232 Проблемы психологии искусства принадлежат к числу пограничных, связывающих между собой психологию и эстетику. Эти проблемы очень трудны и к тому же мало разработаны. Какая же из наук в первую очередь отвечает за состояние этих пограничных проблем? Какой науке – психологии или эстетике - принадлежит главная роль в их разработке? Чисто методологические соображения требуют признать, что первое слово принадлежит психологии. Правда, это слово в психологии еще не сказано. Дело в том, что прежняя психология. никогда не считавшая своей задачей изучение реальной деятельности человека и к тому же лишенная подлинного исторического понимания природы человека и его психики, естественно. не могла дать сколько-нибудь исчерпывающего анализа эстетической деятельности - специфической деятельности общественного человека.

Сейчас, когда наша психология разрабатывается как естественнонаучная общественная дисциплина о деятельности конкретно-исторического человека и уже достигла на этом пути некоторых успехов, новая попытка подойти к искусству с психологической точки зрения является, как мне кажется, более чем оправданной. Задача моего доклада собственно, и состоит в том, чтобы опираясь на достижения психологической теории и в первую очередь на работы школы Л. С. Выготского

С.233 Я хорошо понимаю не только всю трудность, но и научную рискованность такой попытки. Поэтому я хочу еще раз, и особенно ясно, сказать речь будет идти именно о некоторых гипотезах, возникших в порядке первого приближения к искусству с психологических позиций.

Как хорошо известно, замечательной чертой человеческой деятельности и деятельности вообще является то, чтоэта деятельность продуктивна, что она опредмечивается, кристаллизуется в некотором объективном продукте. Конечно, это может быть, как продукт материальный, вещественный, так и продукт идеальный. Что касается эстетической деятельности, то эстетическая творческая деятельность, создает именно идеальные продукты - произведения искусства, эстетические объекты. Конечно, всякое произведение искусства существует в некоторой материи: в звуках музыки, в красках, положенных на холст, в мрамор или бронзе и т.д. Тeм не менее продукт эстетической деятельности является действительно продуктом идеальным. Это значит, что продукты эстетической деятельности несут в себе отражение некоторой peaльности. Последняя обнаруживается, однако, только в процессе воздействия продуктов эстетической деятельности на человека. Поэзия, живопись, музыка никем не воспринимаемые не обнаруживают идеального, т. е. существенного своего содержания того, в чем, собственно кристаллизуется эстетическая деятельность человека.

Таким образом, всякий продукт эстетической деятельности адресован человеку, людям, это продукт, предназначенный для воздействия на людей, и уже в самом процессе его творения как бы заложено то, чтоон будет восприниматься. Разумеется, эстетический продукт требует восприятия особого рода. а именно эстетического.

Итак, первое положение, в котором нужно, на мой взгляд дать, себе полный отчет, состоит в том, что эстетическая деятельность всегда адресована своим человеку, людям; иными словами, что искусство по самой природе своей коммуникативно. Недаром говорится, что всякий писатель должен своего читателя. Конечно, адресат может быть здесь сколь угодно узок широк, сколь угодно отдален или близок, но всегда должен быть. На это мне могут сказать, чтосуществует искусство некоммуникативное ни к кому не обращенное, ничего и никому не несущее ни на кого не воздействующее, никем не могущее быть воспринятым, пережитым. Тогда возникает вопрос: а является ли такое искусство искусством? Я думаю, что нет. Конечно, можно кричать от тоски или от ярости, можно бросать наобум при этом краски на полотно, стучать по клавиатуре фортепьяно, но все это так же не похоже на эстетическую деятельность, как не похож на эстетическую деятельность обыкновенный скандал с битьем посуды.

Что же отражают, чтонесут в себе людям продукты эстетической деятельности? Какова их функция в жизни человека и человечества? Какой потребности, какой социальной психологической необходимо?

С.234 Но существует и еще один ход мысли, на котором мне придется остановиться. Речь идет о том, что функция эстетической деятельности есть якобы выражение и коммуникация эмоций. Эта точка зрения схватывает, конечно, какую-то узкую частичную правду. Она ищет ответа на вопрос о специфике эстетической деятельности и ее продуктов. Но ведь понятно, что особенности любой формы отражения определяются особенностями отражаемой реальности.

С.235 и эта точка зрения, особенно в крайнем, прямолинейном ее выражении, не выдерживает столкновения с фактами. Ведь чувства, эмоции, страсти, аффективные состояния или аффективные процессы выражаются людьми и вне эстетической деятельности, притом выражаются ярко и непосредственно, заражающе сильно, и оказывают, как известно, или могут оказывать могучее воздействие на других людей. Психология, в том числе и экспериментальная психология, знают об этом достаточно много и достаточно подробно. Но именно все это и делает особенно очевидным, что сама по себе функция выражения эмоций, коммуникация их и эмоционального воздействия на людей и функция эстетической деятельности суть разные, не совпадающие между собой функции. Просто гневные, яростные или просто страстные любовные письма - по своей функции вовсе не то же самое, что эпистолярное художественное произведения. Эффект художественного исполнения эмоционально насыщенного и даже перенасыщенного, скажем, сценой убийства, эффект его передачи и его восприятия зрителем вовсе не то же самое, что эффект, производимый той же сценой, но разыгранной, например, на улице. В действительности и для участников этой сцены, и для свидетелей и зрителей ее эффект здесь даже в каком-то смысле противоположен.

В этой связи невольно приходит на ум широко известный анекдот о том, что будто некогда бродячая труппа aктepoв разыгрывала где-то на Диком Западе перед собравшимися ковбоями душещипательную злодейскую пьесу. Рассказывают, что когда герой этой пьесы готовится совершить свое самое страшное злодейство, то один из зрителей, выхватил кольт и выстрелил в ”злодея”. Актер, исполнявший эту роль, был убит, а зрителя, повинного в убийстве, приговорили к смерти. Рассказывают далее, что их. похоронили вместе, в одной могиле, и на надгробии этой могилы высекли: ”Лучшему из актеров и лучшему из зрителей”. Обычно этот анекдот комментируется так: в действительности надо был написать на надгробии: ”Худшему из актеров и худшему из зрителей”.

С.237 Мой центральный тезис применительно к эстетической деятельности и состоит в том, что конституирующее в эстетической деятельности и, соответственно, конституирующее продукт этой деятельности и есть открытие, выражение и передача другим не значения, а личностного смысла явления. Ибо личностный смысл, будучи личностным, вовсе не является единственным, только для меня существующим. Нам всем приходится решать эти задачи на смысл. И я естественно, найдя решение этой задачи в той или другой связи, стоя перед той или другой проблемой, перед тем или другим явлением действительности, могу и необходимо ставлю перед собой задачу: помочь в ее решении другим, открыть этот смысл другим, т. е. передать его. Искусство и есть та единственная деятельность, которая отвечает задаче открытия, выражения и коммуникации личностного смысла действительности, реальности.

Что же является объектом отражения? Смысл и является таким объектом отражения, который требует совершенно специфической формы. Говоря коротко, функция эстетической деятельности, в развиваемой мной гипотезе, есть открытие жизни. Поэтому содержанием эстетической деятельности всегда является процесс проникновения за значение.

Нужно освободиться от равнодушия значения, нужно пройти за него, и здесь. естественно, деятельность начинает приобретать характер борьбы, столкновения, разрушения одного, утверждения другого, поэтому динамика, которая раньше выступала как динамика интимная, как внутренняя жизнь сознания, его драма, воспроизводится при эстетической деятельности в продукте, кристаллизуется, оседает в нем.

С.238 Посмотрите как строится эстетическая деятельность. Трехмерный мир в живописи отражается в двухмерном мире, теплота человеческого тела - в хладном мраморе, его пластичность - в колющемся под резцом дереве. В ней всегда что-то разрушается в свойствах отражаемого. Рампа отделяет происходящее на сцене и что-то меняет в совершаемом там.

Давайте попытаемся повернуть положение. Представим себе, что мы подобрали самый лучший материал для изображения человеческого тела, например воск, тонкую краску, способную дать соответствующий тон. Мы, наконец, можем не изображать в изменении, восковой скульптуре одежду, а просто одеть изваяние в настоящую одежду. Что вы получите? Фигуру для паноптикума. Это продукт эстетической деятельности? В известном смысле, он даже нечто антиэстетическое, антихудожественное. И чем ближе этот продукт к паноптикуму, тем меньше деятельность можно охарактеризовать как эстетическую.

В эстетической деятельности происходит вечная борьба с материалом, его преодоление, снятие его косности. Как же идет эта борьба? Самый трудный случай борьба с материалом в художественной литературе. Язык - это мир значений, языковое произведение необходимо несет в себе эти значения. Но самое трудное в искусстве слова заключается в том, чтобы в материале значения пройти за значение. В поэзии это легче, там помогает, по-видимому форма: в художественной прозе - труднее и возникают огромные проблемы эстетики, которые я в состоянии только упомянуть: проблема стиля художественного произведения, языковых выразительных средств и множество других.

С.239 Итак, мы пришли к очень своеобразному выводу. Прежде всего к положению о том, что специфическая функция продуктов эстетической деятельности, а следовательно, и задача этой деятельности вовсе не сводится к увеличению наших познаний об объективных особенностях мира хотя эта задача в ней может, а иногда даже и должна присутствовать. Задачи эстетической деятельности не сводится и к вовлечению нас в мир эмоций, к их передаче. Задача этой деятельности - в открытии жизни, показе того, что лежит за ”равнодушными” значениями, и в этом отношении искусство эмоционально, потому что открытие личностного смысла есть акт высшей степени эмоционального напряжения (но не эмоция сама по себе, которая может возникнуть по любому поводу).

Итак, эстетическое отношение, реализуемое эстетической деятельностью, есть особое отношение. И если практическое человека к миру реализуется в его практической деятельности обслуживается познанием а его познавательной деятельности и обслуживается соответствующими действиями (теоретическими, а иногда и прямо практическими), то эстетическое отношение реализуется деятельностью, проникающей за безразличность, объективность, равнодушность деятельностей практической, теоретической, познавательной. Поэтому эстетическое отношение в определенном смысле универсально. И когда говорят о непротивоположности между трудом и искусством, то откуда бы им взяться. Ведь эстетическая деятельность – раскрытие того и другого.

И последнее: почему так действенно искусство? Мы с вами ведь уже говорили: подлинным и мощным регулятором не значение, не понимание. Можно понимать, владеть значением, знать значение, но оно будет недостаточно регулировать, управлять жизненными процессами: самый сильный регулятор есть то, что я обозначаю термином ”личностный смысл”. Но ведь искусств несет в себе, воздействует на людей, передает людям именно самое сильное в регуляции деятельности – смысл. Поэтому искусство не информирует, оно движет людей, подвигает их, в смысле подвига, к жизни. Искусство этим и совершает великую борьбу против утраты смысла в равнодушных значениях. Искусство - не только для человека, как значение, как познание. Искусство за человека, в этом его главное отличие. Не для, а за. Замена слов, мне кажется, точно выражает суть дела. Искусство заставляет жить человека жить человека в истине жизни, а не в истине вещей.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2319; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.