Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формулировка цели воспитания своего ребенка




и осознание смысла своего существования как родителя [5]

Родителям предлагается подумать и письменно сформулировать цели воспитания своего ребенка. Ведущий занятия подчеркивает, что быть родителем – очень ответственная миссия. Присутствующих просят ответить, в чем они видят смысл своего существования как родителей. После того как ответы зафиксированы на бумаге, каждому дается возможность высказаться. Участники записывают основные мысли выступающего, затем разворачивается достаточно продолжительная дискуссия. Ведущий как бы «подогревает» ее, ставя под сомнение позиции родителей по обсуждаемой проблеме. Его задача – подвести родителей к мысли о том, что цель воспитания – создание условий, открывающих ребенку возможности для самоопределения, т.е. самостоятельного выбора жизненного пути. Ребенок имеет право на ошибку, а родители оказывают ему необходимую поддержку, помощь, ненасильственно направляя его развитие (ведущий подводит присутствующих к идее ненасильственных целей воспитания и соответствующих смыслов своего существования как родителей).

Упражнение «Идеальный родитель» [6]

Участникам предлагается рассказать, как они представляют себе «идеального родителя». После обмена мнениями важно выделить наиболее часто встречающиеся качества, которые приписываются «идеальному родителю», и записать их.

Затем ведущий предлагает изображенные на большом листе бумаги концентрические круги. центр символизирует «идеального родителя», обладающего всеми перечисленными ранее качествами. Каждому участнику надо определить, насколько он удален от центра, и пометить фломастером «свое» место на рисунке.

Далее предлагается определить, какие качества необходимы родителям для достижения поставленной цели, а также обсудить, что мешает проявлять себя в желаемом качестве. Здесь важно на нескольких конкретных примерах рассмотреть способ реального взаимодействия родителя и ребенка и как это могло выглядеть с позиции «идеального родителя». Можно использовать ролевую игру, сюжет которой предлагают сами родители, сюжет наиболее часто встречающейся жизненной ситауции.

Упражнение «Поляна родительского счастья» [7]

1. Устраивайте поудобнее. Закройте глаза. Сосредоточьтесь на своем дыхании. Особое внимание уделите выдоху. Выдох является актом расслабления. С каждым выдохом вы будете чувствовать себя более спокойно. Сделайте три глубоких и медленных вдоха и еще более медленных выдоха.

Вы сидите на этом стуле, сейчас, в этой комнате, слышите мой голос и ощущаете, как ваши ноги касаются пола. Вы чувствуете, как спина касается спинки стула, руки лежат на ваших бедрах, при этом вы слышите звуки, которые проходят мимо вас, вы испытываете удовольствие, к вам приходит ощущение полного комфорта.

2. Посторонние звуки для вас не будут иметь значения, вы будете слышать мой голос, представлять, чувствовать то, о чем я буду говорить.

Вы идете по тоннелю и выходите на прекрасную светлую поляну. Оглянувшись, вы узнаете знакомое место и вспоминаете, что уже были здесь когда-то и чувствовали себя очень счастливыми. Рядом с вами близкие и родные люди, среди них Ваш ребенок. Вы наблюдаете за ним со стороны. Посмотрите внимательно, как он выглядит, в чем он одет, что он делает? Вы смотрите на него и чувствуете переполняющую грудь радость.

Вас привлекает его внешность, радуют его способности, любые его проявления. Вы принимаете его таким, какой он есть. Вы испытываете чувство благодарности к нему за то, что он у вас есть.

Находясь на поляне, вы обладаете всеми качествами, которые необходимы для того, чтобы воспитать ребенка в любви и счастье, решать любые возникающие проблемы спокойно и взвешенно. Выберите те качества, которые вам необходимо перенести с собой в настоящее время.

Наше приятное путешествие подходит к концу, вы постепенно возвращаетесь в настоящее время. Я буду считать от пяти до одного, и с каждым счетом вы будете чувствовать бодрость, прилив сил.

5. Вы уже чувствуете, как поток энергии проходит через ноги и разливается по всему телу, он бодрит вас, вы испытываете приятное ощущение.

4. Это ощущение усиливается, вы чувствуете легкость, энергичность, радость.

3. Вам приятно осознавать перемены, которые произошли с вами. Вы все так же испытываете приятные чувства.

2. А теперь мысленно представьте окружающую вас обстановку, людей, которые находятся рядом с вами в этой комнате.

1. Сделайте глубокий вдох и откройте глаза. Улыбнитесь.

Упражнение «Будущее моего ребенка» [8]

Родителям предлагается ответить на вопрос: «Каким вы хотите видеть своего ребенка во взрослой жизни?» Ответы записать в столбик 1, затем заполнить столбик 2 и 3.

Ответы на вопрос: «Каким вы хотите видеть своего ребенка во взрослой жизни?» Личностные оценки в адрес ребенка, которые вы используете в общении с ним Выражения, которые наиболее подойдут к достижению поставленной цели
     

Упражнение «От печали до радости»

Климат семьи – индикатор того, как живется в доме ребенку, что он чувствует, находясь рядом с вами. Отметьте знаком «+» те формы общения, которые вы использовали сегодня, воспитывая своего ребенка.

Сколько раз вы сегодня ребенка (ребенку)


хвалили

поощряли

одобряли

целовали

обнимали

ласкали

симпатизировали

сопереживали

улыбались

восхищались

делали приятные сюрпризы

делали подарки

 


упрекали

подавляли

унижали

обвиняли

осуждали

отвергали

одергивали

позорили

читали нотации

лишали чего-то необходимого

шлепали, пороли

ставили в угол


Подсчитайте общее количество плюсов в каждой колонке и сделайте приблизительный вывод: какие эмоции преобладали сегодня у малыша в течение дня, чем был наполнен его день: радость или печалью.

Упражнение «Народная мудрость о воспитании»

На основании собственного опыта проинтерпретируйте предложенные пословицы, касающиеся отношений в семье.

Семья сильна, когда над ней крыша одна.

Без корня и трава не растет.

На что и клад, коли в семье лад.

Намеки да попреки – семейные пороки.

Изба детьми весела.

У кого детки, у того и бедки.

У кого детей много, тот не забыт от Бога.

Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.

Птица в гнезде до осени, а дети в дому до возраста.

При солнышке тепло, при матери добро.

Не тот отец, мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил да добру научил.

Гни дерево, пока гнется, учи дитятко, пока слушается.

Родительское слово мимо (на ветер) не молвится.

Из одной печи, да неодинаковы калачи.

Капризный в детстве уродлив в летах.

Медитативные упражнения

"Открытие сердца"

Любым наиболее удобным вам способом войдите в состояние медитации. Лучше всего будет, если вы сосредоточите внимание на дыхании.

Теперь ваше дыхание – не просто дыхание, а средство распространения доброты и дружелюбия. Представьте себе, что вы вдыхаете и выдыхаете не воздух, а свет, теплый и мягкий луч света. Мягко сосредоточьте все свое внимание на центре груди, в области сердца. Вдыхая, направляйте туда теплый луч света доброты и любви – к себе самому. Можно сопровождать вдох мыслью: "Пусть я буду счастлив". Выдыхая, позволяйте лучу света излучаться из вашего сердца наружу, проходя через тело, ум, сознание. Сопровождайте выдох мыслью: "Пусть другие будут счастливы".

На выдохе отбрасывайте любое напряжение, тревогу, отрицательные чувства – просто отгоняйте их в сторону, как хозяйка, которая чисто выметает пол, освобождая его от мусора. Пусть чувство освобождения заполнит мягким светом все ваше тело.

Теперь позвольте себе углубиться в сердце и посмотреть, нет ли там печали, тоски, боли, скуки, огорчения. Если есть – мысленно позвольте этим чувствам быть, высвободите их, дайте им течь свободно, дайте им проявиться и смотрите со стороны, как они проявляются, как они текут, как они существуют. Мирно следите за ними – примиритесь с тем, что они есть, что они имеют право быть и течь сквозь ваше сердце. Пусть они протекают насквозь – и уходят, уходят из вашего тела, из вашего сердца, из вашего ума. Мягко отстраните их, но не гоните силой, просто помогите им уйти, когда они уже сами готовы к этому.

Раскройте сердце всему, что переживаете. Это не значит, что нужно одобрять пагубные чувства и отрицательные состояния. Нужно просто предоставить им пространство, в котором они могут появляться и исчезать. Когда вы позволите отрицательному пройти и уйти, вы почувствуете, что мягко входите в состояние умиротворения и дружелюбия по отношению к себе, к внешнему миру.

Продолжайте распространять дружелюбие вокруг себя. Сначала снова со вдохом направьте луч добра к себе, с пожеланием счастья себе. Затем вспомните ваших близких, любимых, людей, которых вы уважаете, - с выдохом направьте луч света к ним с пожеланием счастья им. Теперь вспомните тех ваших знакомых, к которым вы относитесь безразлично. Направьте луч добра и дружелюбия с пожеланием счастья им. Теперь вспомните тех, кто вам не нравится. Передайте и им дружелюбные пожелания счастья вместе с выдыхаемым лучом света. Не обязательно испытывать к этим людям любовь – достаточно пожелать им добра.

Доброта и дружелюбие ко всем – это способность быть терпимыми, принимать людей такими, какие они есть. Если вы принимаете и воспринимаете себя и других так, то добро, дружелюбие и сочувствие возникают сами собой. Сердце становится мягким, восстанавливает свое естественное свойство быть сочувствующим, живым, чутким, пропускать сквозь себя целительную энергию любви и добра.

"Измерение любви"

Войдите в медитативное состояние и представьте перед собой закрытую дверь. На двери написано слово «любовь». Дверь открывается в мир любви, и за ней можно встретить самых разных людей, существ, предметы, воспоминания, ситуации и состояния сознания. Уделите какое-то время тому, чтобы живо представить эту дверь, ручку двери, надпись на ней.

Теперь откройте эту дверь, и пусть из-за нее появятся первые непроизвольные впечатления. Не загадывайте наперед, что это должно быть. Они могут возникнуть в любой форме – в форме образа, физического ощущения, чувства, звука, запаха и т. д.

Постепенно привыкайте к миру за дверью. Исследуйте его. Что бы вы ни обнаружили, приятное или неприятное, поступайте следующим образом: воспринимайте это без каких-либо оценок или толкований, ненадолго задерживайтесь у каждого возникающего образа, чтобы позволить ему раскрыться полностью; сознавайте, что этот образ – лишь одно из великого множества проявлений, имеющих отношение к любви. Скажите: "В мире любви есть и это". Затем переходите к другому образу. Выйдите и закройте дверь.

После завершения упражнения подумайте о явившихся вам образах. А теперь укрепите себя в хорошем отношении к себе.

"Любящие глаза"

Представьте себе, что вы сидите за столом. Перед вами лежит лист бумаги, на котором вы хотите написать письмо, напротив вас – стеклянная дверь, ведущая в другую комнату. Там, занятый своим делом, находится тот, кто любит вас. Вы смотрите на этого человека, и с удовольствием описываете его в письме (письмо предназначено тому, кто вас тоже любит и понимает). Вы с любовью и радостью описываете слова, взгляды, жесты, особенности поведения, которые делают его именно таким, какой он есть. Вы вчитываетесь в собственное описание, переживаете те чувства, которые приходят и проходят через вас, и при этом смотрите через стекло на сидящего там любящего вас человека.

Когда ваше описание близится к концу, вы мягко меняете свое восприятие. Вы как бы "уплываете" со своего места за столом, "выплываете" наружу и мысленно сливаетесь воедино с человеком, который вас любит, – просто становитесь им, занимаете его место. Теперь, уже в его образе, вы поднимаете глаза и видите в другой комнате себя, сидящим и пишущим письмо. Вы видите себя глазами того, кто вас любит – в первый раз видите то, что видит он, когда смотрит на вас. Видя себя глазами того, кто вас любит, вы обнаруживаете свои качества и свойства, о которых вы не знали или даже считали их недостатками. Рассматривая себя сквозь призму мыслей, восприятия, воспоминаний того, кто вас любит, вы находите, что заслуживаете любви, обнаруживаете, что сделали другого человека богаче просто тем, что являетесь самим собой. Вы видите и слышите, что в вас нравится этому человеку. Удерживая все это в восприятии и памяти, вы медленно возвращаетесь в самого себя, помня, кем и каким вы являетесь для того, кто вас любит.

Повторяйте это упражнение до тех пор, пока не приучитесь ежедневно и ежечасно видеть себя глазами любящего человека, очень хорошо знающего вас, прощающего все ваши недостатки, не осуждающего никогда, понимающего все то, что, может быть, осуждают другие люди. Вы больше не ориентируетесь в своей жизни на мнения не любящих вас людей – их мнения ничего не значат для вас, вам с ними не по пути, у вас совершенно разные дороги, которые не пересекаются. Вам важно мнение лишь того, кто вас любит, – а это всегда одобряющее, понимающее мнение. Научившись смотреть на себя глазами любящего, вы обретете самое надежное в мире чувство защищенности.

Домашние задания для родителей

Домашние задания позволяют родителю осмыслить происходящее в родительской группе, реализовать свои мысли и переживания в реальной естественной обстановке взаимодействия с ребенком, подключить других членов семьи.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 598; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.